Анализ программы первые шаги по фгос кратко

Обновлено: 30.06.2024

Смирнова Елена Олеговна,
профессор, доктор психологических наук, руководитель
Московского городского центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек МГППУ;
Галигузова Людмила Николаевна,
кандидат психологических наук, ведущий научный
сотрудник лаборатории психического развития
дошкольников Психологического института РАО;
Мещерякова Софья Юрьевна,
кандидат психологических наук, зав. лабораторией
психического развития дошкольников Психологического
института РАО

Цель Программы: развитие целостной личности ребёнка — его
активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к
окружающему миру, творческого потенциала.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
• Пояснительная записка
• Планируемые результаты освоения
Программы
• Содержание образовательных
областей Программы
•Организация режимных моментов
•Организация среды
•Планирование педагогической работы
•Организация совместной работы педагогов
и родителей
•Педагогический мониторинг
•Методическое оснащение Программы

АДРЕСОВАНА воспитателям и специалистампедагогам, работающим с детьми раннего возраста
в ДОО
ОСНОВАНА
на
современных
научных
представлениях о закономерностях психического
развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей
роли предметной деятельности и общения со
взрослыми
ПОСТРОЕНА на гуманистических принципах личностноориентированной педагогики, предполагающих признание
самоценности возраста, уважение личности ребёнка,
создание условий для развития его активности,
инициативности, творческого потенциала

принцип
развития
принцип
сотрудничества
принцип
интеграции
содержания
образования
принцип
самоценности
раннего
возраста
принцип
деятельности
принцип
опоры на
игровые
методы
принцип
поддержки
инициативы
детей
принцип
полноты
содержания
образования
принцип
преемственности
принцип
сотрудничества
с семьёй

9. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего
возраста;
Развитие предметной деятельности;
Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со
взрослым;
Предметная деятельность и развитие познавательной сферы
ребёнка;
Развитие речи в раннем возрасте;
Становление игровой деятельности;
Формирование потребности в общении со сверстниками;
Физическое развитие в раннем детстве;
Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет.

Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечён в действия с игрушками.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий
Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует
предметные действия, знает назначения бытовых предметов и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
Знает названия окружающих предметов и игрушек.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях. Возникают первые игровые замещения.
Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями
и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки,
двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические
впечатления.
С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится
осваивать различные виды движения.

Каким должен быть воспитатель?
Обладать высоким профессионализмом, хорошо
знать возрастные особенности ребёнка, владеть
навыками ухода за ними, уметь играть, рисовать,
лепить, хорошо и грамотно говорить, рассказывать
сказки, читать стихи.
Соответствовать требованиям личностноориентированной педагогики, среди которых,
искренность, позитивное принятие другого человека,
эмпатия, эмоциональность.

Специфика взаимодействия педагогов с детьми
Личное обращение педагога к каждому ребёнку
(присутствие взрослого рядом с ребёнком, взгляд в глаза,
ласковое прикосновение).
Опора на практические действия ребёнка в конкретной
ситуации. Вербальные методы (инструкции, объяснения
правил, призывы к послушанию и т.п.) оказываются
неэффективными.
Учёт непосредственности и эмоциональности восприятия
окружающего мира маленькими детьми. Ребёнок
сосредотачивает своё внимание на том, что ему
интересно. Эмоциональное вовлечение детей в
деятельность.

Познавательное развитие: предметная деятельность
и познавательное развитие.
Задачи в области познавательного развития:
• создание оптимальных условий для обогащения и развития
разнообразных действий с предметами;
• развитие практических и орудийных действий;
• развитие познавательной активности;
• совершенствование познавательных процессов
(восприятия, внимания, памяти, наглядно-действенного
мышления);
• формирование целенаправленности и самостоятельности в
предметной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: общение
со взрослыми и сверстниками, социальные навыки,
игра.
• Взаимодействие педагогов с детьми.
• Становление общения со сверстниками.
• Развитие игровой деятельности.
Обеспечение положительного самоощущения
ребёнка, развитие его способностей и расширение
возможностей для их реализации.

Речевое развитие.
Задачи в области речевого развития:
развитие понимания речи (пассивной речи);
развитие активной речи;
формирование фонематического слуха;
развитие речи как средства управления своим
поведением (т.е. планирующей и регулятивной
функций речи).

Художественно-эстетическое развитие.
Задачи в области художественно-эстетического
развития:
формирование эстетического отношения к
окружающему миру;
приобщение детей к изобразительной деятельности;
приобщение детей к музыкальной культуре;
приобщение к театрализованной деятельности.

Физическое развитие.
Задачи в области физического развития:
создание условий для укрепления здоровья детей;
становление ценностей здорового образа жизни;
формирование навыков безопасного поведения;
развитие различных видов двигательной активности.

Виды деятельности детей (1 — 3 года):
предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.);
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
рассматривание картинок;
двигательная активность.

Организация режимных
моментов
Важное значение для
здоровья и благополучного
развития детей имеет
правильная организация
режима питания, сна,
бодрствования, прогулок,
проведения гигиенических
процедур.

Организация развивающей предметнопространственной среды:
- организация и оформление групповых помещений для
детей раннего возраста;
- перечень материалов и оборудования для групп
раннего возраста.
Предметный мир раннего возраста – это не только
игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая
способствует физическому, социально-личностному,
познавательному, художественно-эстетическому
развитию детей.

Перечень материалов и оборудования:
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития
детей (пирамидки, матрёшки, кубики, игрушки-орудия, наборы вкладышей,
игрушки-забавы, предметные и сюжетные картинки, лото и др.)
Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития
детей (альбомы, картинки, фотографии, аудио- и видеоматериалы о
жизни детей и взрослых и др.)
Материалы и оборудование для художественно-эстетического
развития детей (книги, альбомы, музыкальные инструменты и игрушки,
материалы для изобразительной деятельности, оснащение для
разыгрывания сценок и спектаклей, различные виды театров, аудио- и
видеосредства и др.).
Материалы и оборудование для физического развития детей (горки,
лесенки, домики, игрушки-качалки, дорожки, мини-маты, мячи и др.)
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр (игрушкиперсонажи, кукольная мебель, игрушки для разыгрывания различных
сюжетов, строительные наборы, предметы-заместители и др.).
Оборудование и игрушки для детской площадки (песочница, скамейки,
мячи, ведёрки, лопатки и др.).

Планирование педагогической работы:
- задачи долгосрочного и краткосрочного планирования;
- гибкость и вариативность планирования;
- особенности планирования (картотека игр по
направлениям развития детей).
С помощью планирования педагог определяет
педагогические задачи, распределяя их во времени;
намечает, когда и какие игровые занятия следует
провести; продумывает, как организовать среду, какие
подобрать материалы, пособия и игрушки.

Организация совместной работы педагогов и
родителей:
- задачи совместной работы педагогов и родителей и
проблемы в работе с семьёй;
- выявление запросов родителей;
- информирование родителей о работе ДОО;
- обратная связь;
- консультирование родителей;
- формы участия родителей в жизни ДОО.

Организация совместной работы педагогов и
родителей в период адаптации ребёнка в ДОО:
- трудности адаптационного периода;
- факторы, определяющие характер адаптации;
- как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО;
- общение воспитателя с ребёнком в период адаптации;
- участие матери в процессе адаптации.
Признаком завершения периода адаптации является
хорошее физическое и эмоциональное самочувствие
ребёнка.

Карточки наблюдения.
В них заносятся характерные эпизоды из жизни ребёнка
или группы детей.
Серёжа К.
Дата
Вид деятельности – поведение ребёнка
15.10.15.
Общение со сверстниками — отказывается играть, стесняется
16.10.15.
Общение со сверстниками — толкает детей, отказывается от игры
17.10.15.
Театрализованные игры — отказывается, рисует

Карта наблюдения за ребёнком в период адаптации
Фамилия, имя ребёнка ________________________________.
Возраст _______. Дата поступления в группу _____________.
Сфера наблюдения /
показатели поведения
Разлука с мамой
Общий эмоциональный фон
Режимные моменты
Навыки самообслуживания

Дни посещения ДОО
1
2
3
4
5
6
7
8

Карта наблюдения за развитием ребёнка раннего возраста
Фамилия, имя ребёнка ________________________________.
Возраст _______. Дата поступления в группу _____________.
Сфера
наблюдения
Дни посещения ДОО
Показатели поведения
Режим дня
Хорошо засыпает …
Навыки
самообслуживания
Стремится к
самостоятельности
Преобладающее
настроение
Бодрое, жизнерадостное …
Отношение к себе


1
2
3
4
5
6

Индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками
Общение со
сверстниками
Проявляет
доброжелательность
Наблюдает
за детьми
Играет
рядом
Играет вместе
со
сверстниками
Принимается
детьми в игру
Охотно
участвует в
групповых
занятиях
Катя В.
обычно
обычно
обычно
изредка
обычно
обычно
Саша А.
обычно
изредка
изредка
нет
нет
изредка
Денис И.
нет
изредка
изредка
изредка
изредка
обычно
Ваня М.
изредка
изредка
изредка
изредка
изредка
обычно

В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой апробирующей программу дошкольного образования для раннего и младенческого возраста "Первые шаги" и программно-методический комплекс "Воробушки"

Программа "Первые шаги" (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «В составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми. Программа построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа "Первые шаги" является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.

3. Следующий базовый принцип Программы — принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.

5. Следующий основополагающий принцип Программы — принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.

6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов.

10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей.

Вывод: Анализируя программу, мы сделали следующие выводы:

• 2. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности

• 3. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

• 4. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

• 5. Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала- содержание работы излагается по образовательным областям. Содержание изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

• 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.

• 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.

• 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям.

Первые шаги в инклюзивном образовании

Первые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОСТ ДО: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

ВложениеРазмер
programma_pervye_shagi.docx 25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОСТ ДО: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Методические пособия к программе

Речевое развитие детей Авторы С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова

Физическое развитие детей Авторы С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова

Познавательное развитие детей Авторы Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова

Развитие игровой деятельности детей Автор Л.Н. Галигузова

Социально-коммуникативное развитие детей Авторы Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова

Художественно-эстетическое развитие детей Автор С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова

Цель Программы - развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Программе ставятся следующие педагогические задачи:

  1. Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
  2. Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
  3. Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым
  4. Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
  5. Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
  6. Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребѐнка, отношение к нему как к самоценной личности – всѐ это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребѐнка и его полноценного развития.

Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми.

Актуальность программы: учитывает особенности детей раннего возраста, отвечает их потребностям и возможностям, способствует полноценному развитию.

Содержание образовательных областей Программы

  1. Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности
  2. Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Методическое оснащение Программы

Разработаны специальные игры и занятия

  1. На развитие орудийных и практических действий
  2. На развитие понимания речи взрослых
  3. На развитие общения со сверстниками
  4. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру и произведениям искусства
  5. На развитие игровой деятельности
  6. На развитие основных видов двигательной активности

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Важное значение для здоровья и благополучного развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок, проведения гигиенических процедур.

Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.

Сон. У детей в возрасте от 1 до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5-5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.

Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Необходимо соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.

Во время прогулки детям предоставляется возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы малыши не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). В то же время, если дети не могут найти себе интересное занятие, следует предложить им поиграть, чередуя подвижные или спокойные игры.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социальноличностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.

Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.

Зонирование групповых помещений.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.

Динамичность предметной среды

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового.

Обеспечение безопасности среды

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них.

В программе предоставлен перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей.

При реализации данной программы необходимо учитывать, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям развития. Поэтому при планировании следует предусматривать равномерное распределение игр и занятий.

Отдельно предусмотрено проводить музыкальные и физкультурные занятия.

Поскольку с помощью планирования выстраивается стратегия работы детского учреждения, планирование должно быть долгосрочным и краткосрочным.

Задачи долгосрочного и краткосрочного планирования

В рамках долгосрочного планирования коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения.

Долгосрочное планирование дает возможность наметить основные мероприятия на текущий и последующие годы.

Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно.

Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.

При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи совместной работы педагогов и родителей

  1. Родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками
  2. Учреждение должно быть полностью открыто для семьи
  3. Сотрудники детского учреждения должны иметь представление о запросах родителей, об условиях жизни ребенка в семье, о его индивидуальных особенностях
  4. Организация обратной связи между педагогами и родителями

В программе выделен целый раздел по Организации совместной работы педагогов

и родителей в период адаптации ребёнка к детскому учреждению

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

С целью оценки эффективности работы по Программе педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в Программе.

Методы фиксации наблюдений

Карточки наблюдения

Для ежедневных наблюдений могут использоваться карточки наблюдения, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей.

Тематические карты-схемы наблюдения

Тематические карты-схемы используются для наблюдения за ходом развития ребенка.


Оглавление

  • Введение
  • Педагогические принципы, цели и задачи программы
  • Характеристика раннего возраста

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Педагогические принципы, цели и задачи программы

В настоящее время в нашей стране происходит возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста, в связи с чем становится актуальной разработка образовательных программ, отвечающих современным запросам общества и научным представлениям о развитии ребенка. Эти задачи решаются в данной программе, построенной на принципах личностно-ориентированной педагогики. Основная цель программы — развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Научной основой программы послужили исследования лаборатории психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования, в которых установлены закономерности развития и возрастные особенности ребенка от рождения до 3 лет. Исходными теоретическими позициями программы явилась концепция о генезисе общения ребенка М.И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, творческое воображение, целенаправленность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур, приучение к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.

Исследования последних лет показывают, что приобретенные в раннем возрасте умения читать и считать еще не достаточны для успешного освоения ребенком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе; они отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникновение у ребенка невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

Одним из главных принципов является принцип развития. Под развитием понимается появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, сам что-то придумывает и старается достичь результата. На развитие этих способностей и личностных качеств ребенка нацелена программа; ее содержание и методы разработаны в соответствии с интересами, потребностями и возможностями детей раннего возраста.

При разработке программы авторы стремились следовать гуманистическим традициям, заложенным в трудах таких психологов и педагогов, как К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер, В. А. Сухомлинский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В их работах утверждается важный педагогический принцип самоценности каждого возраста, исходя из которого каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. С этих позиций, решение образовательных задач должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослым занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сами действия и их итоги радуют малыша. Но вместе с тем, многообразие видов деятельности позволяет ребенку получить новые знания, освоить умения и навыки, а главное — развивает его чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Принцип деятельности — следующий базовый принцип программы. Авторы исходили из представления о том, что мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую. При этом формирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности. В соответствии с этими представлениями, содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.

Следующий основополагающий принцип программы — принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребенка — словом, отношение к нему как к самоценной личности — все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.

В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаимодействия основной задачей программы является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, доверия к миру, людям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.

Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Классификация игр по отдельным направлениям развития достаточно условна, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует разные виды деятельности, а также все психические процессы и способности ребенка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Теоретические основы программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего возраста в дошкольный.

Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье. В данной программе содержатся методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, представленные в методических пособиях к программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в программе ставятся следующие педагогические задачи:

• развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей;

• развитие игровой деятельности;

• развитие общения со сверстниками;

• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;

В соответствующих методических пособиях, входящих в комплект программы, представлены описания игр и занятий с детьми по указанным направлениям развития и соответствующие методические рекомендации. Заложенная в программу возможность выбирать, варьировать и комбинировать игры и занятия обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.

Читайте также: