Анализ работы школьной библиотеки за 2019 2020

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы школьной библиотеки

за 2020-2021 учеб ный год.

Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.

В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:

- создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;

- обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;

- обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

Показатели библиотечной статистики за 2020-2021 учебный год.

1. Количество читателей : 176 обучающихся

2. Книжный фонд: всего -8360

3. Книгообеспеченность 100%

4. Обращаемость 3574 единиц в год

5. Объем учебного фонда 3225 единиц

Состав фонда и его использование:

Сколько экземпляров выдавалось за год

Обслуживание читателей

Обеспеченность учебниками составила 100%.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся.

В конце учебного года проходит сдача учебни­ков по классам.

Основные формы индивидуального обслуживания :

· беседа при записи в библиотеку,

· беседа при выдаче документов,

· беседа о прочитанном;

· анализ читательских формуляров.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Мы регулярно участвуем в сетевых акциях (40% обучающихся).Регулярно проводятся библиотечные уроки, которые формируют интерес у учащихся посещения школьной библиотеки. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. (см. приложение)

Достижения :

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2020-2021 учебного года.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация :

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

- книга суммарного учёта учебного фонда;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники по классам;

- журнал учёта выдачи учебников по классам;

Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 9-й класс – в специальных читательских формулярах .

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9класс);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Фонд учебников расположен в книгохранилище.

Работа по сохранности фонда

Анализируя работу школьной библиотеки за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующий вывод:

Школьная библиотека в течение учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021-2022учебный год.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2022 учебном году:

· Устаревший фонд художественной литературы.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2021-2022 учебном году:

2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

3. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

Анализ работы школьной библиотеки 2019-2020 г.

Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Я стараюсь прививать учащимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивать их потребности в самообразовании, учить ответственности. Много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;

- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Перед библиотекой стояли следующие задачи:

- знакомство учащихся с основами библиотечно-библиографических знаний;

- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;

- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.

Работа с книжным фондом .

В учебном 2019-2020 году продолжилась работа по сохранности фонда. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.

Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.

Для учёта фонда заведена следующая документация:

- инвентарная книга и электронный носитель;

- журнал учёта выдачи учебников в школе;

- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;

- инвентарная книга подарочных изданий;

- инвентарная книга учёта дисков CD и DVD ;

Работа с учебным фондом

На учёте состоит - 4344 экз. из них:

учебники – 1302 экз.;

учебные пособия – 177 экз.

справочный материал – 484 экз.

художественная литература – 2381 экз.

Поступило всего – 221 экз.

учебники - 24 экз.

художественная литература – 197 экз.

Учащиеся обеспечены учебниками на 100%.

Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с директором школы, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2020-2021 учебный год с учётом ФГОС от 28.12.2018; Поведена работа по проверке учебного фонда. При этом были отобраны устаревшие и ветхие учебники, проведено их списание. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы учащимся.

Совместно с классными руководителями систематически работали по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:

- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2019-2020 уч. год;

- списаны ветхие и устаревшие учебники;

- составлен и оформлен заказ на новый учебный год

- подготовлены формуляры к выдаче учебников;

- подобраны комплекты учебников по классам;

- осуществлена выдача учебников.

Библиотечно-библиографическая работа

Библиотека школы имеет следующий библиографический аппарат: алфавитный каталог, читательские формуляры.

Массовая работа. Работа с читателями.

Массовая работа в нашей школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:

Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло в начале октября. Ребята познакомились с понятиями - читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах, библиотеке.

В этом году учителя начальных классов часто проводили уроки внеклассного чтения в библиотеки. Для этих уроков я делала настольные книжные выставки писателей по просьбе учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробно представлен результат работы школьной библиотеке за 2019-2020 учебный год.

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"КИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

ул. Школьная, д.2, село Карабаш, Ялуторовский р-он, Тюменская область, 627039. Тел/факс (34535) 94130 [email protected]

работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год

В течение 2019-2020 учебного года школьная библиотека работала по утверждённому плану. Всё содержание работы строилось согласно намеченным целям и задачам, проводилось обучение читателей пользоваться книгой и другими носителями информации. Оказывалась помощь в поиске, отбору и умению оценивать необходимую информацию, а также индивидуальная работа с учащимися.

Библиотека школы занимает отдельное помещение на втором этаже. Книгохранилище находится отдельно. В библиотеке организованы места для работы пользователей библиотеки, есть рабочее место для библиотекаря, а также автоматизированное рабочее место для обучающихся с выходом интернет. Имеется доступ к электронной Президентской библиотеке им. Б. Ельцина.

Организует работу библиотеки один работник – библиотекарь. Фонд библиотеки находится в открытом доступе для читателей, укомплектован художественной и справочной литературой (1751 экз.), периодическими изданиями для учащихся, учебниками и учебными пособиями (3039 экз.). Фонд медиатеки состоит из набора CD-дисков (174 экз.): образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.

Для обеспечения учёта библиотечного фонда ведётся следующая документация: нормативные правовые документы, книга суммарного учёта фонда библиотеки, инвентарные книги, журнал перерегистрации читателей, читательские формуляры, журнал регистрации периодических изданий и другие. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Сделан заказ на учебники на 2020-2021 учебный год согласно Федерального перечня учебников. В формировании заказа участвовали учителя, администрация школы. Обеспеченность учебников на 2019-2020 учебный год составила 100%.

В целях профилактики сохранности учебников, проводились беседы с читателями на абонементе, проводились рейды по классам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы школьного библиотечного медиацентра

за 2019-2020 учебный год.

В рамках реализации проекта приобретена современная мебель: кафедра книговыдачи, мобильные столы, стулья, мягкие модули и компьютерное оборудование: моноблоки, ноутбуки-трансформеры, интерактивная панель, сервер, МФУ.

На сегодняшний день медиацентр приобретает большую популярность среди участников образовательного процесса. Школьный библиотечный медиацентр сегодня – это современное, насыщенное книгами и технологиями пространство для комфортной работы и проведения досуга пользователей любого возраста.

Школьный библиотечный медиацентр играет важнейшую роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное – в сотрудничестве с учителями-предметниками и другими педагогами – обучение детей навыкам работы с информацией.

Основными задачами медиацентра в 2019-20 учебном году являлись:

Ø Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

Ø Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

Ø Совершенствование традиционных и освоение новых технологий и методов работы с читателями.

Школьный библиотечный медиацентр располагается в здании школы, состоит из помещения площадью 32 кв.м., в котором размещается абонемент, зал-трансформер, медиатека, отдел учебной литературы, IT – зона, книгохранилища (отдел художественной справочно-энциклопедической литературы) в подсобном помещении и арт-холла (выставочные витрины, буккроссинговый стеллаж, информационные стенды) в рекреации 3 этажа.

Общее число читателей – 985 человек

− объем библиотечного фонда – 30612 единиц;

− книгообеспеченность – 99,8 процентов;

− объем учебного фонда – 11540 единиц.

Средняя посещаемость библиотеки – 17 человек в день.

Систематически (2 раза в месяц) ведется пополнение Федерального списка экстремистской литературы, (1 раз в три месяца) ведется сверка библиотечного фонда со списком экстремистской литературы.

Фонд учебников расположен в закрытом доступе, комплектуется в соответствии с образовательной программой МОУ Школа с. Аксарка на основании Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ.

На начало 2019-20 уч.года приобретено 3175 экз. учебников и 1860 экз. рабочих тетрадей на сумму 1 700 000 рублей.

Работа с библиотечным фондом

1 Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей,

разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления.

2 Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.

3 Проверка правильности расстановки фонда.

4 Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

Работа по сохранности фонда:

1 Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности.

2 Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке.

3 Организация работ по мелкому ремонту изданий.

4 Составление списков должников.

5 Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда

6 Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.

7.Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу.

Также с 2019 года оформляются заявки на приобретение периодических изданий для педагогических работников и обучающихся школы. Всего 14 наименований журналов и газет.

Прием и техническая обработка поступивших изданий проводится согласно действующим документам, все издания заносятся в учетные документы библиотеки.

Сегодня школьный библиотечный медиацентр – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.

Примером групповой формы организации медиацентром педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения.

Основными формами работы по формированию информационной культуры учащихся, включающих повышение культуры чтения, являются индивидуальная (беседы и консультации) и массовая (выставки, демонстрация видеороликов и презентаций,, литературные праздники, библиотечные уроки, акции, конкурсы и викторины, анкетирование) формы работы.

В течение года были организованы книжные выставки:

- К 160-летию со дня рождения А.Конан Дойла

- К 90-летию со дня рождения В.В. Голявкина

- К 120- летию со дня рождения А.А. Платонова

- К 120-летию со дня рождения Я.Л. Ларри,

- К 360-летию со дня рождения Д. Дефо

- К 160-летию со дня рождения А.П. Чехова

- К 500-летию со дня рождения русского первопечатника Ивана Фёдорова

Также информация об основных значимых событиях в виде презентаций и видеороликов размещалась в информационном киоске 1 этажа и медиацентре в течение года

Такая форма организации информационного пространства позволяет охватить практически всех участников образовательного процесса.

Работа с педагогическими работниками:

Четкое деление библиотеки на зоны позволило максимально эффективно использовать пространство и при необходимости трансформировать помещение для проведения семинаров, уроков с использованием современной техники.

На базе медиацентра проводятся групповые и индивидуальные занятия с обучающимися, открытые уроки, конкурсы, просмотры фильмов по художественным произведениям школьной программы.

В дни знаменательных дат организована трансляция тематических видеороликов и презентаций.

Сервер школьного библиотечного центра находится в стадии наполнения информацией. С оздаются электронные каталоги и базы данных, предоставляется доступ к учебной и художественной литературе в печатном и электронном виде, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, а также к множительной технике для тиражирования учебно-методических текстовых, аудио- и видеоматериалов таким образом, чтобы ученики и учителя могли искать документы и информацию в области основной образовательной программы по любому критерию, размещать результаты проектной и другой деятельности на сайте и в локальной сети школы.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием.

Участие в мероприятиях:

задачей которой является:

· расширить кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам.

· развивать устную речь, память, мышление, любознательность, внимание.

В 2020 году в связи с введением на территории муниципального образования Приуральский район режима самоизоляции обучающиеся школы принимали участие в мероприятиях в дистанционной форме:

Также в рамках празднования 75-летнего юбилея со дня Победы в ВОВ были проведены различные конкурсы и викторины:

Взаимодействие с родителями:

Участие школьной библиотеки в конкурсах и викторинах:

2019-2020 учебный год:

· Участие в интерактивной выставке Федерального агентства по делам национальностей, посвященной героизму, культурному многообразию и единству советского народа в годы Великой Отечественной войны (1 человек).

Распространение опыта работы:

Задачи на 2020-2021 учебный год:

1.Обеспечить образовательно-воспитательный процесс необходимыми

учебно- методическими ресурсами в соответствии с требованием ФГОС.

2.Способствовать формированию мотивации к самообразованию и саморазвитию через предоставление открытого и полноценного доступа к источникам информации.

3.Совершенствовать традиционные и осваивать новые технологии и методы работы с пользователями медиацентра.

1.1. Работа над проблемой воспитания культуры чтения, библиографической грамотности и развития познавательного интереса у учащихся.

1.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;

1.3. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

1.4. Развитие у учащихся любви и интереса к книге, воспитание культуры чтения и бережного отношения к печатным изданиям;

1.5. Привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

1.6. Содействие повышению научно-методического и педагогического мастерства работников школы.

2.1. Большое внимание уделялось мероприятиям, посвященным знаменательным датам.

2.2. Постоянно оформлялись и обновлялись выставки и стенды, запланированные на учебный год.

2.3. Проводились литературные обзоры, ознакомительные экскурсии по школьной библиотеке, лекции в районной библиотеке.

2.4. Участие в подготовке и проведении школьных мероприятий.

Большим спросом пользуется художественная литература, которая входит в школьную программу. У младших школьников большим спросом пользуются красочно оформленные детские книжки и журналы, удовлетворяющие различные потребности читателей. Также спрос есть и на дополнительную – познавательную литературу из области – естественные науки; общественные, гуманитарные науки; педагогические науки, но удовлетворить все потребности читателей по данной литературе не предоставляется возможным в виду отсутствия большого выбора данных книг.

В работе используются различные способы общения с учениками – это и индивидуальные беседы, и групповые обсуждения и выход на весь класс с обзором художественной литературы по определенным темам и организация общешкольных мероприятий. Вся эта работа проводиться в тесном сотрудничестве с преподавателями предметниками с классными руководителями и даже с родителями.

Не хватает специальной справочной литературы для удовлетворения всех потребностей, но выход можно найти – это и Тематические справочники на электронных носителях, и Интернет и сотрудничество с районными библиотеками и с коллегами других школ.

Учащиеся нашей школы стали постоянными посетителями районных библиотек. Для ребят нашей школы в этих библиотеках организуются различные мероприятия: различные лекции, праздники, тематические обзоры, встречи с интересными людьми, уроки компьютерной грамотности.

В течение всего учебного года велась работа с библиотечным фондом.

4.1. Контрольные показатели состояния библиотечного фонда

Книжный фонд: 5296 экземпляров

Фонд учебников: 6047 экземпляров

Методической литературы: 47

4.2. Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

– книга суммарного учета художественного фонда библиотеки

– книга суммарного учета учебного фонда библиотеки

– Журнал учета периодической печати

– Журнал учета брошюр

4.3. Работа по учету всего книжного фонда школьной библиотеки:

Ведется постоянная работа по подготовке к списанию художественной литературы, учебников и периодической печати, которые утратили свою актуальность по внешнему виду и году издания. В течение всего учебного года совместно с бухгалтерией проводилась предварительная общая внутренняя проверка всего книжного фонда библиотеки по различным видам документов:

– картотека периодических изданий

– картотека документов на электронных носителях

4.4. Школьная библиотека принимала участие в работе по обобщению передового опыта, участвуя в различных семинарах.

Читайте также: