Анализ программы перспектива по литературному чтению для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

2 Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся

4 Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.

5 При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его. Это дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно- эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

6 При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути разные уровни погружения в текст: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного). По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.

7 Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

8 Программа по литературному чтению для 1 класса включает в себя круг детского чтения, тематику. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов). Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

9 Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения Развитие навыка чтения. Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе слов в минуту.

10 Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. Полные ответы на вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

12 Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. - Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. - Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

13 Слушание художественных произведений. Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

14 Перечитывание художественного произведения и его анализ. Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу. Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

15 Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

17 Он направлен также на преодоление тех негативных явлений, которые накопились в обществе за предшествующие годы. Одним из таких явлений стал почти повсеместный отказ большей части взрослого населения от чтения вместе со своими детьми-школьниками художественной литературы. Если в дошкольном возрасте книги детям еще читаются, особенно если ребенок посещает детский сад, то, начиная с начальной школы, взрослые самоустраняются под предлогом занятости или усталости от чтения и обсуждения с детьми художественной литературы, перекладывая решение этой проблемы на школу.

26 Данный учебник соответствует и основному педагогическому назначению, и возрастным возможностям первоклассников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны, как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка .

(Оставляешь 3 слайд и читаешь это)

Учебники по предметам (1-4 класс)

Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

По подробнее рассмотрим литературное чтение:

Структура учебника литерное чтение 1 класс 1 часть:

литерное чтение 1 класс 2 часть

Новому читателю. С. Маршак

Кто говорит молча?

Шутки – минутки

Как бы жили мы без книг? С. Михалков

Читалочка – обучалочка

Шутки – минутки

Мы идем в библиотеку

Мои любимые писатели

У лукоморья дуб зеленый А. Пушкин

Самостоятельное чтение

Мама принесла Тане новую книгу В. Осеева

Семейное чтение

Худо тому, кто добра не делает никому К. Ушинский

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Песенки русского народа

Песенки разных народов

Шутки минутки

Под горой избушка

Пословицы и поговорки разных народов

Читалочка – обучалочка

Мы идем в библиотеку

Самостоятельное чтение

Английская народная песенка

Шутки – минутки

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Жили – были буквы

Катя и буквы. Т.Коти

Читалочка – обучалочка

Козлята. Н. Кончаловская

Рассказы мудрой вороны. Т.Павлова

Жили – были рыжая лиса, серый заяц и Курочка Ряба

Курочка Ряба и десять утят. С. Маршак

Лиса, заяц и петух. Русская народная сказка

Две лягушки. Л. Пантелеев

Шутки – минутки

Мы идём в библиотеку

Самостоятельное чтение

Татарская народная сказка

Сами виноваты. С. Михалков

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Анализ заданий литературное чтение 1 класс

Познавательные УУД (логические):

– анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы, с. 6–9; анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел, с.10–11; анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять), с. 12–13; обнаружение одной из жанровых особенностей загадок — использование приема олицетворения, с. 14–19; обнаружение жанровых признаков заклички — ее обрядовой природы и прикладного характера, с. 20–21; выяснение секрета (общих черт) скороговорок, с. 22–23; анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы, с. 26, 32–34; анализ композиционных особенностей сказки–цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом, с. 36–37; сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы), с. 37; обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя), с. 68–69; обнаружение сюжетных признаков небылицы, с. 66, 67, 69 и дразнилки — с. 46, 47, 67, 69, 70; сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: 8 раз — с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80;

Анализ круга детских произведений с точки зрения содержания: 1 часть

Программа Перспектива

Программа Перспектива

Содержание статьи

Особенности программы


Особенность УМК – прямое участие в воспитании личности и духовно-нравственном развитии. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности.

Другая особенность заключается в диалектическом принципе построения учебных материалов проекта. Он создан таким образом, чтобы врожденное любопытство ребенка трансформировалось в потребность в изучении нового. Теоретические задания дополнены творческими, практическими и исследовательскими упражнениями, что помогает использовать приобретенные школьником навыки для самостоятельного решения задач.


Создатель программы – Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Ученица Н.Я. Виленкина, по чьим учебникам не так давно учились физико-математические классы. Она разработала популярный в России непрерывный курс математики для дошкольного и школьного возраста. Также она является автором множества программ и сценариев уроков по математике.

Людмила Петерсон

Людмила Петерсон


Программа была разработана в 2006 году. Она основана на системно-деятельном подходе. При таком подходе ребенок самостоятельно приходит к решению задач.

Еще один плюс – подготовка школьника к самостоятельному обучению. Ребенок не слепо заучивает алгоритмы решения, а учится создавать свои. Полученные знания и универсальные действия помогут применять их в разных ситуациях дальнейшей жизни.

Здесь есть отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать. Для улучшения качества работы придумана своя система повышения квалификации.

Отзывы родителей и учителей


Мнение учителей однозначное: для удобной и эффективной работы созданы все условия. Подготовка к урокам по такой системе занимает мало времени, благодаря обилию методических материалов и технологическим картам. Универсальность программы обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, не зависящий от уровня подготовки.

Родители, в основном, довольны новой программой обучения. Некоторых беспокоит обилие информации и тот факт, что ребенок зачастую не может выполнить домашнее задание без помощи.

Также критике подвергаются учебники серии, например оформление прописей и непривычная последовательность тем. Это больше недоработки, чем серьезный недостаток.

Остались вопросы по программе или хотите оставить свой отзыв — обязательно пишите об этом в комментариях.

УМК "Перспектива", наверное, вторая по распространенности программа для начальной школы. О плюсах и минусах программы поговорим в этой статье.

Азбука

Обучение в школе начинается с периода обучения грамоте. В этот период дети учатся читать и писать. Автором Азбуки является Л. Ф. Климанова и С.Г. Макеева.

В этой Азбуке есть материал для детей, которые уже умеют читать. Это хорошо. Сейчас многие ребята приходят в школу читающими. Но все-таки задача Азбуки - научить читать тех детей, кто этого делать не умеет. С моей точки зрения материала для таких детей в данной Азбуке мало. Давайте посмотрим Азбуку:

Русский язык

Автором учебников по русскому языку являются Л. Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина. Мне учебники по русскому языку нравятся. Я считаю учебник Климановой одним из лучших современных учебников по русскому языку . Грамотная последовательность тем, большое количество заданий для обработки тем - плюсы этого учебника. Забегая немножко вперёд, скажу, что в Перспективе хорошие рабочие тетради по математике и по русскому языку. Я бы рекомендовала использовать их как сборник упражнений при занятиях с детьми.

В учебнике по русскому языку необычная подача правил. Правила даются в виде диалога между профессором Самоваровым и ребятами ( Аней и Ваней) . С одной стороны, это плюс. Подобная подача интересна детям. Но это же и минус. В учебнике встречаются длинные объяснения, которые часто разрываются упражнениями.

Возможно, не очень удачное оформление учебника. Не все дети понимают, что это продолжение объяснения темы.

Математика

Авторы учебника: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Дорофеев.

В учебнике достаточно подробно объясняются темы. При этом объяснение строится на примерах и подробном решении. В каждой теме большое количество заданий, много заданий на повторение.

Мне не нравится последовательность тем в программе 2 класса. Умножение в нём проходят перед сложением. Детям это сложно.

К минусам я бы отнесла небольшое количество заданий для отработки новой темы. При этом у Дорофеева много заданий для отработки пройденного. Это безусловный плюс.

Повторюсь, хорошие рабочие тетради тоже считаю плюсом УМК "Перспектива" и, конечно, Дорофеева как их автора. Достаточно очевидно, что и Климанова, и Дорофеев старались сделать качественные учебники и у меня это вызывает уважение.

Коротко про литературное чтение и окружающий мир:

Литературное чтение

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Л. Ф. Климанова и В.Г. Горецкий являются авторами учебников по литературному чтению к УМК "Школа России". Мне нравятся их учебники и для Перспективы. Тексты хорошие, подобраны по возрасту разные по жанрам, грамотные задания к текстам.

Окружающий мир

Авторы учебника А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая.

А. А. Плешаков автор учебников по окружающему миру и для УМК "Школа России". Я согласна с теми, кому не нравится учебник к Перспективе. Мне не нравится уклон в народоведение в этом учебнике.

Мои выводы

Я бы не хотела, чтобы мой ребёнок учился по Перспективе. Хотела бы я работать по этой программе? Смотря из чего выбирать. Если выбирать между "Перспективой" и " Школой России " я бы выбрала последнюю. Если выбирать между "Перспективой" и некоторыми другими программами, я бы выбрала "Перспективу". Для меня очень большим минусом является построение курса математики. поэтому я не могу сказать, что считаю эту программу очень хорошей. Но есть программы хуже.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

Читайте также: