Анализ продуктивной деятельности в доу средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Образовательные задачи: формировать представление о свойствах предметов; закреплять знания детей со свойствами песка: мокрый, сухой,; развивать умение различать цвета.

Развивающие задачи: развивать у детей интерес к познанию, развивать внимание и мышление; развивать коммуникативные качества; развивать речь детей. Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, формировать желание сделать другому приятное и навыки культуры общения.

Здоровьесберегающие задачи: обеспечивать двигательную активность. детей, использовать здоровьесберегающие технологии (физминутки).

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир


СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивным видам деятельности планируется регулярно, носит системных характер – выбор тем осуществляется строго по программному материалу. В программном содержании указаны только задачи развития технической стороны, например в рисовании: знать и называть материалы, которыми можно рисовать; изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашом, кистью и красками.

В планах отражена предварительная работа с детьми – чтение художественного произведения, ознакомления с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин.

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности по рисованию в данных группах показали следующее: использующиеся хорошо знакомые детям традиционные способы не вызывают яркого интереса, дети уже через некоторое время начинают отвлекаться и педагог обращает свои усилия на привлечение внимание детей к деятельности, которую старательно выполняют лишь некоторые из них. Таким образом, неэффективность занятия объясняется неправильным выбором форм, средств на данном возрастном этапе, поэтому и не соответствует интересам дошкольников. Весь процесс рисования, от создания замысла, до оценки результата проходит под руководством педагога.

Приходиться констатировать, что вопросы развития продуктивной деятельности детей не находят достаточного отражения в широкой практике в данных группах: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, недостаточно использованы художественные материалы.

Проведенное нами исследование предметной среды показало отсутствие в уголке по изобразительной деятельности результатов совместной детской и взрослой деятельности: готовых инструкций, альбомов для рассматривания, которые бы помогали детям в самостоятельной работе. Это приводит к тому, что дошкольники средних групп не могут самостоятельно, в свободной деятельности воспроизвести даже знакомую работу спустя некоторое время после занятия.

Таким образом, условия в ДОУ для развития продуктивной деятельности созданы, но не на достаточном уровне.

Для выявления исходного уровня развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет была использована методика Т.С. Комаровой [1 с.115] направленная на изучение уровней развития продуктивной деятельности детей: анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности.

Анализ результатов по выполнению 1 серии заданий на выявление уровня качества продукта деятельности детей 4-5 лет дает возможность сказать, что умения детей создавать продукты деятельности (рисунки детей) развиты недостаточно, суммарная оценка результатов представлена в таблице 1.

Результаты первой серии заданий (констатирующий эксперимент)

Карта анализа и наблюдения НОД продуктивных видов деятельности в разных возрастных группах

Определить и сформулировать задачи, решаемые на занятии.

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Формировать умение детей передавать особенности цветка (стебель, листья, лепесток). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.

Формировать умение лепить предметы конструктивным способом.

Аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Закреплять умение лепить предметы скульптурным и комбинированным способами.

Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой (прожилки листьев, узоры на вазе и т. д.)

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Определить длительность занятия в целом и каждой его части.

Длительность занятия 25 минут. 1 часть – подготовительная (5 минут),2 часть – основная (15 мин), 3 часть – заключительная (5 минут).

Оценить качество наглядности, ее расположение и целесообразность использования.

Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть.

Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть.

Перечислить приемы, используемые педагогом на занятии, оценить методическую грамотность их использования.

Художественное слово, рассматривание образца, показ и объяснение, игровые приемы, анализ работ детей.

Художественное слово, образец воспитателя, объяснение, показ, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, анализ работ детей.

Выделить и перечислить игровые приемы, используемые на занятии.

Определить уровень сформированности технических умений детей работать с материалом.

Уровень технических умений при работе с пластилином – средний. Не у всех детей получалось правильно прижимать детали друг к другу, в результате чего, композиция разваливалась.

Уровень сформированности – высокий. Дети хорошо умеют пользоваться данным материалом (пластилином), сглаживать, примазывать, пользоваться стекой и т.д.

Дать оценку взаимоотношениям между педагогом и детьми, между детьми.

Взаимоотношения педагога с детьми на протяжении всего занятия, положительные. Воспитатель старался уделить внимание каждому ребенку, (помогала, если нужно, подсказывала). Между детьми конфликтных ситуаций не возникало.

Дети, в течение занятия советовались с педагогом, проявляли инициативу в творчестве. Если какой – то ребенок делал интересный узор, воспитатель обращала внимание на это всех детей. Ребята помогали друг другу, если у кого – то не получалось или не успевал. Между детьми так же, конфликтных ситуаций не возникало.

Определить и назвать интегративные области.

Оценка занятия (от 1 до 5 баллов)

Ваши предложения по организации и проведению занятия.

Сюрпризный момент вначале занятия и поощрения по окончании занятия (в виде сладких призов, или мини подарков).

Сюрпризный момент или проблемная ситуация, (замотивировать детей в эмоциональном плане).

Выводы: во второй младшей группе анализ детских работ проводился воспитателем, направлен на общий результат, акцентировалось внимание на эстетичности выполненных работ.

Анализ организации ОД – рисование

Оценочно-аналитические суждения

Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей

Данное занятие полностью соответствует возрастным особенностям детей, времени года и изобразительным умениям.

Сочетание нового и знакомого детям

На этом занятии воспитатель использовала игровые приемы, добавила новые оттенки знакомых детям цветов, показала, как их смешивать, чтобы получить нужный.

Правильность и доступность объяснений воспитателя, умение показывать приемы работы

Педагог поэтапно показывала приемы работы, использовала обрисовывающий жест, сопровождая его словесным пояснением, (правильное расположение рисунка на листе бумаги, правильное положение кисти в руке, образец своего рисунка). Иллюстрации для примера, были доступны, понятны детям и расположены на уровне глаз детей.

Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место

Занятие длилось 20 минут, 1,2 и 3 части были распределены грамотно. Практической части было уделено большее внимание, но, к сожалению не все дети успели закончить вовремя, по причине индивидуальных особенностей.

Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы

Поскольку воспитатель ввела игровой прием в занятие, дети были заинтересованы и дисциплинированы. Темп работы был от умеренного, к медленному.

Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия

Занятие было интересным, грамотно разработанным. Сюрпризный момент, игровой прием, детям было интересно и познавательно. Не вижу необходимости вносить изменения в данное занятие.

Выводы: у детей для данной возрастной группы хорошо развиты изобразительные умения, но плохо развито чувство времени, поэтому не всем удалось закончить вовремя. Но в целом занятие очень интересное, познавательное, добавились новые элементы. Воспитатель на протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, подбадривала, поощряла.

Читайте также: