Анализ полученных результатов исследования по агрессивному поведению в доу

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность
Как показывает опыт психолого – педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее время представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуются взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.
На наш взгляд, актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.
Объект исследования – проявление агрессивного поведения детьми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на снижение агрессивного поведения дошкольников в условиях МДОУ.
Гипотезой нашего исследования, является предположение о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения.
Целью данной работы является описание феномена агрессивного поведения дошкольников, составление диагностической и коррекционной программы для оказания психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением.
В задачи входит:
1. Изучение феномена детской агрессивности по источникам психологической литературы.
2. Составление программы диагностики с целью выявления детей с агрессивным поведением и определения типа агрессивности.
3. Подбор коррекционных методик для проведения с детьми. Составление коррекционной программы.
4. Составление рекомендаций для педагогов.
5. Составление рекомендаций для родителей.

В контексте наших исследований рассмотрим теорию фрустрации – агрессии. Доллардом и его коллегами были сформированы два положения теории фрустрации-агрессии:
Фрустрация всегда приводит к агрессии, в какой либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
2. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
3. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
4. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.

Было продиагностированно 78 детей, получены следующие результаты:
Защитная агрессия: Низкий уровень у 54 детей (69,23%),средний уровень у 22 детей (28,20%), и высокий уровень у 2 ребят (9%).
Деструктивная агрессия: Низкий уровень у 48 детей (61,53%), средний уровень у 21 ребёнка (26,92%), и высокий уровень показали 9 ребят 11,53%).
Демонстративная агрессия: Низкий уровень 19 детей (24%), средний 49 детей (62%), и 10 детей (12,82%) показали высокий уровень демонстративной агрессии.
Проведя анализ карт наблюдений и результатов исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам можно сделать вывод: необходимо разработать коррекционную программу по снижению типов агрессии. Коррекционная программа будет разделена на блоки для детей с высоким уровнем защитной, деструктивной, демонстративной агрессии.

Упражнения, предлагаемые детям по коррекции защитной агрессивности
На первом этапе коррекции (направленные на проявление чувства гнева, разрушения стереотипного восприятия агрессивных персонажей, развитие способностей анализировать причины и следствия агрессивного поведения).

На втором этапе коррекции (направленные на формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях).

На коррекционных занятиях дети с большим удовольствием совершают разнообразные агрессивные действия, им нравится проигрывать семейную тематику, направляя свой гнев на близких людей.

Коррекция демонстративной агрессивности
Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения, поэтому на первом этапе работы с ними необходимо содействовать повышению самоуважения ребенка. Это станет содержанием первого этапа работы.
На втором этапе им предоставляют возможность проявлять истинные чувства: гнев по отношению к родителям, страх потери любви и т.д.
Как уже говорилось, такие дети видят мир только с позиции своих интересов. На третьем этапе следует формировать у них эмоциональную децентрацию - умение вставать на позицию другого человека.
И, наконец, на четвертом этапе им помогают осознать и укрепить в себе чувство взрослости, которое исключает инфантильное демонстративное реагирование.
На коррекционных занятиях эти дети с удовольствием проявляют инфантильное поведение (иногда картавят, как маленькие), играют только в интересные для них игры, избегают заданий, требующих размышлений.
Упражнения предлагаемые детям по коррекции демонстративной агрессивности

2.3. Анализ результатов исследования типа агрессивности после коррекции.
Проведя коррекционную программу направленную на снижение уровня агрессии всех типов, на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других при повторной диагностике типа агрессивности были получены следующие результаты которые представлены в табл. 2.3.2
Табл.2.3.2
Вторичные результаты исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам.
Результаты повторного исследования показали, что показатели по всем типам агрессивного поведения заметно снизились. Значит можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.

2.4. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для педагогов.
Р.В. Овчарова предлагает использовать в целях профилактике агрессивного поведения детей:
1. Занятия с психогимнастики;
2. Этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;
3. Этюды и игры на релаксацию;
4. Игры и упражнения на развитие осознания детьми негативных черт характера;
5. Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

Во время работы с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, большую эффективность имеют использование элементов изотерапии.
Детям нравиться играться с водой, с глиной. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми выставки, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари).
Е. Лютова, Г. Монина предлагают использовать в работе с такими детьми подвижные игры, которые содействуют нейтрализации агрессии, снятию накопленного напряжения, обучению эффективным способам общения.

2.5. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для родителей.
В зависимости от выявленных причин работу с родителями, необходима сосредоточить на: изменении негативной установки по отношению к ребенку на позитивную, а также стиля взаимодействия с ребенком; расширению поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.
Правила общения с агрессивным ребенком:
1. Быть внимательным к потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Научить приемлемым способам выражения гнева.
6. Предоставить ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Научить распознавать свое эмоциональное состояние и состояние людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Увеличивать поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учите брать ответственность на себя.

Выводы
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.
4. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
5. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
6. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
7. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.
8. Наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.


Исследование агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Агрессивное поведение является одной из наиболее распространенных проблем в детских коллективов. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессии уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Особое значение и негативные следствия агрессивное поведение приобретает в старшем дошкольном возрасте, который непосредственно предшествует школьному обучению и предполагает освоение ребенком просоциальных форм поведения. Так, в практике дошкольных учреждений и семейного воспитания вопросы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников не теряет своей актуальности.

Практическая актуальность исследования заключается в получении данных о специфике агрессивного поведения старших дошкольников, что станет основой для дальнейшей разработки вопроса и составления коррекционной программы, посредством сказкотерапии.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос. В зарубежной психологии данной тематикой занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной науке проблему агрессивного поведения в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. Широко изучаются вопросы социализации агрессивных форм поведения (А.А. Реан и др.), исследуется их связь с социальной компетенцией (Н.А. Дубинко) и психическими аномалиями (А.Е. Личко, Ю.Б. Можгинский). М.П. Якобсон, Н.М. Платонова, Г.Э. Бреслав, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова.

А.А. Реан, И.А. Фурманов, Е.А. Рогов и др. отмечают, что агрессивное поведение детей реально и необходимо проводить работу по его коррекции уже в дошкольный период, для того, чтобы избежать возникновения проблем в младшем школьном и подростковом возрасте.

Анализ научной литературы показывает существование некоторого противоречия, заключающегося в том, что, с одной стороны, вопросы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в научной литературе являются достаточно проработанными, а с другой стороны, на сегодняшний день отмечается дефицит эмпирических исследований результативности доступных на практике средств коррекции, непосредственно связанных с творческой и игровой деятельностью и способствующих снижению проявлений различных форм агрессивного поведения, закреплению навыков конструктивного взаимодействия. Из данного противоречия следует проблема, которая заключается в поиске путей оказания помощи детям старшего дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения и оценки их результативности на практике. Необходимость решения названной проблемы определила выбор темы исследования.

Эмпирическая база исследования: 21 ребёнок старшего дошкольного возраста (5 лет), 7 мальчиков и 14 девочек.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что в исследуемой группе детей будет отмечаться высокий уровень агрессивного поведения с ярко выраженной вербальной формой его проявления.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика стандартизированного наблюдения агрессивного поведения старших дошкольников в группе сверстников Э. Ш. Бубновой;

По мнению Э.Ш. Бубновой, агрессивное поведения – специфическая форма реально проявляемого и наблюдаемого действия человека. Автор считает, что изучение агрессивного поведения возможно лишь в процессе наблюдения, т.к. другие методы могут искажать полученную информацию. Так, например, применение различных опросных листов для родителей (как правило, включающих достаточно прямые формулировки вопросов по изучаемому феномену) Э.Ш. Бубновой не представляется целесообразным, т.к. эффект социальной желательности здесь может отразиться на достоверности результатов. Стандартизированное наблюдение, при этом, дает возможность фиксировать реальные проявления агрессивного поведения по предлагаемому перечню признаков различных его форм.

Метод наблюдения– один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств в работе с дошкольниками. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для получения предварительных сведений.

В рамках данного метода для получения сведений о формах проявления агрессивного поведения нами была использована методика стандартизированного наблюдения агрессивного поведения старших дошкольников в группе сверстников (Э.Ш. Бубнова).

Методика позволяет определить формы проявления агрессивного поведения:

косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику;

прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижениядругого;

косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физическиедействия;

прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли иунижения.

Анализируя результаты исследования агрессивного поведения старших дошкольников, нами были получены следующие данные:

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Анализируя результаты исследования агрессивного поведения старших дошкольников, нами были получены следующие данные.

Рассмотрим результаты исследования:

у 80% старших дошкольников отмечается средний и высокий уровень проявления агрессивного поведения, что отражается в большом количестве агрессивных реакций в адрессверстников;

у 60% старших дошкольников преобладающими являются вербальные формы агрессии, чаще – косвенная вербальная агрессия (32,5%), чаще всего проявляемая в жалобах на сверстников, агрессивных фантазиях в ихадрес;

у 40% старших дошкольников преобладающими являются прямые и косвенные формы физической агрессии. Прямая физическая агрессия (20%) чаще всего проявляется в попытках ударить сверстника, кинуть в него игрушкой и т.п. Косвенная физическая агрессия (20%) проявляется как причинение вреда предметам или продуктам деятельности сверстника (поломка игрушек, разрывание чужих рисунков ипр.).

Также можно отметить, что агрессивные проявления были зафиксированы в том или ином количестве у всех испытуемых. Однако при низком уровне проявления агрессивного поведения такое количество было минимальным, а агрессивные реакции (чаще всего) однократными за период наблюдения и имеющими реальные основания (например, провоцируемые сверстниками с более высоким уровнем агрессивногоповедения).

Так, мы приходим к выводу, что для 80% старших дошкольников необходимым является проведение специальной работы по коррекции агрессивного поведения.

Список литературы:

Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 336с.

Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Ш. Бубнова. – М.: МГПУ, 2006. – 24с.

Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2002. – 112 с.

Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Генезис, 1982. – 336с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университет, 2003. – 237с.

Актуальность
Как показывает опыт психолого – педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее время представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуются взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.
На наш взгляд, актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.
Объект исследования – проявление агрессивного поведения детьми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на снижение агрессивного поведения дошкольников в условиях МДОУ.
Гипотезой нашего исследования, является предположение о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения.
Целью данной работы является описание феномена агрессивного поведения дошкольников, составление диагностической и коррекционной программы для оказания психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением.
В задачи входит:
1. Изучение феномена детской агрессивности по источникам психологической литературы.
2. Составление программы диагностики с целью выявления детей с агрессивным поведением и определения типа агрессивности.
3. Подбор коррекционных методик для проведения с детьми. Составление коррекционной программы.
4. Составление рекомендаций для педагогов.
5. Составление рекомендаций для родителей.

В контексте наших исследований рассмотрим теорию фрустрации – агрессии. Доллардом и его коллегами были сформированы два положения теории фрустрации-агрессии:
Фрустрация всегда приводит к агрессии, в какой либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
2. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
3. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
4. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.

Было продиагностированно 78 детей, получены следующие результаты:
Защитная агрессия: Низкий уровень у 54 детей (69,23%),средний уровень у 22 детей (28,20%), и высокий уровень у 2 ребят (9%).
Деструктивная агрессия: Низкий уровень у 48 детей (61,53%), средний уровень у 21 ребёнка (26,92%), и высокий уровень показали 9 ребят 11,53%).
Демонстративная агрессия: Низкий уровень 19 детей (24%), средний 49 детей (62%), и 10 детей (12,82%) показали высокий уровень демонстративной агрессии.
Проведя анализ карт наблюдений и результатов исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам можно сделать вывод: необходимо разработать коррекционную программу по снижению типов агрессии. Коррекционная программа будет разделена на блоки для детей с высоким уровнем защитной, деструктивной, демонстративной агрессии.

Упражнения, предлагаемые детям по коррекции защитной агрессивности
На первом этапе коррекции (направленные на проявление чувства гнева, разрушения стереотипного восприятия агрессивных персонажей, развитие способностей анализировать причины и следствия агрессивного поведения).

На втором этапе коррекции (направленные на формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях).

На коррекционных занятиях дети с большим удовольствием совершают разнообразные агрессивные действия, им нравится проигрывать семейную тематику, направляя свой гнев на близких людей.

Коррекция демонстративной агрессивности
Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения, поэтому на первом этапе работы с ними необходимо содействовать повышению самоуважения ребенка. Это станет содержанием первого этапа работы.
На втором этапе им предоставляют возможность проявлять истинные чувства: гнев по отношению к родителям, страх потери любви и т.д.
Как уже говорилось, такие дети видят мир только с позиции своих интересов. На третьем этапе следует формировать у них эмоциональную децентрацию - умение вставать на позицию другого человека.
И, наконец, на четвертом этапе им помогают осознать и укрепить в себе чувство взрослости, которое исключает инфантильное демонстративное реагирование.
На коррекционных занятиях эти дети с удовольствием проявляют инфантильное поведение (иногда картавят, как маленькие), играют только в интересные для них игры, избегают заданий, требующих размышлений.
Упражнения предлагаемые детям по коррекции демонстративной агрессивности

2.3. Анализ результатов исследования типа агрессивности после коррекции.
Проведя коррекционную программу направленную на снижение уровня агрессии всех типов, на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других при повторной диагностике типа агрессивности были получены следующие результаты которые представлены в табл. 2.3.2
Табл.2.3.2
Вторичные результаты исследования типа агрессивности по проективным и вербальным методикам.
Результаты повторного исследования показали, что показатели по всем типам агрессивного поведения заметно снизились. Значит можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.

2.4. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для педагогов.
Р.В. Овчарова предлагает использовать в целях профилактике агрессивного поведения детей:
1. Занятия с психогимнастики;
2. Этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;
3. Этюды и игры на релаксацию;
4. Игры и упражнения на развитие осознания детьми негативных черт характера;
5. Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

Во время работы с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, большую эффективность имеют использование элементов изотерапии.
Детям нравиться играться с водой, с глиной. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми выставки, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари).
Е. Лютова, Г. Монина предлагают использовать в работе с такими детьми подвижные игры, которые содействуют нейтрализации агрессии, снятию накопленного напряжения, обучению эффективным способам общения.

2.5. Рекомендации по работе с агрессивными детьми для родителей.
В зависимости от выявленных причин работу с родителями, необходима сосредоточить на: изменении негативной установки по отношению к ребенку на позитивную, а также стиля взаимодействия с ребенком; расширению поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.
Правила общения с агрессивным ребенком:
1. Быть внимательным к потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Научить приемлемым способам выражения гнева.
6. Предоставить ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Научить распознавать свое эмоциональное состояние и состояние людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Увеличивать поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учите брать ответственность на себя.

Выводы
1. В теории инстинктов, рассматривается агрессивное поведение, как врожденное.
2. Теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом, согласно которой, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.
3. Теоретическое направление, сформированное А.Бандурой, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.
4. Агрессивные проявления детей обнаруживаются на этапе первичной социализации – в семье, если реакция родителей на неправильное (нежелательное) поведение ребёнка предопределяет такое поведение.
5. Развитие или предупреждение агрессивного поведения зависит от стиля родительского общения.
6. Дети обучаются агрессивному поведению при взаимодействии со сверстниками, именно там они узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
7. Современные средства массовой информации способствуют агрессивному поведению личности.
8. Наша гипотеза о том, что под воздействием коррекционной программы направленной на повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии и игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других, снизится уровень разных типов агрессивного поведения, подтвердилась.


В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей.

Педагогика ненасилия проповедует обратить внимание на проблему детской агрессии как можно в более раннем возрасте, еще с детского сада. Главное в преодолении агрессии самому педагогу встать в позиции ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия.

Так же стоит заметить, что агрессивное поведение в детском возрасте совершенно неизбежно. Агрессия является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. С возрастом человек трансформирует свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Важно отметить, что взрослым нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство (Бютнер К., 1991).

Психологи придают значение различным факторам формирования и развития агрессивности в детском возрасте:

1) биологические, генетические и биохимические факторы;

3) социокультурный фактор;

4) особенности межличностных отношений ребенка в семье;

5) положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада;

6) внутриличностные факторы;

7) стиль воспитательных воздействий взрослых;

8) СМИ, телевидение, компьютерные игры и агрессия.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения у детей дошкольного возраста (Ермолаева М.В., 2007):

1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируется базовое чувство доверия к миру и людям и безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. В первую очередь на то влияет душевное состояние матери во время беременности и после родов. Ребенок воспринимает себя и мать как одно целое и наполняется теми же чувствами, которые испытывает его мать. Также на отношение к миру влияет проявление родителями к ребенку безусловной любви либо отсутствие таковой. Не стоит забыть также о ссорах между взрослыми травмирующими психику детей. Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей. В определенных ситуациях родители вынуждены запрещать ребенку вести себя определенным образом. Здесь родителям нужно научиться грамотно устанавливать запреты, и в случае необходимости применять наказания. А так же важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. Ребенок устанавливает личные границы, обретает независимость и самостоятельность. Родители должны предоставлять ребенку разумную свободу и независимость, но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен знать, что в случае необходимости родители всегда окажут нужную поддержку и помощь.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессивности у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства — возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Задачей проведенного нами констатирующего эксперимента является изучение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе психолого-педагогического изучения агрессивности нами учитывались следующие данные: наличие агрессивности, уровень агрессивности.

При подведении итогов констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: количество детей с высоким уровнем агрессивности составило10,4 %; со средним — 39,6 %; с низким — 50 %. По результатам исследования, очевидно, что все испытуемые продемонстрировали наличие агрессивности, при этом у 50 % испытуемых она имеет среднюю и сильную степень выраженности.

В содержании формирующего эксперимента мы использовали следующие направления в коррекционной работе по снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста: оказание родителям и воспитателям консультативной и научно-методической помощи с использованием индивидуальных и коллективных форм работы; организация работы с детьми по использованию инновационных коррекционных технологий по снижению агрессивного поведения — беседа с элементами ролевых игр (дать детям основные понятия о хорошем и плохом, научить детей доступным бесконфликтным способам взаимодействия с окружающим миром); подвижные игры (научить снять накопившееся напряжение, обучение эффективным способам общение, умению играть по правилам); изотерапия (создание положительных эмоций и развитие позитивного самовосприятия); рефлексия (развитие умения выражать свои мысли и чувства словами);

В качестве показателей результативности проведенной работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста были использованы те же диагностические средства, что и в констатирующем эксперименте.

Каличественно-качественный анализ результатов контрольного эксперимента, привел к заключению, что комплекс занятий и мероприятий направленный на снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста являются продуктивными. Полученные результаты интерпретируются следующим образом: число детей, имеющих высокий уровень агрессивности уменьшилось с 10,4 до 2 %; количество детей со средним уровнем агрессивности сократилось с 39,6 до 23 %; с низким уровнем агрессивности количество детей возросло с 50 до 73 %.По итогам проведения формирующего и контрольного эксперимента мы получили следующие данные (рис. 1):


Рис. 1 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Сравнение экспертных оценок до и после проведения эксперимента свидетельствует о положительной динамике. Однако, в силу того, что работа по коррекции агрессивного поведения проводилась в непродолжительные сроки, по интерпретации методик уровень агрессивности остался на высоком уровне.

Таким образом, в ходе нашего исследования установлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность работы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста; оказание родителя и воспитателям консультативной и научно-методической помощи в с использованием индивидуальных и групповых форм работы.

В заключение можно сказать, что большую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения — в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции является одной из актуальных задач современной психологической науки.

Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве (Данилова Е. Е. М., 1987). Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе — важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности — для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию — позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми- М.: Педагогика,1991

3. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. — М., 1998.

5. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

6. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.: Издательство: Академия, 2003 г.

7. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, детский сад, уровень агрессивности, контрольный эксперимент, высокий уровень агрессивности, детский возраст, дошкольное детство, проективная методика.

Похожие статьи

ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное.

Изучение агрессивного поведения детей старшего. ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, уровень агрессивности, детский сад, контрольный эксперимент, дошкольное детство, проективная методика, детский возраст, высокий.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения.

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников.

ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, уровень агрессивности, детский сад, контрольный эксперимент, дошкольное детство, проективная методика, детский возраст.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства.

Проблема агрессивности в младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом трех лет.

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по.

Положительная динамика уровня агрессивности детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной программы, соответственно.

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей.

Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.

Читайте также: