Анализ работы с детьми с овз в школе
Обновлено: 30.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ работы с детьми с ОВЗ
Синявина М.В.
Альтернативой специализированным школам выступает инклюзивное образование, которое подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Согласно декларации о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями:
Ø каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
Ø каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
Ø необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ обучению в обычных школах.
Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
В Озерском филиале целью работы с детьми ОВЗ было:
Ø создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
Ø оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Ø защита ребенка в его личностном пространстве;
Ø установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
В нашем образовательном учреждение обучаются 76 детей, 12 детей, которые относятся к категории детей с ОВЗ, что составляет 15,8% , от общего кол-ва обучающихся школы. В се обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. Все дети обучаются в инклюзивных классах.
Ø 2 ребенка с ЗПР – 2,7%;
Ø 7 детей с УО – 9,2%
Ø 3 ребенка инвалиды-детства – 3,9%
Вид нарушения
Дети-инвалиды
В нашей школе разработаны адаптированные основные образовательные программы для следующих категорий обучающихся:
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей ЗПР (ОВЗ)
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР (ОВЗ) вид 7.1. - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых.
Дети инвалиды обучаются по общеобразовательной программе НОО и ООО.
Для детей составлено расписание в пределах часов, предусмотренных учебным планом. Разработаны и утверждены рабочие программы по предметам. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.
Кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации. Главной целью работы с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.
Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:
Ø Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
Ø Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
Ø Взаимодействие с районной ПМПК
Ø Работа с родителями детей с ОВЗ.
Ø Работа школьного ПМПк.
Ø Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. Школьный психолого- педагогический консилиум действует на основании соответствующего Положения и Приказа руководителя.
В состав консилиума входят:
Ø Учитель предметник
Целью работы школьного консилиума является психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создание благоприятных условий для их обучения и воспитания.
Основными задачами психолого-педагогического консилиума (ППк) школы на 2019-2020 учебный год были:
Ø комплексная диагностика психофизического развития воспитанников специалистами учреждения;
Ø выявление резервных возможностей воспитанников;
Ø определение характера коррекционной помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей;
Ø обеспечение индивидуального психолого- педагогического сопровождения воспитанников, имеющих трудности в обучении и поведении.
ППк школы работал в течение учебного года согласно годовому плану, который был утвержден на августовском заседании ППк
Раз в четверть проводится заседание ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.
Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.
По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляю коррекционно-развивающую программу - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.
Целью логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС является выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Ø Общее речевое развитие школьников.
Ø Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам.
Ø Успешная социализация детей.
В своей работе она выделяет следующие направления:
ü Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях нашего учреждения;
ü Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
ü Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
ü Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями и педагогическими работниками.
Для детей, обучающихся по адаптированной программе с умственной отсталостью заведены отдельные классные журналы.
В плане воспитательной работы класса включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Классный руководитель проводит работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщает к творческим делам класса и школы. Все учащиеся с ОВЗ были охвачены кружковой работой.
ü выявлены особенности развития обучающихся, выделены проблемные зоны на основе диагностических процедур, определены пути решения проблем.
ü образовательный маршрут обучающихся в рамках ООП для детей с ОВЗ выстроен на основе разработанных адаптированных рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности
ü Проведен анализ психолого-педагогической программы сопровождения конкретного ребенка, его результатов и возможное продление статуса ОВЗ.
ü Организовано качественное психолого-педагогическое, методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми данной категории.
Читайте также: