Анализ работы школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла

Обновлено: 04.07.2024

В 201 6 -2017 у чебном году МО естественного ц икла ра ботало над темой :

«Совершенствова ние творческого потенциала личности учителя и ученика в

условиях развиваю щей направленност и обучения и воспитания – путь к

формированию устойчивых познавател ьных интересов. Для этого была

поставлена следующая цель : развитие творческих способносте й учащихся на

уроках и во внеуро чной деятельности, использ у я возможности

информационн ых и компьютерных технол огий обучения, ос уществлени е

перехода на Ф ГОС 5 -8 классы. Коллек тив МО вып олнял следу ющие задачи :

1. Систематизировать работу учителей М О по обмену опытом

2. Повышать профессиональну ю квалификацию у чителей, используя

обучающие семи нары, ку рсы повышен ия квалифика ции

4. Развивать творчес кие и интелл ектуальные сп особности о бучающихся

5. Организовать целенаправле нную работу учителей с учащимися,

мотивированным и на учебу, через индивиду альный подход на уроках,

занятиях в кру жках, в проект но - исследовательской де ятельности

6. Обеспечить выход проектной и исследовательской деятельности

учащихся на районный, краевой этап нау чно - практическо й

7. Организовать целенаправленну ю работу со слабоу спевающими

В МО учителей естественного цикла входило 2 учителя : Уч итель 1 – учитель

географии , Учитель 2 . – у читель химии и биологии. В сентябре 2016 года

Учитель 1 посетила курсы « Организационно - мет одические условия обучения

географии по ФГОС ОО с использованием новых УМК и здатель ского центра

В апреле 2017 го да Учитель 2 пр ошла диста нционные ку рсы повышения

квалификации в объеме 72 часов по теме : « Традиции и новации в

МО у делило особое вниман ие совершенств ованию мон иторинга качес тва

знаний через: современные подходы к контролю знаний учащихся,

построению образовательного процесса на основе лично стно - деятельного

Обучающиеся 5а и 5б класса у частвовал и во Всероссийс ких проверо чных

работах по биологии, 1 1 класс – география, химия и биоло гия.

5а – 87%, в 5б – 96% обучающихс я справились с ра ботой на базовом,

В целом полу ченные оценки с оответств уют годовым.

11 класс сп равился с заданиями, все обучающиеся получили

удовлетворитель ные баллы в с оответст вии с годов ыми оценкам и.

За 2016 -2017 у чебный год было про ведено 4 темати ческих засе дания по

темам: «Деятельнос ть учителя по формированию положите льной мотивации

Учебный год нач ался с у частия в Международн ом конкурсе детског о рисунка

"Особо охраняе мые приро дные террит ории в бассей не Аму ра - национальн ое

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы методического объединения учителей

естественно – математического цикла

за 2020-2021 учебный год

Цель: методическое сопровождение процесса непрерывного повышения педагогического мастерства педагогов школы в условиях дистанционного обучения .

1. Введение в практическую деятельность педагога элементов дистанционных образовательных технологий.

2. Реализация учебно-исследовательской и проектной деятельности.

3. Создание условий для поэтапного введения ФГОС ООО.

4. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения программного материала учащимися школы на всех уровнях обучения.

5. Продолжить распространение передового педагогического опыта учителей посредством участия педагогических работников школы в конкурсах профессионального мастерства, в профессиональных и интернет сообществах, подготовить наиболее интересные наработки к публикации.

6. Продолжить работу с одаренными детьми с целью развития их творческих и интеллектуальных способностей через урочную и внеклассную деятельность (интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады).

7. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих обучающихся, детей с ОВЗ, инвалидов.

2. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:

• Выступления на методических советах;

• Выступления на педагогических советах;

• Работы по теме самообразования;

• Публикациями в периодической печати;

• Открытыми уроками на ШМО;

• Проведением недели естественно-математического цикла;

• Обучением на курсах повышения квалификации;

• Участием в конкурсах педагогического мастерства;

3. Изучение и активное использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества обученности.

4. Совершенствование качества преподавания предметов естественного цикла путем внедрения современных образовательных технологий.

5 . Активизация работы с одарёнными детьми и организация целенаправленной работы со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, выполнение которых основано на использовании современных технологий.

6. Повышение уровня подготовки учащихся к ОГЭ, ГВЭ по предметам естественно-математического цикла через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).

Направления работы МО:

2. Обеспечение учебно-методического сопровождения.

3. Освоение новых подходов в обучении, образовательных технологий.

4. Обобщение опыта работы (открытые уроки, участие в различных конкурсах, взаимопосещение уроков).

5. Контрольно-коррекционная деятельность.

За 2020-2021 учебный год было проведено пять заседаний школьного методического объединения естественно-математического цикла:

1. Основные направления методической и инновационной работы в 2020/2021 учебном году. (план работы)

2. Рассмотрение рабочих программ по предметам учебного плана на 2020/2021 учебный год

3. Утверждение программ предметных, элективных курсов, кружков и внеурочной деятельности.

4. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ-2020.

5.Выбор и утверждение тем самообразования.

1. Пополнение банка данных одарённых детей

2. Знакомство с нормативно-правовыми документами по обучению предметам естественно-научного цикла в школе.

4. Уточнение списка аттестуемых педагогических работников в 2020-2021 учебном году. Изучение информационной карты для аттестации педагогов.

5. Организация и проведение входных

диагностических работ, ВПР (знакомство с графиком).

6. Подготовка и участие в школьном этапе олимпиад.

1. Отчеты по темам самообразования (согласно графику)

3. Результаты обученности учащихся по предметам естественно-научного цикла за I четверть, результаты входных контрольных работ по повторению.

4. Результаты преемственности в 5-х классах

6. Работа с одарѐнными детьми.

7. Отчет учителей-предметников по темам самообразования.

8.Подготовка и участие в Муниципальном туре олимпиад.

1. Работа с одарѐнными детьми.

2. Отчет учителей-предметников по темам самообразования.

3. Предметные недели

4. Изучение нормативных документов и методических

рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9 кл.

5.Отчеты руководителя МО по итогам первого полугодия.

6.Формирование банка КИМ для проведения промежуточной аттестации.

8 . Анализ предметных недель.

1. Анализ работы МО за 2020/2021 учебный год

2. Корректировка направлений МО школы на 2021/2022 учебный год.

4.Отчёт учителей о реализации планов работы по подготовке учащихся к ОГЭ.

5.Анализ открытых уроков и взаимопосещение уроков.

6.Отчёт по темам самообразования.

7.Методика анализа содержания учебного материала в ходе подготовки учителя к уроку.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Выступили с докладами:

· Преемственность в обучении предметов естественно - математического цикла на всех ступенях обучения Шамсудинова М.Г. ноябрь 2020г.

На основании результатов работы ШМО можно сделать выводы:

· Учителя МО естественно – научного цикла принимают активное участие в общешкольных мероприятиях:

· посещают педсоветы и принимают активное участие в их работе;

· оказывают помощь администрации школы в подготовке документации;

· все члены МО принимают активное участие в работе МО.

Обеспечение учебно-методического сопровождения

Согласно плану работы МО естественно – научногого цикла было проведено пять заседаний, на которых заслушивался анализ работы МО за 2019-2020 учебный год, вносились необходимые корректировки в учебные программы, проводился анализ результатов контрольных и проверочных работ, обсуждались методические выступления подготовленные членами ЕНЦ.

Межсекционная работа была посвящена работе со слабоуспевающими учащимися- индивидуально-групповые занятия с целью предупреждения неуспеваемос ти. Также большая работа была проведена с одаренными детьми: участие в конкурсах, олимпиадах, творческих сообществах. Работа членов МО была направлена на подготовку к ГИА, проведение консультаций и индивидуально-групповых занятий для выпускников 9 класса. Проведены пробные экзамены по предметам естественно – научного цикла в 9 классе, корректировка учебных программ.

Тематика заседаний соответствовала поставленным целям и задачам, включала в себя рабочие проблемы, связанные с учебной деятельностью; также проводились заседания по обмену педагогическим опытом.

Контрольно-коррекционная деятельность

Одно из главных направлений работы учителей - это контрольно-коррекционная деятельность, главная цель которой определение уровня обученности воспитанников, выявление и устранение существующих пробелов. Каждым учителем в соответствии с программой проводились контрольные и проверочные работы, которые отражены в классных журналах. Выявленные пробелы в знаниях, умениях и навыках воспитанников устранялись как на уроках (индивидуальные дифференцированные задания), так и на дополнительных занятиях. В начале учебного года учителями был составлен график дополнительных занятий, для обучающихся, имеющих пробелы в знаниях по предметам естественно-научного цикла.

Кроме того в течение учебного года велась целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации 9 класса. Проводилось пробное тестирование в форме тестов ОГЭ по основным предметам и предметам по выбору. В период с сентября по май с учетом дифференцированного подхода педагоги проводили консультации и индивидуальную работу по подготовке к выпускным экзаменам, на каждого учащегося 9 класса были подготовлены маршрутные листы для подготовки к ОГЭ, велся мониторинг подготовки выпускников 9 класса к ГИА.

В январе обучающиеся 9-х класса приняли участие в репетиционном экзамене по математике ОГЭ 2021:

анализ работы школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла и общественных дисциплин- рекомендации и выводы Работа в школе по географии ,химии , биологии, обществознанию и истории

Оценить 785 0

1. Формирование инновационного образовательного комплекса, ориентированного на раскрытие творческого потенциала участников

образовательного процесса в системе непрерывного развивающегося образования.

2. Развитие творческих способностей учащихся путем осуществления дифференцированного обучения на уроках химия,

географии, биологии и история, обществознание во внеурочное время.

3. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области

учебного предмета и методики его преподавания.

1. Повышение методического мастерства учителя с учетом требований ФГОС второго поколения через курсы повышения

2. Создание условий для качественной реализации ФГОС основного общего образования предметов естественнонаучного и общественного цикла .

3. Формировать естественнонаучные знания обучающихся, опираясь на использование научных методов познания, основанных на

эксперименте, поисковой, проблемной, проектной и исследовательской деятельности.

4. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам естественнонаучного и общественного цикла используя системно-деятельный

подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся и дополнительную работу по предметам.

5. Обеспечить применение здоровьесберегающих технологий на уроках этого цикла.

6. Внедрение и совершенствование педагогических технологий: ИКТ технологий.

7. Изучение, освоение и применение передового опыта и новых образовательных технологий (совершенствовать педагогическое

мастерство учителей). Апробация, внедрение новых форм и методов передового педагогического опыта.

8. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта творчески работающих учителей города,, создание

9. Активизировать работу по вовлечение обучающихся в участии в школьных и городских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

10. Совершенствовать работу с одаренными детьми.

Количественный и качественный состав ШМО В состав ШМО учителей естественнонаучного цикла входят 3 учителя предметника:

Кучумова Н.И.. (учитель биологии и химии);

Туркина В.И.. (учитель географии);

Губатюк Т.М.. (учитель истории и обществознания);.

Работа ШМО по следующим направлениям:

1. Участие в инновационной (экспериментальной) работе школы – творческие (проблемные) группы, проекты .

Учителя ШМО естественнонаучного и общественного цикла состоят в творческой (проблемной) группе

В марте 2019г создана творческая (проблемная) группа «Электронное портфолио

2. В апреле – мае 2019 года проведена промежуточная аттестация по биологии, географии, химии и обществознанию. Работы анализировались,

обсуждались на заседаниях ШМО.

Тексты работ промежуточной аттестации составлены учителями предметниками, рассмотрены и утверждены на заседаниях МО.

В работы вошли задания, предлагаемые методическими пособиями и сборниками заданий по предметам.

3. Заседания ШМО: план, проведено, анализ

МО учителей работало в соответствии с планом работы и общешкольным планом. Регулярно проводились заседания МО, на которых

обсуждались актуальные вопросы преподавания предметов, принимались конкретные решения и меры по их реализации. На каждом

заседании обсуждались проблемные вопросы преподавания предметов, осуществлялся анализ качества знаний учеников, обмен

педагогическим опытом. Особое внимание уделялось вопросам подготовки учащихся в сдаче ЕГЭ и ОГЭ. В конце учебного года проведено

заседание по итогам года, на котором был представлен опыт работы по темам самообразования.

4. Работа с одаренными детьми

Организовано участие учащихся во Всероссийских дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах по географии, биологии,

экологии и химии в 6 - 11классах.

- VIII Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии

- Областной конкурс «Река моего детства

В данных мероприятиях обучающиеся не только принимали участие, но и занимали призовые места.

5. Работа с детьми с низким уровнем знаний

Для активизации слабоуспевающих обучающихся на уроке, повышения мотивации к изучению предметов учителя используют

разнообразные формы и методы работы.

В первую очередь следует использовать игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного

отношения учащихся к предмету. Проводятся игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто быстрее ответит,

кто интересно ответит, кто даст определение и т.д.)

Используются опорные схемы, при работе с которыми даже самые слабые ученики хорошо справляются с материалом. Для хорошего

усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, контрольный) с последующей коррекцией.

С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо:

-подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым ( ведущая роль отводится сильному ученику),

-снижать темп опроса,

- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка

памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,

-напоминать прием и способ выполнения задания,

-проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),

-регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка. Особенно важным для учеников с низким уровнем

активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика за самые незначительные успехи, чтобы он чувствовали своё

6. Предметная декада.

Цели проведения предметной недели:

- Повысить интерес школьников к изучению естественных и общественных наук

- Обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.

Задачи проведения предметной недели:

- Создание условий для развития творческих, коммуникативных способностей обучающихся и расширения их кругозора.

- Развитие интереса к изучению естественных наук.

- Воспитание экологической культуры.

- Воспитание познавательной активности.

В период с 12.10. по 23.10.2019г была проведена декада предметов естественнонаучного цикла. В рамках декады были проведены

5. конкурс интересных идей учитель биологии)

6. интеллектуальный марафон по химии., учитель химии)

В рамках декады проведены школьные предметные олимпиады по биологии, экологии, географии, , химии ,обществознанию истории.

В период проведения декады предметов естественнонаучного цикла были задействованы все классы начального, среднего и старшего

7. Методическая деятельность педагогов Для обеспечения высокого методического уровня занятий все учителя работают по темам самообразования, часть которых

способствуют внедрению новых педагогических технологий. За период учебного года учителя делились своим опытом работы через

открытые уроки на школьном уровне, обобщали педагогический опыт, издавали печатную продукцию на сайтах

экспертных комиссий по проверке муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

8. Повышение квалификации в

9. Взаимопосещение уроков

В течение учебного года учителями проводились открытые уроки в рамках предметной недели, реализации ФГОС II поколения,

фестиваля педагогических идей, городских семинаров учителей, во время которых учителя МО посещали и анализировали данные уроки.

10. Преемственность начального и среднего звена обучения

В условиях модернизации современного образования (в том числе естественнонаучного и общественного цикла) появляется необходимость определения

направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями общей для всех ступеней основной

идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности. Важнейшим

условием решения проблем преемственности в основном звене школы является сохранение идеи оптимального общего развития ученика.

В курсе географии и биологии за 5 класс учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных

учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через

использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения,

технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, (здоровьесберегающих). Предполагается использование методов

обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский,

В основном поставленные задачи на 2018 – 2019 уч. год выполнены. Методическая работа проводилась в системе и была направлена на

повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Продолжилось внедрение

новых технологий в образовательный процесс. Также внимание уделялось мониторингу качества образования. Были использованы

различные формы, которые позволили решить поставленные задачи.

1. Недостаточно применяются в образовательном процессе элементы современных технологий;

2. Учителя предметники не посещают уроки друг друга;

3. Не всегда можно проследить индивидуальную работу учителя-предметника с учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время;

Рекомендации:

1. Активнее принимать участие педагогам и учащимся в конкурсах, краевого, всероссийского и международного уровней.

2. Усилить применение в образовательном процессе современных технологий.

3. Ввести взаимопосещение уроков учителями предметниками МО естественных и общественных дисциплин

4. Включить в план на 2019-2020 учебный год курсы повышения квалификации учителей МО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2019-2020 учебном году методическое объединение продолжало работу по выполнению государственной программы по предметам естественного цикла (химия, биология, география, физика).

В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты работа учителей была направлена на разработку рабочих программ связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс.

Перед МО стояли следующие задачи:

1. Внедрение инновационных программ и технологий в учебный процесс для повышения качества обучения химии, биологии, географии, физике.

2. Совершенствование процесса формирования общеучебных навыков и систему контроля над ними.

3. Внедрение в обучение современных информационных и педагогических технологий для повышения качества обучения предметам естественнонаучного цикла.

4. Совершенствование системы повторения, отработки навыков тестирования и подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.

5. Формирование положительной мотивации к обучению и повышение интереса обучающихся к предметам естественнонаучного цикла. Методическим объединением было проведено 4 плановых заседания, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

2. Утверждение плана работы МО на 2019-2020 год.

3. Утверждение рабочих программ и тем самообразования по предметам.

4. Ознакомление с новыми нормативными документами в связи с переходом на ФГОС.

5. Вопросы подготовки и проведение предметных олимпиад в школе.

6. План работы с обучающимися по подготовке к итоговой аттестации, работа с одарёнными детьми.

Для активизации работы с обучающимися имеющую высокую мотивацию к изучению химии, биологии, географии, физики в школе проводится дополнительные и факультативные занятия.

Учителя МО приняли активное участие в организации Школьного тура олимпиады по химии, биологии, географии, физики. Призеры и победители Школьного тура приняли участие в районном туре. Учащиеся 7-10 классов приняли участие в Муниципальных олимпиадах по биологии, экологии, географии ,физики . Результаты в папках МО.

Повышение профессионального мастерства Состав МО включает в себя 4 учителей – географии, биологии, химии и физики. 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 1- первую квалификационную категорию. Учителя постоянно совершенствуют педагогическое мастерство, посещают семинары в районных методических объединениях и работают по темам самообразования.

На первом заседании методического объединения календарно-тематическом планировании по математике, информатике; планы элективных курсов, индивидуальных занятий. Была заслушана информация о проведении рубежного контроля, о сдаче выпускных экзаменов по математике и информатике. Работы сданы в администрацию.

Большая работа была проведена учителями физики, химии, биологии, географии по подготовке и проведению школьной и районной предметной олимпиады, а также по подготовке к участию учащихся 5-11 классов различным конкурсам и олимпиадам. Результаты школьной и районной, предметной олимпиады прилагаются в виде таблицы.

Всеми членами методического объединения особое внимание уделялось подготовке учащихся 9-х и11-х классов к итоговой аттестации, особенно подготовке учащися11-го к ЕГЭ. Педагоги знакомили учащихся с примерными заданиями ЕГЭ по физике, химии, биологии, с правильностью оформления и оценки работы. Ежемесячно проводились диагностические и проверочные работы по физике, химии, биологии, и географии по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В апреле-мае велась усиленная работа по дистанционному обучению учащихся.

С 9.12.2019 г. по 14.12. 2019 г. проводилось изучение состояния проверки тетрадей по физике, химии, географии, биологии

Цель проверки: выявить качество проверки тетрадей учителями, соблюдение единых требований.

Были проверены рабочие тетради , тетради контрольных и лабораторных работ следующих классах:

По физике 17 и 22 тетрадей (7класс и 9класс ).

По химии 21 и 12 тетрадей учащихся (8класс и 11 класс)

По биологии 16 тетрадей учащихся (6 класс)

По географии 10 тетрадей ( 10класс)

Сбор информации, и ее анализ показали, что тетради проверялись регулярно и качественно. Пропущенных ошибок не обнаружено.

Единые требования соблюдается не во всех тетрадях.

Есть тетради не аккуратные, не обвернутые, грязные. В некоторых тетрадях отсутствуют поля.

Не все учащиеся записывают дату, вид работы, прописывают буквы (цифры). Между работами не пропускают 4 строчки. Очень часто отсутствуют домашние задания, не дописывают работы на уроке.

Учителя проводят работу по развитию самооценки учащихся. Во всех тетрадях ведется самостоятельные, домашние и классные работы. Проверяются каждая самостоятельная работа, индивидуальные задания, контрольные и лабораторные работы. Выборочно проверяются классные работы.

Анализируя письменные работы учащихся, можно сделать вывод, что учителя проводят на уроке разнообразные виды работ.

Однако следует заметить, что не всегда предлагаются учащимся дифференцированные, индивидуальные творческие задания.

Объем классных и домашних работ соответствует норме.

Учитывая результаты, условия и причины, обеспечивающие показатели проверки, отмеченные в основной части справки, в целях повышения уровня обученности учащихся учителям рекомендуется: больше обращать внимание на единые требования по оформлению и по проверке тетрадей, предлагать учащимся дифференцированные, творческие индивидуальные

Читайте также: