Анализ производственного травматизма в школе

Обновлено: 04.07.2024

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Анализ работы по охране труда, состоянию производственного и детского травматизма

Цель образовательной организации в области охраны труда и техники безопасности обеспечение безопасности обучающихся, и работников во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности.

Задачи образовательной организации в области охраны труда и техники безопасности на 2016-2017 учебный год:

- обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
- обеспечение физической охраны школы и ее территории;
- обеспечение инженерно-технической укрепленности учреждения;
- организация инженерно-технического оборудования учреждения;
- плановая работа по антитеррористической защищенности;
- организация контрольно-пропускного режима;
- выполнение норм пожарной безопасности;
- соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;
- плановая работа по гражданской обороне;
- организация планового взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями;
- правовое обучение и формирование культуры безопасности;

- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;

- проведение своевременного и качественного инструктажа по охране труда обучающихся и работников;

-пропаганда соблюдения требований охраны труда.

Работа школы в области охраны труда и техники безопасности построена в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Безопасность является приоритетной в деятельности администрации школы и педколлектива. Объектами этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, эффективного использования инженерно- технических средств безопасности. Решение данной проблемы возможно при проведении комплексного обследования школы и выработки эффективных мер по повышению его защищенности.

Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась с издания приказов по школе
в начале и в течениии учебного года.

О создании бракеражной комиссии

Об организации дежурство по школе.

О проверке оформления и соблюдения санитарно-гигиенического режима в учебных кабинетах

О проверке журналов по ТБ и ПБ классных руководителей и учителей-предметников

О проведении месячника безопасности

Об усилении мер по обеспечению безопасности школы в период подготовки и проведения дня Знаний.

Об утверждении программы производственного контроля и назначения ответственных.

Об охране труда и соблюдения ТБ.

О запрете курении.

Об обеспечении пожарной безопасности.

Об организации школьного маршрута по перевозке детей

О проведении тренировки по эвакуации учащихся и персонала

О профилактике гриппа и ОРЗ

О проведении профилактических мероприятий

Об итогах проверки журналов по ТБ и ПБ классных руководителей и учителей-предметников

Об итогах проведения профилактических мероприятий

Об итогах проведения месячника безопасности

О проведении дополнительных инструктажей по соблюдению правил дорожного движения

О мерах по профилактике суицидного поведения несовершеннолетних

О проведении мониторинга распространенности в образовательной среде вредных привычек.

О предупреждении детского травматизма на железной дороге.

Об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

О проведении акции, направленные на развитие антикоррупционного мировозрения

Об итогах проведения мониторинга распространенности в образовательной среде вредных привычек.

Об итогах проведения антикоррупционных мероприятий

Об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Об утверждении программы проведения первичного инструктажа

О порядке проведения инструктажей по охране труда

О распределении обязанностей и назначении ответственных за обеспечение охраны труда

О комплектовании аптечки

О порядке проведения инструктажей с работниками школы

Об утверждении программы вводного инструктажа по охране труда

Об утверждении программы проведения мероприятий по оказанию первой доврачебной помощи

О мерах противопожарной безопасности.

Об обеспечении безопасности пребывания обучающихся в образовательной организации

Об обеспечении комплекса мер по повышению безопасности детей в летний период

Об итогах проведения тактических учений по отработке практических навыков

Охрана труда и техника безопасности

Для улучшения и совершенствования организации работы по охране труда в школе разработан план мероприятий по охране труда , который включает следующие мероприятия:

Обеспечить качественную подготовку и прием кабинетов, мастерских, спортзала и здания школы к новому учебному году с оформлением актов разрешения

Организовать и контролировать работу по соблюдению в учреждении законодательства об охране труда, выполнению санитарно-гигиенических правил, предупреждению травматизма и других несчастных случаев среди работников и детей

Запрещать проведение учебных занятий и работ на участках, которые не отвечают нормам охраны труда и требованиям трудового законодательства. Привлекать в установленном порядке к ответственности лиц, нарушающих требования

Организовать обучение педагогических работников школы по вопросам охраны труда

Обучение учащихся 8,10–11 классов основам безопасности жизнедеятельности

Оформление в коридоре школы уголков
по безопасности жизнедеятельности

Издать приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы в школе и пожарной безопасности

Провести общий технический осмотр здания и сооружений учреждения

Регулярно проводить медицинские осмотры работников и обучающихся

Обеспечить работников учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами

(по мере поступления средств)

Обеспечить кабинеты и мастерские аптечками

Проверить наличие инструкций по охране труда во всех кабинетах, учебных мастерских, спортивном зале, на других рабочих местах.

Проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь принятыми на работу лицами, а так же с обучающимися в начале учебного года с регистрацией в журнале установленной формы

Проводить инструктаж по охране труда на рабочих местах всех работников 2 раза в год с регистрацией в журнале установленной формы

заместитель директора, завхоз

Проводить инструктаж и инструктаж с обуча-
ющимися по химии, физике, биологии, информатике, технологии, физкультуре с регистрацией в классном журнале и журнале установленной формы

Проводить инструктаж с обучающимися по охране труда при организации общественно-полезного производительного труда, проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, при организации летней оздоровительной работы с регистрацией в журнале установленной формы

зам. директора по ВР,

Организовать расследование и учет несчастных случаев с работниками и детьми с составлением актов по формам Н-1 и Н-2, проводить профилактическую работу по их предупреждению

зам. директора по ВР

В школе по охране труда и технике безопасности разработаны инструкции отдельно для работников и обучающихся. Для работников – инструкции по каждой должности; для учащихся – инструкции по правилам безопасности в спортивном зале, в кабинетах физики, химии, информатики, технологии, биологии; инструкции по технике безопасности на лабораторных, практических работах; инструкция по технике безопасности при работе на строгальном, сверильном станке, при работе на швейной машинке, работа с утюгом; инструкция по технике безопасности на занятиях по волейболу, баскетболу, футболу, лыжной подготовке, легкой атлетике

Оформлены журналы по охране труда и технике безопасности для работников и отдельно для обучающихся по классам.

В школе осуществляется своевременное выполнение правил, инструкций, предписаний пожарной, санитарной, технической инспекций по вопросам охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности.

В 2016-2017 учебном году не запланирована проверка знаний требований охраны труда работников.

Пять работников прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в специализированных образовательных организациях. Имеют удостоверения 5 человек.

С обучающимися и работниками школы проводятся инструктажи по технике безопасности с соответствующим оформлением инструктажа в журналах.

Коллективный договор, соглашение по охране труда имеется.

Обязательный медицинский осмотр, диспансеризацию прошли все работники, (согласно, плана- графика). В начале учебного года, также все учащиеся прошли медосмотр. В течение года был организован для учащихся прием и осмотр отдельных медицинских специалистов.

Специальная оценка условий труда проведена в 2007 году (7 рабочих мест). В ходе, которой выявлены вредные и опасные факторы, условия труда (3.1 – 1 работник; 3.2 – 4 работника; 3.3 – 1 работник). Аттестованно -1; условно аттестованно – 6.

Количество рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда - 1; количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда - 6 рабочих мест (учитель химии, лаборант, учитель технологии, повар, водитель.

В связи с отсутствием материальных средств работники с редствами индивидуальной защиты, специальной одеждой обеспечены недостаточно.

В школе создана комиссия по охране труда, основная задача Комиссии – организация работы по соблюдению в школе норм и правил охраны труда и техники безопасности.

Результаты работы Комиссии: обеспечение безопасного проведения образовательного процесса; организация работы по соблюдению требований техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ; организация воспитательной и внеурочной работы в соответствии с нормами и правилами охраны труда; проведение с обучающимися мероприятий по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий; своевременное проведение инструктажей для учащихся и работников школы; организация безопасности и контролю состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.

Ежегодно составляются акты приемки образовательной организации к новому учебному году. Они отражают санитарно-гигиенические, противопожарные, антитеррористические мероприятия, а также соответствие помещений и оборудования требованиям техники безопасности.

Количество несчастных случаев на производстве - нет.

Противопожарная безопасность .

План мероприятий по пожарной безопасности разработан.

Автоматическая пожарная сигнализация установлена. Первичными средствами пожаротушения обеспечена. Количество огнетушителей 30. Все огнетушители пригодны для использования, проходят перезарядку в установленный срок. План эвакуации имеется. Уголки пожарной безопасности оформлены.

Учебная тревога по эвакуации детей и персонала в случаях пожара или чрезвычайной ситуации проводится четыре раза в течение учебного года.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательной организации: обучения алгоритму действий при пожаре; проведение инструктажей о работе по пожарной безопасности с детьми и работниками; ознакомление работников с правовыми и нормативными документами; проведение цикл бесед для учащихся и родителей с целью пропаганды правил пожарной безопасности

Добровольная пожарная дружина создана из числа работников в количестве 4 человек. Пути эвакуации и эвакуационные выходы не загромождены. Все работники и обучающиеся школы ознакомлены с планом эвакуации при пожаре и других чрезвычайных ситуациях. Инструктажи по пожарной безопасности проводятся два раза в год. Отметка о проведении инструктажа имеется в соответствующем журнале.

Антитеррористическая безопасность

В целях усиления антитеррористической защищенности в школе установлен пропускной режим, заведен журнал регистрации лиц, прибывающих в школу.

Учебно-тренировочные мероприятия проводятся.

В рамках учебной программы по ОБЖ проводятся уроки по антитеррористической безопасности; на классных часах – беседы.

Обучение работников оказанию первой доврачебной помощи

Количество обученных работников 22, количество работников, имеющих удостоверения, 22. Журнал регистрации обучения работников оказанию первой доврачебной помощи имеется.

Аптечка имеется, укомплектована.

Внутриучрежденческий контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности осуществляется. Количество приказов-39, количество справок-4. Количество рассмотренных вопросов о соблюдении требований охраны труда и техники безопасности на совещании при директоре - 8.

Административно-общественный контроль осуществляется.

При проведении уроков технологии, химии, биологии, физики, информатики, физической культуры е проводится изучение соблюдения норм охраны труда и техники безопасности. Техника безопасности на уроках технологии, химии, биологии, физики, информатики выполняется. Количество травм, полученных учащимися на уроке - нет.

Вводные инструктажи по технике безопасности проведены на первых уроках химии, биологии, информатики, физики, технологии, запись в классных журналах по данным предметам имеется.

Первичный инструктаж с обучающимися проводится перед каждой практической и лабораторной работой по учебным предметам: технологии, химии, физики, перед каждым новым учебным разделом по предметам, запись в классных журналах по данным предметам имеется.

Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при организации летнего отдыха и труда, экскурсии, походов, спортивных, кружковых занятий, другой внеклассной работы.

В школе имеются следующие инструкции для учащихся: по пожарной безопасности; по электробезопасности; по безопасности на водоёмах; при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий; инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему; инструкции по технике безопасности участников ЛТО, ДОЛ.

Учащиеся при прохождении трудовой подготовки в мастерских изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе.

Т ехника безопасности на уроках физической культуры выполняется достаточно.

Вводные инструктажи по технике безопасности по физической культуре проводятся, имеется запись в классных журналах во всех классах. Первичный инструктаж проводится перед каждым новым учебным разделом по физической культуре, имеется запись в классных журналах во всех классах.

В организации ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников.

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности школа считает совокупность мероприятий образовательного, просветительского, административно-хозяйственного и охранного характера.

Есть определенные недостатки: не достаточное обеспечение работников с редствами индивидуальной защиты, специальной одеждой.

Задачи на 2017 – 2018 учебный год.

1. Реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности, направленных на сохранение жизни и защиту здоровья обучающихся и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
2. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам безопасности.
3. Повышение уровня знаний по пожарной, электрической, антитеррористической безопасности и охране труда.

4. Поддержание общественного порядка.

5.Организация административно-общественного контроля.

6. Обеспечение работников с редствами индивидуальной защиты, специальной одеждой.

7. Организация обучение и проверка знаний требований охраны труда работников. 8. Проведение мероприятия по охране труда и технике безопасности для работников (День охраны труда, неделя охраны труда и т.д.)

Ответственный за ОТ: директор школы – Паршукова Н.А., контактный телефон 95 668

Целью политики в области охраны труда является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварийных ситуаций на объектах.

Основными направлениями Политики являются:

  • соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в актах законодательства Республики Беларусь, технических нормативных правовых актах;
  • обеспечение здоровых и безопасных условий труда, безаварийной работы объектов, улучшение условий труда;
  • предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, определение и анализ рисков, связанных с деятельностью работников учреждений, принятие мер и выделение необходимых средств для максимального снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • обучение, систематическое повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка персонала к локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций;
  • организация эффективного контроля за соблюдением требований охраны труда, анализ состояния охраны труда, своевременное принятие управленческих решений по совершенствованию СУОТ;
  • систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости;
  • привлечение работников учреждений, представителей профсоюза к участию в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве;
  • открытость и доступность в области охраны труда для всех заинтересованных сторон.

Проектная мощность основного здания Государственного учреждения образования "Березинская гимназия" рассчитана на 640 посадочных мест. Здания учебных мастерских – на 50 посадочных мест. Общая площадь здания гимназии – 3339 м.кв. В 2020/2021 учебном году сформировано 17 класс-комплектов. Учебный процесс организован в 1 смену (17 класс-комплектов). Паспорт готовности учреждения образования к новому 2020/2021 учебному году подписан 13 августа 2019 года без замечаний. Паспорт готовности учреждения образования к отопительному сезону 2020/2021 года подписан 13 августа 2019 года без замечаний.

Численность работников в учреждении образования на 01.01.2019 года – 65 человека. Из них: администрация – 6 человек; учителя – 28 человек, педагог-психолог – 1 человек; педагог социальный – 2 человека; учебно-вспомогательный персонал – 4 человека: библиотекарь – 1 человек, лаборант – 2 человека, секретарь-делопроизводитель 1 человек; обслуживающий персонал – 26 человек. Численность женщин – 54. Число обучающихся – 400 (на 01.09.2020), 401 (на 27.12.19).

Для улучшения и совершенствования организации работы по охране труда в гимназии разработан план мероприятий по охране труда. Цели и задачи планируемых мероприятий по охране труда – сохранение жизни и здоровья, обучающихся и работников в процессе труда, обучения, воспитания и организационного отдыха; создание здоровых и безопасных условий труда. В учреждении образования разработаны: программа производственного контроля, общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности, программа вводного инструктажа для педагогических работников и обслуживающего персонала; инструкции по охране труда, в которых конкретно указаны функциональные обязанности каждого работника.

На постоянной основе осуществляется ведение журналов по охране труда: регистрации вводного инструктажа; регистрации инструктажа на рабочем месте; регистрации инструктажа по противопожарной безопасности; регистрации и учёта несчастных случаев, микротравм; учёта инструкций по охране труда для работников; учёта выдачи инструкций по охране труда для работников; журнал учёта присвоения групп по электробезопасности электротехнического персонала, технического обслуживания оборудования и др.

Ограничен доступ посторонних лиц к помещениям с инженерными системами (тепловой узел, электрощитавая и т.д.) Разработан график планово-предупредительного ремонта на внутренних системах водоснабжения и водоотведения. Составлены акты о проведении промывки внутренних систем водоснабжения, гидропневматической промывки оборудования теплового пункта и внутренней системы отопления.

Обеспечено отсутствие видимых утечек теплоносителя оборудования и трубопроводов теплового пункта и внутренних систем отопления и горячего водоснабжения, неплотностей в ограждающих конструкциях (стены, окна, входные группы).

Спортивного стадион оснащен исправными и технически безопасными спортивными плоскостными сооружениями.

Наведен порядок в подсобных помещениях. Обеспечен свободный доступ на крышу.

Особое внимание уделяется обучению новых работников правилам безопасности. Вновь принятый работник знакомится с инструкцией по охране труда, должностной инструкцией, инструкцией по пожарной безопасности под роспись. Руководством учреждения образования с ним проводится вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. С обучающимися также, как и с персоналом, классные руководители и учителя - предметники проводят инструктажи по технике безопасности. 1 раз в шесть месяцев проводится повторный инструктаж с техническим персоналом.

Пристальное внимание уделяется обеспечению безопасности детей во внеурочное время. Все праздники, экскурсии, поездки, походы сопровождаются инструктажами по технике безопасности и безопасности движения, регистрируются в журнале инструктажей при проведении внеклассных мероприятий, оформляются приказом директора о безопасности обучающихся и ответственности учителей во время этих мероприятий. В гимназии прошли обучению охране труда – директор гимназии, заместитель директора по ХД, с получением удостоверений о проверке знаний по охране труда.

Приказами директора назначены ответственные за теплохозяйство, электрохозяйство, за охрану труда и противопожарную безопасность в учреждении образования, учебных кабинетах, пищеблоке, спортивном зале, учебных мастерских. Сформирован состав добровольной пожарной дружины. Директор, заместитель директора по хозяйственной деятельности, члены ДПД в 2019 г. прошли обучение по программе ПТМ (100% от запланированного количества).

В гимназии организован учёт контроля за выдачей работникам спецодежды и средств индивидуальной защиты.

В учреждении образования заключён коллективный договор. Принято приложение по охране труда, которое является приложением коллективного договора и рассматривается как правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда, определён перечень профессий для проведения периодических медицинских осмотров.

Со всеми работниками педагогического и обслуживающего персонала заключены контракты, в которых оговорены права и обязанности работника, режим труда и отдыха, оплата, социальные гарантии. Практикуется заключение контрактов на максимально возможный срок с добросовестными работниками, не имеющих замечаний, связанных с нарушением правил охраны труда.

С целью предотвращения профессиональных заболеваний, обеспечения здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, все работники нашей гимназии проходят медицинский осмотр при поступлении на работу и периодический осмотр в установленном порядке. В I полугодии 2020/2021 года медицинскую комиссию прошли 63 человека (100%). У работников гимназии не выявлено профессиональных заболеваний.

Приказом по учреждению образования создана комиссия по охране труда, основная задача которой – улучшение условий охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мероприятий и по охране труда и контроль за их выполнением.

Оформлен уголок по охране труда и технике безопасности, в котором систематически вывешиваются приказы, планы и перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности, перечень вопросов для контроля по охране труда и технике безопасности.

В кабинетах повышенной опасности: физики, химии, биологии, информатики, мастерских, спортивном зале имеются все необходимые инструкции и правила поведения по ОТ и ТБ, составленные на основе типовых инструкций и утверждённые директором гимназии. В данных кабинетах имеются первичные средства пожаротушения, аптечки первой медицинской помощи.

Разработан план мероприятий по пожарной безопасности учреждения. В гимназии установлена автоматическая пожарная сигнализация. Учреждение образования обеспечено первичными средствами пожаротушения, стандартными планом эвакуации, указателями выхода. Запасные выходы оснащены задвижками, двери – доводчиками. Для обеспечения огнетушителями каждых 20 метров коридоров добавлены в пожарные ящики 6 дополнительных огнетушителей. Демонтированы натяжные потолки в кабинетах директора и приёмной

Однако, для обеспечения полной пожарной безопасности необходимо выполнить ряд мероприятий, рекомендованных Березинским РОЧС. Необходимо привести помещения здания гимназии в соответствие с первоначальным проектом, что потребует выделения собственником имущества (Березинский РИК) существенных бюджетных средств.

Необходимо отметить, что перепланировка была произведена в 1972-1973 годах. Согласно рекомендациям РОЧС необходимо: демонтировать перегородки, превратившие световые холлы 1 и 3 этажей в библиотеку и музей; заменить отделку обеденного зала, тамбура пред входом в него, откосов лестниц 1-3 этажей на негорючую, произвести замену гомогенного покрытия полов во всех учебных кабинетах и коридорах 2 и 3 этажей здания гимназии.

Необходимо отметить, что до августа 2019 года указанные нарушения в рекомендациях и предписаниях работники МЧС не указывали. К противопожарному режиму в гимназии претензий не предъявлялось.

Будучи пользователем имущества Березинского райисполкома учреждение образования не имеет возможностей принимать решения по перепланировке. Ремонтные работы будут проведены в сроки, установленные планом управления по образованию, спорту и туризму Березинского РИК с привлечением бюджетных средств.

В гимназии регулярно в соответствии с Планами проводились учебные тревоги по эвакуации детей и персонала в случае пожара или чрезвычайной ситуации. Цель учебной эвакуации – проверка знаний, умение чётко действовать в чрезвычайных ситуациях, способность принятия решения администрацией, для сохранения жизни и здоровья учеников и сотрудников. За 2019 год было проведено 4 учебных эвакуации.

В помещениях гимназии строго соблюдаются требования техники безопасности, регулярно классными руководителями во время классных часов проводятся профилактические беседы по предупреждению детского травматизма. Для предупреждения травм детей на переменах организовано дежурство учителей на этажах, в вестибюлях 1 этажа. Ежедневно проводятся организованные динамические перемены.

За 2020 год в учреждении зафиксирована одна микротравма (контузия легкой степени левого глаза у учащейся 8 класса).

Традиционно ( 28 апреля) проводится День охраны труда.

Обеспечивая налаженную работу по охране труда, коллектив добивается обеспечением здоровых и безопасных условий труда, проведения учебного процесса, предупреждения травматизма, безопасной эксплуатации зданий и технических средств обучения, создания оптимального режима труда и отдыха.

Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом культуры труда, профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.

Я думаю, что ничего нового я своим выступлением не открою для своих коллег, т.к за плечами каждого из руководителей ни один год работы и этот вопрос - система охраны труда и здоровьесбережения служит краеугольным камнем любого производственного процесса, в т. ч. образовательного.

Работа в данном направлении каждым руководителем осуществляется каждый день. Как только мы с утра переступаем территорию школы, нас руководителей волнует все: скользкая тропинка или ступеньки, висят сосульки или где-то навис снег, наклонились ветки деревьев, задрался линолеум и т.д. И поэтому с первых дней работы в школы руководителем вопросы охраны труда и безопасности учащихся и работников остаются для меня, как руководителя, первостепенными.

Система работы по ОТ - это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, профилактические мероприятия.

За период моей работы в Лесогорской школе отсутствовали несчастные случаи, не было серьезный предписаний роспотребнадзора, пожнадзора и других контролирующих органов в данном направлении, постучу по столу (боженька бережет) что можно считать следствием отлаженной работы по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся, которая успешно осуществляется как целостная система взаимодействия с сотрудниками, учениками и родителями.

Согласитесь, что это большой вопрос, охватывающий много направлений. За 5-7 минут осветить его в полном объеме невозможно. Я проанализирую состояние работы своего ОУ по 4 направлениям:

- нормативно-правовое обеспечение данного вопроса

- создание материально-технических и санитарно-гигиенических условий в школе

- управленческое обеспечение вопроса охраны труда и профилактики детского травматизма

Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда обязывают нас работодателей, их и работников обеспечить выполнение требований по сохранению жизни и здоровья сотрудников и учащихся во время образовательного процесса.

2. В новом здании Лесогорской школы созданы все необходимые условия для безопасного ведения учебно-воспитательной деятельности. Здание школы типовое, двухэтажное, кирпичное. Кровля –металлочерепица. Имеются все виды благоустройства: центральный водопровод, канализация, отопление от собственной котельной. Для эвакуации людей с этажей здания школы выполнены две лестничные клетки с выходом непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию. С 1 этажа имеются 6 эвакуационных выходов непосредственно наружу. В здании имеется приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением. Предусмотрена блокировка автоматической установки пожарной сигнализации с вентиляцией для отключения последней при пожаре. В электросети на розеточных группах установлены устройства защитного отключения. Вокруг здания школы предусмотрен круговой проезд с асфальтобетонным покрытием. Анализируя обеспечение пожарной безопасности, следует отметить, что в школе проведена пропитка чердачных помещений огнеупорным составом, установлена АПС, молниеотвод, перезаряжены и закуплены дополнительные огнетушители, проведены контрольно-измерительные работы электропроводки. Наружное пожаротушение предусмотрено от двух пожарных резервуаров. В школе имеются оснащенные специализированные кабинеты химии и биологии, физики, мастерские для мальчиков и девочек, компьютерный класс, спортзал, столовая. Оборудование установлено в соответствии с современными требованиями. Во всех специализированных кабинетах имеются аптечки.

К началу нового учебного года проверялось выполнение требований санитарно-гигиенической и пожарной безопасности, готовность кабинетов, мастерских, спортзалов (составлены акты приема кабинетов и испытания оборудования).

Кроме всего выше названного для обеспечения безопасности установлено видеонаблюдение (10 внутренних, 6 наружных камер видеонаблюдения), проведено радиооповещение.

Территория школы по всему периметру огорожена железным забором. В ночное время предусмотрено внешнее освещение со всех сторон здания.

Положительную роль в обеспечении охраны труда и безопасности учебного процесса играет лицензирование образовательной деятельности. В настоящее время, не смотря на действующую лицензию поданы документы на переоформление лицензии на бессрочную, но уже с характеристикой новых условий ведения образовательной деятельности.

  1. Говоря о кадровом обеспечении по ОТ, то в этом плане нам немного повезло. В 2010 году в штат введена ставка инженера по ОТ, 0,5 ставки электрика. И это многое решает. Ведь все охватить одному руководителю невозможно, особенно когда такое большое хозяйство. Оно вроде бы и новое, но создает дополнительные проблемы в ходе эксплуатации.

Администрация школы прошла курсовую подготовку по ОТ, также проведена учеба всех работников школы по ОТ, о чем оформлены протоколы соответствующие протоколы и работникам выданы удостоверения.

В 2010 году в школе проведена 100% аттестация рабочих мест.

  1. Составными элементами системы организации охраны труда выступают: планирование, организация и координация данной работы, совершенствование, контроль, учет и анализ состояния охраны труда, воспитание и укрепление профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.

Как я уже отметила выше, вопрос обеспечения безопасности у администрации школы стоит на первом месте. Каждый новый учебный год я начинаю именно с вопросов обеспечения безопасности в школе, которые рассматриваем на общем собрании трудового коллектива. При анализе работы школы за год данный вопрос также стоит на первом месте.

В соответствии с нормативными документами в школе разработана и утверждена номенклатура дел по охране труда, в соответствии с которой строится работа и ведется делопроизводство по охране труда.

В целях регламентации и упорядочения работы по данному направлению в школе издаются необходимые приказы, в которых назначаются ответственные и определяются обязанности. Со всеми приказами работники знакомятся под роспись.

Вопросы охраны труда и обеспечения безопасности обучающихся и работающих в течение учебного года неоднократно рассматриваются на совещаниях при директоре. Регулярно до всех работников доводятся рекомендательные письма и приказы отдела образования и вышестоящих организаций по вопросам ОТ (это в рамках подготовки к новому учебному году или отопительному сезону, проведения новогодних и других праздников, перед школьными каникулами, анализ травматизма за прошедший год, доводятся до сведения все новые документы и др.).

Регулярно (2 раза в год) проводятся инструктажи работающих, о чем имеются соответствующие записи в журналах инструктажей. В школе разработаны, согласованы с профсоюзом и утверждены инструкции по ОТ по должностям и видам работ, а также имеются разработанные инструкция для обеспечения безопасности учащихся. Имеется коллективный договор, где отражены вопросы охраны труда. Имеются соглашения по ОТ и акты проверки их выполнения.

Администрацией школы ведет контроль за прохождением медосмотра работников и учащихся.

В целом в школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов. В него входит, кроме вышеперечисленных мероприятий еще и следующее:

  • ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанных инструкций и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивного зала и площадок;
  • постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
  • обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
  • организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, проведение бесед классными руководителями с учащимися по вопросам безопасности, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма (в конце 2010 года закуплены 8 стендов как средство наглядности по обеспечению безопасности учащихся: безопасность в школе, безопасность здоровья, пожарная безопасность, безопасность на дороге, безопасность в быту, безопасность в природной среде, стенд о наркомании и СПИДе);
  • регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;
  • создание и обновление Уголков охраны труда в кабинетах и учебных мастерских, оборудование игровой комнаты для учащихся, кабинета психологической разгрузки;
  • составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований содержанию помещений и к организации уроков;
  • дозировка домашнего задания;
  • оформление листка здоровья в классных журналах;
  • проведение физкультминуток на уроках;
  • соблюдение режима проветривания кабинетов и рекреаций;
  • поддержание питьевого режима учащихся;
  • ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
  • соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся и т.д.
  • проведение мероприятий по гражданской обороне

Изучение правил безопасности в школе проходит в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, конкурсов, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий, при участии в районный соревнованиях и конкурсах и другой внешкольной и внеклассной работы, на классных и общешкольных родительских собраниях. Основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививаются и в процессе преподавания школьных дисциплин: окружающий мир, технология, ОБЖ и др. уч. предметах.

Каждый выезд учащихся на районные соревнования или мероприятия обязательно предваряет инструктаж, который фиксируется в "Журналах инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий".

В годовом плане работы школы отражен внутришкольный контроль, который ведет администрация по данному вопросу. Все проверки оформляются в виде управленческих справок и рассматриваются на совещания при директоре. При проведении проверок администрацией школы контролируется ведение и оформление педагогами необходимой документации.

Спектр мероприятий, обеспечивающих охрану труда и безопасность в образовательном учреждении, очень большой. Обо всем не расскажешь за короткое время. Это может быть, как какое- то большое мероприятие, так и индивидуальная работа с участниками образовательного процесса, лишь бы это приносило пользу.

Итак, для обеспечения охраны труда и безопасности в школе требуется четкий анализ сложившихся условий в школе, планирование профилактической работы и строгий контроль за выполнением законодательства и намеченных профилактических мероприятий в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Следует отметить, что на решение многих проблем, в том числе и обеспечение безопасности и охраны труда, необходимы денежные средства. Их не так уж и много выделяется каждый год из местного бюджета. Но все же: в 2008 года на охрану труда было потрачено 39,026 руб., в 2009 году- 13,224 руб., 2010 году- 76,636 руб. (аттестация раб. мест, прохождение медосмотра, приобретение моющих и дезинфицирующих средств, обеспечение технических работников спецодеждой, приобретение и заправка огнетушителей и т.д.)

В заключение своего выступления следует отметить, что в данном направлении ни все так гладко в нашей работе. Я думаю, что присутствующие здесь директора согласятся со мной. Аттестация рабочих мест показала, что в соответствии с действующим законодательством, мы обязаны устранить замечания, выявленные в ходе аттестации, а именно обеспечить своих работников и спецобувью, и спецодеждой в соответствии с временем года, и даже кремом для рук и т.д. Что реально мы это выполнить не можем из-за отсутствия необходимого финансирования. По- прежнему, мы ощущаем нехватку денежных средств на приобретение моющих и дезинфицирующих средств.

Аномально снежная зима и рекомендации вышестоящих органов заставили нас пойти на нарушение законодательства в области обеспечения ОТ и безопасности, а именно выполнение высотных работ, связанных с огромным риском для жизни и здоровья людей. Что недопустимо. Это не решение проблемы, а наоборот - создание необратимой ситуации, беды. При выполнении данных работ могли погибнуть люди. Эта проблема и в настоящей момент для меня остается острой. Крыша школы покрыта металл черепицей. Снег сходит огромной лавиной вместе с противопожарными заграждениями и поэтому опасно не только проходить мимо здания, но и тем более заниматься очистными работами. Как решить эту проблему? Были бы день – вопрос был бы решен.

Остается проблемой в обеспечении ответственным за безопасную эксплуатацию электроустановок и электропроводки.

Первые заморозки и зимние условия создают большие проблемы организации безопасной перевозки учащихся на школьном транспорте. Дороги до сел не обслуживаются надлежащим образом: ширина дороги в некоторых местах не позволяет без проблем преодолеть тот или иной участок дороги, не очищаются надлежавшим образом места разворота автобуса, не посыпается дорога и антиреагентными средствами при гололеде.

В результате получается, что при обеспечении безопасности и охраны труда, нарушается законодательство в этой области.

Читайте также: