Анализ речевого развития ребенка по результатам входной диагностики в доу

Обновлено: 02.07.2024

Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

  • понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
  • употреблять существительные родительного падежа
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.

Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них - ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление - определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

Оценка знания детей по методике диагностирования О.С.Ушаковой;

Оценка условий, созданных в группах для речевого развития дошкольников;

Оценка профессиональных умений воспитателей;

Анализ уровня планирования работы;

Анализ умения педагогов привлекать родителей по данной теме.

Диагностика уровня речевого развития детей проводилась по методике О.С.Ушаковой. Речь детей оценивалась по 4 разделам: 1. Владение словар ѐ м; 2. Грамматика; 3. Фонетика; 4. Связная речь (Приложение 1).

Дети младших групп осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа, как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. Далеко не все дети могут составить короткий рассказ совместно со взрослым .

Активный словарь детей средней группы обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова . Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже). Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, с оставляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, пользуются разнообразными вежливыми формами речи.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает более высокого уровня. Большинство детей, но не все правильно произносят звуки родного языка. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Связная речь проявляется в перессказывании литературных произведений, развивая сюжетную линию, а также стараются интонационно передать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

Проведенный анализ диагностики по развитию речи детей на начало учебного года, позволяет отметить, что для достижения высоких результатов в этом направлении необходимо продолжать работу в системе.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

В ходе контроля было организовано посещение занятий в 4 возрастных группах по развитию речи: 1 младшая группа – группа № 4 (педагог – ФИО), группа № 5 (педагог ФИО); 2 младшая группа – группа № 11 (педагог ФИО); средняя группа – группа № 7 (педагог ФИО); старшая группа – группа № 9 (педагог ФИО), группа № 10 (педагог ФИО), подготовительная группа – группа № 13 (педагог ФИО), группа № 14 (педагог ФИО)

Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна. Однако речевая плотность занятия средняя во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, не все педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

В 1 и во 2 младшей группах дети на занятиях говорят, в основном, фразовой речью, что еще допустимо на данном этапе развития. Необходимо расширять и активизировать словарный запас детей, постоянно вовлекая детей в разговор, как на занятиях, так и в свободное время. А также способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания.

На занятиях воспитатели средней группы учат детей описывать предметы и игрушки, называя признаки, качества, действия, составлять небольшие рассказы с помощью мнемотаблицы. Рекомендовано пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, а также развивать артикуляционный аппарат.

Педагоги старшей группы учат детей рассказывать связно, подбору антонимов и синонимов к заданным словам разных частей речи, активизируют в речи детей сложноподчиненные предложения, знакомят с разными способами образования слов. Рекомендовано закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, формировать умение составлять небольшие рассказы как описательного так повествовательного характера.

В подготовительных к школе группах ведется работа по обучению разговорной речи и рассказыванию. Воспитатели направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих, ведется словарная работа. На занятиях воспитатели добиваются, чтобы дети говорили громко, отчетливо, выразительно, не торопясь. Рекомендовано продолжать работу по обогащению словаря детей, побуждая их интересоваться смыслом слова. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность. Однако в планах педагогов не достаточно уделяется внимания загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей. Также в планах не отражена работа в книжных уголках, не ведется работа по знакомству с авторами литературных произведений, не оформляются книжные выставки, не проводятся речевые досуги, развлечения, не проводятся конкурсы чтецов.

В группах ведется работа с родителями по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, индивидуальные беседы.

Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В МБДОУ работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

Рекомендации:

1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.

3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности занятия.

4. Применять мультимедийные презентации, что сделает занятия интересными и насыщенными.

5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на занятиях и в свободной деятельности.

6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.

7. Проводить индивидуальную работу над развитием мелкой моторики рук в тетрадях (выполнение заданий на занятии и в свободное время).

8. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.

9. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

10. Пополнить наглядные материалы: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

11. Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики, подготовить картотеку стихов, речевых игр.

12. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 5-го года жизни №12 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 5-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2016-17 учебный год.

Списочный состав группы: 16 обучающихся 5-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Рассройство экспрессивной речи. ОНР 1 уровня. Моторная алалия -9 детей;
  • Рассройство экспрессивной речи. ОНР 2 уровня. Дизартрия - 5 детей;
  • Сенсомоторная алалия – 1 ребенок.
  • Задержка интеллектуального развития – 1 ребенок.

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции ;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонема тических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам диагностики за 2016-2017 учебный год определены следующие количественные и процентные соотношения:

зв.анал. и синтез

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее: артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у всех детей.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы :

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития обучающихся группы №12 на начало и конец 2016-2017 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развитияна начало и конец 2016-2017 учебного года говорит о качественном изменении показателей речевого развития, что свидетельствует о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а к концу учебного года их количество выросло до 25% (4 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития изменилось с 19% (в начале года – 3 человек) до 62.5% (в конце года – 10 человек). Количество детей с низким уровнем речевого снизилось 81% (13 человек) до 12.5%(2 человека).

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы .

Предварительный просмотр:

по результатам диагностики речевого развития детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) № 13

за 2016-2017 учебный год

Учитель-логопед: Ишметова В.М.

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни №13 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 7-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников к школьному обучению;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2016-17 учебный год.

Списочный состав группы: 11 обучающихся 7-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Рассройство экспрессивной речи. ОНР 2 уровня. Дизартрия - 4 детей;
  • Рассройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 7 детей;

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции ;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонема тических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам диагностики за 2016-2017 учебный год определены следующие количественные и процентные соотношения:

зв.анал. и синтез

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы :

Фактические результаты показали следующие уровни речевого развития у воспитанников: высокий - (27%) средний -(64 %) и низкий - (9%).

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития обучающихся группы №13 на начало и конец 2016-2017 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2016-2017 учебного года говорит о качественном изменении показателей речевого развития, что свидетельствует о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а к концу учебного года их количество выросло до 27% (3 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития снизилось с 90% (в начале года – 9 человек) до 64% (в конце года – 7 человек). Т.е дети показавшие средний уровень на начало года, к концу обучения показали высокий уровень. Количество детей с низким уровнем речевого развития не изменилось.

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.

Предварительный просмотр:

по результатам диагностики речевого развития детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) № 3

за 2017-2018 учебный год

Учитель-логопед: Ишметова В.М.

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни № 3 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 7-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников к школьному обучению;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2017-18 учебный год.

Списочный состав группы: 11 обучающихся 7-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Рассройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 9 детей;
  • Фонетико - фонематическое развитие речи – 2 ребенка .

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции ;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонема тических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам диагностики за 2017-2018 учебный год определены следующие количественные и процентные соотношения:

зв.анал. и синтез

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

  • артикуляционная моторика сформирована на высоком уровне у всех детей.
  • звукопроизношение соответствует возрастной норме: высокий уровень -10(91%) , средний уровень - 1(9%), низкий уровень0(0%). Причинами среднего уровня являются сочетанность сложных речевых и интеллектуальных нарушений, частые пропуски.
  • слоговая структура слова соответствует возрастной норме: высокий уровень - 6(54%); средний уровень - 5(45%) дети допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры в виде перестановок, усечений, выпадений звуков и слогов;
  • фонематический слух хорошо развит у 6(54 %) - высокий уровень; 5(45%) - средний уровень допускают негрубые ошибки при воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку;
  • звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 6(54%) - дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова со стечением согласных звуков, печатают слова по следам анализа; на среднем – у 5(45 %), детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания;
  • словарный запас сформирова н на высоком уровне 7(64%) , у 4 (36%) – на среднем уровне дети называют не все обобщающие понятия, части предметов и одежды, транспорта, испытывают трудности при использовании антонимов, синонимов.
  • грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 6(54%), на среднем уровне – 5(45%). Отмечаются ошибки при образовании относительных и притяжательных прилагательных; при употреблении предложно-падежных конструкций;
  • связная речь сформирована на высоком уровне у 5(45%): дети самостоятельно составляют и пересказывают небольшие рассказы по серии картинок и сюжетной картине, используя развернутые предложения, у 6(54%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы :

Фактические результаты показали следующие уровни речевого развития у воспитанников: высокий - (45%) средний -(64%) и низкий - (0%).

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития обучающихся группы № 3 на начало и конец 2017-2018 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2017-2018 учебного года говорит о качественном изменении показателей речевого развития, что свидетельствует о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а к концу учебного года их количество выросло до 45% (5 человек). Количество детей со средним уровнем речевого развития снизилось с 82% (в начале года – 9 человек) до 54% (в конце года – 6 человек). Т.е дети, показавшие средний уровень на начало года, к концу обучения показали высокий уровень. Количество детей с низким уровнем речевого развития не отмечалось.

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.

Предварительный просмотр:

по результатам освоения адаптированной образовательной программы детьми

учитель-логопед Ишметова В.М.

дата проведения: май 2019 года

Целью педагогической диагностики являются отслеживание динамики развития детей старшего дошкольного возраста, определение эффективности образовательного процесса, оценка уровня речевого развития.

Списочный состав группы : 14 человек

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Методы исследования : наблюдение, беседа, игра, рассматривание иллюстраций, проведение тестов и проб.

Используемые методики : исследование заключалось в изучении уровня речевого развития ребёнка по речевой карте для детей с ОНР с опорой на наглядный материал.

Предметом исследования являлись :

  • Изучение состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи.

В результате обследования детей 7-го года жизни выявлено :

14 обучающихся 7-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия – 8 воспитанников;
  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 2-3 уровня. Дизартрия - 3 воспитанника;
  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 1 уровня.- 1 воспитанник.
  • ФФНР.- 2 воспитанника

Из них: 2 воспитанника с сочетанными диагнозами речевые нарушения, обусловленные задержкой психического развития.

Направления коррекционной работы

Изучение состояния звукопроизношения

Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова

Изучение состояния фонематических процессов

Изучение состояния словарного запаса

Изучение состояния грамматического строя речи

Изучение состояния связной речи

речевого развития детей 7 года жизни группы № 12

В течении года создавались оптимальные условия для преодоления грубых нарушений речи, коррекции особенностей эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников. Данные результаты системной коррекционной работы свидетельствуют о положительной динамике речевого развития детей по основным направлениям коррекционной программы.

Артикуляционная и общая моторика на начало года на низком уровне была у 7% детей, на конец года низкого уровня не показал ни один ребенок. Все дети овладели общим и специальным комплексами артикуляционной гимнастики, выработаны артикуляционные уклады для постановки всех групп звуков. Высокий уровень показали 78% воспитанников.

Звукопроизношение: на начало года на низком уровне были 21% детей, на конец года в стадии автоматизации и дифференциации поставленных звуков со значительным улучшением стало 86% детей, 7% показали незначительною динамику по причине частых пропусков по болезни и несвоевременного лечения у невролога.

На начало учебного года 86% детей показали средний, 14% низкий уровни сформированности звуко-слоговой наполняемости слова. На конец года результативность составляла: 29% воспитанников среднего уровня, и 64% воспитанников высокого уровня .

При обследовании фонематического слуха и звукового анализа(синтеза) дети допускали ошибки, в основном, в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам. 22% детей испытывают трудности с построением схемы слова со стечением согласных, требуют направляющей помощи со стороны педагога.

На начало года 93% детей показали средний уровень в освоении словаря (испытывали трудности в назывании частей предметов, детенышей животных и птиц, употреблении антонимов, синонимов, родственных слов, профессии людей), на конец года показатели среднего уровня уменьшились до 36%, а высокий уровень вырос до 56%.

Лексико-грамматические категории : на начало года низкий уровень показали 36%; средний 64% воспитанников. Дети испытывали трудности в образовании (существительных множественного числа родительного падежа, уменьшительно-ласкательных существительных, суффиксов увеличительного значения, суффиксов для образования профессии мужского и женского рода, названий детенышей диких и домашних детенышей, притяжательных прилагательных). На конец года количество допущенных ошибок значительно снизилось: 93% обучающихся показали средний и высокий уровень освоения программы по данному разделу.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы :

Высокий уровень –6 воспитанников (42%);

Средний уровень – 7 воспитанников (58%);

Низкий уровень – 1 воспитанник (7 %). Низкая динамика освоения программы данным ребенком обусловлена сложным сочетанным диагнозом.

Для родителей выпускников провести индивидуальные консультации, ознакомить с результатами диагностики, дать рекомендации по работе в летний в период домашних условиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объекты мониторинга:

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию связной речи дошкольников; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по формированию связной речи дошкольников.

Отбор содержания контроля:

Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.

Сбор информации основан на использовании следующих методик:

-систематические наблюдения за деятельностью ребенка;

-индивидуальная беседа с ребенком.

Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Данные карты позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

-общее развитие речи;

-из чего состоит;

-назови одним словом;

-назови первый . последний звук;

-рассказ по картине;

-рассказ по серии картин;

-подбери родственные слова;

-сколько звуков, назови по порядку.

Педагогами проводилась диагностика по основному направлению программы ДОУ, речевому развитию соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года.

-НОД по развитию речи

-диагностические игровые ситуации;

-проблемные диагностические ситуации.

2019-2020 учебный год.

Проводился мониторинг уровня по формированию связной речи

у дошкольников в условиях ДОУ.

Мониторинг речевого развития

детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Джанкойского района Республики Крым

Дата проведения мониторинга 14-16 10.2019 год.

( в процентном составе)

Общее развитие речи

Познание речи

Словообразование

Связная речь

Итоговый результат

Из чего состоит

Назови одним словом

Объясни значение

Подбери родственные слова

Назови детенышей

Один - много

Количество предметов

Сколько звуков. назови по порядку

Рассказ по картине

Рассказ по серии картин

Разновозрастная

19 воспитанников

15 б-7; 10-14 б-12; 0-10 б-0.

Разновозрастная с крым. татар. яз. обучения 10 воспитанников

15 б-2; 10-14 б-7; 0-10 б-1.

Разновозрастная 6 воспитанников

15 б-4; 10-14 б-1; 0-10 б-1.

Мониторинг речевого развития

детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Джанкойского района Республики Крым

Дата проведения мониторинга 14-16 10.2019 год.

( в процентном составе)

Общее развитие речи

Познание речи

Словообразование

Связная речь

Итоговый результат

Из чего состоит

Назови одним словом

Объясни значение

Подбери родственные слова

Назови детенышей

Один - много

Количество предметов

Сколько звуков. назови по порядку

Рассказ по картине

Рассказ по серии картин

Подготовительная

21 воспитанник

15 б-7; 10-14 б-11; 0-10 б-3.

Разновозрастная с крым. татар. яз.обучения 2 воспитанника

15 б-0; 10-14 б-2; 0-10 б-17.

Подготовительная 26 воспитанников

15 б-17; 10-14 б-9; 0-10 б-0.

Общий положительный результат составил 91 %.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи:

В ходе мониторинга было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В разновозрастной группе дети 5-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В подготовительной группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии карти, продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность НОД в разновозрастной группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

1.Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

2.Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели разновозрастных, подготовительной групп.

Срок: 2019- 2020 учебный год

4.Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: 2019- 2020 учебный год

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Читайте также: