Анализ произведения кавказский пленник пушкин кратко

Обновлено: 30.06.2024

Южная ссылка Пушкина

Легенды и байронизм

Посвящение

Александр Сергеевич посвятил свое произведению генералу Н.Н. Раевскому, который и стал его проводником по Кавказу, познакомил с этими живописными и таинственными местами и в целом относился к Пушкину весьма тепло, дружелюбно, по-отечески.

Часть 1

В первой части поэмы автор знакомит читателя с главным героем – русским офицером, который попал в плен к черкесам. Тут же мы узнаем, что на кавказскую войну молодой человек отправился скорее от скуки, желая заглушить голос одиночества и тоски, которые заполнили его сердце в шумном и многолюдном Петербурге. Несмотря на высокое положение в обществе, достаток, ум и внешнюю привлекательность, наш герой не находил своего места в светском обществе. В любви ему также не везло: девушка, которую он полюбил, не ответила взаимностью. И вот так – от скуки и ради любопытства – он оказался на Кавказе.

Однако, когда пленник понял, что, скорее всего, он больше никогда не увидит своей родины, он впал в отчаяние. Пресытившись бессмысленной светской жизнью Петербурга, он уехал на Кавказ, чтобы обрести внутреннюю свободу, уйти от рамок общества, перестать быть заложником условностей. Вместо этого он потерял свободу физическую. Теперь, его дух был свободен, но сам герой находился в плену и понимал, что его дни сочтены.

Неожиданно в одну из ночей к русскому офицеру пробралась молодая черкешенка. Девушка сжалилась над пленником и принесла ему еды и питья. Она стала навещать молодого человека каждую ночь. Когда он окреп, черкешенка стало обучать его своему языку и рассказывать о нравах и обычаях горцев. Тот открывал для себя новую страну, однако, все его думы были лишь о скорой смерти.

Часть 2

Однажды ночью юная черкешенка призналась юноше в любви. Она объяснила, что отец и брат хотят отдать ее замуж за нелюбимого, ее же сердце принадлежит лишь ему – русскому пленнику. Юноша не смог ответить взаимностью на искреннее признание девушки: он понял, что ее слова не вызывают в нем ответных чувств, потому что его сердце после разочарований не чувствует ничего, кроме тяжести и пустоты. Молодой человек сожалел, что не встретил горячую черкешенку раньше, пока еще был способен любить, но ничего поделать с собой не мог.

Пленник стал уговаривать девушку позабыть его и найти себе в суженые более достойного кандидата. Она же и слышать ничего не хотела об этом, и даже упрекнула юношу, что тот не воспользовался ее наивности и неопытностью. Ей было очень любопытно, какое имя носит та, с кем связывают юношу узы любви. На что пленник ответил, что никогда не знал любви взаимной, а всегда любил один и страдал один.

Повествование заканчивается тем, что, улучив момент, черкешенка освободила пленника, уверив, что в эту ночь его побег никто не обнаружит, так как все черкесы готовятся к наступлению. Русский позвал ее с собой, но гордая девушка не согласилась, пожелав ему вернуться на родину и найти ту, которую он так любит. Пленник отправился в путь, но вскоре услышал всплеск воды и легкий девичий стон – он понял, что черкешенка покончила с собой, не выдержав мук неразделенной любви.

Эпилог


Конечно же, Пушкин подарил главному герою свой взгляд на жизнь. И мы видим, что свобода в понимании пленника и вольность горцев – это два разных понятия. Познакомившись ближе с жизнью и обычаями черкесов, русский не симпатизирует им, он видит, что их жизнь пусть и отличается от светской, но тоже полна рамок и условностей. Его же душа жаждет полной свободы.

Пушкин Александр Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Человек и среда. Красота человеческих чувств, сопереживание к врагу.

Проблема: Не каждый умеет чувствовать и выражать свои чувства, что может осложняться негативным влиянием среды.

2. Тема: Желание стать свободным.

Проблема: Свобода – эта Жар-птица, которую не так уж легко поймать. Только кажется, что свобода от старых оков обретена, как на ногах появляются кандалы.

Я считаю, что умение чувствовать свои эмоции и проявлять их – это один из основных элементов свободы. Человек ощущает себя настоящим, жизнь становится для него понятной, яркой, разнообразной.

Герой покидает свет, идет на войну. Я вижу в этом поступке стремление изменить свою жизнь. Он делает выбор, и в этом чувствуется его свобода. Вскоре ему одевают на ноги кандалы, но судьба улыбается ему. Любящее сердце черкешенки способно освободить его, преподав главному герою важный урок. Пленник видит, какой может быть человек – искренний, любящий, самоотверженный. Думаю, что этот опыт не пройдет для него даром.

3. Тема: Любовь.

Проблема: Любовь бывает неразделенной и иногда перерастает в нежелание жить.

Обидно, что оба герой поэмы – люди, потерявшие смысл жизни из-за неразделенной любви. Пленник покидает свет. Общество становится ему невыносимым еще и потому, что в нем живет та, которую он безответно любит.

С черкешенкой дела обстоят еще хуже. Она тонет в реке, и это только ее выбор. Не пойму, зачем такая прекрасная девушка губит свою молодую жизнь? Почему она делает это? Может, не в состоянии вынести разлуку с любимым, не видит смысла жить без него. Может, девушка боится гонений со стороны своего народа и считает себя виновной в том, что отпустила пленника.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Хотя, на мой взгляд, поэт не особо жалует существующие отношения в свете. Ему больше по душе простая и незамысловатая жизнь горцев, выросших в тесной связи с природой. Дикий и вольный народ, впитавший с пеленок воинственный горный воздух, описан поэтом ярко и красноречиво, с большой теплотой.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

Быт, нравы черкесов, природа Кавказа описаны Пушкиным необыкновенно красиво, с большим мастерством.

В любом художественном произведении важную роль играют символы. Пушкин видит в горцах гордый и свободолюбивый народ. Их характеристика усилена красотой гордой и неприступной природы, описанной автором. Черкесов окружают величественные горы, придающие местному населению стойкости, воинственности, силы.

Есть чувство, что люди, выросшие на фоне такой красоты, эмоциональны и свободны. Действительно, черкешенка наделена способностью чувствовать и выражать себя.

Главный герой ощущает на своих ногах кандалы. На мой взгляд, этот символ его внутренней несвободы, он отражает неспособность героя чувствовать и сопереживать. Он глух даже к себе самому, к возможной гибели в чужом ауле.

В России эти кандалы для него представлены в лицемерии и лживости светской жизни. Главный герой бежит от них, но несвобода преследует его по пятам. Перед ним появляется черкешенка, в которой есть то, чего не хватает пленнику – сопереживания, яркой эмоциональности. Герою следует научиться этому, тогда жизнь для него станет радостной, а это уже путь к свободе.

п.5. Конфликт произведения

Литературное направление и жанр

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

Размер и рифма

Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

Тропы

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

(поэма, 1820–1821; опубл. — 1822)

Герои Пушкина - _14.jpg

— молчаливая, задумчивая, прекрасная горянка; дарит свою первую (и последнюю) любовь герою поэмы, русскому Пленнику. Несмотря на его холодность и преданность другой, навсегда единственной возлюбленной — Свободе, Черкешенка помогает ему бежать из плена, а сама тонет в бурных водах горной реки.

Образ лирического героя

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

Прошли дни. Пленник живет в пещере и пасет стада. И лишь когда рог луны блеснет за темною горою к нему приходила молодая черкешенка. Она приносила еду и кумыс, нежный взор и очарование песен Грузии. Она учила его языку и любила. Но пленник не мог полюбить ее. Постепенно он привыкал к своему положению. Он любовался заснеженными вершинами гор, грозой идущей ниже него по склону и нравами местного населения. Их простота и удаль завораживали его. И даже то, что в запале игр молодой черкес мог отрубить голову рабу не пугало его. Его восхищала выправка и воинское искусство черкесов. Когда же он сам участвовал в поединках, он не жалел себя, что вызывало восхищение у черкесов и гордость за свою добычу.

История создания, жанр, направление, размер, рифма, тропы поэмы

Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, который поддержал его в 1820 году, когда Пушкину выдвигались обвинения, вследствие которых поэт и был сослан на Юг. Именно с семьей Раевских, благодаря покровительству его отца, героя войны 1812 года, А. С. Пушкин впервые приехал на Кавказ.

Поэма написана четырехстопным ямбом, с пиррихием в третьей или второй строфе. Рифма чередующаяся. Благодаря пропуску ударения поэт добивается напевного ритма. Этому же способствует бессистемное чередование перекрестной, кольцевой и смежной рифмовки при строгом чередовании мужской и женской рифмы.

  1. Показать новый тип романтического героя. Он близок внутреннему миру поэта и его современников. А. С. Пушкин отмечал, что в лирическом герое он стремился изобразить равнодушие к жизни, к ее удовольствиям, преждевременную старость души – отличительные черты 19 века.
  2. Описать романтический фон. Колоритные картины природы Кавказа и быта черкесов противопоставлялись обыденности.
  3. Найти новый стиль и новый язык: чувственный, романтический, исполненный таинственных недомолвок.

А. С. Пушкин в зрелом возрасте считал образ пленника из поэмы слабым, но поэтическими достоинствами произведения поэт всегда был доволен. Для описание природы, быта горцев, героев поэт использует:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Эпитеты: пленник младой, черкесы праздные, пустынные равнины, смертный сон, презренная суета, однообразные вершины, туманный взор, пустынный мир и т.д.
  2. Олицетворения: спящие вершины.
  3. Сравнения: бледна, как тень, пленник гаснет, как пламень дымный, как тень проходят дни.

Тема, сюжет, композиция поэмы

В первой части поэмы рассказывается о том, как русский оказался в плену, о его жизни в ауле и помощи молодой черкешенки. Вторая часть – объяснение между пленником и черкешенкой. Девушка признается в любви, а пленник изливает ей свои страдания. Она помогает пленнику бежать, но отказывается идти с ним. Черкешенка не видит больше смысла в жизни и топится в реке.

В эпилоге лирический герой поэмы вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тематика произведения традиционна для романтиков:

  • внутренняя и внешняя свобода;
  • неразделенная любовь.

Лирический герой появляется в поэме уже в посвящении. Поэт именно себя считает истинным романтическим героев, которому довелось пережить клевету и изгнание.

Образы героев поэмы

Образ лирического героя дался поэту тяжелее всего. Поэт описывает уставшего от жизни молодого человека, потерявшего любовь, равнодушного ко всему. При этом пленник отчаянно жаждет свободы. В образе лирического героя нашли отражение переживания молодого Пушкина, страдающего от неразделенной любви и несправедливо обвиненного. Поэт в одном образе пытался соединить противоположные качества, поэтому образ пленника остается неоднозначным.

В письме к П. А. Вяземскому Пушкин говорит о том, что его пленник – умный, рассудительный человек, он не влюблен в черкешенку, и прав, что не бросился спасать девушку – он и сам бы утонул в бурной кавказской реке.

Характер лирического героя поэмы статичен, а описания его внешности однообразны, условны и перифрастичны.

Черкешенка – красивая, молчаливая, задумчивая горянка. Она дарит свою первую любовь русскому пленнику, герою поэмы. Несмотря на его равнодушие и преданность другой, единственной возлюбленной – Свободе, она помогает ему бежать, сама тонет в горной реке.

Читайте также: