Анализ работы с одаренными детьми начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

в 2015/2016 учебном году

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашем классе. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

сформирована система диагностики и педагогической поддержки одаренных и способных детей;

координируется деятельность всех участников образовательного процесса по обеспечению поддержки одаренных детей;

Выявление одаренных детей в классе начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ежегодно проводится исследование уровня потенциального интеллектуального развития учащихся и уровня их обученности.

Важная задача классного руководителя заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь творческий потенциал, обеспечить благоприятные условия для развития и поддержки одаренных детей. Работа со способными детьми, их поиски, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей педагогической деятельности. Я стараюсь активно работать в этом направлении. Работу над выявлением одаренных детей начала с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Формы работы с одаренными учащимися:

Групповые занятия с одаренными учащимися;

Участие в олимпиадах;

Интеллектуальные марафоны и др.

Участие в различных концертах, мероприятиях.

Так, в 2015/2016 учебном году, по результатам диагностики интеллектуальной одаренности среди обучающихся выявлены следующие учащиеся, обладающие незаурядными интеллектуальными способностями:

Асанов Эдем (3 класс) – спортивные способности – в танцевальных композициях, участвует в спортивных соревнованиях

6.Тен Ульяна ( 3 класс) – интеллектуальные способности: приняла участие в районных олимпиадах: по русскому языку (Тен Ульяна – 24 место), по математике (Тен Ульяна – 29 место), по окружающему миру (Тен Ульяна – 14 место).

Учащиеся нашего класса принимали участие в школьном этапе всероссийских олимпиад школьников по предметам: русский язык ( Тен Ульяна -призёр, Хурастеева Карина – призёр); математика, (Хурастеева Карина – участник, Чайка Елена – участник); окружающий мир (Тен Ульяна – призёр, Чайка Елена – призёр, Хурастеева Карина – призёр, Волошинец Дарья – призёр).

Все дети учатся в меру своих возможностей: 1 отличница в1 четверти, 4 хорошиста. Во 2 четверти: отличников нет, хорошистов 5; с одной четвёркой 1 уч-ся (Тен Ульяна по английскому языку); с одной тройкой 3 уч-ся ( Асанов Эдем по англ.яз., Буджуров Эльдар по англ.яз., Волошинец Дарья по русскому языку); средний балл по классу-4,0, успешность 100%.

По результатам диагностики интеллектуального уровня развития я систематически обновляю и дополняю банк данных по одаренным учащимся, провожу с ними, а также с учителями-предметниками и родителями анкетирование, индивидуальные беседы и консультации.

С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе я повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещаю семинарские занятия и методические объединения учителей в других ОУ, принимаю участие в дистанционных вибинарах.

В стенах нашей школы также проходят заседания МО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.

Наше учреждение образования предоставляет учащимся широкие возможности для успешной реализации различных типов одаренности:

целенаправленная работа по совершенствованию здоровьеформирующей среды школы позволяет поддерживать на высоком уровне психомоторную одаренность;

эффективная система гражданско-патриотического воспитания создает предпосылки для успешной реализации социальной и лидерской одаренности.

В этом учебном году было решено начатую работу продолжать, расширять формы и методы работы с детьми с повышенной мотивацией к учебе, обладающими талантами и определенными способностями, как в урочное, так и во внеурочное время.

Вывод: в целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашем классе ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеклассной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других музыкальными, художественными или спортивными способностями.

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна для нашего общества и казахстанских школ. Интеллектуальный потенциал общества определяется выявлением талантливых и одаренных детей и работой с ними.

Выявление таких детей – это положительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одаренных детей в процессе обучения.

Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей

Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения

Формирование системы социально-психологической поддержки и способных детей.

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, республиканских олимпиадах, различных конкурсах.

Педагогический коллектив нашей школы старается создать детям условия для раскрытия способностей в полной мере, достижения высоких результатов в выбранном ими виде деятельности, развития их талантов и умений.

С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников в других школах района.

За год проделана следующая работа:

Составлен план работы с одаренными детьми на текущий учебный год;

Сформирован банк данных одаренных детей;

Классными руководителями, учителями предметниками проводилась работа по поддержке и развитию одаренных, высокоинтеллектуальных детей в школе;

Проведены школьные предметные олимпиады, творческие конкурсы, выставки рисунков и спортивные мероприятия;

Участие в районных, областных, международных олимпиадах и конкурсах школьников;

Поощрение одаренных детей (выдача дипломов, грамот, призов).

Прослеживается положительная динамика увеличения количества участников и победителей, призёров конкурсов.

Традиционно проводился школьный этап предметной олимпиады школьников по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку, информатике. В нем приняли участие 20 (из 26) учащихся школы. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в олимпиадах, творческих конкурсах районного, областного, республиканского уровня и международных игровых конкурсах. Обучающиеся становятся победителями и призерами в творческих конкурсах различных уровней и направлений.

Прослеживается положительная динамика увеличения количества участников и победителей, призёров конкурсов.

Участие в конкурсах различного уровня

в 2017- 2018 учебном году

Наименование конкурса, олимпиады

ДО по географии

Участие в различных интеллектуальных конкурсах формирует определенные навыки и умения, компетенции устного общения, владения письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение принимать решение, увеличивает объем знаний, расширяет кругозор.

Согласно графику, проведены выставки рисунков, одаренных учащихся в изобразительной деятельности.

В школе сложилась определенная система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей, учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся, как на уроках, так и в неурочное время. В различных мероприятиях было занято 100% учеников школы. Наиболее массовым являются мероприятия спортивного плана и различные конкурсы творческой направленности.

Работа с одаренными детьми в школе организована и регламентирована, создана и обновляется база данных;

Количество участников конкурсов и олимпиад различных уровней увеличивается;

Активизировать работу педагогов с одаренными учащимися.

Способствование раннему раскрытию интересов и склонностей к научно-исследовательской деятельности учащихся.

Повышение качества подготовки учащихся к предметным олимпиадам, марафонам, викторинам, проектной деятельности.

Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренного ребенка.


Пропаганда знаний среди учащихся, выявление способных учащихся, развитие творческих способностей – главная цель работы с одаренными детьми школы. Реализуя основные направления работы с одаренными детьми, а также с целью активизации научной работы, факультативов в 2017-2018 учебном году были проведены школьные, предметные олимпиады в 3-9 классах по всем предметам и в начальной школе — по математике и русскому языку.

Содержимое разработки

Анализ деятельности по работе с одарёнными детьми за 1 полугодие 2017-2018 года

Пропаганда знаний среди учащихся, выявление способных учащихся, развитие творческих способностей – главная цель работы с одаренными детьми школы. Реализуя основные направления работы с одаренными детьми, а также с целью активизации научной работы, факультативов в 2017-2018 учебном году были проведены школьные, предметные олимпиады в 3-9 классах по всем предметам и в начальной школе — по математике и русскому языку.

Как найти среди учащихся способных, талантливых детей? Над этой проблемой уже не первый год работает наш педагогический коллектив. Поиск одаренных личностей идет непрерывно. Иногда, наибольших успехов достигают дети, считающимися далеко не самыми способными и успевающими по всем предметам, но эти дети проявляют стойкий интерес к какой-то одной образовательной области знаний. Или наоборот, есть такие разносторонне

развитые и одаренные дети, которые одинаково успешно показывают уровень эрудиции и незаурядные способности в разных областях.

Поощрение одаренных детей осуществляется через выдачу грамот, дипломов и сертификатов за участие.

Ежегодно в школе проводится школьный тур предметных олимпиад. цель олимпиады: развитие интеллектуальных способностей учащихся, выявление лучших для участия в районном туре предметных олимпиад. В октябре в школе проведен школьный тур предметных олимпиад. Учителями-предметниками были подготовлены задания, которые рассматривались на школьном методическом объединении учителей естественно-математического и гуманитарного циклов и методическом объединении учителей начальных классов. По рекомендации методического кабинета РОО,

использовались задания олимпиад прошлых лет районного тура. Так же были включены задания на развитие и проверку функциональной грамотности школьников. По проведению олимпиады, заполнялись протоколы, где записывались участники, баллы и места. Учащиеся занявшие призовые места получили грамоты, участники сертификаты.

Анализ работы с одаренными обучающимися

• изучить природу детской одаренности;

• выявить и отобрать как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников;

• создать базу данных в рамках Программы;

• внедрить в учебный процесс интерактивные технологии;

• организовать совместную работу учреждений Волосовского района по поддержке одаренности;

• развить сеть кружков и секций, удовлетворяющую потребности, интересы детей;

• подготовить и повысить квалификацию кадров по работе с одаренными детьми.

В школе выстроена система мероприятий, направленная на выявление и поддержку одарённых детей. Для работы с интеллектуально одарёнными детьми проводятся дистанционные олимпиады по предметам, школьный этап Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 4-9 классов. Обучающиеся принимают участие в интеллектуальных конкурсах разного уровня. Участники конференций, победители и призёры различных конкурсов, отличники учёбы, активные участники школьной жизни получают сертификаты, грамоты, благодарности .

Олимпиадное движение

Основными целями и задачами олимпиадного движения школьников являются

· развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

· выявление и поощрение одарённых школьников и творчески работающих учителей;

Читайте также: