Анализ песни для детей начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Песня формирует эстетические чувства детей: показывает, какая ёлочка нарядная, красивая. Развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют : как украшена ёлочка. Развивает такое чувство, как сопереживание, об этом поётся в первом куплете.

Анализ литературного текста.

Наличие сюжета, обращения, диалога: в песне присутствует сюжет : ёлочку принесли в дом, нарядили, встали в дружный хоровод.

Ритмичность литературного текста: песня развивает у детей способность к осмысленному восприятию содержания и отражение его в пластике движений: руками имитировать - как наряжают ёлочку; топать и хлопать – как ребята; встать в дружный хоровод.

Анализ мелодии песни.

Размер, темп: 2/4, не очень скорый.

Динамические нюансы: после первого куплета мелодия исчезает до тишины (al niente, со второго куплета мелодия звучит внезапно (subito, но радостно и волшебно.

Характер, интонационная выразительность мелодии: не очень весёлая и в тоже время не грустная мелодия.

Способ звуковедения: музыка определяется высокими, светлыми звуками.

Ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка: дети легко запоминают ритм и слова песни.

Связь средств музыкальной выразительности с текстом: мелодия связана с текстом. Вначале песни мелодия меццо-форте (mf, так как ёлочке холодно зимой. Затем ёлочку стало жалко и её принесли в дом, в тепло, украсили и наступил праздник – в середине песни мелодия уже звучит-форте, громко.

Диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей: диапазон соответствует 2 младшей группе.

В целом песня вызывает у детей положительные эмоции, так как песня весёлая, радостная, добрая; звучит празднично, создавая у детей чувство волшебства, возможно даже таинственности - в ожидании чудес. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление, творческое воображение, музыкальная память, музыкально – эстетические потребности. Обогащаются представления детей о возможностях передачи содержания музыки (эмоций, чувств и переживаний) с помощью различных способов действий.

Сказка о Рождественской Ёлочке

Сказка о Рождественской Ёлочке Метелица. Когда то давно на ёлочке были листья и они мало чем отличались от других деревьев. Росли на ней шишки, но они не нравились ёлочке,.

Во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое.
Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения.
Анализ включает:
- выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
- определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.
Нельзя недооценивать и поведение учителя как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как они действуют?
-Какими показаны герои?
-Чему они нас учат?
-Почему музыка звучит взволнованно?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка:
1.Интонации, регистр, ритм -
мощные, уверенные, величавые.
2.Лад: минорный. Суровость,
сдержанность.
Картина:
Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

-Еще звучит в моих ушах седьмого вальса легкий шаг
Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл в сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,
Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

-Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

-В заключение нашей встречи я хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет нам в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

-Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

Выдержки из сочинений учащихся:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ песен из репертуара начальной школы



Песня встречается под разными заглавиями: "Спой нам, ветер. " (в первых изданиях), "Веселый ветер", "Песня о веселом ветре".Авторы песни композитор Исаак Осипович Дунаевский, поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач

Песня о веселом ветре

Из кинофильма "Дети капитана Гранта"

Музыка Исаака Дунаевского
Слова Василия Лебедева-Кумача

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет,
Кто весел - тот смеется,
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - то всегда найдет!

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете.
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные,
Про мускулы стальные,
Про радость боевых побед.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про ученых, героев, бойцов.
Чтоб сердце загорелось,
Чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свет.
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли!

Музыкальный образ песни, летящей к приключениям и счастью на всех парусах, рождается с первых пружинистых аккордов вступления, которые в сочетании с радостным мажором трезвучий и пунктирным ритмом, сразу настраивают слушателя.

Второе предложение начинается в строгом и напряженном звучании минорного трезвучия II ступени. Широкие мелодические ходы уступили место секундовым и терцовым мотивам, которые через цепочку гармонических отклонений к тонике и III ступени, завершает период ниспадающей секвенцией.

Припев звучит строго и решительно, модулируя из параллельного минора в тональность тоники, во втором предложении припева еще раз звучит, как вывод или скандирование –секвенция, завершающая запев..

Внешняя простота гармонического развития компенсируется очевидной сложностью вокальной партии: ее широкий диапазон доступен подготовленному исполнителю. Цезуры между фразами в быстром темпе требуют внимания к правильному дыханию, четкой артикуляции. Но главное в исполнении этой песни – это выразительность, артистичная передача содержания т настроения!

Информация о песне

« Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Сегодня с трудом можно представить, что законопослушные шведы могли откровенно стащить чужую музыку, записать на нее песню и сделать ее хитом. Тем не менее в 1964 году будущий солист группы ABBA Бьорн Ульвеус и группа The Hootenanny Singers записали песню Gabrielle на музыку песни Островского "Пусть всегда будет солнце", указав, что "музыка народная".Gabrielle стала популярной в Европе, однако соглашения об авторском праве с советским композитором тогда так и не заключили.

2. Анализ средств музыкальной выразительности песни

Форма произведения в этой песне является важным средством музыкальной выразительности. Вступление, построенное на восходящем тоническом трезвучии с секстой, напоминает восходящее солнце. Четыре куплета песни имеют двухчастное строение: куплет + припев. Минорный запев звучит сурово и строго – маршеобразный ритм, обыгрывание квартовых и квинтовых интонаций.

В припеве появляются более двух новых интонационных приемов: вместо минора звучит контрастирующий в ладовом отношении одноименный мажор. Фактура сопровождения напоминает своей прозрачной внешней простотой сонаты Моцарта. Мелодическая линия сначала развивается в пределах большой сексты, а затем устремляется вверх ( восходящее движение сопровождает в музыке оптимистические настроения). В гармонии аккомпанемента сначала выдерживается хрестоматийная последовательность тоники, субдоминанты, доминанты, тоники, которая затем усложняется органным пунктом в средних голосах, что придает припеву скрытую тревогу и возвращают к ощущению суровой реальности.

Приложение (нотный текст)




Этот план можно использовать и в других случаях. Для уроков в общеобразовательной школе (1,2, класс ) учитель выбирает доступный детям список средств музыкальной выразительности.



1. Музыкальный образ


2. Музыкальный жанр

3. Музыкальная форма

В песне есть коротенькое вступление – звуки тоники с форшлагом.

В песне два куплета

В куплете 16 тактов

В куплете нет припева

4. Фактура (во втором классе обратить внимание на басовый голос в аккомпанементе)

В фактуре песни один голос - мелодия, бас, гармонические голоса.

5. Аккомпанемент

В аккомпанементе песни звучит мелодия, она помогает начинающим вокалистам правильно исполнять мелодию, ее нужно слышать!

В первой части песни пианист играет штрихом, нон легато, так тяжело ступает мишка..

В начале второй части пианист играет штрихом, стаккато, затем легато. Штрих стаккато помогает ощущению тревоги.

6. Мелодия

Диапазон мелодии октава (ре – ре1)

В мелодии песни 8 фраз

Самый широкий интервал в мелодии чистая октава.

Принцип развития мелодии секвенция, повторение. Обратите внимание, насколько во втором куплете эпизод с Дятлом идеально ложится на стучащие интонации.

7. Тональность

Песня написана в тональности ре мажор. Эта тональность много веков назад уже воспринималась, как тональность солнца, шутки(Инвенции Баха, Сонаты Гайдна). Можно провести на уроке эксперимент - зажмурившись, определить время суток в песне. Большинство скажет, что это солнечный морозный денек! Смена тональности во второй части на параллельный минор связана с неприятным инцидентом и его последствиями.

8. Гармония

Песня начинается с тонического органного пункта.

Гармонический оборот первой фразы T53-D64-T53 .

Каденция первого предложения совершенная, это тоника в положении примы.

Вторая часть начинается с трезвучия VI ступени.

Заключительная каденция песни, совершенная.

9. Метр, размер и темп

Музыкальный метр песни двухдольный.

Размер песни 2\4

10. Динамика

Вступление песни звучит громко.

Вокальная партия начинается тихо

Кульминация первого куплета находится во втором предложении.

Информация для учителя

Эта песня написана человеком потрясающей судьбы (читайте в Интернете) в 1942 году через несколько месяцев после подготовки важнейшего специального задания разведки.


Советскую песню адаптировали эстрадные и джазовые оркестры Бенни Гудмана (1962), Поля Мориа (1965).

Люди старшего поколения помнят, как пел ее американский певец Поль Робсон, обладатель незабываемого баса.

Версий знаменитой мелодии существует великое множество, одна из них-Blackmore's Night - Gone With The Wind. Ричи Блэкмор - известный британский музыкант, один из основателей хард-рок группы Deep Purple , а также основатель группы Rainbow . В 1997 он со своей супругой Кэндис Найт организовал фолк-рок проект Blackmore ’ s Night , в котором не раз обращались к русским и советским музыкальным произведениям.

Интересно, что Кэндис в одном из интервью говорила, что чувствует генетическую связь с Россией (её предками были евреи-эмигранты из Российской империи), а Ричи шутил, что в одной из прошлых жизней был русским бандитом.

Лев Книппер попросил поэта Виктора Гусева написать стихи на музыку. Покоренный и вдохновленный волшебной мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов, в практике чаще исполняются 5-6.


1. Форма произведения – песенная одночастная форма. Период повторного типа представляет собой построение из двух предложений 8+10 тактов, которым предшествует двухтактное аккордовое вступление.

3. Гармоническое строение песни с ее плагальным оборотом, начинающем 1и 2 предложения, использование мажоро – минорного сопоставления тонического трезвучия также стилистически напоминает народные песни. Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия.

4. Динамическое развитее в исполнении этой песни, является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. Тихо, издалека рождается песня, приближается, достигая кульминации. И, затем, постепенно стихая, исчезает за горизонтом

Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле,
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои.
Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно.
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.

Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.

Едем мы, едем,
Едем - а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы.
Эх, да молодые наши села.
Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.

Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы,
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.

В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.
Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы - дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.

Девушки, гляньте,
Девушки, утрите слезы.
Пусть сильнее грянет песня,
Эх, да наша песня боевая !

Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле !
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения на уроке музыки.

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Торжественная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Стремительная

Колыбельная

Возвышенная

Мечтательная

Беспокойная

Одухотворенная

Мечтательная

Решительная

Богатырская

Недовольная

Трогательная

Настороженная

Безмятежная

Отчаявшаяся

Приветливая

Раскаявшаяся

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Ослепительная

Проникновенная

Надломленная

Улыбающаяся

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Неприхотливая

Оптимистичная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

Медленный, умеренный, медленный

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

Отрывисто, связно, не связно

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской


, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) " width="640"

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

- О чем это произведение? - Как бы вы его назвали и почему? - Сколько в нем героев? - Как они действуют? - Какими показаны герои? - Чему они нас учат? - Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Читайте также: