Анализ по здоровому образу жизни в школе

Обновлено: 07.07.2024

Глава 3 Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника…………………………………………………………. 6

3.1 Формирование основ здорового образа жизни …………………………. 6

3.2 Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП………………………. 10

3.3 Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения 12

3.4 Практические рекомендации по составлению режима дня школьника.. 13

Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.

Целью настоящего исследования явилось исследование проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;

определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья;

проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

исследовать «ближайшую среду обитания школьника;

провести гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей;

способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья
Проблема: Не соблюдение здорового образа жизни, влияющего на нарушение здоровья учащихся.

Объект исследования: учащиеся 5 – 11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.

Предмет исследования : образ жизни учащихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.

Гипотеза: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким.

Методы исследования

1. Анализ научно-популярной, методической литературы, информации из СМИ и сети Internet.

2. Социологический опрос(анкетирование) и статический анализ полученной информации.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.

Этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования, исследование, сбор материала, его анализ, обобщение, выводы.

Теоретическая часть.

Глава 1. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников

1.2. Хочу быть здоровым!

1.3. По данным Минздрава…

1.4. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?

Глава 2. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

2.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьника

2.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?

Практическая часть

Глава 3. Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника

3.1 Формирование основ здорового образа жизни

Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.

На вопрос №1 о занятиях в свободное время большинство ребят ответили, что им нравится смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать музыку. Лишь 13% отметили занятия спортом. Результаты представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

На вопрос о возможных действиях по сохранению здоровья ребята отвечали по-разному (диаграмма3).

Диаграмма 3

На вопросы об употреблении ПАВ (психоактивных веществ): алкоголя, курения и наркотиков ребята отвечали следующим образом (диаграмма 4): 86% -ни разу, 10% - один раз, 4% - изредка, 0% - часто, постоянно.

Диаграмма 4

Причины употребления ПАВ не называют, потому что не употребляют, только 6 % опрошенных сказали, что пробовали курить сигареты (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Мы проанализировали с помощью классных журналов количество ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Оказалось, что самыми активными спортсменами являются ребята 5,8, 10 классов. Они посещают и школьные секции, и занимаются спортом вне школы (Диаграмма 6).

Диаграмма 6

Диаграмма 7

На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 61% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 26% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики, остальные 13% не знают (Диаграмма 8).

Диаграмма 8

Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество ребят (43%) готовы заниматься спортом, 38% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 19% готовы для сохранения здоровья закаляться. (Диаграмма 9).

Диаграмма 9

Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.
В связи с тем, что возрос интерес педагогической общественности к сохранению здоровья, основная масса учителей очень хороша знакома с особенностями нового педагогического подхода. Значительная часть педагогов считает, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься все без исключения: и педагоги-предметники, и учитель физической культуры, и психолог, и особенно классные руководители.

Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни.

Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу (Приложение №3). Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.

3.2. Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП

Исследование рабочего места

Цель: определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места учащихся. Рабочее место должно соответствовать росту школьника, он должен иметь свободу движений, видеть под определенным углом доску. Всё должно быть хорошо освещено. Мы провели замеры высоты парт, стульев, расстояния между рядами, расстояния от первой и последней парты до доски, высоты доски над полом, проверили маркировку парт и стульев, воспользовались данными, полученными от фельдшера Федосеевского ФАПа, о росте учеников с 5 по 11 класс и рекомендации номера парты и сделали вывод: ученики в классах посажены согласно рекомендациям. Один раз в четверть дети пересаживаются на другой ряд, не меняя номера парты, чтобы сохранить зрение. Показатели рабочего места соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. (приложение 4).

Гигиеническое оценка веса учебников, школьных принадлежностей

Воздушно-тепловой режим

Цель: проверка соответствия воздушно-теплового режима санитарным нормам

Цель: исследовать культуру питания, расширить знания о здоровом питании

Регулирование времени нахождения у компьютера, телевизора, использования мобильного телефона

Цель: исследовать количество времени проведённого у компьютера, телевизора, за использованием мобильного телефона и на что тратится это время

3.3. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения

Цель: Рассказать ребятам о пользе активного образа жизни

Мы нашли комплекс массажных упражнений, который помогает сохранить зрение и регулярно используем его для укрепления глаз и снятия напряжения (приложение 10).

3.4. Практические рекомендации по составлению режима дня школьника

Правильно организованный режим дня способствует установлению равновесия организма со средой, где происходит обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей развития ребенка. Процессы в организме носят ритмический характер, регулярность элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию организма. Мы расширили знания о необходимости режима дня и провели в школе опрос, а затем и конкурс на лучший режим дня. Надеемся, что ребята будут жить по составленным ими режимам (Приложение 11)

Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:

1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;

2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;

3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, учителя предпринимают всё необходимое для формирования основ здорового образа жизни школьников.

А самое главное – мы обратили внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого из них по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создали условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.

Я считаю необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение их отношения к собственному здоровью.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (N 189) - Москва, 29 декабря 2010 г.

Мажейкин А. В. Поговорим о здоровом питании - Киев, 1993. – 68 с

Миронеский С. А. Надо ли делать зарядку – Москва, 1999

Аргунова, М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников [Текст] /М. В. Аргунова // Химия в школе. – 2009. - №1.- С.23-26

Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В.Груздева, А. Г.Муравьёв, Э. В.Гущина. – М.: АО МДС, 1996.–190 с.

Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг –М.: АО МДС, 2000. – 380 с.

Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России [Текст]. – М.: АО МДС, 1996

Самкова, В. А., Прутченков, А.С. Экологический бумеранг [Текст]: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

Приложение №1

Цель: выявить отношение школьников к учебной нагрузке.

Критерии оценки: 3 - да, 2 - не совсем, 1 - нет.

1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

2. Легко ли тебе дается учение?

3. Устаешь ли после дня занятий в школе?

4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?

5. Устраивает ли тебя режим 5-ти дневной недели?

6. Устаешь ли ты после выполнения домашнего задания?

7. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения?

8. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т.д.)?

9. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?

10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?

11. Удовлетворен ли ты расписанием уроков по дням недели:

Методика обработки анкетных данных: ответы на каждый вопрос группируются по критериям, вычисляется средний балл.

Приложение № 2

Анкета по проблемам здорового образа жизни

1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.

Б) смотреть телевизор, видео,

В) встречаться с друзьями, подругами,

Г) слушать музыку,

Д) выступать на концертах и других мероприятиях,

Е) готовить доклады, рефераты,

Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________

З) играть в компьютерные игры,

И) заниматься спортом,

К) помогать родителям,

Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________

М) знакомиться с новыми людьми,

Н) делать что- то для других (что)______________________________________

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого

Г) эта проблема меня пока не волнует.

3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.

А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,

Б) соблюдаю режим дня,

В) полноценно питаюсь,

Г) отказываюсь от вредных привычек,

Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,

Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,

4. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.

5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.

6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.

7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?

А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,

В) под давлением сверстников,

Г) получаю от этого удовольствие,

Д) чтобы казаться уверенным,

Е) чтобы казаться взрослым,

З) под влиянием рекламы,

И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.

Спасибо за участие!

Приложение 3

Экологическая обстановка не радует, и качество нашего питания не очень высокое, при этом есть учебная нагрузка.

Отсюда – повышенная утомляемость, неврозы не только детей, но и учителей.

Поэтому вы можете использовать приёмы психологической разгрузки.

Упражнения для снятия общей усталости

1.Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.

2.Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперёд и назад. Так отдыхают усталые руки.

3.Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Точечный массаж головы и шеи

1.Массируем область лба – 2-, 3-,4-м пальцами.

2.Массируем заднюю поверхность шеи.

Физическая зарядка для глаз

1.Зажмуриваем и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.

2.Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.

3.Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, налево.

4.Быстро моргаем 1-2 минуты.

5.Массажируем веки круговыми движениями

Гимнастика для ума

1.Утренняя гимнастика под музыку. Двигаются правая нога и левая рука и, наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация усваивается лучше.

3.Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.

Быстрый способ улучшить самочувствие

Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на пёрышко.

Сидя за партой: едем на велосипеде, поём весёлые песни, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена.

Снятие напряжения при чтении

Возьмитесь правой рукой за левое плечо сожмите его. Отверните голову в другую сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.

Улучшение работы памяти

Положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню.

Упражнения-звукоподражания

Гласные звуки поём, подражаем голосам животных.

Цветотерапия

Не отрываясь, смотрим на определённый цвет 2-3 секунды.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ - это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ - расслабляет психику.

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ - успокаивает, понижает кровяное давление, рассеивает негативные эмоции, помогает сконцентрироваться.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ – чувство веселья, способствует пищеварению.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – активизирует, вызывает прилив сил, воодушевляет.

СИНИЙ ЦВЕТ - помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы по здоровому образу жизни

В 2016-2017 учебном году в школе проводилась целенаправленная работа по спортивно-оздоровительному направлению, которую организуют и проводят: администрация, учителя физкультуры Сахиуллина Г.Ф., Пиянзин И.П., Офицеров Д.Ю., классные руководители 1-11 классов, медсестра школы.

В соответствии с планом спортивно – массовых, санитарно – профилактических мероприятий в школе ежедневно проводились общешкольная утренняя гимнастика (ответственные учителя физкультуры), динамические перемены, физминутки на каждом уроке, часы здоровья на свежем воздухе, подвижные и спортивные игры в группе продлённого дня, внеклассная работа (волейбол, баскетбол), пешеходные путешествия, школьные мероприятия.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает психологам выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Медицинское обслуживание в школе организует: школьная медсестра, которая ежегодно проводит профилактический осмотр каждого ученика. Контроль со стороны медработников за выполнением требований СанПиНа, организации учебного процесса, питания школьников – действенная помощь администрации школы в узких профессиональных вопросах.

Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учителя физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков.

Показатели здорового образа жизни.

Учащиеся, имеющие вредные привычки:

Употребляющие спиртные напитки

Употребляющие наркотические вещества

Охват питания в школе

В школе проводятся мероприятия по формированию здоровьесберегающей среды:

1) в учебном процессе используются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;

2) создается положительный, мотивирующий на успешность морально-психологический климат в классных коллективах;

3) санитарно-гигиенический режим труда и отдыха отвечает требованиям САНПИНа ;

4) соблюдаются принципы дозированности учебной нагрузки, исключающие негативное влияние на здоровье детей, в условиях организации внешней дифференциации;

5) проводится санитарно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса (согласно планам классных руководителей и работы школы);

6) обеспечена социальная защита детей;

7) в школе создана система обеспечения жизнедеятельности:

- систематические инструктажи по ОТ и ТБ со всеми участниками образовательного процесса;

- план работы по соблюдению правил ТБ в учебно-воспитательном процессе;

- план работы по действиям в условиях ГО и ЧС;

- направление воспитательной работы, включающее мероприятия по обучению школьников мерам безопасности и сохранения здоровья:

Регулярно вопросы о состоянии физического и психологического здоровья учащихся, санитарно-гигиенической обстановке в образовательном учреждении освещают на педагогических советах, классных и общешкольных родительских собраниях, лекториях. Классные руководители проводят ежегодный зачет в каждом классе на знание правил безопасного поведения в окружающей среде (на дороге, воде, ТБ на спецпредметах, в походе, по профилактике КГЛ, и.т.д.), правил оказания первой медицинской помощи (сообразно возрастным особенностям школьников).

Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми. Проводятся общешкольные и классные родительские собрания, беседы на тему ЗОЖ.

В школе сложилась определенная система по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разработаны ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность школы по данному направлению, план перспективного развития. Ежегодно проводится диспансеризация учащихся, по результатам оформляются заключения в индивидуальных медицинских картах и определяется план работы медицинской службы с учащимися, имеющими отклонения от норм здоровья.

Педагоги школы ведут работу с учащимися и их родителями по ознакомлению, пропаганде основ здорового образа жизни. Основное направление дополнительного образования – спортивное, в секциях занимается 90 % учащихся и их число постоянно растет, как и число учащихся, участвующих в днях здоровья, спортивных мероприятиях и туристических походах. Ежегодно ученики школы занимают командные и личные призовые места в спортивных соревнованиях различных уровней, сдают нормативы на получение спортивных разрядов по различным видам, участвуют в акциях по профилактике вредных привычек.

Целый комплекс мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды, включающий учебно-организационные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительские, медико-психологические факторы, способствует снижению числа учащихся, имеющих вредные привычки, в школе нет подростков, употребляющих наркотические вещества, горячим питанием охвачено 100% учащихся, растет заинтересованность родителей в обеспечении безопасных условий пребывания детей в школе, их физическом развитии, все чаще родители становятся активными участниками и организаторами спортивно-оздоровительных мероприятий в классах и школе. Вопросы создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, их психофизического развития постоянно рассматриваются на заседаниях МО учителей, педагогических советах, совещаниях при директоре, находятся под постоянным контролем администрации.

1. Приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.

2. Развивать креативность, творческую активность детей. (Конкурс плакатов, фотоконкурс).

3.Прививать интерес к спорту, физическим упражнениям.

4. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, не бояться лечиться.

Основной целью проведения месячника: активизация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, воспитанию нравственности и пропаганды здорового образа жизни.

Работа по приобщению школьников к здоровому образу жизни в нашей школе носит разноплановый характер. В качестве универсальных средств пропаганды здорового образа жизни используем индивидуальные и групповые собеседования, фотоматериалы, короткометражные кино- и видеофильмы. Все классные руководители провели классные часы и беседы по пропаганде ЗОЖ. При проведении классных часов учителя использовали компьютеры, медиапроекторы.

В школе ведется большая работа по укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию ценностей здорового образа жизни, созданию условий для полноценного развития учащихся. Под общим контролем администрации школы находятся учебные нагрузки, режим дня, питание, двигательная активность.

В условиях новой коронавирусной инфекции все мероприятия были проведены в классах и в режиме онлайн.

По итогам спортивных встреч, победила дружба (ничья).

Ребята давали определение здоровому образу жизни. Говорили о его составляющих: режиме дня, гигиене тела, зрении, о правильном питании, занятиях спортом. Учащиеся определили условия сохранения здоровья.

Ребята осознали, что здоровье – это главная ценность, и что здоровый образ жизни нам необходим.

В 4б классе (классный руководитель Иляева М.С.) прошёл День улыбок, а также для ребят был организован поход на лыжах.

Среди обучающихся 9 классов были проведены уроки релаксации, тренинги по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы, самооценки.


Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и учебы в школе. Поэтому изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Необходимость всестороннего совершенствования школьного воспитания и повышения его роли в системе профилактики наркомании обусловлена, прежде всего, быстрым распространением ее среди учащихся. Школа как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для профилактической работы.

Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни. В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия.

первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды,

вторичная – это комплекс профилактических мероприятий с группой повышенного риска;

Говоря о профилактической работе с учащимися общеобразовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ. [1]

Профилактика наркомании и предупреждения наркопреступности должны проводиться в соответствии с основными принципами: законности, системности, комплексности, координации, превентивности, непрерывности.

распространение информации о причинах, формах, последствиях потребления наркотических средств;

формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

представление альтернативы наркотизации;

коррекция социально-психологических особенностей личности;

целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи преодоления проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

Общая логика построения профилактической работы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к этой проблеме.

Пропаганда здорового образа жизни;

Цели данной программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Сформировать ответственность за сохранение своего здоровья.

Информировать учащихся о последствиях употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.

Для реализации этой программы применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

Цель медико-профилактической работы – проведение профилактических медицинских осмотров школьников, формирование групп здоровья, проведение бесед, направленных на формирование гигиенических навыков, контроль за питанием детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. Этим занимается школьный врач.

Цель данной службы: определение и организация в рамках реальных возможностей ОУ адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья, т.е. обеспечение нормального развития ребенка

Формирование установок на здоровый образ жизни.

Развитие навыков саморегуляции и укрепления стрессом.

Деятельность специалистов психолого-педагогической службы осуществляется по следующим направлениям:

Мониторинг состояния здоровья

Мониторинг уровня психического развития и личностных особенностей ребенка

Психическое здоровье (эмоционально-волевая сфера, нервно-психическое здоровье, личностная дезадаптация).

Социальное здоровье (правовое воспитание, половое воспитание, вредные привычки, социальная дезадаптация).

Психокоррекция (уроки психологического цикла 1-4, коррекция познавательной сферы по индивидуальным программам, коррекция личностных особенностей).

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни. Регулярно проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 6 классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, негативно высказываются против употребления ПАВ. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗДЖ, стараются его придерживаться

Профилактическая работа проводится со всеми учащимися школы с 1 по 11 класс, а также консультирование и просвещение педагогов и родителей учащихся. Один из разделов плана профилактической работы – это по антинаркотической пропаганде, выглядит примерно так.

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

Название работы

Диагностическая работа (анкетирование, опрос, беседа)

В течение года Коррекционно-развивающая работа

Привычки: полезные и вредные. Как они формируются.

Здоровое питание. (Беседа)

Спорт и здоровье. (Проведение спортивных мероприятий).

Права ребенка. (Внеклассное мероприятие)

Как помочь другу отказаться от вредных привычек. (Тренинг).

Телевизор – друг или зависимость? (Советы по просмотру телепередач).

Я – человек, я – личность. Мои потребности.

Как я расту и взрослею.

Мое здоровье – основа моей жизни.

Как мое здоровье зависит от меня.

Основы общения. (Тренинг).

Как избегать конфликтов.

Наркотики и их действие на организм. Отрицательное воздействие наркотиков. Краткосрочное и долгосрочное действие наркотиков.

Понятие стресса. Управление стрессом. Как определить ваш уровень стресса? Как контролировать стресс? (Тренинг).

Понятие риска. Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Принятие положительного или отрицательного решения. Как избежать неприятностей? Что такое компромисс и консенсус?

В течение года Консультативно-просветительская работа (консультирование и просвещение педагогов, родителей, школьников)

Диагностическая работа включает в себя анкетирование, опрос учащихся, который проводят психологи школы, социальный педагог.

Коррекционно-развивающая работа включает занятия с детьми с 1 по 11 класс.

Цели профилактической работы в начальной школе – дать основы знаний по здоровому образу жизни. Сформировать у младших школьников стремление к физическому самосовершенствованию.

Полученные знания позволяют детям понять, поему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствие;

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегать конфликтов с окружающими;

При проведении занятий используются следующие формы: игры, инсценировки, интегрирование темы в различные виды детского творчества (рисование, конструирование, музыка). [5]

В средней школе профилактическая работа направлена на формирование жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения. Этот блок включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, направленные на раскрытие у школьников внутренних возможностей.

Занятия проводят классные руководители с привлечением психолога. Занятия направлены на формирование устойчивости к негативным воздействиям среды, на умение оценивать внешние факторы, с точки зрения их влияния на здоровье. В этом возрасте, наряду с традиционными методами, применяются интерактивные – ролевые игры, тренинги, КТД.

Для старшеклассников занятия направлены на формирование социально-личностных качеств, формирование личной ответственности за свое поведении.

Для проведения занятий со старшеклассниками привлекаем специалистов со СПИД центра (просмотр кинофильма, встреча с бывшим наркоманом), и наркодиспансера (проведение дискуссионных бесед).

Большое внимание в школе уделяется организации досуга детей. В школе работают 12 кружков и творческих объединений, из них 6 спортивных секций. В школьных и во внешкольных объединениях занимается 62% учащихся. Учащиеся нашей школы успешно выступают в общешкольных, районных и городских спортивных соревнованиях. В школе проводятся дни Здоровья, соревнования по баскетболу, пионерболу, волейболу, мини-футболу, весёлые старты.

В школе оформлены стенды: Школьный адвокат, Информация для родителей, Права ребенка.

Консультативно-просветительская работа включает: консультирование и просвещение педагогов, родителей, школьников.

С целью оказания своевременной помощи в организации работы с детьми администрацией школы и работниками социально-педагогической службы организовано консультирование классных руководителей по проблемам воспитательной работы. Работа МО классных руководителей дает хорошую возможность для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На заседаниях МО классных руководителей рассматриваются и обсуждаются эффективные методы воспитательной работы.

В работе с детьми важнейшим звеном являются их родители, работа с ними. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Без поддержки и активного сотрудничества с родителями невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Семья – исток жизни. В ней коренится все хорошее и плохое, что развивается в душе человека. Поэтому и роль семьи в преодолении наркомании и ответственность за это дело – первостепенные. Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей и, как показывает практика, уже подстерегающих его опасностей и искушений в жизни. Профилактические возможности семьи тем сильнее, чем лучше, спокойнее, увереннее – атмосфера внутрисемейной жизни, в первую очередь, взаимоотношения родителей с детьми.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний о здоровом образе жизни учащихся среди родителей. Одна из форм работы с родителями – консультативно-просветительская (беседы, консультации, родительские собрания, создание инициативных групп), которая посвящена проблеме распространения наркомании среди подростков, причине возникшей проблемы и возможных путях её преодоления. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у работников социально-педагогической службы.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, а значит на улучшение социального здоровья школьников.

Главная задача профилактической работы – не дать подростку сделать первый шаг к пропасти.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для родителей/ Под общ. ред. Д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 352с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, профилактическая работа, школа, ребенок, класс, социальный педагог, программа, работа, воспитательная работа, Социальное здоровье.

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу.

профилактическая работа, здоровый образ жизни, школа, ребенок, класс, социальный педагог, программа, работа, Социальное здоровье, воспитательная работа.

Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении.

здоровый образ жизни, школьный возраст, ребенок, родитель, формирование, школа, режим дня, общее образование, укрепление здоровья, социальный педагог.

Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как.

профилактическая работа, здоровый образ жизни, школа, ребенок, класс, социальный педагог, программа, работа, Социальное здоровье, воспитательная работа. Исследование проблемы формирования здорового образа.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей.

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная работа.

профилактическая работа, здоровый образ жизни, школа, ребенок, класс, социальный. Особенности работы школьного психолога с педагогическим.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего.

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со.

педагогическая профилактика, профилактическая работа, общеобразовательное учреждение, отклоняющееся поведение учащихся, различная форма.

Здоровый образ жизни как условие формирования общей.

здоровый образ жизни, воспитательная работа, областная спартакиада, обучающийся, особое внимание, дополнительное образование, активное участие, Пензенская область, Кузнецкий район, профессиональное образование.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов. Практические вопросы сохранения здоровья учащихся.

Читайте также: