Анализ режима дня в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: сравнить расписание уроков с требованиями рациональной и гигиенической организации педагогического процесса.

Учитывая динамику работоспособности учащихся, для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать трудность предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (динамический компонент преобладает на уроках труда, физкультуры, пения и т. п.).

Для учащихся младших классов наиболее трудны русский язык, математика и чтение.

Правильное распределение уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять более легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-е - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и пятницу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них.

Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия для переключения учащихся с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.

По той же причине следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
ОРКСЕ(5б.) Русский язык (5б) Русский язык (7б.) Английский язык (4б.) Русский язык (5б.)
Русский язык (7б.) Математика (5б.) Математика (7б.) Физкультура (7б.) Музыка (6б.)
Математика (7б.) Английский язык (3б.) Литературное чтение(5б.) Русский язык (6б.) Математика(5б.)
Литературное чтение (6б.) Физкультура(8б.) Технология (6б.) Окружающий мир(5б.) Литературное чтение (7б.)
Окружающий мир (4б.) ИЗО (5б.) Физкультура (7б.) Дорожная безопасность (3б.) Культура добрососедства (8 б.)
Итого: 29 б. Итого: 26б. Итого: 32б. Итого: 25б. Итого: 31 б.

- Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на понедельник, среда, пятница. Это не соответствует правилам, так как в понедельник и пятницу нагрузка должна быть минимальная.

- Сдвоенных уроков нет.

- Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.

- Нулевых уроков нет.

- По мере возможности в расписании чередуются предметы разных видов

- Занятия второй половины дня – консультации, кружки проводятся после

- Внеклассная работа по предметам проводится во внеурочное время.

Анализ режима дня учащихся 4 - А класса

Режим дня – это динамическая система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня ребенка основан на всестороннем учете особенностей его роста, развития, условий жизни и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется обучение и воспитание. Таким образом, режим является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Обоснование режима дня учащихся.

Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.).

Чтобы помочь ребенку и его родителям составить научно обоснованный режим дня учащегося, классный руководитель на родительском собрании информирует о примерном распорядке дня, поясняя назначение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья школьника. Вот некоторые из таких рекомендаций.

Вставать после ночного сна ребенок должен в 7–7.30 ч утра. Это приемлемо для учеников первой и второй смены. Затем ребенок делает утреннюю зарядку, совершает туалет, завтракает и отправляется в школу, куда он должен прийти за 10–15 мин до начала занятий, чтобы подготовиться к уроку.

Возвращаться домой ребенок должен примерно в одно и то же время, это воспитывает пунктуальность и экономит время. Домой ученик должен идти не торопясь, чтобы не тратить лишнюю энергию и иметь возможность побыть на свежем воздухе.

Дома ученик переодевается, моет руки и обедает. После этого младшие школьники (особенно первоклассники и дети, перенесшие болезни) должны спать 1–1,5 ч, что необходимо для восстановления сил и укрепления нервной системы.

Здоровые ученики начиная со второго класса после обеда могут отдыхать на свежем воздухе, например, кататься на лыжах, коньках, санках, играть в подвижные игры и др. После этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий (прежде всего средней и повышенной трудности).


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Режим дня младшего школьника


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема исследовательской работы:

Режим дня младшего школьника.

Цель исследования:

Цель исследования – определить, каким должен быть оптимальный режим дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи исследования:

Выяснить, что такое режим дня. Показать важность его соблюдения.

Определить, что обязательно должно быть в режиме дня младшего школьника.

Выяснить, что способствует правильно организованному режиму дня.

Составить фотографию дня и по ней определить, оптимален ли мой режим дня.

Оптимизировать при необходимости режим дня в соответствии с рекомендациями из теоретической части.

Дать практические рекомендации по составлению режима дня младшего школьника в виде памятки (продукт).

Если я изучу, что такое режим дня и как его скорректировать для моего возраста, я смогу подготовить для себя план оптимального режима дня. Имея такой план, я смогу организовать свой день таким образом, чтобы наиболее продуктивно выполнить все основные задачи обучения, но при этом иметь достаточно времени на отдых, спорт и хобби.

Рекомендации по составлению режима дня младшего школьника.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Дети и родители должны иметь представление об оптимально составленном режиме дня младшего школьника.

Основная часть

2.1 Теоретическая часть

Правильное планирование дня — основное требование современного мира. Чтобы все успевать, не переутомляться, сохранить психическое и физическое здоровье, необходимо научиться строить рабочий график, или распорядок дня. Формировать такую привычку психологи и педагоги рекомендуют с раннего возраста — с начала учебной деятельности.

Что такое режим дня, хорошо знают дети, которые посещали детский сад. Благодаря такому расписанию их жизнь была четко организована. Когда они стали школьниками, ситуация изменилась. Теперь каждый должен иметь собственный ежедневный распорядок. Начало школьной жизни сопровождается серьезными психологическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Пройти этап адаптации к школе, научиться распределять время для учебы, отдыха и хобби поможет распорядок дня школьника.

Режим дня – это правильное распределение времени на все виды деятельности и отдыха человека в течение суток, с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.

В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.

При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Специалисты отмечают, что продолжительность сна зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем менее вынослива его нервная система, а значит, утомление наступает быстрее. Поэтому ученикам 1-х – 4-х классов рекомендуют спать от 10 до 10,5 часов. Кроме того, первоклассникам советуют спать еще и днем. Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать лучше в одно и то же время, в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры.

Утром стоит потратить 10-15 минут на зарядку, чтобы организм активно включился в работу.

Также стоит отдельное внимание уделить отдыху на свежем воздухе. Специалисты советуют разделить прогулки на несколько частей: до приготовления домашних заданий, после них и перед сном. Младшим школьникам следует проводить на улице от 3 до 3,5 часов.

Когда ребенок возвращается со школьных занятий, то не стоит сразу же садиться за выполнение домашнего задания. Лучше отдохнуть часа два, чтобы набраться сил.

В среднем, на выполнение уроков в младших классах отводят 1,5 - 2 часа. Лучше всего чередовать письменные и устные задания.

Также лучше ограничивать время работы за компьютером, чтобы избежать перенапряжения глаз и развития утомления. Для учеников 1-х – 5-х классов это всего 15 минут в день.

Для составления оптимального режима дня младшего школьника стоит учитывать следующие рекомендаций, которые помогут родителям обучить своих детей основам тайм-менеджмента и избежать ситуаций, когда к выполнению домашнего задания уставший ребенок приступает поздно вечером.

Планируем день

Чтобы грамотно распоряжаться своим временем и все успевать, школьнику придется научиться планировать свои день и даже неделю. Облегчить эту задачу можно, составив расписание в бумажном ежедневнике или в мобильном приложении, − главное, чтобы в план всегда можно было заглянуть. В первый раз родителям лучше сделать это вместе с ребенком, а дальше он научится справляться сам.

Для начала составляем список всех учебных дел на ближайшую неделю: домашние задания по всем предметам (не только школьные, но и от репетитора, с курсов и т. д.), все дополнительные занятия, кружки, секции.

Выполнение объемных заданий лучше разделить на несколько дней. К примеру, если к пятнице нужно подготовить эссе или реферат, в четверг тренировка по плаванию, а во вторник в расписании нет ничего, кроме школьных уроков, то черновик или план работы лучше написать в понедельник, во вторник написать текст эссе, а в четверг проверить ошибки и переписать все на чистовую.

Наводим порядок

Ребенку нужно уметь с 1 класса поддерживать порядок на столе. Перед тем как сесть за уроки, убираем со стола все лишнее, что будет отвлекать, оставляем только самое необходимое − учебники, тетради, пенал. Рабочее место должно быть хорошо освещено, чтобы ребенок не перенапрягал глаза во время чтения.

Расставляем приоритеты

Для определения более и менее приоритетных дел школьник может научиться пользоваться матрицой Эйзенхауэра, которую придумал бывший президент США. Ее суть заключается в том, что нужно записать все дела и при этом поделить их на четыре группы по важности и срочности:

срочные и важные;

срочные, но не важные;

несрочные, но важные;

несрочные и неважные.

Это особенно пригодится, если дел много, а школьник не знает, чем стоит заняться в первую очередь, а что можно отложить.

Не откладываем на потом

Уроки следует начать делать, отдохнув после школы час или два, не откладывать на поздний вечер, когда голова тяжелая и хочется только одного – спать.

Разбиваем на части

Убираем перегрузки

Психологи отмечают, что перегрузки в школе и на дополнительных занятиях могут оказать влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Переутомление приводит к ухудшению сна, замедленному развитию и потере мотивации к учебе. Желание родителей сделать из своего ребенка вундеркинда может плохо сказаться на его здоровье. Если ребенок не хочет или не может физически одновременно с основной учебой заниматься дополнительно в кружках и секциях, возможно, их количество стоит сократить или убрать совсем. Очень важно следить, как ребенок воспринимает нагрузку и остаются ли у него силы и время отдых.

Оставляем запасные варианты

Если ребенок совсем-совсем не успевает закончить уроки, а сил никаких не осталось, ему лучше лечь спать, не нужно сидеть всю ночь. Гораздо эффективнее лечь спать вовремя, но поставить будильник раньше обычного. На свежую голову задание будет выполнить намного легче. В крайнем случае параграфы по устным предметам можно почитать утром, собираясь в школу, или перед уроком.

Важно не просто заставить ребенка следовать плану, разработанному родителями, а научить его, как составить режим дня.

2.2 Практическая часть

В практической части моей работы я составила оптимальный режим своего дня и подготовила практические рекомендации по составлению режима дня младшего школьника.

Сначала я сделала фотографию 7 своих дней, чтобы понять, как я трачу свое время, как распределяется нагрузка, достаточно ли у меня свободного времени или его слишком много/мало.

Фотография рабочего дня — метод изучения рабочего/учебного времени наблюдением и измерением всех без исключения затрат на протяжении рабочего дня или отдельной его части.

Я проанализировала собранную информацию и на ее основе скорректировала свой режим дня в соответствии с правилами и рекомендациями, проведенными в теоретической части моей работы.

Я нашла следующие несоответствия в моем режиме дня:

- мало времени на сон,

- нет утренней зарядки,

- один из дней (вторник) является перегруженным,

- иногда не хватает времени на прогулки, т.к. зимой рано темнеет,

- много времени тратится на игры в планшете по выходным.

Я скорректировала режим дня следующим образом:

- перенесла отход ко сну на более ранее время,

- добавила утреннюю зарядку (10 мин),

- перенесла некоторые дела на другие менее загруженные дни,

- запланировала прогулки с родителями после ужина,

- заменила игры в планшете по выходным на другую деятельность (рисование, игры со сверстниками, прогулки).

На основании данного анализа я подготовила практические рекомендации по составлению режима дня младшего школьника.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЖИМА ДНЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Комментарии

Лучше просыпаться рано, позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость.

Водные процедуры

Лучше не только умываться и чистить зубы, но и принять душ, т.к. он быстро избавит от сонливости, подготовит к сложностям предстоящего дня. Душ также является хорошим закаливающим средством.

Зарядка поможет легче перейти от сна к бодрствованию, зарядит энергией на целый день, поможет подготовить организм к нагрузкам, к учёбе в школе. Зарядка обязательно должна присутствовать в правильном режиме дня школьника, причём именно с утра.

Несмотря на то, что многие дети в школьном возрасте очень неохотно кушают с утра, исключать его из режима дня нельзя. Завтрак должен быть горячим и достаточно плотным. Помните, что завтрак должен обеспечивать в режиме питания четверть от потребностей школьника в еде за день.

Дорога в школу

Путь до школы лучше сочетать с непродолжительной утренней прогулкой. Если школа находится недалеко, то можно весь путь до неё проделать пешком. Если же ребёнка возят в школу на машине, то можно останавливаться недалеко от неё, минут за 10-15 прогулочного шага, и уже до самой школы идти пешком.

Занятия в школе

Всю первую половину дня ребёнок проведёт в школе. Стоит отметить, что в режиме питания школьника на день обязательно должен быть предусмотрен второй завтрак, который ученик должен получить в школе.

Дорога из школы

Её, как и утреннюю дорогу в школу обязательно необходимо совместить с лёгкой прогулкой.

Обед должен приходиться в распорядке дня примерно на 13.00 и заканчиваться в 13.30. Помните, что обед в режиме питания ребёнка школьного возраста занимает, едва ли не центральное место. В обед ребёнок должен получить 40% своей суточной нормы калорий. Как и при любом приёме пищи ребёнком обед должен проходить в спокойной обстановке.

Послеобеденный отдых или сон

Современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим.

Прогулка или игры и спортивные занятия

После того, как ребёнок вернулся из школы, пообедал и немного отдохнул после обеда, настаёт время для подвижных игр. Желательно, чтобы такие игры были действительно подвижными и проходили на свежем воздухе. Также это время хорошо подходит для посещения спортивных секций.

Полдник просто необходим школьнику. Поэтому место в распорядке дня школьника для полдника должно обязательно отыскаться, причём место это с 16:00 до 16:15. Полдник необходим, перед тем как ребёнок сядет готовить домашнее задание.

Приготовление домашних заданий

С 16.00 до 18.00 в биологическом ритме организма наступает второй оптимальный период повышенной работоспособности. Это самое благоприятное время для подготовки домашних заданий.

За ужином обязательно должна собираться вся семья. Это очень желательно для того, чтобы ребёнок воспринимал приёмы пищи, как некое семейное действо. В этом случае школьнику намного легче привыкнуть к режиму правильного питания на протяжении дня.

Вечерняя прогулка

Вечернюю прогулку лучше всего проводить вместе с родителями, т.к. в зимнее время в нашем регионе уже темнеет. Это хорошее время, чтобы обсудить, что произошло за день у каждого члена семьи, поделиться впечатлениями.

Свободное время

У ребенка должно быть время для спокойных занятий дома по выбору самого ребёнка. Это может быть и чтение книги, рисование, спокойные игры.

Приготовление ко сну

В подготовку ко сну входит: гигиенические процедуры, подготовка одежды и школьных принадлежностей на следующий день и т.д. На это в режиме дня отводится всего полчаса, но и этого вполне достаточно.

Ребенок должен спать около 10 часов. Это один из важнейших факторов, который влияет на работоспособность ребёнка школьного возраста. Для того чтобы по утрам школьник легко просыпался, а по вечерам легко засыпал, необходимо чтобы он привык вставать и ложиться в одно и то же время. Нужно следить, чтобы ребёнок не засиживался допоздна, так как у очень многих детей школьного возраста из-за неправильного режима дня наблюдается хроническое недосыпание, которое может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Очень желательно, чтобы перед сном у ребёнка сформировались положительные эмоции – похвалите его за успехи прошедшего дня, почитайте ему книгу.

Я выяснила, что такое режим дня, узнала, что обязательно должно быть в режиме дня младшего школьника и что способствует его правильной организации.

На основании фотографии моего дня я проанализировала свой режим.

Моя гипотеза подтвердилась – изучив, что такое режим дня и как его скорректировать для моего возраста, я смогла подготовить для себя план оптимального режима дня. Имея такой план, я смогу организовать свой день таким образом, чтобы наиболее продуктивно выполнить все основные задачи обучения, но при этом иметь достаточно времени на отдых, спорт и хобби.

Я считаю, что школьнику очень полезно научиться планировать свой день с младших классов. Это в дальнейшем сослужит хорошую службу: школьник научится контролировать время, станет более дисциплинированным и ответственным. Правильный распорядок сохранит здоровье ребенка, убережет его психику от чрезмерных перегрузок, стрессов.

Чтобы добиться успеха, учиться и работать нужно не много, а с умом. Работать по-умному значит повышать эффективность, не теряя в продуктивности; получать максимальную отдачу при ваших исходных данных; подходить к тому, что вы делаете, стратегически. Всему этому помогает оптимально составленный режим дня.

Список используемой литературы

Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять. М.А. Лукашенко. Издательство Альпина, 2015 г.


Актуальность исследования обусловлена тем, что состояние здоровья, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня младшего школьника.

Объект исследования: режим дня младшего школьника.

Предмет исследования: рассмотрение режима дня как основы здорового образа жизни.

Гипотеза: если мы будем соблюдать режим дня, он положительно повлияет на наше здоровье и успеваемость в школе.

Цель: выяснить, как ученики соблюдают режим дня и почему важно его соблюдать.

Задачи:

1.Узнать, что такое режим дня.

2. Выяснить пользу соблюдения режима дня для младшего школьника.

3.Составить свой режим дня.

4.Узнать, соблюдают ли мои одноклассники режим дня.

Работа состоит из следующих этапов:

- изучение литературы и интернет - источников;

- систематизация собранного материала;

- проведение социологического опроса;

- создание презентации, буклета;

- публичное выступление на научно-практической конференции.

Методы исследования:

При выполнении данной работы нами применялись следующие методы исследования:

- теоретический: подбор и анализ информации о режиме дня младшего школьника;

- практический: проведение социологического опроса, фиксация наблюдений.

ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ ДНЯ?

Режим - это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.

Невозможно составить режим дня, который подходил бы каждому. Но есть пункты, которые обязательно нужно включать в свой ежедневный распорядок: сон, приём пищи, физическая активность, труд, учёба, творчество, отдых и саморазвитие.

При составлении режима дня в первую очередь стоит распределить время между обязательными ежедневными делами, которые обязательно нужно выполнить. Например, утренний подъем, гигиенические процедуры, приемы пищи, посещение школы, выполнение домашнего задания и отход ко сну. Остальные дела следует распределять по степени их важности и по объему времени, которое они обычно занимают.

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно.

КАК ПОСТРОИТЬ РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ПОЛЬЗА ДЛЯ ОРГАНИЗМА

Как же строить режим дня школьника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не торопясь собраться в школу. Встать с по­стели нужно за час - полтора до начала занятий. Это вре­мя корректируется от того, как далеко находится дом от школы. Для того, чтобы окончательно проснуться, настроиться на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить как минимум 10 минут. Не все дети в столь ранний час завтракают, поэтому родителям надо подобрать из продуктов то, что их дети съедят с удовольствием. Дорога в школу может стать прекрасной прогулкой. Лучшее время для приготовления уроков 16.00-18.00 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным заданиям.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания (4 – 5 кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального и правильного развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.

Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 часов. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка. Изучив в различных источниках информацию о режиме дня, я составила свой режим дня (Приложение 1). Он оказался во многом похож по распределению времени с тем, о которых я читала.

Соблюдение режима дня, развивает такие качества как: организованность, целеустремленность, сила воли, самоконтроль, дисциплинированность, уверенность, терпение, ответственность, внимательность, спокойствие.

Отсутствие четкого режима неблагоприятно влияет на организм. Уменьшается работоспособность, снижается успеваемость, а с течением времени появляются серьёзные расстройства здоровья. Соблюдая режим дня, мы формируем привычку следования здоровому образу жизни.

СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распреде­ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяже­нии всего периода бодрствования. Строит­ся режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, на­пример, максимальный подъем работоспо­собности приходится на 11 — 13 часов. Вто­рой подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивно­сти и продолжительности. Дети легко при­выкают к распорядку дня в школе, поэто­му следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование на­грузки и отдыха.

Основными элементами режима дня школьника являются:

• учебные занятия в школе и дома;

• активный отдых с максимальным пре­быванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• физиологически полноценный сон;

• свободная деятельность (досуг) по выбо­ру ребенка.

При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья сво­его чада и функциональные особенности его возраста.

В 6—7 лет у младших школьников отме­чается повышенная чувствительность к не­благоприятным внешним факторам и быс­трое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостене­ния и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствова­ние нервной системы. Переходный возраст (11 — 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ро­стом. Происходит быстрое развитие внут­ренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, вызывая юношескую гипертензию. В 15—18 лет происходит заверше­ние полового созревания, при этом сохра­няется состояние общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Помимо зарядки к физическому воспи­танию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные на­выки ребенка, повышается его эмоцио­нальный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эф­фект. Обратите особое внимание на плава­ние, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ре­бенка. Хорошо дисциплинируют команд­ные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.

Не игнорируйте и занятия лечебной физ­культурой в школе, если доктор считает их необходимыми.

Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптималь­ный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительнос­тью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ре­бенок, тем больше времени он должен про­водить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!

После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного воз­раста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаля­ющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Постепен­но температуру снижают с 30° в начале до 15—20° в конце. Это хорошая закаливаю­щая процедура. Возможен и контрастный душ: чередование теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобе­денное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2—3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.

Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), состав­ляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.

Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, ко­торый ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийнос­ти. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпоч­тительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный раци­он должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное раз­нообразие блюд и отсутствие перекусов.

Вернувшись из школы, ребенок обяза­тельно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Сла­бые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Важно, чтобы мебель соот­ветствовала росту ребенка.

Стул следует задвигать под стол на 4—8 см, для книг нужна подставка с углом наклона в 35°. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверх­ность. Во время подготовки уроков не дол­жно быть отвлекающих моментов (телеви­зор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно со­кращает время на восстановление полу­ченных на уроках сведений. Если школь­ник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вече­ром не следует — дневная нагрузка значи­тельно снижает работоспособность.

Начинать выполнение домашнего зада­ния рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсут­ствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Макси­мальная продолжительность периода рабо­тоспособности составляет 30—40 минут, после чего следует регулярно проводить 15-минутные перерывы с физкультминут­кой под музыку.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, про­смотр телепередач и др.)- Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 ча­сов 2—3 раза в неделю. Конечно, в виде ис­ключения можно разрешить просмотр ин­тересного фильма, если эта уступка будет правильно понята и дополнена достаточ­ным прилежанием.

Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.

Родители должны прививать как девоч­кам, так и мальчикам навыки по самооб­служиванию: умение готовить, убирать, стирать и т.д. Осознанная ответственность ребенка за вынос мусора, мытье посуды ста­нет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка как полно­правного члена семьи.

Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продол­жает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недо­сыпают из-за раннего начала занятий в пер­вую смену, позднего отхода ко сну. Систе­матическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстрой ствам. Непосредственно перед сном у ре­бенка необходимо сформировать положи­тельные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следу­ет умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ре­бенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой ком­наты — 18 "С.

И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто ос­тавить ребенку обед, вряд ли он будет пи­таться по часам. Во-вторых, должны со­блюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после про­смотра фильма ужасов. И, в-третьих, нич­то так не нарушает распорядок, как безде­лье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.

Примерный режим дня школьника младших классов

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.

Читайте также: