Анализ отечественной практики проектирования школьных зданий

Обновлено: 08.07.2024

Непременность ревизии архитектурных решений массовых типовых застроек культурно-бытового обслуживания в послевоенные годы стала необходима. Ущерб, который был причинен войной, достаточно быстро был возмещен. С 1946—1950 гг. в России было возведено около школ на 240 000 мест, детских учреждений на 101,800 мест.

В послевоенное время в архитектурную составляющую новых школ и детских учреждений были добавлены новые помещения. Веранды и музыкальные залы, спортзалы и т.д. С конца 40-х годов в школьных заведениях началось проектирование учебных мастерских, с начала 50-х годов в крупных образовательных учреждениях начинают появляться актовые залы. В 1946-1950 гг. больше всего было школ на пять этажей. В Москве самые распространенные пятиэтажные школы были из кирпича и из больших блоков [34].

Здания школ были мастерски выполнены, имели ряд достоинств, но присутствовали штампы развития композиционных приемов, которые противоречили целесообразности, не были удобны для учащихся школы. Дети хотели бы видеть яркие цвета и интересные образы в учебных помещениях [14; с.30].

Новейшая направленность в создании современных проектов школ – создание непринужденной атмосферы, в которой немного стирается дистанция между учителем и детьми, а также налаживаться связь школьников друг с другом. Интегративный подход к развитию творческих способностей обусловлен тем, что возможен перевод образов одного вида искусства, в образы другого вида, например, изобразительного [23].

Удачное зонирование использовано в школе Thomas L. Wells Public School в маленьком городке возле Торонто. Школьное здание спроектированно небольшой архитектурной фирмой Baird Sampson Neuert Architects (рис.6). Школьное здание включает в себя два паралельных блока (рис.7). Первый – общественный, включающий в себя в себя спортивный комплекс, столовую, офисные и административные помещения. Этот блок выходит на центральную улицу пришкольной территории и работает автономно от главного здания. Второй блок – учебный, полностью обращен во двор. Третий блок изогнут посередине, подобной формой создавая обращенные к зеленым насаждениям и свету дворики (рис.8). Два блока соединяются переходом с крупной библиотекой с панорамными окнами (рис.9).

Зарубежные школы в строительстве используют такие материалы, как: неоштукатуренный кирпич, природные материалы [24; с.45].

Многие школьные здания проектируются таким образом, чтобы у детей была возможность свободно организовывать свою деятельность. Поэтому архитекторы стали проектировать здания из модулей и блоков, чтобы у учащихся появилась возможность менять занятия [34].

Зарубежные школы сильно отличаются от Российских школ разнообразием архитектурно-планировочных решений. Важную роль в этом играет отсутствие ряда норм, как и санитарных, противопожарных, так и регламентирующих творчество архитекторов [8; с.20]

Зарубежные школы уделяют огромное внимание спортивному развитию учащихся. Поэтому во всех учебных заведениях присутствуют крытые спортивные залы, а на пришкольных территориях присутствуют множество площадок для различных видов спорта. [14; с.10].

В последнее десятилетие в формировании школьных комплексов появилась тенденция к постройке крупных образовательных комплексов, которые состоят из учебно-воспитательных учреждений различных ступеней обучения: детский сад, начальная школа, средняя школа. Такой комплекс располагается на одном участке, а так же у преподавателей и у школьников есть возможность проживания на участке школьного заведения. [29 с.74].

1.3.Общее понятие архитектуры современных школ.

Количество школьников с каждым годом увеличивается, по данным статистики. В связи с этим в стране происходит массовое строительство школ, и появляется вопрос архитектурного решения новых школьных зданий [21;с.3].

Эксперты предполагают, что новый вид архитектуры школьных зданий может способствовать изменению типового представления об образовании, благодаря этому получить гибкую систему обучения, которая будет помогать каждому ребенку раскрывать индивидуальность.

Советская практика по вопросу размещения школьных зданий по кварталам и микрорайонам измениться не может. Школьное здание, спроектированное, опираясь на новые принципы, имеет большую эффективность.

1.4. Роль предметно – пространственной среды школьного учреждения в развитии ребенка

Детство – это тот период, когда у ребенка происходит интенсивное биологическое, психическое и социальное становление. Для полного становления ребенка как личности, ему нужно развиваться во всех областях: игровой, учебно-познавательной, художественно-творческой. Поэтому нужно организовывать предметно-пространственную среду, создавая обстановку, в которой учащийся будет чувствовать себя спокойно.

Интерьер школы формирует должное отношение к базовым ценностям. В организации предметно-пространственной среды общеобразовательного учреждения особое внимание должно быть уделено цветовому решению отделочных материалов. Важно учитывать психологию детей, и влияние цвета на настроение и учебную деятельность детей [6; с.12].

У современных архитекторов, при проектировании школьных зданий положена задача создавать ощущение яркого, интересного для детей интерьера, который будет отвечать современным требованиям, который будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Художественное оформление интерьера образовательной среды оказывает значительное влияние на отношение к учебной деятельности, а так же на формирование эмоционального отклика на произведения искусства. Отношение к искусству у учащихся не возникает стихийно, а возникает в зависимости от среды, в которой растёт и формируется личность ребёнка. Роль художественного оформления образовательной среды огромна, и её трудно переоценить.

Оформление внутреннего пространства образовательного учреждения способствует формированию художественной культуры у школьников не только средствами искусства, но прежде всего эстетическим преобразованным предметного мира. Таким образом, организация предметной среды в общеобразовательной школе является важнейшим условием развития художественной культуры у детей.

1.5. Особенности формирования предметно – пространственной среды общеобразовательных учреждений

Дети очень зависимы от наглядной ситуации, поэтому предметно-пространственная среда должна быть эстетичной(рис.26). Гибкое зонирование школьных помещений позволяет детям заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу (рис.27)

Освещение играет огромную роль в школьных помещениях, так как оно влияет на психологический климат, а следствием и на работоспособность ребенка. Хорошее дневное освещение и достаточное количество солнца создают комфорт и уют(рис.28).

При учете всех перечисленных правил, окружающая среда становится развивающей для ребенка.

2. По 3.1. III. Требования к территории общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

Учебный процесс, основанный на единообразии учебных программ и на достаточно четко сформировавшейся в стране системе образования, безусловно, связывался с идеями государственности. Поэтому и архитектура школьных зданий постепенно становилась невольным выразителем идей централизма и всеобщности, что в полной мере нашло выражение в типовых проектах 1920-х гг.

Своеобразным примером целенаправленной работы в данном направлении могут служить школьные комплексы, возведенные в западных районах Беларуси в 1920-30-е гг. (Нача Вороновского, Севятевичи Воложинского, Милевичи Вилейского, Турна Великая Каменецкого районов и др.). Выполненные в рамках так называемого “закопаньского” стиля, они характеризуются активными формами деревянной архитектуры. Для них свойственны ясность композиционных решений, высокое качество технического исполнения. Многие приемы, выработанные в архитектуре простейших школьных зданий, получили впоследствии развитие даже при значительном усложнении планировочных структур и увеличении масштабности. Так, включение в планировочную структуру школы жилого помещения для учителя сохранялось достаточно долго, вошло и в типовое проектирование. Даже во второй половине 1940-х гг. строили школы, на первом этаже которых размещалась квартира директора.

В 1930-е гг. произошло упорядочивание и, в значительной мере нивелирование, планировочной структуры школьных зданий. Сократился набор учебных и общешкольных помещений, что определялось, прежде всего, соображениями экономии средств. Классно-урочная система закрепленных за классом помещений являлась основополагающей. Наполняемость классов составляла 40 человек.

В 1960-е гг. в проектном институте “Белгоспроект” были разработаны проекты школьных зданий и школ-интернатов из кирпича и каркасно-панельных конструкций (арх. Э. Гольдштейн). Состав помещений школ изменился за счет расширения воспитательной функции (актовые залы, помещения для групп продленного дня), а впоследствии и с политехнизацией обучения (блоки мастерских).

В 1970-е гг. создается комплексная серия типовых проектов школ на 16, 20, 30 и 40 классов (арх. Э. Гольдштейн, Ю. Шпит, О. Ладыгина, М. Бакланов, П. Беляев, А. Духан). Происходит переход на кабинетную систему обучения, что позволяло получать более экономичные планировочные решения при дальнейшем расширении состава помещений для трудового воспитания (кабинеты машиноведения, домоводства, профориентации и др.). Пример - школа № 137 в Минске на 40 классов с плавательным бассейном (арх. Э. Гольдштейн, А. Соболевский, А. Лукомская, 1978 г.).

В проектах для сельской местности, наибольшее распространение получила Н-образная композиционная схема плана средней школы: с 3-х этажным учебным корпусом на 24 класса (960 уч.) и с 4-х этажным на 32 класса (1280 уч.).

Эти школы формировались тремя блоками: учебным, зальным и соединявшим их блоком общешкольных помещений. Учебный корпус компоновался по принципу секционности: на каждом этаже по две секции из четырех классных помещений (6 х 7,2 м). В блоке общешкольных помещений на первом этаже размещались мастерские, на втором - лаборатории. Зальный блок включал крупные по размерам помещения - спортзал, столовую, актовый зал. Специфика сельской местности требовала строительства на участке школы отдельно здания интерната для детей из отдаленных сел.

В 1980-е годы произошло дальнейшее функционально-планировочное развитие архитектуры школьных зданий за счет расширения состава помещений для трудового воспитания.

Изменения в системе образования начала 1990-х гг. содействовали расширению типологии школьных зданий (гимназии, лицеи и др.), расширению индивидуального проектирования, более внимательному отношению к местным социально-экономическим, демографическим и градостроительным условиям.

Функциональные блоки помещений стали разделяться на две группы: “закрытая” (для учебного процесса) и “открытая” (в основном, для внеурочного времени), что стало основой для разнообразия планировочных решений. В этот период наметился новый подход к созданию школьных зданий с отказом от типового проектирования, жесткой регламентации планировочной структуры с переходом к формированию многообразных учебных учреждений. Принятие Закона Республики Беларусь от 3 июля 2006 г. “Об общем среднем образовании” обеспечило развитие номенклатуры школьных зданий (школа-детский сад, школа с дополнительной функцией внешкольных учреждений и др.) и уменьшение числа учащихся в начальных классах до 20, а в средних и старших - до 25 человек. Соответственно уменьшилась и вместимость школ: 280

- при одной параллели классов, 560 - при двух параллелях, 840 - при трех. За “закрытой”, учебной зоной школы закрепилась классно-лабораторная система организации занятий. А “открытая” зона ориентирована на создание условий для повышения роли школы в оздоровлении и физическом развитии учащихся, в более эффективной внеурочной деятельности (малые физкультурные и тренажерные залы, библиотеки, медицинские кабинеты и др.).

Развитие архитектуры общеобразовательных учреждений в современный период основывается на обеспечении преемственности между ступенями образования, взаимосвязи дошкольного и школьного образования, интеграции учебной и внеурочной деятельности.


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

6f1b4ba1979c614eccd6f090659a5967.jpg

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

9570b5376370c8f2c8857812b87fdf9a.jpg

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

5f656c4c4f6a770cf4d2021d723a6fdf.jpg

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

5d447c1e5c46218e0f2901381ce9cb2c.jpg

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

cdb4566cc2c3b5222651fe0bdac2851c.jpg

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

87aa614ce2ccadbff30708d4cc48fc68.jpg

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.

257460c66d17af496495e6a6f1c10aef.jpg

Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

57f721f762b80d99eab3a6616f5e6cab.jpg

4d0bf7bfba7b4e9596fc7746f52e73f6.jpg

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

76bb8b66fc910dcf82494528833e4b22.jpg

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

9a2f7130f1e3cde7a44c657969493e0b.jpg

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

В послании Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства, которая не зависит ни от предвыборных кампаний, ни от сиюминутной конъюнктуры. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал. Глава российского государства особо отметил, что всем нашим детям должны быть предоставлены равные условия для старта в большую жизнь, независимо от того, каков уровень доходов их родителей и где они проживают.

AiS_1135_12a

По данным статистики, в нашей стране в последние годы постоянно растёт количество школьников. Скоро их станет больше ещё на 3 500 000. Но улучшающаяся демография, увеличение числа учеников в России не будут сказываться негативным образом на уровне знаний, которые даёт отечественная система образования. Для этого правительство выделит не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ и реконструкцию, ремонт старых зданий. Программа рассчитана на 10 лет и вступает в силу с 2016 года.

В составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Последняя может размещаться и в жилом районе города. Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 0,3-0,5 км.

Школы являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Вместимость школьного здания определяется количеством параллельных классов. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м 3 , что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в микрорайоне. Значительные размеры здания школы, его объёмно-пространственная композиция во многом формируют архитектуру окружающей застройки. Школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Весьма актуальны такие комплексы для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей, возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

AiS_1135_12b

В основном проектируются школы блочной структуры, которая позволяет предусмотреть гардеробные и выходы на участок для отдельных возрастных групп. Это обеспечивает максимальное использование пришкольной территории для пребывания детей на свежем воздухе во время перемен. Но современные школьные здания, сохраняя традиционные принципы размещения групп и кабинетов, отличаются большим разнообразием и архитектурной выразительностью в отличие от типовой застройки конца прошлого столетия.

Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учебные и общешкольные. В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах-интернатах, в школах продлённого дня (с длительным или круглосуточным пребыванием учащихся) предусмат-ривается группа спальных помещений.

Группа учебных помещений включает: учебные классы по основам наук с соответствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабинеты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку – информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.

AiS_1135_14

Если рассматривать динамику изменения школьной программы в целом, то можно заметить появление таких предметов, как информатика, прикладная физика, ряда инженерных и филологических дисциплин. Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Также делается упор на комфорт и правильное психологическое развитие учеников. В кабинетах должно быть максимально удобно, рекреации и пришкольная территория призваны обеспечивать активный и безопасный отдых.

Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков. Школа закладывает фундамент формирующейся личности и восприятия окружающего мира, поэтому стоит уделять внимание эстетичности как здания, так и окружающей его территории.

AiS_1135_14a

Здания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную, отдыха, учебно-опытную, хозяйственную.

В каждой зоне размещаются открытые площадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкультурно-спортивную зону располагать вблизи блока общешкольных помещений, учебно-опытную – вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков, в соответствии с дифференциацией
детей по возрасту.

Читайте также: