Анализ работы логопеда в школе

Обновлено: 06.07.2024

Цель : создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи:

• Проводить диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи учащихся с СНР.

• Осуществлять структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью на занятиях; корректировать программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

• Повышать качество оказания логопедической помощи через апробацию и внедрение новых педагогических технологий в области логопедии.

• Пропагандировать специальные знания среди педагогов и родителей, оказывать консультационную помощь.

• Повышать уровень педагогического мастерства через семинары – практикумы, мастер – классы и консультации.

Нормативно – правовая документация

Деятельность учителя – логопеда на протяжении учебного года осуществлялась в соответствии с:

• Годовым планом организационно - педагогической деятельности логопеда (Приказ №104 от29.08.2018г.)

• ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом МОиН РХ от 19.12.2014г. №159.

• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).

• Адаптированной основной общеобразовательной программы, утвержденной приказом №89 от 31.08.2017г;

• адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, утвержденной приказом №82 от 30.08.2016;

• Рабочей программой (с изменениями, внесенными приказом №97 от 29.08.2018г., (Протокол №1от 31.08.2017г.)

• Должностной инструкцией учителя – логопеда.

• Циклограммой учителя – логопеда.

• Графиком работы учителя – логопеда (приказ №104 от 29.08.2018г.)

• осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;

• определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;

• проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

• понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;

• с желанием и интересом выполнять учебные задания;

• иметь потребность в чтении.

• готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;

• сформированность мотивации на коррекционных занятиях;

• ценностно-смысловые установки на занятии;

Учащиеся с системным недоразвитием речи научатся

• выполнять простейших движений или заданий по словесной инструкции;

изменять силу голоса: громко - тихо, замедление или ускорение темпа речи по указанию учителя-логопеда;

• при обыгрывании ситуации использовать в речи отработанные слова и простые предложения;

• различать звук на слух;

• анализировать слоги по звуковому составу;

• уметь слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;

• уметь писать элементы букв.

• правильного соединять буквы и слова;

• анализировать слова по буквенному составу, различать звуки гласных и согласных, звонких и глухих на слух, в написании;

• списывать с печатного и рукописного текстов слова и предложения после их анализа и графического изображения;

• писать под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, простых по структуре предложений;

• правильного писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

• подбирать слова, обозначающие названия предметов, части предмета, обобщающие слова для определения группы слов одной родовой категории;

• подбирать слова, обозначающие действия предмета;

• составлять по заданию предложения, выделять предложений из речи и текста;

составлять и выбирать заголовок к тексту.

Приоритетные направления деятельности:

• диагностическая работа;

• коррекционно-развивающая работа;

• консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами;

• методическая работа

• аналитическая деятельность

1. Диагностическая работа

Анализ результатов логопедической диагностики показал не только количественное увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, но и изменение качественного состава учащихся в стороны утяжеления речевого, а так же интеллектуального дефекта. На всех учащихся заведена необходимая документация, скомплектованы группы с учётом возраста и тяжести речевого дефекта.

логопатов звукопроизношение Навыки сформированности чтения Навыки сформированности письма Продолжение занятий по развитию навыков устной и письменной речи

1 кл 4 (Виталина В.) Денис К, Анатолий И., Виталина В. –сформированы недостаточно Мария Б. не сформированы

Денис К. Анатолий И., Виталина В. -сформированы недостаточно 4 (Мария Б., Денис К. Виталина В., Анатолий И.)

2кл 7 4 (Вероника Р., Алена Г., Настя П., Юля Л.) 1 Ксения Е. - сформированы недостаточно Сформированы недостаточно – ВероникаР., Алена Г., Настя П., Юля Л.

3кл 5 5 (Влад С., Егор К, Полина П., Максим В. ,Настя Б. Сформированы Сформированы

4кл 4 3 (Валентина Ч., Елена К., Анна Р.) 1 (Данил О.) сформированы недостаточно Данил О. – сформированы недостаточно

5кл 2 2 (Евгения И. Данил У.) Сформированы Сформированы

6кл 6 3 (Данил Ф, Дима С., Малика Б.) 2.(Алексей П, - сформированы,Владимир М. – сформированы недостаточно 1 Арина Д. - не сформированы

7кл 2 2 (Максим Х, Вероника Г.) Сформированы Сформирован

Всего 30 20/67% 6/20% 2/7% 2-выбыли (Никита Г., Соня Р.)

Звукопроизношение у 20 – 67% учащихся приближено к норме. У остальных 6- 20% человек наблюдается положительная динамика в формировании звуковой стороны речи. С незначительным улучшение речи 2 -7% учащихся, таким учащимся необходим более длительный период коррекционной работы. 2 учащихся (6%) выбыли во 2 полугодии на семейное образование и с ними буде продолжаться работа в рамках Ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению Наблюдается небольшая положительная динамика в коррекции письма и чтения. Успешность коррекционной работы затрудняет ригидность мышления, стойкость старых патологических навыков и трудность выработки новых навыков, а так же такие особенности познавательной деятельности, которые затрудняют понимание детьми инструкции, и закреплению новых умений, полученных на логопедических занятиях

Работа с детьми – инвалидами осуществлялась через разработку и реализацию индивидуальных коррекционных программ, проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков устной и письменной речи для формирования разносторонних представлений о предмете и явлений окружающей действительности, обогащения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи. Проводилось прогностическое консультирование родителей детей – инвалидов для способствования осознания возрастных и индивидуальных особенностей детей, пониманию проблем ребенка со стороны родителей. Для продуктивного взаимодействия и определения путей коррекционного взаимодействия были проведены консультационные мероприятия с педагогами школы для реализации программ по обучению детей – инвалидов. Использование в работе технологии моделирования и проигрывание сказок, а так же компьютерных развивающих программ привело к повышению результативности коррекционной работы. В следствии логокоррекционной работы, у детей – инвалидов повысился уровень речевого развития (Вероника Г. Дмитрий С., увеличился активный словарь у Данила О. -72 слова, в 2017 году – 12 слов, у Владимира М. появилась фразовая речь. Мария Б., Арина Д., Ксения Е. научились делать элементы артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики. Считаю работу с детьми – инвалидами удовлетворительной.

3. Консультативная и просветительская работа

Работа с педагогами. Работа с родителями.

Тематические консультации для педагогов 1. Способы устранения дисграфии.

2. Причины дислексии.

3. Практические и теоретические рекомендации по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время уроков.

ШМО 1. Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом. (Доклад, презентация. буклеты)

Мастер-класс 1. Гимнастика Брейн Джим, как способ повышения умственной работоспособности у детей с ОВЗ

Беседа с педагогами О необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи.

Экспериментальная работа Внедрение в коррекционную работу ИКТ (Компьютерные логопедические и развивающие игры).

Педсовет 1. Отчет учителя – логопеда за 2017-2018 учебный год. (Доклад, презентация)

2. Самоанализ как средство становления учителя – логопеда в рамках ФГОС. (Доклад, презентация)

Взаимосвязь со специалистами школы осуществлялась через ознакомление членов ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования и определение путей коррекционного взаимодействия, а так же после анализа результатов обследования детей, были составлены образовательные маршруты для продуктивного взаимодействия специалистов и педагогов школы. Посещались занятия и уроки педагогов для обмена опытом. Для повышения результативности работы с детьми с СНР проводились индивидуальные консультирования педагогов, а так же оказывалась помощь учителю начальных классов в планировании и осуществлению работы по развитию речи детей, имеющих нарушение как устной, так и письменной речи.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей 1. Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна

2. Особенности речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью

3. Речевые игры дома

4. Игры и упражнения с детьми с СНР

5. Причины речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта

Методическая работа

Картотека 1. Пополнение пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для детей с умственной отсталостью.

Цель: проводить автоматизацию звуков в слогах, словах и предложениях при помощи интерактивных дидактических игр.

Актуальность выбранной темы.

Коррекция недостатков устной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, учащихся и родителей. Большинство детей, посещающих логопедическую группу, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У детей с СНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью интерактивных дидактических игр.

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению, автоматизации и устранению речевых нарушений не теряет своей актуальности.

Муниципальный Региональный Всероссийский

«Использование ИКТ согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС) презентация

Диплом победителя 1 место

Диплом победителя 1 место

РМО «Специфика коррекционной

работы учителя-логопеда

в реализации АООП

Педагоги России 2019

Диплом победителя 2 степени.

Аналитическая деятельность

• Процесс подачи материала на логопедических занятиях стал несколько другой, более индивидуализированный

• Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

Опираясь на проведенную диагностику, у детей прослеживается положительная динамика: повысилась учебная мотивация, нормализовались графомоторные навыки, улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, расширился словарный запас.

В конце учебного года в речевые карты, листы коррекционных занятий внесены необходимые записи о продвижении учащихся в преодолении речевых дефектов. Составлен аналитический отчет о проделанной работе. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Цели и задачи на следующий учебный год

Цель – создание условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.

• Развитие фонематического анализа и синтеза;

• Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

• Формирование и развитие грамматически правильной речи;

• Формирование и развитие выразительной, связной речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Развитие фонематического восприятия;

• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

• Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,

Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления

Аналитический отчет учителя-логопеда за 2017–2018 учебный год 1. Организационное,диагностическое,коррекционно-развивающее направление На логопункт зачислены По адресу Победы 24 всего 11 детей: 9 человек.

Анализ проделанной работы за 2018–2019 учебный год в первой младшей группе В группе по списку __31__ человек; из них ___19_ мальчиков, _12___ девочек. Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного.

Анализ работы подготовительной группы за 2018–2019 учебный год . 1. Информационная справка. Разновозрастная группа – игровая комната, приемная, спальня, комната гигиены. В группе 25 детей, 12 девочек,.

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда на 2018–2019 год Дни недели Время Вид деятельности Понедельник 8.00 – 12.00 8.00 – 8.15 Индивидуальная образовательная деятельность (подготовительная группа.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Губановой Марины Михайловны

За 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного плана работы. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко запланированной работы.

Цель логопедической работы – своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников для их наиболее полной социализации.

В начале года ставила перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия.
  3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.
  4. Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений.
  5. Разработка тестовой методики мониторинга устной речи обучающихся специальных (коррекционных) школ и про ведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
  6. Систематизация компьютерных коррекционно-развивающих игр и программ.
  7. Консультирование родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

Основные направления работы:

✓ создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, развитие речевого дыхания, , коррекция звукопроизношения);

✓ развитие речеслухового внимания;

✓ развитие фонематического слуха;

✓ подготовка к анализу и анализ звукового состава слова ( формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и син­теза слогозвукового состава слова) ;

✓ развитие слоговой структуры слова;

✓ расширение пассивного и активного номинативного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой ( уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопле­ния новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользо­ваться различными способами словообразования) ;

✓ развитие грамматического строя речи ( уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций) ;

✓ развитие фразовой и связной речи

✓ развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопе­да, не переключаясь на посторонние воздействия; подчи­нять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

✓ развитие общей и мелкой моторики;

✓ развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);

I . Организационно-методическая работа

В первые две недели сентября мною были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

3.Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

4.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом.

5.Мониторинг письменной речи учащихся 1-6 классов.

6.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

7.Углубленная комплексная диагностика с целью выявление структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявление первичности и вторичности структуры дефекта.

8.Речевое заключение на основе диагностики.

9.Заполнены речевые карты.

10.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

11.Ознакомление членов школьного ПМПк и других педагогов с результатами логопедического обследования.

12.Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.

13. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей.

14.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

15.Ознакомление педагогов школы с направлениями логопедической работы на текущий учебный год.

Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.

Все выше перечисленные работы были выполнены в срок до 15.09. 2017г.

Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.

Рабочая программа учителя-логопеда Губановой М.М. была составлена на основе:

Комплекта примерных рабочих программ для подготовительного и первого классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ФГОС с ОВЗ).

А также на основе Адаптированных авторских программ по преодолению ОНР - учителя-логопеда Наздрачевой О.М., Программы обучения детей со смешанной дисграфией – учителя-логопеда Губановой М.М.

Из зачисленных детей была сформирована 11 логопедических групп с учётом возраста обучающихся и структуры речевого дефекта:

1.ОНР-III уровня – 5 групп – 16 человек .

3.Системное недоразвитие речи. F-70. Смешанная дисграфия – 2 группы – 5 учащихся.

4.Дисграфия. Дислексия. – 4 группы – 12 человека

Индивидуальные занятия посещают 8 учащихся. Из них имеют речевые нарушения:

Заикание неврозоподобное тяжелой степени. Дизартрия.– 1 учащийся

Заикание неврозоподобное тяжелой степени. Дисграфия. Дислексия. – 1 учащийся

Системное недоразвитие речи. Дизартия. – 1учащийся

Дизартрия спасико-паретическая, гиперкинетический синдром, тяжелой степени – 2 учащихся

Спастико-паретическая дизартрия. F-70. Дисграфия. Дислексия. – 1 учащийся

Дисграфия. Дислексия. – 1 учащийся

Дизартрия спастико-паретическая. Сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации – 1 учащийся

Все дети, посещающие логопедические занятия – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из них –17 детей-инвалидов, 5 учащихся со сложным дефектом.

В течение года были внесены изменения в циклограмму рабочего времени в связи с зачислением на логопедические занятия вновь прибывших учащихся, нуждающихся в индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Было проведено обследование речи вновь прибывших учащихся, написаны индивидуальные планы работы, составлено календарно-тематическое планирование и расписание занятий.

Занятия в течение года проводились регулярно, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.

В течение года проводились консультации и индивидуальные обследования учащихся, имеющих трудности в обучении, по запросу учителей и воспитателей. Для этих учащихся разрабатываются индивидуальные рекомендации. Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Рекомендовались игровые упражнения для развития у детей фонематического слуха, закрепления поставленных звуков, а так же упражнения для коррекции дисграфических и дислексических ошибок. По мере необходимости педагоги информировались о динамике речевого развития детей и мерах, которые они могли бы предпринять для содействия логопеду в его коррекционной работе.

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий один учащийся был направлен на консультацию к сурдологу, отариноларингологу и невропатологу, в результате чего была выявлена и устранена лорпатология, получил дополнительное уточнение неврологический диагноз.

Таким образом, логопедической помощью были охвачены 100% учащихся, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.

Количество обучающихся воспитанников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести

Посещают индивидуальные и групповые занятия логопедов

Учащиеся, выпущенные с логопедического пункта с исправленными речевыми нарушениями

Всего получают логопедическую помощь (%) учащихся

% от общего количества

% от общего количества

В течение года при обследовании, при подготовке к занятиям использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные методы, технологии, приемы и средства выявления, устранения речевых нарушений, коррекции высших психических функций, личностных особенностей. На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, направленные на реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции. Были использованы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, элементы логоритмических занятий, при совместной работе учителя-логопеда и учителя музыки, технологии моделирования и проигрывания сказок, информационно-коммуникативные технологии, элементы Су-Джок терапии, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук (кинезеология), компьютерные развивающие программы, метод замещающего онтогенеза (МЗО) а также традиционные логопедические:

• Технология коррекции звукопроизношения.

• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

III . Научно-методическая деятельность.

Согласно плану внутришкольного контроля, совместно с учителями начальных классов и учителями-логопедами организовала и провела проверку техники чтения учащихся начальных классов на начало и конец 2017-2018 учебного года, а также на конец первого полугодия у учащихся первых классов и конец второго полугодия 2017-2018 уч.года учащихся старших классов. По результатам проверки техники чтения были подготовлены справки, результаты проверки доведены до сведения Зам. Директора по УВР.

Работа с педагогами

В течение 2017-2018 учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, учителями-предметниками, педагогами-психологами):

Проводилось : ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей, посещающих логопедические занятия; информирование участников образовательного процесса о задачах обучения; совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий учителей и специалистов ОУ с учетом возрастных психофизических возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению. В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи учителям, воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели и учителя обращались по различным интересующим их проблемам. В ходе консультирования воспитателям и педагогам давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Работа с родителями

IV . Коррекционно-развивающая деятельность

В конце I полугодия был проведён промежуточный логопедический мониторинг с целью вотслеживания динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка, посещающего логопедические занятия. Итоги мониторинга отражены в полугодовом отчете о проделанной работе, заслушанном на заседании МО учителей-логопедов, педагогов психологов, социальных педагогов и педагогов эстетического цикла (Протокол №3 от 27.12.2017 года).

В конце года (с 15 по 30 мая) было проведено фронтальное обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы. Количественный и качественный анализ письменных ошибок. Подведены итоги работы за год.

Для мониторинга развития устной и письменной речи учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование:

• уровня фонематического восприятия;

• уровня связной речи;

• грамматической стороны речи;

При оценке результатов были получены следующие данные:

Кроме работы по коррекции звукопроизношения, работа по развитию устной речи включает работу по развитию фонематических процессов, обогащению словарного запаса и развитию практического умения пользоваться им, развитию грамматического строя речи, развитию связной речи.

Анализ логопедической работы в школе за год

Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-7 классов.

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

- Методических рекомендаций Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Л огопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и носят стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом , а не только на какой-то один изолированный дефект. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов коррекционной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи, у среднего звена- нарушения устной связной и письменной речи.

Работа велась по следующим направлениям:

I . Обследование речи. В начале учебного года было проведено первичное обследование речи как вновь поступивших учащихся, так и состояние речи к началу учебного года у детей, занимающихся на логопедических занятиях в предыдущем 2017-2018 учебном году. В результате обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося.

На начало учебного года было обследовано 31 учащихся с 1 по 7 классы. В течение года обследовано 6 учащихся. Всего 37 человек, из них вновь поступивших 7 человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

-Проводить диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи учащихся с ОНР,ТНР, ЗПР.

-Осуществлять структурированное и динамичное наблюдение за речевой деятельностью на занятиях; корректировать программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Повышать качество оказания логопедической помощи через апробацию и внедрение новых педагогических технологий в области логопедии.

-Пропагандировать специальные знания среди педагогов и родителей, оказывать консультационную помощь.

-Повышать уровень педагогического мастерства через семинары-практикумы, мастер-классы и консультации.

Основные направления работы:

-создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков(артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения).

-развитие речеслухового внимания.

-развитие фонематического слуха.

-подготовка к анализу и анализ звукового состава слова

-развитие слоговой структуры слова

-расширение пассивного и активного номинативного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой.

-развитие грамматического строя речи(уточнение значения используемых синтаксических конструкций, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями предложений различных синтаксических конструкций).

-развитие фразовой и связной речи.

-развитие коммуникативных умений и навыков.

-развитие общей и мелкой моторики.

-развитие психических предпосылок к обучению.

В начале учебного года были проведены:

-Первичная диагностика (фронтальное обследование детей).

-Изучена документация на детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

-Составлены списки детей, имеющих речевые нарушения.

-Углубленная комплексная диагностика с целью выявления структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявления первичности и вторичности структуры дефекта.

-Речевое заключение на основе диагностики.

-Заполнение речевых карт.

-Составление списка детей, посещающих логопедический кабинет.

-Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.

-Составление календарно-тематического планирования индивидуальных занятий.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребенка.

Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.

Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.

Количество принятых детей в логопедический пункт-23 человека.

Итого 3 человека

Итого 1 человек

Итого 11 человек

Итого 4 человека

Итого 3 человека

Итого 1 человек

Результаты индивидуальной работы представлены в таблице:

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика

Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия, навыков чтения и письма.

Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, улучшились навыки чтения и письма.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь.

Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь, а также шипящих Ж и Ш.

Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р и шипящих.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь, а также шипящих Ж и Ш.

Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р и шипящих.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа со слоговой структурой слова, постановка, автоматизация и дифференциация сонорных звуков и шипящих.

Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, навыков чтения и письма, работа по слоговой структуре слова.

Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по автоматизации звука в собственной речи.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, навыков чтения и письма, фонематического восприятия . Работа по слоговой структуре слова, постановка и автоматизация шипящих и сонорных звуков.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия , постановка, автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков.

Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. Постановка и автоматизация соноров.

Улучшилось слуховое внимание, артикуляционная моторика, слоговая структура слова.

Работа по развитию артикуляционной моторики, развитию слухового внимания, фонематического восприятия, навыков чтения и письма.

Улучшилось фонематическое восприятие, слоговая структура слова, улучшились навыки чтения и письма, пополнился словарный запас.

Работа по развитию слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, навыков чтения и письма.

Улучшились навыки чтения и письма, грамматический строй, лексическая сторона речи, пополнился словарный запас.

Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия, навыков чтения и письма.

Улучшилось слуховое внимание, пополнился словарный запас, овладела звуко-буквенным анализом и синтезом, улучшились навыки чтения и письма.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова.

Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи, требуется продолжить работу по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова.

Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи, требуется продолжить работу по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, работа по слоговой структуре слога.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по улучшению слоговой структуры слова.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, работа по слоговой структуре слога.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по улучшению слоговой структуры слова.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия и по слоговой структуре слова.

Улучшилось слуховое внимание, фонетическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по пополнению словарного запаса.

Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия.

Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Р.

Работа по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильной подачи голоса, развитие грамматического строя, лексической стороны речи.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, пополнился словарный запас.

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова, работа по автоматизации и дифференциации звука Ц.

Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Ц.

Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. Постановка и автоматизация соноров.

Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Р.

Занятия в течение годапроводились регулярно, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений

В течение года проводились консультации и индивидуальные обследования учащихся, имеющих трудности в обучении и по запросу учителя.

За индивидуальными консультациями в течение года обращались в течение года родители Джураева Леонида; Пономарева Григория, МанукянСуссаны,Грудевой Анастасии, Масленникова Валерия, Гарань Юлии, Семеняка Максима, Козиной Светланы, Мартынова Никиты, Шильникова Глеба, СтепановаСвятодара, Скрипченко Богдана, Кузнецова Савелия; итого 14 человек.

В течение года на комиссию ПМПК были написаны характеристики на следующих учащихся: Грудева Анастасия, Масленников Валерий, Козина Светлана, Кузнецов Савелий,Австриевский Алексей, Мартынов Никита, Юхно Егор, Валиев Артур, Войцеховский Максим, Казарин Данил, Рубан Евгений, Рачев Егор, Мартынов Никита, Мошкин Егор- всего 14 человек.

Для каждого ученика разрабатываются индивидуальные консультации и рекомендации.

Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Рекомендовались игровые упражнения для развития у детей фонематического слуха, закрепления поставленных звуков, а также упражнения для коррекции дисграфических и дислексических ошибок. По мере необходимости педагоги и родители информировались о динамике речевого развития детей и мерах, которые они могли бы предпринять для содействия логопеду в его коррекционной работе.

Таким образом, логопедической помощью были охвачены 100% учащихся, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.

Проводилась консультационная работа с родителями. Проводилось прогностическое консультирование родителей, велось информирование родителей об успехах и трудностях детей.

В конце года было проведено фронтальное обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы.

На следующий учебный год продолжу работу со следующими учениками:

Синицина Дарья, Хоренко Анастасия, Шайдуров Матвей, Семеняк Максим, ШаробидиновСалимбой, Ахматов Азизбек, Меркульев Ростислав, Шильников Глеб- итого 8 человек.

Взаимосвязь осуществлялась со специалистами школы через ознакомление членов ПМПК, психолога школы, заместителя директора по учебной части с результатами логопедического обследования и определения путей коррекционного взаимодействия, а также после анализа результатов обследования детей, были составлены речевые карты учащихся, нуждающихся в работе с логопедом.

Методическая работа:

Изготовление логопедических папок по темам:

-Логопедическое обследование письменной речи учащихся.

-Дифференциация сонорных, шипящих и свистящих звуков.

Цели и задачи на следующий учебный год

Цель – создание условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;

Формирование и развитие грамматически правильной речи;

Формирование и развитие выразительной, связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического восприятия;

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления

Читайте также: