Анализ работы над единой методической темой школы

Обновлено: 08.07.2024

Работа педагогического коллектива над единой методической темой является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей и позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования.


  • повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя;

  • Повышение эффективности обучения;

  • Повышение качества образования.

  • она носит циклический характер;

  • в ее разработке участвуют все члены администрации школы, методический актив;

  • она должна охватывать как учебную, так и внеурочную работу.

  • интересами и возможностями педагогического коллектива;

  • особенностями состава учащихся;

  • степенью разработки данной проблемы в теории и методике.

  • умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;

  • умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;

  • умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;

  • готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях.

Совершенно очевидно, необходима система мер по управлению качеством обучения, среди которых совершенствование практики обучения.

По результатам исследования из 21 ученика 2 класса – высокий уровень логичности показали 9 учеников, средний – 8 и лишь 4 – низкий. Высокий уровень гибкости мышления продемонстрировали 13 учеников, средний – 6, лишь 2 – низкий. У 19 учеников из 21 показатель скорости мышления характеризуется как высокий и хороший.

По результатам исследования в 8 классе, выяснилось, что из 23 учащихся у 4 учеников преобладает предметно-действенный тип мышления, у 2 - словесно-логический, у 2 - наглядно-образный, у 5 учащихся – креативно-творческий. Абстрактно-символическим типом мышления обладает один учащихся. Следует отметить, что у довольно большой группы учащихся (10 человек) развито несколько типов мышления.

Из 14 учащихся 11-го класса у 4 учеников преобладает предметно-действенный тип мышления, у 2 - словесно-логический, у 4 - наглядно-образный, у 1 учащегося – креативно-творческий. Абстрактно-символическим типом мышления не обладает ни один учащийся. У 3 учеников развито несколько типов мышления.

Обобщая вышесказанное, следует отметить высокий потенциал учащихся при поступлении в школу и отставание в сформированности навыков мышления по мере обучения.

По итогам тестирования было отмечено, что учащиеся 6, 10 классов испытывают трудности при выполнении заданий, требующих умений и навыков в использовании знаний на практике, самостоятельно конструируемого ответа, направленных на использование научных методов наблюдения, сравнения, формулирования гипотез и выводов, объяснения эксперимента и проведения исследования.

Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач.

Обсуждая проблему снижения качества обучения в педагогическом коллективе, было высказано предположение о том, что ресурсом в развитии качества обучения должно стать совершенствование практики обучения на основе комплексного использования новых подходов, направленной на личностное развитие школьника.

Оценивая готовность коллектива к работе над методической проблемой, следует отметить, что на конец года 9 учителей прошли обучение по Программам уровневых курсов:


№.

Ф.И.О.

Уровень

1.

Костомарова Елена Витальевна

1 (продвинутый)

2.

Быкова Юлия Александровна

1 (продвинутый)

3.

Бойченко Ирина Андреевна

2 (основной)

4.

Федорова М. В.

2 (основной)

5.

Подольская С. А.

3 (базовый)

6.

Вашута О. В.

3 (базовый)

7.

Магзумова Женискуль Каиржановна

3 (базовый)

8.

Бондаренко Валентина Владимировна

3 (базовый)

Прошедшие уровневые Курсы повышения квалификации учителя стали не только активными трансляторами идей 7 Модулей программы, но и составили ядро школьного педагогического сообщества, управляя инновационными процессами. Их активное участие в школьном педагогическом сообществе способно повлиять на профессиональное развитие коллег.

С современными подходами в обучении педагоги школы ознакомлены на коучингах, панорамах открытых уроках, семинарах. В целом, педагоги школы восприимчивы ко всему новому, владеют технологией саморазвития, заинтересованы в повышении образовательных результатов.

Цель работы над методической темой - развитие личностного ресурса обучающихся за счёт внедрения в практику обучения новых подходов, основанных на взаимодействии, поддержании инициативы обучающихся, на критическом осмыслении учебной информации и умении её использовать в практических целях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Повышение качества образования на основе

Трифонова Ю.Г. директор МБОУ СОШ

пос. им. 25 Октября

Основные задачи и тенденции в развитии методической работы.

Успешное развитие системы школьного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от профессиональной компетентности учителя, его педагогического и методического мастерства. С целью систематического совершенствования мастерства педагогических кадров организуется методическая работа.

Методическая работа – это целостная система мер и мероприятий, основанных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом.

Исходя из того, что главная ее цель- это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие его эрудиции и компетентности в области отдельной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Основными задачами этой работы являются:

повышение профессиональной компетентности и культурного уровня преподавателя;

стимулирование его служебной и общественной активности;

обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов – новаторов и творчески работающих преподавателей;

совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время;

формирование умений и навыков анализа образовательного процесса а целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

вооружение учителя методиками диагностирования реальных достижений и затруднений в организации учебно-воспитательного процесса;

выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятых ему методик;

создание условий для самообразования;

В развитии системы методической работы просматриваются положительные тенденции:

стремление методических служб к разнообразию различных видов деятельности с руководящими и педагогическими кадрами;

тяготение к контактам с наукой;

Работа над единой методической темой как педагогическая проблема.

Одним из связующих звеньев творческих интересов учителей является работа над избранной темой. Коллективный поиск решения научно-методической проблемы позволяет наиболее активно влиять на развитие коллективных и индивидуальных форм самообразования.

Задачей такой работы является повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя и улучшение на этой основе качества обучения и воспитания учащихся.

Работа над единой методической темой носит циклический характер.

Технология действий в разработке методической темы может быть следующей:

определение методической темы;

глубокое изучение разработанности данной темы;

определение временных этапов и подтем на каждом этапе;

создание творческих групп, подборка заданий;

подготовка картотеки литературы по данной теме;

подготовка материалов для индивидуального самообразования учителей;

разработка тем, вопросов для теоретических семинаров, семинаров-практикумов;

подготовка плана контроля за ходом работы над единой методической темой;

индивидуальные и групповые консультации;

Очень важно, чтобы методическая тема была сформулирована конкретно, хотя и достаточно широко. Целесообразно определение темы на перспективу ( обычно на 3-5 лет) с разбивкой крупной стратегической темы по годам.

Методическая тема определяется интересами и возможностями учителей, актуальностью, региональными и национальными особенностями, степенью разработанности данной проблемы в науке.

На первом этапе осуществляется большая организационная работа:

изучение документации, методической литературы;

выбор тематики работы МО;

определение тематики теоретических семинаров и психологических практикумов;

пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов;

разработка индивидуальных тем самообразования;

На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:

практическое обучение использованию рекомендаций;

апробация новых методов и приемов членами творческих групп;

новые формы повышения квалификации( круглые столы, коллективные обсуждения докладов, выступлений, моделирование дел);

реализация плана контроля( изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации)

На третьем этапе происходит сбор и обработка полученной информации:

сбор обработанной информации руководителем, членами администрации;

обработка информации для дальнейшего управления;

принятие конкретных решений, разработка конкретных рекомендаций, требований на основе полученной информации;

реализация плана контроля через открытые уроки, мероприятия;

На четвертом этапе осуществляется обобщение результатов опыта:

проведение единых методических дней по проблеме;

На пятом этапе происходит анализ результатов:

анализ работы над методической темой ( педсовет, метод совет)

организация тематических выставок;

оценка обоснования уровня профессионального мастерства учителей;

сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, картотека методической литературы, конспекты – разработки открытых мероприятий.

План работы

педагогического коллектива над единой методической темой

Актуальность проблемы обусловлена слабой ориентированностью школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учет и развитие его способностей, дарований, интересов.

Объект работы – деятельность учителя по управлению процессом образования при личностно-ориентированной направленности урока.

Задачи: - Изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;

Выявить основные затруднения учителей по внедрению личностно-ориентированного подхода;

Выявить уровень развития обще учебных умений и навыков;

Этапы работы над методической темой.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме, ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем данной темы.

Определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей.

Выявление уровня принятия учителями достижений науки по личностно-ориентированной направленности урока.

Организация педагогических чтений, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, разработка памяток работы.

Теоретическое изучение проблемы.

Концепция личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование – это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.

Задача – воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно- ориентированное образование учащихся, надо установить факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими факторами являются:

природные задатки человека;

особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку;

социальная среда, в которой живет и развивается человек;

воспитательные учреждения, в которых получает образование человек;

самовоспитание и саморазвитие человека;

Как же должно быть организовано образование в школе, чтобы оно было личностно – ориентированным?

Система личностно – ориентированного образования в школе должна состоять из следующих подсистем:

классно – урочные занятия построенные в соответствии с индивидуальными способностями ученика;

домашняя работа должна сводиться на самостоятельное изучение учебного материала;

эстетический цикл учебных занятий (пение, рисование, музыка и т.д.)

внеурочная работа школы;

общешкольное ученическое самоуправление;

трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся;

Понятие личностно –ориентированного обучения.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Стандарт образования в системе личностно – ориентированного обучения – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.

Критериями эффективной организации личностно – ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно – ориентированного обучения:

Личностно – ориентированное обучение – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно – предметного моделирования мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ пятилетней работы педагогического коллектива школы над единой методической темой образовательного учреждения.

Приоритетная цель школы: Оптимизация деятельности участников образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий обучения в целях создания условий для получения учащимися качественного образования и формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению.

Задачи деятельности педагогического коллектива:

1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся.

2. Сформировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.

3. Создать благоприятные условия для обучения детей с повышенной мотивацией.

4. Продолжить работу по диагностике, позволяющей отслеживать динамику развития школьников; фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

5. Обеспечить учебно-методическую поддержку перехода на профильную подготовку учащихся.

6. Разработать систему профориентации и формирования трудовых умений и навыков через систему дополнительного образования.

Работа педагогического коллектива над единой методической темой является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей и позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования.

Основными задачами работы над единой методической темой являются:

- повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя;

- повышение эффективности обучения;

- повышение качества образования.

Работа над единой методической темой имеет свои особенности:

- она носит циклический характер;

- в ее разработке участвуют все члены администрации школы, методический актив;

- она должна охватывать как учебную, так и внеурочную работу.

Выбор методической темы школы определялся:

- интересами и возможностями педагогического коллектива;

- особенностями состава учащихся;

- степенью разработки данной проблемы в теории и методике.

2010-2011 учебный год

Цель: Повышение качества проведения учебных занятий на основе новых педагогических технологий; выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей; освоение способов конструирования урока с использованием современных педагогических технологий.

1. Рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.

3. Познакомить с лучшим опытом учителей школы по использованию современных педагогических технологий, приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действий.

4. Разработать меры по активизации творческо-поисковой деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.

Каждый учитель, адаптировав собранную членами МО информацию на педсовете к особенностям преподаваемого им предмета, подготовил материал для обобщения своего опыта работы по данной теме.

1. Проблемное обучение в школе. (Учитель русского языка и литературы Коломацкая Г.В.)

2. Технология разноуровневого обучения. (Учитель математики Каменева С.Г.)

3. Компьютерные технологии. (Учитель физики Хайбуллова Э.Х.)

4. Технологии проектного обучения. (Учитель технологии Николенко Н.А.)

5. Модульная технология на уроках истории. (Учитель истории Дегтев К.А.)

6. Технология интегрированного обучения. (Учитель немецкого языка Усманова Г.М.)

7. Игровые педагогические технологии. (Учитель начальных классов Хайбуллова М.З.)

- Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования:

1. Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения учащихся в условиях стандартизации образования. (Педагог-психолог Таганова Л.А.)

2. Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. (Учитель английского языка Вильчинская Г.В.)

3. Защита положительных и отрицательных аспектов дифференцированного обучения. (Учитель начальных классов Мальковская И.В.)

4. Дифференцированный подход к обучению биологии. (Учитель биологии Фисенко Л.В.)

5. Дифференцированное обучение на уроках информатики. (Учитель информатики и ИКТ Малеева Т.П.)

6. Дифференцированный подход в обучении истории. (Учитель истории и обществознания Ширманова И.Ю.)

2011-2012 учебный год

Цель: обобщение и распространение опыта работы учителей по использованию современных педагогических технологий в учебном процессе.

Перед коллективом были поставлены следующие задачи:

1. Создать в МОУ СШ № 57 оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

2. Организовать проектную, научно-исследовательскую деятельность в образовательном учреждении, нацеленную на реальное продвижение ребёнка в обучении, дальнейшее развитие у школьников механизма самообразования, самореализации и создание устойчивой мотивации к учению.

3. Создать банк данных передового педагогического опыта.

4. Совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для выполнения этих задач был проведен ряд мероприятий.

Словообразование имён существительных.

Приведение дробей к общему знаменателю.

Решение задач разных видов.

Изготовление пресного теста, изготовление пельменей и вареников.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Первый школьный день.

Как ты воспринимаешь мир.

Музыка народная и композиторская.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Линейная функция и её график.

Раскол христианского мира.

Бег. Преодоление вертикальных препятствий.

Равномерный бег. Развитие выносливости.

Природа и изделие.

Формы правления и политический режим.

Музыка в культуре и жизни разных стран.

Орфографические задачи, которые легко решать.

Правописание чк-чн в словах.

Степенные функции, их свойства и графики.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Современные средства поражения.

В течение 2011-2012 учебного года в рамках работы над методической темой школы были проведены тематические педсоветы:

В марте 2011-2012 учебного года 37 (74%) педагогов приняли активное участие вместе со своими ученикам в общешкольном Дне проектов.

2012-2013 учебный год

Перед коллективом были поставлены следующие задачи:

обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;

- сформировать банк данных программ элективных курсов, разработанных и используемых в МБОУ СШ № 57 и одобренных школьными методическими объединениями.

Для выполнения этих задач был проведен ряд мероприятий.

Урок права. Избирательное право.

Учащиеся 10 А класса.

Учитель истории и обществознания Крамаренко А.А.

И.О. заместителя директора по воспитательной работе Меркулов В.Н.

Учащиеся 2 Б класса.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории Сайманова Л.А.

Творческая мастерская. Объёмное моделирование и конструирование.

Учитель начальных классов Хайбуллова М.З.

Ученик 3 Г класса Гапон Николай.

Учащиеся 2 В класса.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории Конахина С.Н.

Урок обществознания. Социальная структура общества.

Ученица 11 класса Аракелова Мария.

Учитель истории и обществознания второй квалификационной категории Кузнецова Е.А.

Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом.

Заведующая библиотекой Петрова Н.П.

Урок русского языка. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся 6 А класса.

Учитель первой квалификационной категории Леонтьева А.Е.

Классный час. Достойно внимания здоровое питание.

Учащиеся 7 А класса.

Учитель географии первой квалификационной категории, классный руководитель 7 А класса Ионова О.В.

Практическое занятие. Работа воина-связиста при обеспечении связи в чрезвычайных ситуациях.

Учащиеся 10 класса.

Преподаватель ОБЖ первой квалификационной категории Шашков С.П.

Спортивное ориентирование в условиях спортивного зала.

Учитель физической культуры Арсенин Н.И.

Руководитель кружка по спортивному ориентированию Вяткин Л.А.

Учащиеся 9 классов.

Учитель химии 2 квалификационной категории Кабирова Л.Р.

Проектная деятельность. Фитодизайн школьной рекреации.

Учащиеся 8 классов. Учитель ИЗО второй квалификационной категории Зайцева В.П., учитель биологии первой квалификационной категории Фисенко Л.В.

Городок здоровья в тренажёрном зале.

Учащиеся 11 класса.

Педагог дополнительного образования 1 категории Багаутдинов Н.А.

В течение 2012-2013 учебного года в рамках работы над методической темой школы были проведены тематические педсоветы:

В течение учебного года был сформирован банк данных программ элективных курсов, разработанных и используемых в МБОУ СШ № 57 и одобренных школьными методическими объединениями.

В марте-апреле 2012-2013 учебного года 41 (76%) педагог приняли активное участие вместе со своими ученикам в общешкольном Дне проектов.

2013-2014 учебный год

Цель: обеспечить непрерывную связь системы методической работы с образовательным процессом школы, профессионально-личностное развитие педагогов через овладение новыми педагогическими технологиями в связи с введением ФГОС.

Повышение качества преподавания учебных дисциплин через совершенствование содержания образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий и других приемов инновационных образовательных процессов.

Создание банка методических идей и наработок учителей школы.

Внедрение технологии разработки уроков с использованием электронной поддержки.

Разработка механизмов трансляции наработанного передового опыта на другие предметы учебного плана.

Создание условий для обучения педагогов школы современным технологиям через курсовую подготовку и обобщение передового педагогического опыта.

Усиление контроля за уровнем преподавания учебных дисциплин педагогами школы.

Активизация работы педагогического коллектива с учащимися, имеющими с высокий уровень мотивации обучения.

Для выполнения этих задач был проведен ряд мероприятий.

Урок литературного чтения (обучения грамоте). Звук и буква д.

Учитель начальных классов Крамаренко М.В.

Урок права. Формы правления государства.

Учитель истории и обществознания Кузнецова Е.А.

Урок экономики. Макроэкономическое равновесие.

Учитель экономики Ионова О.В.

Урок физики. Правило Ленца.

Учитель физики Дорошева Е.И.

Урок окружающего мира. Мы познаём мир.

Учитель начальных классов Мальковская И.В.

Внеурочная деятельность учащихся. Круглый стол. Знатоки российской науки и техники.

Учитель химии Кабирова Л.Р.

Творческая мастерская. Волшебная глина.

Учитель биологии Фисенко Л.В.

Внеклассная работа. Мультклуб. Рецепт счастья.

Учитель истории Ширманова И.Ю.

Внеклассная работа. Школа выживания.

Учитель физической культуры Арсенин Н.И.

Творческая мастерская. Народные куклы.

Учитель начальных классов Эльмукова А.И.

Внеклассная работа. Профессии информационных технологий.

Учитель информатики и ИКТ Малеева Т.П.

В течение 2013-2014 учебного года в рамках работы над методической темой школы были проведены тематические педсоветы:

- «Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения.

В течение учебного года был сформирован электронный банк уроков с применением системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

В мае 2013-2014 учебного года 87% педагогов (41 человек) приняли активное участие вместе со своими ученикам в общешкольном Дне проектов. Это на 5% больше, чем в прошлом учебном году.

2014-2015 учебный год

Цель: обобщение инновационного опыта преподавания на основе новых технологий, внедренных в образовательный процесс в условиях модернизации и профилизации образования.

- Повышение эффективности и качества обучения за счет включения в педагогическую практику современных информационно-педагогических технологий, использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе и при дистанционных формах обучения.

- Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности учащихся.

- Обеспечение организации учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности учащегося.

- Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

- Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образование в соответствии с интересами выпускников школы в отношении продолжения образования.

1. Внеурочная работа по русскому языку как средство коррекции знаний и способ самореализации учащихся. (Учитель русского языка и литературы Семёнова И.В.)

2. Использование электронных форм контроля знаний учащихся для повышения качества образования по информатике. (Учитель информатики Малеева Т.П.)

3. Формирование УУД методом нейропсихологической коррекции. (Учитель физической культуры Гапон Л.О.)

4. Формирование читательской компетенции младших школьников. (Учитель начальных классов Мальковская И.В.)

5. Дифференцированное обучение на уроках математики в старших классах. (Учитель математики Калинова А.И.)

6. Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения и развитие речи по ФГОС НОО. (Учитель начальных классов Ямина О.В.)

7. Развивающее обучение на уроках искусства. (Учитель истории Кузнецова Е.А.)

8. Технология групповой деятельности на уроках физической культуры. (Учитель физической культуры Волков Ю.И.)

9. Проектная деятельность на уроках немецкого языка. (Учитель иностранного языка Михайлова Т.Н.)

В течение 2014-2015 учебного года в рамках работы над методической темой школы были проведены тематические педсоветы:

1. Формы и методы работы классного руководителя по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе (Заместитель директора по ВР Пынтя Е.И., заместитель директора по СР Чихалова Н.В.)

2. Формы и методы работы с учащимися и родителями на первом этапе обучения в школе. (Классный руководитель 2Б класса Крамаренко М.В.)

3. Выбор направления работы классного руководителя как залог успешного развития школьника. (Классный руководитель 6Б класса Меркулова И.Ю.)

4. Развитие творческих способностей с помощью театрализационной деятельности. (Классный руководитель 4В класса Конахина С.Н.)

5. Социализация младших школьников в условиях модернизации образования. Нетрадиционные формы воспитательной работы. (Классный руководитель 1Г класса Хайбуллова М.З.)

6. Формы и методы работы классного руководителя по сплочению классного коллектива. (Классный руководитель 5В класса Хайруллова Г.Ф.)

7.Формы и методы работы классного руководителя по организации классного коллектива учащихся и родителей. (Классный руководитель 9А класса Ионова О.В.)

Заместителями директора по УВР Эльмуковой А.И., Кузнецовой Л.К., Терёхиной О.В. в декабре-феврале 2015 года был проведен мониторинг действенности внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий.

Учителя школы успешно используют в своей практической деятельности современные образовательные технологии. Это подтверждается положительной динамикой контроля знаний учащихся по предметам.

Процент учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в динамике за 3 года) в %

от общего числа педагогов.

Образовательные технологии

2012-2013 (чел / %)

2013-2014 (чел / %)

2014-2015 (чел / %)

Обучение в сотруд-ничестве

Исследовательские методы обучения

Технология модульного (блочного) обучения

Процент учителей, осваивающих современные образовательные технологии (в динамике за 3 года) в % от общего числа педагогов.

Образовательные технологии

2012-2013 (чел / %)

2013-2014 (чел / %)

2014-2015 (чел / %)

Обучение в сотруд-ничестве

Исследовательские методы обучения

Технология модульного (блочного) обучения

В течение года на школьных методических объединениях педагоги подводили итоги работы над своими темами самообразования в разрезе методической темы школы.

- урок математики в 6Г классе "Свойства действий с рациональными числами" (учитель Горинович Ю.С.),
- урок литературы в 6В классе "Тропа Насти и Митраши. Нравственные отношения героев" (учитель Семёнова И.В.),
- урок математики в 6Б классе ""Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" (учитель Марянова А.С.).

- урок информатики и ИКТ в 9А классе "Система управления базами данных" (учитель Малеева Т.П.),
- урок английского языка в 5Б классе «Письмо домой" (учитель Андриясова О.И.),
- урок математики в 3В классе "Единицы измерения ёмкости" (учитель Мисакова С.Н.),
- урок физической культуры во 2В классе "Совершенствование скользящего шага" (учитель Волков Ю.И.),
- урок русского языка в 5А классе "Имя существительное как часть речи" (учитель Фомина М.В.),

- урок русского языка в 9А классе "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, дополнения, пояснения" (учитель Романова Н.А.), - урок математики в 9Б классе "Правило умножения" (учитель Штанина Н.А.).

- урок математики во 2В классе "Умножение на 9" (учитель Агеева С.В.),
- урок физической культуры в 5Г классе (учитель Ламзин А.М.),
- урок химии в 8Б классе "Теория электролитической диссоциации" (учитель Кабирова Л.Р.)

- урок физики в 8А классе "Исследование последовательного соединения" (учитель Дорошева Е.И.

В мае 2014-2015 учебного года 96% педагогов (48 человек) приняли активное участие вместе со своими ученикам в общешкольной Декаде проектов. Это на 9% больше, чем в прошлом учебном году.

В течение 5 лет работы педколлектива над методической темой школы успеваемость учащихся составляла 100%, качество знаний учащихся выросло с 41,6 % до 52,9%.

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа – главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

  • отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
  • обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.

Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.

Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

В данной статье описан опыт работы школы № 36 г. Ярославля над единой методической темой 2003-2006 гг. Принципиально важным является то, что руководство этой работой осуществлялось начинающим заместителем директора по научно-методической работе.

Описанный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным руководителям и их заместителям, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.

Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.

Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития. Поэтому методическая тема, заявленная достаточно широко, позволила выявить потребности школьного коллектива и наметить тенденции развития учреждения.

Методическая тема школы: “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения”.

В качестве основных аспектов методической работы по заявленной методической теме были названы следующие:

2003-2004 гг. - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2004-2005 гг. - проблема развивающего обучения;.

2005-2006 гг. - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.

Вся научно-методическая работа осуществлялась в соответствии с выбранным аспектом работы по направлениям: работа с педагогами и работа с учащимися.

Коммуникативные аспекты учебного процесса

Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей

Деловая игра “Модель ученика и учителя”. Создание образовательной программы школы.

КПК на базе школы

“Педагагическое мастерство” (72 часа)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность”

“Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения”

“Панорама методических идей современного развивающего обучения”

“Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе”.

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе.

“Конкурс знатоков” в среднем звене.

“Эрудицион” для старшеклассников.

“Какой учитель нужен сегодня школе?”

“Современные образовательные технологии учебного процесса”

“Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004 гг.”

“Программа развития школы” (на период до 2010 г.)

“Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе”

“Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?”

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной школы.

Итоги работы над единой методической темой:

1. Создана Программа развития школы на период до 2010 г.

2. Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.

3. Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.

4. Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции:

за три года в школе аттестовалось 34 педагога из 60:

На высшую категорию – 11 человек,

На первую – 14 человек,

На вторую – 9 человек.

19 педагогов за три года повысили свою квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации на базе школы и других учреждений системы образования прошли – 90 % педагогов школы.

5. Педагоги школы выступали с докладами на российских, межрегиональных научных конференциях, имеют публикации в различных профессиональных журналах и сборниках.

6. Учащиеся школы успешно выступают на научных конференциях “Отечество”, “Открытие”, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Читайте также: