Анализ работы в школе по патриотическому воспитанию в

Обновлено: 28.06.2024

Работа по патриотическому воспитанию в проводится в соответствии с общешкольным планом работы мероприятий на патриотическую тему.

Патриотическое воспитание школьников осуществляется в нашей школе в учебной и внеурочной деятельности и призвано:

- воспитать преданность Родине;

- сформировать уважение к труду, людям труда, трудовым традициям;

- сформировать уважение к боевому прошлому Родины;

- воспитывать гуманное уважение к окружающим людям;

- воспитать основы гражданского сознания;

- воспитывать мужество, стойкость, смелость;

- сформировать стремление к здоровому образу жизни.

Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию являются:

- национально - патриотическая деятельность;

Осуществление мероприятийпроводится в урочное и внеурочное время через классные коллективы, кружки, уроки истории, обществознания, литературы, ОБЖ и физической культуры. Задачи патриотического воспитания в школе решаются в рамках воспитательной системы школы. В патриотическом воспитании учитываются возрастной и региональный факторы, работа ведется в течение всего учебного года во всех классных коллективах школы. Проблемы патриотического воспитания рассматриваются на заседаниях МО объединения, педагогических советах, совещаниях при директоре.

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

- Копилка ДОБРЫХ дел (в день пожилого человека)

- Месячник массовой оборонно-спортивной работы

- Конкурс литературно-музыкальных композиций на патриотическую тему.

- Шефство над ветеранами

- Участие в организации, подготовке и проведения митинга около памятника погибшим землякам.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по двум системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над могилами участников войны; проведение митингов и других патриотических мероприятий).

2. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами труда.

4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это "Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества.

Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в "Зарнице”, встречаются с ветеранами войны, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Совместно с администрацией Среднеагинского поселения 9 мая и 22 июня проводятся митинги около памятника погибшим землякам.

В школе существует система мотивации и стимулирования. Еженедельно на рабочей линейке происходит знакомство с итогами конкурсов, конференций, общешкольных мероприятий, победителям вручаются грамоты.

Мы приняли участие в районном конкурсе патриотической направленности ко дню Конституции РФ. Стали призерами краевого этапа конкурса, посвященного Дню Конституции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

АНАЛИЗ

работы по гражданско-патриотическому воспитанию

за 2020-2021 учебный год




http://newschool32.ru/wp-content/uploads/2017/05/lenta-1.jpg

2020-2021 учебный год

Задачи:

Ø Формирование интереса к истории, уважение к памятникам истории Отечества;

Ø Формирование патриотических чувств и гражданственности на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

Ø Воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны;

Ø Создание условий для участия семей в гражданско-патриотическом воспитании.

Работа по патриотическому воспитанию в 2020-2021 учебном году проводилась в соответствии с общешкольным планом работы мероприятий на патриотическую тему.

Воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока:

1. воспитание в процессе обучения;

2. воспитание во внеурочной деятельности;

3. воспитание во взаимодействии с социумом.

В нашей школе создана система гражданско-патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. В учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию истинного гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гуманизма, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Это ОБЖ, обществознание, история, литература и др.

В программе ОБЖ особый раздел отводится военной подготовке юношей. Приобретению необходимых навыков будущего воина способствуют учебные сборы, которые проводятся ежегодно.

Анализ воспитательных планов показал, что в классных коллективах сложились определенные традиции: уроки мужества, день Конституции, Дни воинской славы. В классных коллективах создаются условия для патриотического воспитания, ведется работа по формированию патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей.

В соответствии с многообразием поставленных задач, которое решает патриотическое воспитание детей и подростков, оно предусматривает сотрудничество с другими ведомствами. Как и в предыдущих годах, отлажена тесная связь с военкоматом, районной библиотекой, с музеями района, а также штабом РДШ.

С целью изучения состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были просмотрены воспитательные планы классных руководителей, проведено анкетирование среди учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание

В среднем звене классные руководители продолжают традиции, изучаемые в начальной школе, знания ребят о памятных датах, героическом прошлом России расширяются.

В старших классах в основном проводится воспитательная работа, направленная на формирование гражданственности, чувства долга и ответственности, что формирует общественно-активную личность, сочетающую в

себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Основными направлениями работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются:

Одним из самых важных дней в праздничном календаре Чеченской Республики – 6 сентября - День гражданского согласия, единения и примирения, поскольку именно согласие и единство, являются важнейшими факторами становления и эффективного развития гражданского общества. Указ о праздновании Дня республики был подписан в 2002 году Главой Администрации ЧР, а в последующем и Первым Президентом ЧР, Героем России Ахмат-Хаджи Кадыровым. В школе были проведены следующие мероприятия, приуроченные этой дате.

Ø Педагогом по ДНВиР Таймазовым И.А. проведены с обучающимися старших классов беседы, посвященные истории, традициям, и культуре народов ЧР и РФ;

День народного единства России ежегодно празднуют 4 ноября – праздник установлен в память о событиях 1612 года, когда Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов. В 2020 году этот праздник отпраздновали в школе также пышно, как и в предыдущие годы.

Ø 1-11 классе классными руководителями для школьников проведены классные часы, на которых говорили об истории праздника, его важности и значимости в современном политическом контексте;

Герой Отечества…Во все времена отношение к нему было окружено ореолом патриотизма и славы. 9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. В эти дни в нашей школе проходили классные часы, уроки мужества и патриотизма, посвященные героическим страницам истории нашей Родины.

Ø классные руководители 1-4 класса провели классный час, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны. На этом классном часу дети говорили о сверстниках времён тех страшных лет.

В целях решения задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны с 3 декабря 2019 г. в школе были проведены мероприятия, посвященные 27-летию со дня принятия всенародным голосованием Конституции России.

Ø в начальных классах проведены классные часы. В ходе проведенных классных часов дети узнали о том, что Конституция – это основной закон государства, в нем написаны правила, по которым живут все жители России;

Ø Также в преддверии национального праздника в школе прошла общешкольная линейка, связанная с этим событием. Линейку провели и подготовили обучающиеся 6 класса и заместитель директора по ВР. В ходе линейки ребята услышали интересный рассказ о главных символах государства: гербе, гимне, флаге и о правах и обязанностях граждан. Мероприятие получилось познавательным и интересным. Каждый ученик смог ощутить себя частью великой и сильной державы, гордиться, что мы дети Великой России!

9 мая вся Россия отмечала знаменательную дату - 76-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это священная память о погибших на полях сражений, умерших от ран в мирное время. Это дань уважения к ныне живущим ветеранам. Наш долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг живым ветеранам войны и трудового фронта, детям войны.

В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности с учащимися проведен ряд мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.

Все мероприятия проводились насыщенно, разнообразно. И они очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.

1. В основном поставленные задачи выполнены педагогическим коллективом;

2. В школе создаются условия для духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся;

3. Формирование патриотических чувств и гражданственности происходит в урочное и внеурочное время.

Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, создание необходимых организационно-педагогических условий для активации содержательного обогащения и систематизация деятельности педагогического коллектива по формированию гражданственности и патриотизма как значимых личностных качеств у членов школьного сообщества.

Задачи:

Ø Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, родному краю, его замечательным людям;

Ø Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

Ø Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2020 году страна отметила знаменательную дату – 75 лет Великой Победы. Освещение этого события в 2019-2020 учебном году в нашей школе, стало одним из приоритетных направлений деятельности учителей и обучающихся. Даная работа была направлена на формирование патриотического воспитания учащихся: уважению к боевому прошлому нашей Родины, памяти павших бойцов и ветеранов Великой Отечественной войны, уважения к труженикам тыла, к защитникам Отечества и активной гражданской позиции обучающихся.

В течение года, с учащимися были проведены беседы о Великой Отечественной войне, написаны сочинения, проекты, прочитаны, разучены и просмотрены художественные произведения о ВОВ.

В ходе данных мероприятий школьники узнали о Дороге Жизни, обеспечивающей связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру, о судьбе семьи Тани Савичевой, чей блокадный дневник известен всему миру. Особое впечатление на ребят произвел рассказ о блокадном хлебе, который выдавался строго по карточкам и выпекался на две трети из примесей.

21 февраля все классы приняли участие в смотре строя и песни, посвященному Дню защитника Отечества и 75-летию Победы Великой Отечественной войны. В смотре строя и песни ребята проявили сплоченность, уверенность, ответственность, дисциплину, умение работать в команде, что необходимо для будущих защитников Отечества.

75 – летию Победы в Великой Отечественной войне была посвящена и работа краеведческой музейной комнаты. Одной из форм работы стала экскурсия, которую проводили волонтеры, члены ЮНАРМИИ. Такие экскурсии были проведены для учащихся всех начальных классов. Ребята узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, связанных с жизнью села Верхний Ломов. Познакомились с подвигами солдат верхнеломовцев, поговорили о мужестве наших прадедов.

В условиях дистанционного обучения учащиеся и педагоги школы продолжили принимать активное участие в мероприятиях, посвященных страницам истории Великой Отечественной войны и героизму советского народа.

Так же учащиеся школы приняли активное участие в конкурсах посвященных Дню Победы, в которых занимали призовые места.

Таким образом, можно сделать вывод, что участие учащимися всех ступеней образования в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, доказывает актуальность данной темы по сегодняшний день и показывает, что для подрастающего поколения события этих великих дней не потеряли своей значимости. Ведь, если каждый человек будет знать и помнить о Великой Отечественной войне, ее участниках и передавать это по наследству, то память о ней будет сохранена.


Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Результатом патриотического воспитания молодежи может быть освоенный ими опыт патриотической деятельности. Он представляет собой характеристику Человека, включающую совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий, явлений, деятельности патриотического характера. В рамках теории личностно-развивающего образования он трактуется как активно функционирующее патриотическое сознание; потребность, умение человека выразить себя в действиях патриотической направленности, а также способность выполнять деятельность, ориентированную на организацию своего внутреннего мира – смыслов, впечатлений, выводов из переживаний событий и явлений патриотического характера. Опыт патриотической деятельности является проявлением его личностно–нравственного опыта, реальным выражением социальных чувств как составляющей личностных (ценностных) достижений обучающихся в образовательном процессе. Данный вид опыта представляет собой единство трех компонентов: эмоционально–чувственного (переживания, чувства по поводу событий, явлений патриотического характера); отношенческого (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера); деятельностного (виды деятельности, действия патриотического характера). Интегративным свойством опыта патриотической деятельности является проявление учащимися активно творческого отношения к миру, Отечеству, себе, окружающим, выраженное в переживаниях и деятельности патриотического характера. В контексте аналитико-оценочной деятельности опыт патриотической деятельности воспитанников служит главным критерием анализа и оценки качества системы патриотического воспитания молодежи.

Изучение документации образовательных организаций позволяет сделать вывод, что анализ и оценка качества патриотического воспитания, в основном, сводится к факту проведения запланированных мероприятий данной направленности с молодыми людьми. Одна из причин состоит в том, что педагоги не владеют имеющимся диагностическим инструментарием для педагогического анализа и оценки процесса и результата воспитывающей деятельности патриотического характера. Другая причина заключается в том, что в методическом арсенале педагога отсутствует целостный комплекс диагностик такого рода, поскольку он недостаточно разработан в педагогической науке.

Мы предлагаем авторскую методику аналитико-оценочной деятельности в сфере патриотического воспитания, так как в ней четко определены объекты оценивания и диагностический инструментарий.

Ключевой диагностической методикой является наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания, поскольку с её помощью можно оценить проявление различных показателей (таблица 1).

Таблица 1 Методики анализа критериев и показателей патриотического воспитания

Критерии и показатели анализа и оценки

Методики педагогического анализа

1. Овладение подростками опытом патриотической деятельности (качество результата).

1.1. Сформированность эмоционально – чувственного компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.2. Сформированность отношенческого компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.3. Сформированность действенно – практического компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников).

2. Проектирование и реализация ситуации патриотического воспитания (качество процесса)

2.1. Способность педагогов к постановке целей;

2.2. Отбор содержания воспитания, способствующего овладению опытом патриотической деятельности;

2.3. Активизация чувств, переживаний, смысловой сферы, нравственных мотивов воспитанника при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера, а также в процессе учебных занятий;

2.4. Поддержка усилий подростка во внеурочной социально-проектной деятельности патриотического характера;

2.5. Реализация ситуационно-событийного подхода в процессе овладения обучающимися (воспитанниками);

опытом патриотической деятельности, учет гендерного подхода;

2.6. Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотического характера.

3. Внутришкольный менеджмент процесса патриотического воспитания

3.1. Качество документационного обеспечения процесса патриотического воспитания;

3.2. Качество организационно – методического сопровождения процесса патриотического воспитания управленческой командой ОУ;

3.3. Осуществление управленческими структурами педагогического анализа процесса патриотического воспитания.

1.1.1 Программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера;

1.2.1. Анкетирование с целью определения степени сформированности у подростков патриотического отношения к действительности;

1.2.2. Графическое тестирование сформированности патриотического отношения подростков и педагогов к действительности;

1.3.1. Тест по определению степени овладения действенно - практическим компонентом патриотического опыта.

2.1.1. Анкетирование с целью изучения характера целеполагания при организации патриотического воспитания

2.2.1. Программа самоанализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;

2.3.1. Вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;

2.5.1. Наблюдение за учётом гендерных особенностей при подготовке и проведении мероприятий атриотического характера.

3.1.1. Экспертная оценка качества Концепции патриотического воспитания, программ, планов и др. ОУ;

3.1.2. Программа оценки качества деятельности структур управления ПОО по организационно – методическому сопровождению процесса патриотического воспитания;

3.1.3. Программа анализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания.

При педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания следует руководствоваться принципами целостности, научности, систематичности и последовательности, доступности, осмысленности деятельности и активности педагогов. К условиям успешности аналитико-оценочной деятельности нами отнесены: знание педагогами объектов аналитико-оценочной деятельности; периодичность проведения диагностических исследований; осмысление результатов диагностик, предъявление их педагогическому сообществу; выявление тенденций в овладении обучающимися опытом патриотической деятельности; позитивная мотивация педагогов в осуществлении педагогической диагностики; разнообразие используемого диагностического материала; развивающий характер диагностического материала для педагогов; привлечение родителей в качестве экспертов, а также мониторинг возможных потерь ПОО в конструировании и реализации системы патриотического воспитания.

Одной из разработанных нами методик является анкетирование как самодиагностика педагога, целью которого является определение его готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания (таблица 2).

Таблица 2 Анкета готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания

Читайте также: