Анализ преподавания биологии и химии в школе разработки

Обновлено: 05.07.2024

Анализ работы учителя биологии, химии раскрывает приоритетные направления деятельности на учебный год, подробно описаны шаги по реализации направлений работы. Дан анализ внеклассной работе. Поставлены задачи на будущий год.

Оценить 3589 0

Анализ работы

учителя биологии, химии

освоения концептуальных подходов федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения;

существенного повышения качества подготовки учащихся по биологии, использования проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;

формирования биологической образовательной и здоровьесберегающей среды;

более эффективной реализации воспитательного потенциала предмета;

организация системы работы с одаренными детьми;

подготовка к ЕГЭ и ГИА, проведение экзаменов в традиционной форме

Приоритетными направлениями деятельности в этом учебном году были:

1. Повышение своего профессионализма.

2. Изучение и оценка результативности передового педагогического опыта его обобщение и распространение.

3. Целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Планомерно работаю над повышением своей квалификации. Подав заявление на аттестацию успешно аттестовалась

на 1 кв.категорию;

Повышение квалификации в период реформирования образовательной системы – насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации программы модернизации российского образования без системы работы по повышению своего профессионализма.

Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время

Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения

Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса

Управление имиджем, или Как создать свой стиль

Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения

Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь

Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении

Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка

Передо мной по- прежнему стояла проблема совершенствования методической системы обучения химии и биологии. Сейчас главный акцент делается на развитие ученика. Важно научить школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать, и умело использовать её; осуществлять исследовательскую деятельность. Школьники должны умело применять информационные технологии, компьютерные программы, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать недоработки. Именно информационные технологии призваны повысить качество образования и, прежде всего, за счет увеличения времени, которые школьник тратит на самообразование.

Успешно применяю элементы современных технологий обучения, такие как проектные методы обучения, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии и личностно- ориентированные.

Для дальнейшего совершенствования методики обучения биологии и химии в школе проводится следующая работа:

При подготовке к ЕГЭ прежде всего добиваюсь освоения учащимися основного содержания курса биологии и химии.

Организовываю повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из курса основной и средней (полной) школы

В процессе изучения курсов обращаю больше внимания на закрепление того материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ: химическая организация клетки, обмен веществ и превращении энергии, нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека, способы видообразования, эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, сравнение митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза и др.

При проведении различных форм контроля использую задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использую задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности.

В учебном процессе делаю акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом учит находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Одним из ключевых вопросов развития биологического образования является повсеместное и активное внедрение информацонно-коммуникационных технологий.

Накоплен интересный опыт организации различных форм работы с одаренными детьми. Отлажена тесная работа с факультетом довузовской подготовки Педуниверситета им. В.П. Астафьева.

Цель: педагогическая поддержка талантливой молодежи Красноярского края,
ориентированной на получение
психолого-педагогического и социально-гуманитарного образования.

Приняли участие Львова К., Никитина В.,Коряева А.-планирующие поступление в вузы по направлениям социально-гуманитарного
и психолого-педагогического образования.

В программе интенсивной школы: лекции, практикумы, предметные
погружения по русскому языку, литературе, истории,
обществознанию, биологии, химии, математике, английскому языку (включая
подготовку к ЕГЭ),
психолого-педагогические тренинги, творческие состязания, в целом
направленные на повышения качества знаний будущих студентов,
а также способствующие развитию допрофессиональных компетенций и
овладению способами эффективной коммуникации.

Все это свидетельствует о системной работе с талантливыми школьниками

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы методического объединения учителей биологии и химии

Методическая тема, над которой работали учителя методического объединения учителей естественного цикла:

Из методической темы вытекают основные цели и задачи работы МО

1. Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей. Реализация современных технологий обучения на уроке через вовлечение учителей в инновационные процессы обучения в свете требования ФГОС.

2. Продолжение педагогического поиска по достижению высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного, исследовательского образовательного процесса.

3. Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путём расширения школьной языковой среды и новых педагогических технологий.

Обеспечить качественные условия введения Федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования через:

- обеспечение эффективного внедрения в практику системно - деятельностного подхода как основополагающего ФГОС, обеспечивающих компетентностный подход;

- изучение ФГОС, подходы к формированию универсальных учебных действий и способы отслеживания уровня их сформированности и организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- подготовку и повышение квалификации педагогов по вопросам организации, содержания и технологий организации и содержания образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

- расширение спектра образовательных технологий, видов и форм деятельности обучающихся в урочное и во внеурочное время, направленных на достижение образовательных результатов, определенных в ФГОС общего образования;

совершенствование технологической компетентности педагогов в плане практического применения современных технологий в организации учебного процесса;

- внедрение в практику работы учителей, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, ИКТ, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы;

- создание инновационного структурного объединения для системной поддержки и сопровождения: одаренных и высокомотивированных обучающихся, а также испытывающих затруднения в обучении;

- осуществление индивидуального подхода к обучению разных категорий учащихся;

- формирование активной гражданской позиции обучающихся путём использования в обучении социокультурного компонента, знакомство школьников с историческими, культурными и экономическими реалиями России;

- использование современных форм и методов обучения при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ и ГВЭ;

- повышение требовательности к качеству и своевременности оформления документации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районное методическое объединение учителей химии и биологии осуществляло свою работу в условиях обновления содержания химического и биологического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки, исходя из основных задач, определенных приказами, рекомендациями, инструктивно-методическими письмами управления образования.

Анализ работы РМО учителей химии и биологии Татарского района

за 2014 -2015 учебный год.

Районное методическое объединение учителей химии и биологии осуществляло свою работу в условиях обновления содержания химического и биологического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки, исходя из основных задач, определенных приказами, рекомендациями, инструктивно-методическими письмами управления образования.

В этих условиях обновления возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью у них профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.

Цель работы РМО: повышение качества образования и педагогического взаимодействия на основе компетентностного подхода в условиях модернизации образования.

Работа РМО была направлена на решение следующих задач:

1. С целью повышения качества образования, создания условий для реализации единого образовательного пространства продолжить в 2014-2015 учебном году работу по внедрению ФГОС ООО в 5-7 классах пилотных школ района, углубленному обучению, профильному обучению на старшей ступени.

- УМК в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования РФ, направленных на выполнение Гос. образовательного стандарта в 2013-14 учебном году;

- непрерывное совершенствование качества и эффективности общего образования путем обновления структуры и содержания образовательного процесса, развития практи­ческой направленности образовательных программ, предъявления объективных требований к результатам их освоения;

- повышение качества образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования в Татарском районе, оптимизации сети общеоб­разовательных учреждений района.

3. Продолжить работу по:

- эффективному использованию возможностей качественного обновления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, иными современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования;
- созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующие развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способностей к творчеству и самоопределению;

- обеспечению деятельностного подхода в обучении, внедрению инновационного педагогического опыта по повышению качества подготовки обучающихся к ГИА.

- работу учителей ОУ района по созданию педагогических сообществ в сети ИНТЕРНЕТ;

- работу творческих групп при РМО учителей с целью обеспечения комплексного методического сопровождения реализации в ОУ района ФГОС ООО.

6. Внести изменения в районную базу данных сведениями об инновационном потенциале учителей, создав информационные и методические материалы.

Направления деятельности РМО учителей химии и биологии.

- Совершенствование качества образования; - Повышение квалификации педагогов с целью развития их профессиональной компетентности; - Проведение практикумов, мастер-классов; - Обобщение актуального педагогического опыта; - Самообразование; - Участие в конкурсах различного ранга с целью выявления талантливых, творчески работающих педагогов, активизации роста их профессионального мастерства; - Работа с одаренными детьми.

Анализ кадрового состава учителей химии, биологии.

Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации.

Преподавание биологии и химии в общеобразовательных учреждениях района осуществляли 34 педагога, все имеют высшее образование.

Кадровый состав учителей химии и биологии в 2014-15 учебном году


Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что наибольшее количество педагогов имеют стаж работы свыше 20 лет. Большой стаж педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне учителей химии, биологии.

Однако по-прежнему проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми высокопрофессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания образования.

В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему химического и биологического образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.

В 2015-16 учебном году все школы Татарского района переходят на ФГОС ООО. В связи с этим, учителями разработаны рабочие программы. Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего образования. На одном из заседаний РМО учителей химии и биологии принят единый УМК по биологии – Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Активно повышают свое самообразование: Котова Галина Николаевна, Сергеева Лариса Ивановна, Хрюкина Рахима Эркиновна , Левченко Наталья Семеновна , Саденова Зулайха Хабировна, Кондратова Надежда Сергеевна, Рыговская Елена Григорьевна, Пузан Лидия Александровна, Никитенко Ольга Дмитриевна, Арещенко Елена Адамовна.

Деятельность районного методического объединения учителей химии и биологии строилась на основе диагностики и имела практическую направленность. Основными формами проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы, мастер – классы, тренинги ЕГЭ для учителей.

Выявление проблем, наиболее актуальных вопросов деятельности педагогов ОУ, отслеживание динамики знаний учителей химии и биологии по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, позволило определить круг вопросов, на которые необходимо было обратить внимание.

Вследствие этого в работу районного методического объединения учителей химии, биологии были включены следующие вопросы:

Проведены практикумы:

1). Практикум по создание персональных мини-сайтов учителями химии и биологии на nsportal (Никитенко О.Д. руководитель РМО).

В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, что способствовало профессиональному росту педагогов.

Практическая часть представляла собой изучение нормативных документов и методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер-классов.

Степень участия педагогов в создании контрольно- измерительных материалов отслеживается в наибольшей активности таких учителей как Елисеева И.П. (МБОУ школа-интернат), Никитенко О. Д (МБОУ СОШ №5), Пирогова О.А., (МБОУ СОШ № 9), Хрюкина Р.Э (МБОУ Ускюльская СОШ), Сидорова Людмила Васильевна (МБОУ СОШ № 10).

Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.

Однако, наряду с этим, следует отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей химии, биологии в процесс овладения современными информационно-коммуникативными технологиями. Не все учителя имеют свои персональные сайты.

С целью организации работы на персональных сайтах было организовано практическое занятие по созданию мини-сайта на nsportal. Задача практикума - помочь учителям овладеть техникой создания сайта, размещения на нем информации, получения информации для себя, обобщить свой педагогический опыт работы, повысить профессиональную компетентность.

Самообразование учителей.

Работа по самообразованию – одно из важнейших направлений педагога по повышению своего профессионального мастерства. Целью самообразования педагога является расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Темы самообразования учителей, входящих в состав РМО учителей химии и биологии соответствуют обновлению содержания образования (например):

- Использование ИКТ на уроках биологии и географии и во внеурочное время (Кондратова Надежда Сергеевна)

- Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во вреурочное время (Арещенко Елена Адамовна);

- Повышение качества образования по химии и биологии через использование в процессе обучения новых образовательных технологий ( Машталлер Тамара Андреевна);

- Развивающее обучения на уроках биологии в 6-8 классах как способ повышения качества знаний учащихся (Кривенко Валентина Николаевна)

- Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии и биологии (Рыговская Елена Григорьевна)

- Использование элементов ТРИЗ и ТРИЗ педагогики для повышения эффективности урока (Левченко Наталья Семеновна)

- Система комплексных заданий и упражнений как способ реализации технологии деятельностного подхода при обучении биологии (Первушина Валентина Александровна)

– Система работы с одаренными детьми через использование современных технологий (Хрюкина Рахима Эркиновна).

- Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии как средство развития их индивидуальных способностей (Фомина Ирина Анатольевна)

Проводимый в рамках изучения состояния преподавания химии и биологии в общеобразовательных учреждениях выборочный анализ планов самообразования педагогов позволил сделать следующие выводы: большинство учителей системно занимаются самообразованием в межкурсовой период, хотя есть и такие педагоги, которые подходят к этому эпизодически или практически не занимаются самообразованием ( не могут указать на память проблему, над которой работают).

Таким образом, самообразование педагогов остаётся проблемой. В работу школьных методических объединений необходимо включать презентации или публичные защиты тем по самообразованию во время творческих отчётов или аттестации педагогов.

Решению обозначенной проблемы также будет способствовать включение вопросов овладения педагогами навыком самодиагностики, позволяющим самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, и организации работы по теме самообразования, с тем, чтобы педагоги имели возможность познакомиться с индивидуальными наработками своих коллег по теме самообразования.

Аттестация педагогов.

Реальным фактором, стимулирующим творческий потенциал и возможность повышения уровня оплаты труда педагогов, стала аттестация.

Высшую категорию имеют 12 (35%) учителей РМО, первую- 13 учителей (38%), соответствие занимаемой должности – 3 чел (9%), не имеют категории – 6 человек (18%).

В Татарском районе отмечен низкий процент учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Большинство учителей имеют первую квалификационную категорию, или сдают на соответствие. Нужно учитывать, что при аккредитации учреждения учитываются только высшая и первая квалификационные категории.

В настоящее время проблемой остается то, что не так много учителей подают заявления на повышение своей квалификации. Эта тенденция связана с некоторым усилением предъявляемых требований к аттестующимся учителям.

В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно – правовых документов по организации химического и биологического образования, новинок методической литературы (методическое письмо, государственный стандарт, новые учебно-методические комплексы по предмету).

Участие в конкурсах различного уровня.

С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся предметные олимпиады и другие конкурсы для учащихся.

Учителя химии и биологии районного методического объединения принимают активное участие в конкурсах различного уровня – Областных, Всероссийских и Международных. Многие педагоги используют эту возможность, принимая активное участие в конкурсах сами и привлекая учащихся, получают неплохие результаты:

* Кривенко Валентина Николаевна (МБОУ Первомихайловская СОШ): районный этап областного тура «УПБ образовательного учреждения (Грамота-2 место), 1-й Всероссийский конкурс методических разработок « Лучшая презентация к учебному занятию (сертификат)

*Арещенко Елена Адамовна (МБОУ Успенская СОШ):

районный конкурс «Юные исследователи окружающей среды (1 место),

*Хрюкина Рахима Эркиновна (МБОУ Ускюльская СОШ):

*Фомина Ирина Анатольевна (МБОУ Северотатарская СОШ): РОСТконкурс (участников – 6, призовые места: РФ – 3, регион- 4); ФГОСТЕСТ ( участников 12, призовые места: РФ-1, регион-6).

Результативность деятельности педагогов учитывается при его аттестации. В следующем учебном году планируется обратить особое внимание на результативность участия педагогов к конкурсах различного уровня, обобщить опыт учителей биологии и химии, которые имеют хорошие результаты в данной области.

Не секрет, что учителя биологии отвечают за организацию благоустройства школьных территорий, пришкольные участки сельских школ.

Следует отметить, что в последнее время школьные территории значительно преобразились: стал более разнообразным видовой состав цветковых растений, появились новые эксклюзивные элементы в благоустройстве.

Значимым условием успешного развития одарённых детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.

Качество знаний учащихся как результат работы педагогов является источником для инновационных процессов. Таковым является профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение биологии и химии ведется в нескольких школах района: МБОУ СОШ № 5 профильное обучение осуществляется в рамках агротехнологического профиля (Никитенко О.Д.), Хрюкина Р.Э. (МБОУ Ускюльская СОШ), Фомина Ирина Анатольевна (МБОУ Северотатарская СОШ), Рыговская Е.Г. (МБОУ Николаевская СОШ), Короткова Нина Михайловна (МБОУ Казачемысская СОШ). В рамках профильного обучения биологии в условиях агротехнологического профиля Никитенко О.Д., учитель биологии МБОУ СОШ № 5 дала открытый урок биологии в профильном 10 классе с использованием современных образовательных технологий.

Повышение и распространение передового педагогического опыта.

Учителя РМО активно повышают свое педагогическое мастерство через участие в различных конкурсах, публикациях создают персональные сайты.

Ф.И. О. участника

Название конкурса, публикация, выступление


В соответствии с годовым планом работы школы на 2017 – 2018 учебный год и перспективным планом контроля за состоянием преподавания учебных дисциплин в школе администрацией школы был изучен вопрос о состоянии преподавания биологии в 5 – 9 классах .

Цель: изучить состояние преподавания биологии в школе.

Вид контроля: предметный

Методы контроля: посещение уроков с последующим анализом, анализ результативности обучения по предмету, проверка рабочих тетрадей, журналов, анализ взаимопосещенных уроков.

Изучалось календарно-тематическое планирование, поурочные планы, ведение ученических тетрадей, классных журналов, документация, результаты проверочных работ, проверялась учебно-материальная база, внеклассная работа по предмету. Проведено собеседование с учителем, преподающим предмет.

Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета

(законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня)

1.6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

1.13. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики

2.Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета биология

Учебник / учебное пособие

Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Обеспеченность учащихся учебниками по биологии составляет 100%.

3.Материально-техническая база.

Необходимо отметить целенаправленную работу учителя по оборудованию кабинета биологии, его эстетическому оформлению, пополнению учебными пособиями, систематизации раздаточного материала.

В кабинете биологии имеются наглядные пособия, раздаточный материал, оборудование :

Мозг позвоночных Модель 5

Глаз млекопитающего Влажный препарат 15

Внутреннее строение рака Влажный препарат 2

Гортань и щитовидная железа Влажный препарат 1

Внутреннее строение птицы Влажный препарат 15

Внутреннее строение беззубки Влажный препарат 2

Орган дыхания млекопитающего Влажный препарат 1

Паук -крестовик Влажный препарат 1

Тритон обыкновенный Влажный препарат 9

Морская нереида Влажный препарат 2

Срез головного мозга Модель 8

Сердце Модель 1

Яйцо курицы Модель 1

Цветок Модель 3

Вредители сельскохозяйственных культур Коллекция 8

Скелет человека скелет 1

Череп человека череп 1

Скелет кошки скелет 1

Скелет крысы скелет 1

Скелет птицы скелет 1

Скелет крота скелет 3

Скелет лягушки скелет 5

Семена и плоды коллекция 2

Формы сохранности ископаемых растений и животных коллекция 3

Понятие аналогии и гомологии на примере Членистоногих коллекция 1

Органы защиты растений от животных коллекция 1

Плоды сельскохозяйственных растений коллекция 1

Вредители леса коллекция 1

Вредители сельскохозяйственных культур коллекция 1

Голосеменные растения коллекция 3

Портреты ученых комплект 1

Микропрепараты 7кл. 25

Лист камелии Микропрепарат 2

Ветка липы Микропрепарат 2

Стебель березы. Пыльник Микропрепарат 1

Кожица лука Микропрепарат 2

Зерновка ржи Микропрепарат 2

Завязь и семяпочка. Пыльник Микропрепарат 1

Эпидермис листа герани Микропрепарат 2

Митоз в корешке лука Микропрепарат 1

Корневой чехлик Микропрепарат 2

Конечности пчелы Микропрепарат 1

Гидра- поперечный срез Микропрепарат 1

Циклоп Микропрепарат 1

Вольвокс Микропрепарат 1

Эвглена зеленая Микропрепарат 1

Амеба. Гидра. Ресничные черви

Кровь лягушки Микропрепарат 1

Инфузория - туфелька Микропрепарат 1

Ротовой аппарат комара Микропрепарат 1

Яйца широкого лентеца Микропрепарат 1

Ланцетник, дафния Микропрепарат 1

Развитие пресмыкающегося (уж) Микропрепарат 1

Гладкие мышцы Микропрепарат 1

Нервные клетки Микропрепарат 1

Рыхлая соединительная ткань

Кровеносная система человека Гафрированная таблица 1

Нервная система человека Гафрированная таблица 1

Пищеварительная система Гафрированная таблица 1

Можно сделать вывод, что изучение предмета проходит на базе кабинета биологии и химии , который ориентировочно на 50% обеспечен натуральными объектами, на 40% – приборами и приспособлениями, на 60% – таблицами, что в целом дает возможность на достаточном уровне выполнять учебную программу. Современных технических средств обучения в кабинете – нет. Учитель использует в работе личный персональный компьютер, имеется монитор. Очевидно, именно этот факт стал отправной точкой в оформлении кабинета. Материал, размещенный на стендах, знакомит учащихся с многообразием животных и растений, имеются наглядные материалы по химии. Необходимо отметить высокий уровень эстетики и информативности стендов, а также общей культуры оформления кабинета.

3.Педагогические кадры.

Биологию в школе преподает учитель Деденко Ольга Адамовна (соответствует занимаемой должности) , выпускница Минского государственного педагогического института им. Горького в 1988 году (специальность биология и химия), образование – высшее, педагогический стаж которой на момент проверки составлял 28 лет, в данной школе – 18 лет.

Учитель входит в состав школьного методического объединения учителей основной школы (руководитель – Синодалова Л.Н.).

Свой профессиональный уровень повышает путем самообразования, курсовой подготовки, участия в работе школьного и районного методических объединений. Проводит открытые уроки для учителей школы , выступает на педагогических советах, семинарах.

2014- 2015 учебный год - член организационного комитета районной олимпиады по биологии и экологии.

4. Аттестация и курсы повышения квалификации

проводятся в соответствии с перспективными планами.

Аттестация – 2014-2015 учебный год, соответствует занимаемой должности .

Курсы повышения квалификации Курсы повышения квалификации учителей биологии и химии Пр. №148 от 27 апреля 2012г. (144ч) Свидетельство № 1812.

Курсы по биологии ( со 2 июня 2014г. по 03июля 2014г.) (28ч.) Регистр. Номер 10/21/103/19

учитель биологии 28ч Федеральный институт развития образования очная 02.06.2014 - 03.07.2014

5. Преподавание предмета.

качество знаний обучающихся по биологии :

2013  2014 уч. г.

2014  2015 уч. г.

2015  2016 уч. г.

Информация об уровне сформированности УУДУ 5-9 классов по биологии

за 2016/2017 учебный год

уровень сформированности УУДУ 5-9 классов по биологии

за 2 четверть 2017/2018 учебный год

уровень сформированности УУДУ 5-9 классов по биологии за последние 2 года

Представленные данные свидетельствуют о снижении качества уровня сформированности УУДУ по сравнению с предыдущими годами.

Результаты итоговой аттестации

2016-2017 учебный год

проверка результатов государственной итоговой аттестации 2016-2017 по биологии (01.06. 2017)

Результаты проведения мониторинга

по биологии в 9 классе в 2016/2017 учебном году(октябрь 2016)

Результаты годового оценивания

Результаты мониторинга по уровням УУД

Типичные ошибки:

термины: аккомодация, гомеостаз, особенности строения и функции отделов головного мозга, особенности безусловных рефлексов, движение крови по большому кругу кровообращения

мониторинга по биологии в 9-х классе

в 2016/2017 учебном году

Выполнили задание правильно (кол-во человек)

Частично справились с заданием ( кол-во человек)

Полностью не справились с заданиями (кол-во человек)

результаты проведения мониторинга по биологии в 7 - классе

в 2016/2017 учебном году

Дата проведения 28апреля 2017г.

К-во учащихся 7классе

Оценка за III четверть участников мониторинга

мониторинга по биологии в 7 классе

в 2016/2017 учебном году

Выполнили задание правильно (кол - во человек)

Частично справились с заданием ( кол - во человек)

Полностью не справились с заданиями (кол - во человек)

Итоги Всероссийских проверочных работ по биологии 5 класс (27 апреля 2017 года) :


выполнение заданий в % от числа участников

Статистика по отметкам

Распределение групп баллов в %

% успеваемости

Качество знаний

На достаточном уровне у учащихся сформированы умения:

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии

Допущены типичные ошибки:

- работа с текстом: вставить пропущенные слова из списка ;

- работа с изображением; рисунком.

6. Состояние техники безопасности.

В соответствии с Положением об организации охраны труда заведующая кабинетом Деденко О.А. является ответственной за ведение работы по безопасности жизнедеятельности учащихся. Учитель ведет целенаправленную работу по соблюдению участниками учебно-воспитательного процесса правил БЖ во время проведения занятий. Журнал регистрации инструктажей по БЖ ведется регулярно, материалы и инструменты, опасные для здоровья школьников, сохраняются в соответствии с требованиями. В кабинете биологии и химии , имеется специальная папка по охране труда и безопасности жизнедеятельности, где собраны инструкции на виды работ и деятельности, как учителя, так и учащихся.

7. Анализ посещенных уроков

Изучение объектов живой природы, процессов жизнедеятельности проводится с использованием натуральных объектов, имеющихся технических средств, таблиц, иллюстраций учебников, материалов стендов, дополнительных пособий, энциклопедий и т.д. С учетом учебно-материальной базы и уровня подготовки учащихся учитель Деденко О.А. умело сочетает демонстрацию натуральных объектов и их моделей, муляжей, влажных препаратов, таблиц с самостоятельной работой школьников с ними.

Работа в основном строится таким образом, что основной учебный материал ученики усваивают на уроке. Умело используются знания учащихся по другим предметам для разъяснения сути биологических явлений.

Учитель умело использует возможности учебного материала для ознакомления учеников с вопросами охраны природы, основами сельскохозяйственного производства, ролью современных технологий в повышении продуктивности этих производств. Знания учащихся по другим предметам помогают в объяснении сути биологических явлений.

Эффективность усвоения учебного материала обеспечивается проведением на уроках биологических экспериментов, исследований, использованием демонстраций при объяснении темы. Некоторые практические работы ученики выполняют дома. В целом практическая часть программы выполняется качественно. При этом ставятся самые различные цели: мотивационные, контролирующие, развивающие и т.д.

Посещенные уроки показали, что учитель на достаточном уровне владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся. Добросовестно относится к проведению уроков, содержание уроков соответствуют календарно- тематическому планированию, действующим программам по биологии.

Её уроки имеют эмоциональную и информационную насыщенность, развивают у учащихся познавательные потребности, формируют практические умения и навыки. Эффективно используются нестандартные и интерактивные формы обучения. Учитель уделяет внимание формированию системы биологических знаний, развитию умений анализировать
биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать характеризовать их, приводя необходимые аргументы. В кабинете оформлены стенды с дополнительным материалом по предмету. Эффективно используется наглядность.

Деденко О.А. доброжелательно относится к учащимся, поддерживает в случаях затруднения, задает наводящие вопросы, помогает вспомнить правило или определение.

Учителем используются разные формы работы: беседа, работа с ма­териалом учебника, взаимный опрос обучающиеся по теме, построение ло­гических цепочек. На уроках царит атмосфера сотрудничества.

Большое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологий, сохранению репродуктивного здоровья, воспитанию ответственного и бережного отношения к окружающей среде, к собственному здоровью, половому воспитанию учащихся.

8. Качество ведения тетрадей

Тетради имеются у всех учащихся, ведутся в основном аккуратно, все работы проверены, расхождений с выставленными оценками в классных журналах не обнаружено.

9. Внеклассная работа по предмету

школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году

Читайте также: