Анализ работы с детьми с овз в школе

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы с детьми с ОВЗ

Синявина М.В.

Альтернативой специализированным школам выступает инклюзивное образование, которое подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Согласно декларации о принципах, политике и практической

деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями:

Ø каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

Ø каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

Ø необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ обучению в обычных школах.

Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

В Озерском филиале целью работы с детьми ОВЗ было:

Ø создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

Ø оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

Ø защита ребенка в его личностном пространстве;

Ø установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

В нашем образовательном учреждение обучаются 76 детей, 12 детей, которые относятся к категории детей с ОВЗ, что составляет 15,8% , от общего кол-ва обучающихся школы. В се обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. Все дети обучаются в инклюзивных классах.

Ø 2 ребенка с ЗПР – 2,7%;

Ø 7 детей с УО – 9,2%

Ø 3 ребенка инвалиды-детства – 3,9%

Вид нарушения

Дети-инвалиды

В нашей школе разработаны адаптированные основные образовательные программы для следующих категорий обучающихся:

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей ЗПР (ОВЗ)

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР (ОВЗ) вид 7.1. - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых.

Дети инвалиды обучаются по общеобразовательной программе НОО и ООО.

Для детей составлено расписание в пределах часов, предусмотренных учебным планом. Разработаны и утверждены рабочие программы по предметам. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.

Кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации. Главной целью работы с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

Ø Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.

Ø Работа с классными руководителями, учителями предметниками.

Ø Взаимодействие с районной ПМПК

Ø Работа с родителями детей с ОВЗ.

Ø Работа школьного ПМПк.

Ø Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. Школьный психолого- педагогический консилиум действует на основании соответствующего Положения и Приказа руководителя.

В состав консилиума входят:

Ø Учитель предметник

Целью работы школьного консилиума является психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создание благоприятных условий для их обучения и воспитания.

Основными задачами психолого-педагогического консилиума (ППк) школы на 2019-2020 учебный год были:

Ø комплексная диагностика психофизического развития воспитанников специалистами учреждения;

Ø выявление резервных возможностей воспитанников;

Ø определение характера коррекционной помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей;

Ø обеспечение индивидуального психолого- педагогического сопровождения воспитанников, имеющих трудности в обучении и поведении.

ППк школы работал в течение учебного года согласно годовому плану, который был утвержден на августовском заседании ППк

Раз в четверть проводится заседание ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.

Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.

По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляю коррекционно-развивающую программу - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.

Целью логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС является выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Ø Общее речевое развитие школьников.

Ø Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам.

Ø Успешная социализация детей.

В своей работе она выделяет следующие направления:

ü Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях нашего учреждения;

ü Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);

ü Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

ü Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями и педагогическими работниками.

Для детей, обучающихся по адаптированной программе с умственной отсталостью заведены отдельные классные журналы.

В плане воспитательной работы класса включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Классный руководитель проводит работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщает к творческим делам класса и школы. Все учащиеся с ОВЗ были охвачены кружковой работой.

ü выявлены особенности развития обучающихся, выделены проблемные зоны на основе диагностических процедур, определены пути решения проблем.

ü образовательный маршрут обучающихся в рамках ООП для детей с ОВЗ выстроен на основе разработанных адаптированных рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности

ü Проведен анализ психолого-педагогической программы сопровождения конкретного ребенка, его результатов и возможное продление статуса ОВЗ.

ü Организовано качественное психолого-педагогическое, методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми данной категории.

Читайте также: