Анализ профильных учебных планов старшей ступени школы

Обновлено: 31.05.2024

от 18 июля 2002 года N 2783

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р*, Министерством образования Российской Федерации совместно с Российской академией образования подготовлен проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом органами управления образованием субъектов Российской Федерации, доработан по замечаниям и предложениям Федерального координационного совета по общему образованию, Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием и руководителей учреждений повышения квалификации работников образования.

* См. Официальные документы в образовании. - 2002. - N 4. - с.3-31.

В целях введения профильного обучения на старшей ступени общего образования и на основании решения Федерального координационного совета по общему образованию от 28.06.2002

1. Утвердить Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение).

2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) до 20.07.2002 представить проект плана-графика по реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

3. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) обеспечить своевременную разработку на каждый учебный год организационно-методических мероприятий по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и обеспечить проведение апробации Концепции профильного обучения на базе созданных экспериментальных площадок.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации обсудить на августовских совещаниях работников образования проект плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Приложение
к приказу Минобразования России
от 18.07.2002 N 2783

КОНЦЕПЦИЯ
профильного обучения на старшей ступени общего образования*

* Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002 года), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002).

Цели профильного обучения

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда , отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Прежде всего следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа".

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Общественный запрос на профилизацию школы

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что как минимум начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию, как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают около четверти старшеклассников.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: "академический", который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и "профессиональный", в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественно-научный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (язык-литература-искусство, социальные науки, математика-точные науки-технология).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, "высшая" школа - в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

Отечественный опыт профильного обучения

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 году. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева. По предложенной структуре 4-7-й классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 году ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР принимают постановление "О структуре начальной и средней школы в СССР", предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированных на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон РФ "Об образовании" (1992 год), закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

Возможные направления профилизации и структуры профилей

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой - ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес", "Основы менеджмента" и др. - в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. - в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе свойство образования как главного момента вырабатывания нового свойства экономики, общества повышается совместно с ростом воздействия человеческого капитала. Отечественная конструкция образования способна соперничать с порядками образования современных стран. Чтобы достичь желаемого результата важна обширная помощь со стороны общественности проводимой просветительной политики, возрождение ответственности и активной значимости государства в этой сфере, полная и многосторонняя модернизация образования с выделением достаточных для этого ресурсов и созданием элементов их эффективного использования. Установление профильного преподавания представляется жизненным и значительным шагом в развитии Российской системы школьного образования. [1]

Профильное образование определяет тему создания системы специальной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию преподавания и социализацию обучающихся, в том числе с учетом настоящих надобностей рынка труда. главные методологические подходы, положенные в Концепции, призваны содействовать заключению имеющихся сейчас противоречий системы совместного среднего образования [2]

между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметом и уровнем овладения ими вшколе;

между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономическойконкуренции;

между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательногостандарта;

между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднегообразования.

Профильное образование на старшей ступени общего образования ориентировано на разрешение данных противоречий. Оно обусловлено личностно ориентированным подходом как современной парадигмой образования, когда обучающийся сознается субъектом образовательного процесса, а его формирование и реализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. [3]

Согласно Концепции «Профильное образование – состояние дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и компании образовательного хода более досконально принимать во внимание интересы, предрасположенности и таланты учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в согласовании с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное учебное заведение есть институциональный характер реализации данной цели. Это основная форма, все же перспективными в раздельных вариантах имеют все шансы стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выставляющие реализацию определенных образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения [6].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. [5] Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательныхпрограмм;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями ипотребностями;

Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Содержание профильного обучения включает:

Базовые образовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения.

Профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

Элективные курсы, обязательные для изучения предметы по выбору учащихся, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. [4]

Разбор научных трудов, приуроченных к внедрению Концепции профильного обучения, показывает, что переход к профильному обучению далеко не объединяется лишь только к введению дополнительных учебных курсов: значительная модификация касается в (итоге содержания и системы общего образования. [5] Программа образования при переходе к профильному обучению – это ответ на вопрос: будет ли профилированное учебное заведение школой будущего, ориентированной для подготовки общественно функционального человека, эффективной адаптации выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной для передачи и исследования классического опыта, исключительно в иной форме [2].

Анализ научных трудов, посвященных введению Концепции профильного обучения, показывает, что переход к профильному обучению в отдалении не объединяется едва к введению дополнительных учебных курсов: внушительная разновидность относится в (итоге нахождения и системы общего образования. Программа образования при переходе к профильному обучению – это ответ на вопрос: будет ли профилированное учебное заведение школой будущего, ориентированной с целью подготовки общественно высокофункционального человека, эффективной адаптации выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной для передачи и исследования классического опыта, безгранично в иной форме [5].

Федеральный элемент правительственного образовательного стандарта принимает во внимание направленные требования: установление профильного преподавания для старшей ступени школы; углубление значимости дисциплин, которые обеспечивают эффективную социализацию учащихся; установление главных компетенций – готовности учащихся употреблять освоенные знания, умения и методы с целью решения практических задач. [6]

Исследование работ, приуроченных к отбору нахождения профильного обучения, дал возможность отметить две категории принципов отбора нахождения - внешние и внутренние. К внешним общественно предопределенным принципам отбора нахождения имеют отношение информативная емкость и социальная результативность обучения. Внутренние взгляды касаются самой налаженности школьного преподавания и обучения и обусловлены психолого- педагогическими, нравоучительными и методичными условиями [1].

В связи с вышеизложенными положениями содержание предметов на профильном уровне должно обеспечить:

• большие внутренние резервы для организации хорошей учебной работы (информационная емкость);

• реализуемость изучения программных познаний абсолютно всеми занимающимися среди развитой уровневой и профильной дифференциации (и ограниченности размера учебного периода совокупностью внешних факторов);

• выявление специфических и общеинтеллектуальных возможностей учащихся с целью их обоснованной ориентации на профиль преподавания и выбор специальности (диагностико - футурологическая емкость);

• максимальные внутренние резервы для формирования, сопровождения и вырабатывания энтузиазма к изучению раздельных объектов (на любом этапе обучения) для получения будущей специальности (познавательная емкость);

• потенциальную возможность изучения школьных объектов для современном уровне (информационно-прикладная емкость).

Следовательно, для определения и содержательного заполнения инвариантного и вариативного нахождения образования в профильных классах важны:

• общие цели школы и своеобразные цели профильного обучения;

• задачи, быть достойным перед сферой познания или учебным предметом;

• ведущий элемент исследуемого и профилирующего предмета;

• раскрытие комплекса запасных знаний; • изменение логичной структуры курса.

Несмотря на то, что переход к профильному обучению в российском образовании исполняется с 2005 года, данный ход не прекращает беспристрастно воздействовать для немаловажные изменения не столько в содержании, системы и разработках учебного процесса, но также на ресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и регулирование образовательными и иными процессами в школе.

Список использованных источников

Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшейшколе//Народное образование.- 2002.- №9.

Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование. – 2004. - № 7. - С.101 –107.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общегообразования//Учительская газета. - 2002.- № 42. – С.13-16.

Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе /под ред. Тряпицыной А.П. – СПб.: Каро,2005.

Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. – М.: АПКиПРО,2004.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профильное обучение

В нашей школе с сентября 2011 года существует профильное обучение на старшей ступени общего образования. С целью реализации Концепции профильного обучения набор в 10-й класс производится по двум направлениям: социально-гуманитарный и общеобразовательный профиль.

Целью профильного обучения в 2014-2015 учебном году являлось создание условий для реализации личности старшеклассников в социально-гуманитарном профиле как основы подготовки к будущему освоению любой профессии в рамках данного профиля. Реализация цели осуществлялась через решение следующих задач :

Обеспечить изучение на профильном уровне предметов программы полного общего образования: русский язык, литература, обществознание.

Сформировать учебно-методическое обеспечение для углубленного преподавания профильных предметов социально-гуманитарного профиля.

Расширить возможности социализации обучающихся.

Для успешной реализации профильного обучения в школе создана необходимая нормативно-правовая база, у чебные планы профильного класса были сформированы на основе регионального базисного учебного плана по предметно-ориентированному типу, который предполагает углублённое изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и даёт возможность поступления в широкий спектр высших учебных заведений.

К началу учебного года был разработан учебный план 10а и 11а профильных классов (социально-гуманитарный профиль) на 2014-2015 учебный год. При разработке профильного учебного плана администрация школы старалась исходить из необходимости соблюдения трёх основных условий:

обучаясь в профильном классе, учащиеся должны получить полноценное общее образование;

профильное обучение не должно вести к перегрузкам;

учебный план призван обеспечивать вариативность и личностно ориентированный характер образования.

Преподавание профильных предметов осуществлялось педагогами школы, аттестованными на первую и высшую категории, по типовым программам и УМК, рекомендованным Министерством образования РФ.

Русский язык и литературу в 11а классе вела учитель высшей квалификационной категории, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Куликова И.В. В 10а классе учитель первой квалификационной категории Ткачева Л.В. Обществознание в профильных классах ведет учитель высшей квалификационной категории, эксперт ОГЭ по обществознанию Ушакова В.В.

По всем предметам профильного уровня составлены рабочие программы на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования, рекомендованной МО РФ:

по обществознанию (профильный уровень), на основании авторской программы. Обществознание 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова).

Учителя использовали различные методы и приемы, ориентированные на развитие у обучающихся умения систематизировать и обобщать изучаемый материал. Для реализации целей и задач урока применяют различные методические приемы, широко используют ИКТ-технологии, тестовые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся, виды работ с взаимопроверкой, орфоэпические диктанты, много внимания уделяется различным видам разборов, организуют подготовку докладов и рефератов учащимися, выполнение ими творческих, проектных работ.

В 10 и 11 классе на профильном уровне (социально-гуманитарный профиль) изучаются русский язык, литература, обществознание.

Мониторинг качества знаний по предметам социально-гуманитарного профиля в динамике за 3 года:

В процессе эксперимента, проведенного в 2003-2006 гг. в десяти регионах страны стало очевидно, что эта задача решается применени­ем комплекса педагогических средств, предусмотренных таким но­вым для нашей школы явлением, как предпрофильная подготовка.

Предпрофильная подготовкаэто система педагогической, психо­лого-педагогической, информационной и организационной деятельнос­ти, содействующая самоопределению учащихся старших классов основ­ной школы относительно избираемых ими профилирующих направле­ний будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Без организации предпрофильной подготовки невозмож­на успешная организация профильного обучения в старшей школе.

Важнейшая составляющая предпрофильной подготовки — профиль­ная ориентация. Это специально организованная деятельность, на­правленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддер­жки в проектировании вариантов продолжения обучения в профиль­ных и непрофильных классах старшей школы, а также в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником ре­шения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она пред­полагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Соотношение профильной и профессиональной ориентации схема­тично можно представить следующим образом:



Педагогическая производственная практика

В федеральном эксперименте отрабатывалась модель предпрофильной подготовки, прежде всего в 9-х классах. Результаты эксперимен­та показывают необходимость частичного переноса содержания и тех­нологий предпрофильной подготовки на более ранние возрастные эта­пы. Наряду с элементами информационной, профессионально- и профи льно-ориентационной работы следует обратить особое внимание на ситуации, в которых учащийся оказывается перед необходимостью совершать выбор значимого для него содержания образования, осваивать способы преодоления проблем, прояв­лять себя в качестве субъекта жизненного и социального самоопределения..

Базовый (минимальный) объем предпрофильной подготовки пре­дусматривает 100 часов, реализуемых в 9-м классе. Тем не менее, в ряде случаев возможно и целесообразно увеличение времени на ее реализацию. Например, при использовании часов регионально-на­ционального компонента, применении проектных и исследовательс­ких форм в образовательном процессе. Так, например, в некоторых регионах суммарные затраты времени на предпрофильную подго­товку (с учетом общегородских конкурсов проектов) превышали 170 часов.

Поэтому создание условий для приобретения первичного опыта выбора подростками не только содержания образования, но и препо­давателя, темпа и способа учебной деятельности, спектра используе­мых образовательных ресурсов, должно быть главной задачей при организации элективных курсов (обязательных курсов по выбору учащегося).

На элективные курсы предназначено две трети учебного времени (ориентировочно 2 часа в неделю).

Содержание, форма организации этих курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (так называемые предметные курсы по выбору), но прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе или при продолжении образования в учреждении профессио­нального образования (ориентационные курсы).

По : "Методика обучения предметам: методика преподавания химии" .

. качества личности ученика. Содержание элективных курсов предоставляет возможность школьнику выявить свои наклонности, реализовать интерес к предмету, тем самым профессионально сориентировать. Разработкой положений, исследования вопросов предпрофильной подготовки учащихся на элективных курсах по выбору .

Оставшаяся треть объема предпрофильной подготовки (примерно 30—35 часов за год), отводится на информационную, консультацион­ную и ориентационную работу с подростками. Ее цель — создание условий для конструирования школьниками версий продолжения об­разования после 9-го класса и осмысление совершаемого выбора. Эту цель позволяют достичь педагогически организованные процедуры, направленные на ознакомление школьников с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значи­мыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психоло­гическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситу­ации принятия самостоятельного решения.

Предпрофильная подготовка может осуществляться как в преде­лах одного образовательного учреждения, так и в сети учреждений общего и дополнительного образования, а также в расширенной сети учреждений, использующих для этой цели свой общеобразователь­ный и профильно-ориентационный потенциал.

При реализации предпрофильной подготовки в пределах одного образовательного учреждения учащимся почти всегда гарантировано обеспечение минимально необходимого содержания образования в рамках запланированного учебного времени. При этом те, кто орга­низуют предпрофильную подготовку, психологическую и информа­ционную поддержку подростков, имеют возможность более оператив­ного реагирования на их запросы. Однако возможности создания из­быточного перечня элективных курсов ограничены, что можно скомпенсировать привлечением внешних кадровых и материально-технических ресурсов или дистанционным взаимодействием с исполь­зованием телекоммуникационных средств.

Если общеобразовательные учреждения действуют, используя ре­сурсы сетевого взаимодействия, спектр выбора учащимися электив­ных курсов заметно расширяется, что, естественно, требует более ресурсозатратных механизмов информационной и психолого-педагоги­ческой поддержки подростков, а также экспертизы и утверждения программ руководством всех общеобразовательных учреждений сети, согласования требований к учащемуся со стороны разных общеобра­зовательных учреждений.

Очевидно, что необходимость полноценного удовлетворения обра­зовательных запросов подростков в ходе предпрофильной подготов­ки, выполнения предначертанной ей миссии приводит к необходимо­сти объединения усилий различных школ и оптимизации образова­тельных сетей.

особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня .

. общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению. В соответствии с целью определены следующие задачи . информации, которую ему необходимо усвоить в вязи с подготовкой к обучению в школе. До недавнего времени специальная психология и . что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании .

При оказании подростку помощи в проектировании образователь­но-профессионального маршрута возможны два различных типа вза­имодействия учащегося и педагога, определяющие стратегию встра­ивания такой помощи в структуру профильного обучения (в том числе предпрофильной подготовки).

В одном случае необходимо помочь подростку найти способы удов­летворения уже имеющегося запроса на проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута и преодоление проблем, связанных с этим процессом.

В других ситуациях, наоборот, необходимо преодолеть отсутствие у подростка какого-либо запроса на помощь в осмысливании послешкольного будущего, подготовить его к взаимодействию с потенци­альными помощниками (профконсультантационными службами, ин­формационными ресурсами, правовой защитой и т.д.).

При организации предпрофильной подготовки и профильного обу­чения необходимо рассматривать следующие два варианта оказания подростку помощи по проектированию и реализации дальнейшего образовательно-профессионального маршрута.

Тьюторство, как философия образовательного процесса, приемлемо в образовательных учреждениях, где большое значение придаётся

— индивидуальным учебным планам

— самостоятельной работе с источниками информации.

Принципы тьюторства:

— Индивидуальный подход к личности учащегося

— Индивидуализация образовательного процесса

— Помощь в организации самостоятельного добывания знаний

Современное понимание тьюторства: 1) Педагогическая поддержка (направлена на помощь в решении проблем самим обучающимся); 2)Сопровождение (Сопровождение и реализация ИОП (индивидуальных образовательных проектов), учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся; 3) Фасилитация ( англ. facilitate – помогать, стимулировать , побуждать к чему-либо) – сопровождение личностного роста обучаемых

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

. уровень усвоения учебного материала [1]. Для подготовки ребенка к условиям обучения в школе важным средством является игровая деятельность, так как именно в игре происходит развитие . текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читателей; • профессиональная — процесс приспособления людей к из-менившимся условиям профессиональной основной деятельности [25]. Д. Жюлиа в Философском .

Поэтому при организации профильной ориентации в масштабе школы первоочередной задачей администрации является, во-первых, выделение координатора профориентационно значимого взаимодей­ствия школы, и, во-вторых, определение реальных исполнителей от­дельных элементов работы по профильной ориентации.

Таким образом, организация предпрофильной подготовки в 9-м классе предусматривает следующие основные нововведения в воспитательно-образовательный процесс общеобразовательных учреждений и их сетей:

— изучение региональных и муниципальных приоритетов, значи­мых для изменения миссии основной школы в условиях профилизации старшей школы, с целью построения муниципальной модели пред­профильной подготовки;

— обеспечение доступа к достоверной информации о привносимых в общеобразовательный процесс изменениях для учащихся и их роди­телей, а также для представителей региональной и муниципальной власти;

— создание условий для определения смыслового поля предпро­фильной подготовки с точки зрения ее основных субъектов (зачем каждому из них нужна профилизация старшей школы);

— определение смыслового поля профилизации обучения с точки зрения его основных субъектов: ученика, его родителей, учителя, школы, социума, государства (зачем каждому из них нужна профилизация старшей школы);

— внесение изменений в механизмы управления школами и их се­тями, связанных с необходимостью реализации предпрофильной под­готовки;

— создание единого для муниципалитета или региона ресурсного банка по предпрофильной подготовке, позволяющего обобщать, ана­лизировать и распространять в педагогическом сообществе педагоги­ческий опыт;

— организация системы проектирования, экспертирования и реали­зации элективных курсов;

— координация информационных потоков, необходимых для об­новляемого информационного обеспечения учащихся, их педагогов и родителей в ситуации выбора профиля обучения и направления даль­нейшего образования;

— регламентирование применения декларативно-агитационных, рекламно-манипулятивных, диагностико-рекомендательных инструментов;

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

. к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

— организация для целей предпрофильной подготовки нового со­держания и форм взаимодействия образовательных учреждений меж­ду собой и с объектами социокультурной и профессионально-произ­водственной среды;

— повышение готовности педагогов к нововведениям, связанным с предпрофильной подготовкой, организация совершенстования педа­гогического мастерства учителей.

2. Педагогические смыслы в осуществлении тьюторской деятельности в профильном обучении и предпрофильной подготовке. Виды педагогических технологий в деятельности индивидуального тьютора.

Деятельность тьютора по своей природе является сложной, интегративной и осуществляется путем адаптации к решению своих задач психологи­ческих, педагогических и информационных средств. Она строится по прин­ципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информаци­онной и тьюторской составляющих. Именно поэтому тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности, в кото­рые включен старшеклассник: с изучением школьных предметов, с деятель­ностью по разработке самообразовательных и профориентационных проек­тов; с оказанием психологической, педагогической, социальной поддержки.

В работе тьютора используется большое разнообразие различных форм и методов. Однако их содержание определяется тем, что большин­ство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, то есть может использоваться учащимся по же­ланию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы не­насильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлечен­ность подростков в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуальный характер. Индивидуализация помощи обеспечивается с помощью гибкости, вариа­тивности и диалогичности работы тьютора с подопечным.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью широ­кого арсенала средств:

1) проектной технологии,

3) технологии ин­дивидуальных и групповых консультаций,

4) технологии профильных и профессиональных проб,

6) информационных технологий.

7) технология сетевого взаимодействия.

1. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

2. Антология работ учащихся, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку

3 Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в ЗУНах по сравнению с его предыдущими результатами.

4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за некоторый период обучения

Примеры похожих учебных работ

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при .

. организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. Объект исследования – исследовательская деятельность как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Предмет .

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

. Разработкой проблемы подготовки дошкольников к обучению в школе посвящены работы . возникают новые формы деятельности. Школа с первых дней . обучению в школе. 4. Проверить эффективность формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего .

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе

. возраста к обучению в школе. Предмет исследования: Дети старшего дошкольного возраста, посещающие класс предшкольной подготовки. Объект исследования: Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. Задачи: 1. Проанализировать .

Педагогические проблемы подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

. подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению . что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических .

Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе

. педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе. Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности .

Трудовое обучение в школе

Читайте также: