Анализ ошибочных действий по фрейду кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вот так бы я рассуждал, чтобы пробудить ваш интерес к анализу кажущихся такими ничтожными ошибочных действий здоровых людей. А теперь поговорим с кем нибудь, кто совсем не знаком с психоанализом, и спросим, как он объясняет происхождение этих явлений.

Это так понятно, что, по видимому, не может вызвать возражений. Правда, может быть, и не так интересно, как мы ожидали. Посмотрим же на эти ошибочные действия повнимательнее. Условия, которые, по предположению, необходимы для возникновения этих феноменов, различны. Недомогание и нарушение кровообращения являются физиологическими причинами нарушений нормальной деятельности; волнение, усталость, рассеянность — причины другого характера, которые можно назвать психофизиологическими. Теоретически их легко можно объяснить. При усталости, как и при рассеянности и даже при общем волнении, внимание распределяется таким образом, что для соответствующего действия его остается слишком мало. Тогда это действие выполняется неправильно или неточно. Легкое недомогание и изменения притока крови к головному мозгу могут вызвать такой же эффект, т. е. повлиять на распределение внимания. Таким образом, во всех случаях дело сводится к результатам расстройства внимания органической или психической этиологии.

Я не знаю, известно ли вам, что оговорку можно спровоцировать, так сказать, вызвать внушением. По этому поводу рассказывают анекдот: как то новичку поручили важную роль на сцене; в Орлеанской деве он должен был доложить королю, что коннетабль отсылает свой меч (der Connetable schickt sein Schwert zurьck). Игравший главную роль подшутил над робким новичком и во время репетиции несколько раз подсказал ему вместо нужных слов: комфортабль отсылает свою лошадь (der Komfortabel schickt sein Pferd zurьck) и добился своего. На представлении несчастный дебютант оговорился, хотя его предупреждали об этом, а может быть, именно потому так и случилось.

Все эти маленькие особенности ошибочных действий нельзя объяснить только теорией отвлечения внимания. Но это еще не значит, что эта теория неправильна. Ей, пожалуй, чего то не хватает, какого то дополнительного утверждения для того, чтобы она полностью нас удовлетворяла. Но некоторые ошибочные действия можно рассмотреть также и с другой стороны.

Начнем с оговорки, она больше всего подходит нам из ошибочных действий. Хотя с таким же успехом мы могли бы выбрать описку или очитку. Сразу же следует сказать, что до сих пор мы спрашивали только о том, когда, при каких условиях происходит оговорка, и только на этот вопрос мы и получали ответ. Но можно также заинтересоваться другим и попытаться узнать: почему человек оговорился именно так, а не иначе; следует обратить внимание на то, что происходит при оговорке. Вы понимаете, что пока мы не ответим на этот вопрос, пока мы не объясним результат оговорки с психологической точки зрения, это явление останется случайностью, хотя физиологическое объяснение ему и можно будет найти. Если мне случится оговориться, я могу это сделать в бесконечно многих вариантах, вместо нужного слова можно сказать тысячу других, нужное слово может получить бесчисленное множество искажений. Существует ли что то, что заставляет меня из всех возможных оговорок сделать именно такую, или это случайность, произвол и тогда, может быть, на этот вопрос нельзя ответить ничего разумного?

Объяснение, которое оба автора пытаются вывести из своего собрания примеров, совершенно недостаточно. Они считают, что звуки и слоги в слове имеют различную значимость и иннервация более значимого элемента влияет на иннервацию менее значимого. При этом авторы ссылаются на редкие случаи предвосхищения и отзвука; в случаях же оговорок другого типа эти звуковые предпочтения, если они вообще существуют, не играют никакой роли. Чаще всего при оговорке употребляют похожее по звучанию слово, этим сходством и объясняют оговорку. Например, в своей вступительной речи профессор заявляет: Ich bin nicht geneigt (geeignet), die Verdienste meines sehr geschдtzten Vorgдngers zu wьrdigen [Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника]. Или другой профессор: Beim weiblichen Genitale hat man trotz vieler Versuchungen. Pardon: Versuche. [В женских гениталиях, несмотря на много искушений, простите, попыток.].

Таким образом, мы должны к соотношению звуков и сходству слов прибавить влияние словесных ассоциаций. Но и этого еще недостаточно. В целом ряде случаев оговорку едва ли можно объяснить без учета того, что было сказано в предшествующем предложении или же что предполагалось сказать. Итак, можно считать, что это опять случай отзвука, как по Мерингеру, но только более отдаленно связанный по смыслу. Должен признаться, что после всех этих объяснений может сложиться впечатление, что мы теперь еще более далеки от понимания оговорок, чем когда либо!

Но прежде чем мы выполним это намерение, я просил бы вас последовать по другому пути. Часто случается, что поэт пользуется оговоркой или другим ошибочным действием как выразительным средством. Этот факт сам по себе должен нам доказать, что он считает ошибочное действие, например оговорку, чем то осмысленным, потому что ведь он делает ее намеренно. Конечно, это происходит не так, что свою случайно сделанную описку поэт оставляет затем своему персонажу в качестве оговорки. Он хочет нам что то объяснить оговоркой, и мы должны поразмыслить, что это может означать: хочет ли он намекнуть, будто известное лицо рассеянно или устало, или его ждет приступ мигрени. Конечно, не следует преувеличивать того, что поэт всегда употребляет оговорку как имеющую определенный смысл. В действительности она могла быть бессмысленной психической случайностью и только в крайне редких случаях иметь смысл, но поэт вправе придать ей смысл, чтобы использовать его для своих целей. И поэтому нас бы не удивило, если бы от поэта мы узнали об оговорке больше, чем от филолога и психиатра.

Пример оговорки мы находим в Валленштейне (Пикколомини, 1 й акт, 5 е явление). Макс Пикколомини в предыдущей сцене страстно выступает на стороне герцога и мечтает о благах мира, раскрывшихся перед ним, когда он сопровождал дочь Валленштейна в лагерь. Его отец и посланник двора Квестенберг в полном недоумении. А дальше в 5 м явлении происходит следующее:

(Настойчиво и нетерпеливо.)

А мы ему в подобном ослепленье
Позволили уйти, мой друг,
И не зовем его тотчас обратно —
Открыть ему глаза?

Фрейд…сегодня это уже в определённом смысле не историческая личность, а явление повседневности. Дискуссии, споры и упоминания относительно его жизни и творчества протекают на всех интеллектуальных уровнях общества. От низшего рабочего, который ничего не слышал кроме фамилии, которую он возможно с гордостью вставляет в разговор, до докторов наук и общественных деятелей. Почему именно Фрейд так запомнился? Были же его ученики, были и некоторые предтечи в плане направлений исследований которые в будущем будет разрабатывать психоанализ, но запомнился именно Он.

Скорее всего, дело в том, что его учение стало революционно по своей сути, революционно, как открытие ядерного распада и первый запуск человека в космос. Ещё консервативное общество того времени, когда он опубликовал первые свои труды, с шоком отнеслось к этому. Моё личное мнение, что сегодняшние так же не утихающие дискуссии о психоанализе, это отчасти эхо настроений того времени, только сегодня, скорее со знаком + нежели — . Фрейд уже давно признан и сегодня по большей части его хотят понять, а не отвергнуть или, что хуже очернить. В истории гениальности так часто бывает, гений даёт обществу такие творения, что они превращаются в наследие, понять в полной мере которые ещё предстоит.

Однако сам Фрейд заботился о трактовке собственных взглядов, лично читая лекции как врачам так и не специалистам. Поэтому была издана книга “Введение в психоанализ”, где в предисловии сказано, что необходимость возникновения этой книги заключается в “возможности сохранить бесстрастность научного трактата” , а так же “дать материал в целостном завершённом виде” .

Для данной работы я избрал первую часть книги “Ошибочные действия”. Это первые лекции, которые были прочитаны в период 1915\1916 года.

Большая фантазия Фрейда: почему он был неправ? Психоанализ как новая религия

Ошибочные действия

Ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По-Фрейду они могут проявляться через: 1) оговорки, описки, очитки, ослышки. 2) забывание, запрятывание, затеривание, ошибки-заблуждения. Главное различие двух групп в том, что в первом случае нечто намеренно актуализируется, а во втором нечто намеренно не актуализируется.

Оговорки – один из распространённых видов ошибочных действий, разделяются по принципу на: замену слов противоположными и искажение слов смысл которых остаётся вполне ясным.

Границы ошибочных действий задаются тремя следующими условиями.

1) Ошибочное действие не выходит за определённые рамки, оно должно оставаться “в пределах нормальных явлений”.

2) Ошибочное действие имеет характер преходящего, временного нарушения.

3) Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его мотивах, нам кажется, что оно совершенно случайно и непреднамеренно.

Чтобы сразу отсечь большее число претензий к теории, например, таких как утверждение Вундта, что у утомлённого человека ассоциативные наклонности начинают преобладать над интенцией к верному произношению слов, нужно сказать что. Опыт показывает, что ошибочные действия проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованны. И почему подобные теории не могут дать исчерпывающего объяснения тому, что человек оговорился так а не иначе?

Начиная исследования при такой постановке вопроса, Фрейд и сам себе задаёт вопрос “существует ли что-то, что заставляет меня оговориться так, а не иначе?”. Ещё Мэрингер и Майер отмечали такие виды оговорок, как: перемещения, предвосхищения, отзвуки, смешения, замещения и субституции. Ф. пишет о том, что наибольший интерес представляют случаи таких оговорок, когда говорят совершенно противоположное тому что собирались. Он говорит это потому, что такие примеры в наибольшей степени подтверждают такой немаловажный постулат его теории ошибочных действий, как то, что: “ошибочные действия возникают в результате интерференции двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим”. Следуя этому пути, ошибочные действия сами по себе в таком их понимании, имеют смысл, они являются совершенно правильными, только они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, но как показывает жизнь это намерение и является первично верным. Очевиден ли их смысл или он требует некоторых размышлений – вопрос второй важности. Фрейд говорил что в первом случае смысл заменяется, а во втором искажается.

Психоанализ зигмунда фрейда

Однако подавление имеющегося намерения что-либо сказать, является непременным условием возникновения оговорки во всех случаях, когда за ней не стоит чисто физиологическая причина, а психический акт. О таком роде ошибочных действий, как забывание, Фрейд писал, что не может поверить ни в какую причину этого, кроме как неподконтрольная актуализация вытесненного намерения вместо замещающего его.

Подчёркиваю, что Фрейд не объясняет сущность процесса, говоря, что природу тенденции нарушающей речевое намерение нельзя определить по её проявлениям.

Примеры похожих учебных работ

Теория драм1

. или наоборот. В современном смысле перипетия чаще означает взлеты и падения действия, приключения, или менее значительный . развязка.Чаще всего конфликт выступает в виде коллизии (слово синонимичное конфликту), т.е. в виде открытого противостояния между .

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

. вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил. С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по . Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, .

Теория толкования снов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

. например деятельности сердечнососудистой системы. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций . противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл .

Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

. индивидуума (как реакции на определенные ключевые слова) «сложной системы связей, которая является центром . воздействия люди начинают переосмысливать некоторые значения слов, происходит трансформация значений, обладающих большой коммуникативной .

Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов

Людям свойственно ошибаться, и иногда мы говорим совсем не то, что мы хотели бы сказать. Большинство людей считает оговорку лишь простой случайностью, не уделяя ей никакого внимания, однако Зигмунд Фрейд был уверен в том, что даже за самой незначительной оговоркой стоит смысл, зачастую неизвестный даже самому оговорившемуся.

Фрейд увидел в оговорках огромное значение для исследования человеческой личности и ее настоящих намерений и мотивов и изучил психологические механизмы возникновения оговорок, которые до него не рассматривал ни один из ученых.

Основные положения психоанализа

Итак, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) – австрийский невропатолог и психиатр, который создал психоанализ. Под этим термином скрываются три значения, которые в комплексе отражают все представления Фрейда о человеческой личности и ее поведении.

Психоанализ – это психоаналитическая теория личности, а также метод терапии личностных расстройств и изучения неосознанных мыслей и чувств индивида.

В основе психоанализа лежит топографическая модель Фрейда, согласно которой психика состоит из трех уровней организации:

  • Сознание содержит мысли, чувства, ощущения и переживания, которые присущи человеку в данный момент времени и которые он четко осознает. Однако мы осознаем лишь незначительную часть своей психической жизни и той информации, которая хранится в нашем мозге. Более того, мы делаем это лишь в течение очень короткого времени, а затем вся эта информация переходит на другие психические уровни.
  • Предсознательное соединяет сознательное и бессознательное и включает в себя ту информацию о психических явлениях, которую мы не осознаем здесь и сейчас, но можем легко вспомнить при желании.
  • Бессознательное является самой потаенной и неизведанной областью человеческого разума и содержит в себе весь психический опыт человека. Бессознательное является самым интересным и значимым предметом изучения человеческой личности, поскольку именно в него сознание вытесняет все те эмоции, желания и воспоминания, которые ему угрожают. Здесь хранится информация о наших психологических травмах, подавленных сексуальных желаниях, самых негативных чувствах и т.д.

Через некоторое время после создания своей модели организации психики Фрейд выделил и три структуры личности – ид, эго и суперэго:

Эта структурная модель психической жизни напрямую связана с уровнями сознания, которые Фрейд выразил в концепции неосознаваемых психических процессов: сфера Ид является полностью неосознаваемой, а вот Эго и Суперэго присутствуют на всех уровнях сознания; при этом само сознание также охватывает все личностные структуры, однако основная его часть формируется именно импульсами, исходящими от Ид.

Таким образом, поведение человека практически всецело обусловлено импульсами, которые находятся вне сферы сознания. Если человек начинает пытаться осознать их, это приведет к сильнейшему внутреннему сопротивлению. Однако эти импульсы находят свое выражение в других, скрытых формах, изучение которых позволяет изучить те сферы человеческой психики, которые нам неподвластны.

Что значит оговорка по Фрейду, простыми словами объяснить человеку, не знакомому с его трудами, довольно непросто. Поэтому сначала мы расскажем об ошибочных действиях, к которым относится оговорка, чтобы вам было легче понять рассуждения Фрейда.

Механизмы возникновения ошибочных действий

Согласно Фрейду, все ошибочные действия объединяются двумя основными характеристиками:

Фрейд выделял три категории ошибочных действий:

  • оговорки, описки, очитки и ослышки (когда человек неосознанно заменяет одно слово другим при устной или письменной речи, а также читает и слышит не то, что сказано или написано на самом деле);
  • временное забывание (когда мы не можем вспомнить, как кого-то зовут, слова, сказанные кем-то, забываем о том, что хотели сделать, и т.д.);
  • запрятывание, затеривание и ошибочное захватывание вещей.

Однако Фрейд был уверен, что, несмотря на то, что данным явлениям уделяют мало внимания не только большинство людей, но и научные круги, на самом деле они играют огромную роль в исследовании человеческой личности, поскольку зачастую именно за самыми незначительными признаками скрывается истинная суть вещей.

Фрейд считал, что ошибочные действия неслучайны. Так думали и некоторые другие исследователи, однако они рассматривали лишь физиологические и психофизиологические факторы, которые лежат в основе этих действий.

Фрейд не в коем разе не оспаривал эту теорию возникновения ошибочных действий, однако считал, что далеко не все из них можно объяснить таким образом: его опытные наблюдения доказывали, что ошибочные действия совершают и абсолютно здоровые и спокойные люди. Кроме того, такое объяснение исключает тот факт, что выполнение многих действий происходит автоматически и требует минимальной концентрации внимания. Например, мы не думаем, куда мы идем, однако не сбиваемся с пути.

Поэтому Фрейд считал, что есть какие-то другие, более глубокие и личностные, психологические мотивационные факторы, которые скрываются за ошибочными действиями и которые другие исследователи упускают из вида.

Оговорка по Фрейду: что это значит?

Под оговоркой подразумевается употребление человеком в устной речи слова, отличного от желаемого. Простыми словами, оговорка проявляется в том, что человек говорит не то, что он хотел (намеревался) сказать.

Как мы уже говорили ранее, Фрейд был уверен в том, что ошибочные действия (в частности, оговорка) возникают по каким-то психологическим причинам. Следовательно, за ними стоит какой-то смысл, исследуя который можно познать личность человека.

Механизмы возникновения оговорок

В попытках объяснить результат оговорки с психологической точки зрения, Фрейд задавался вопросом о том, почему человек оговаривается так, а не как-то иначе, ведь из бесконечного множества вариантов искажений человеческий мозг выбирает именно то слово, которое получается в результате оговорки, а не какое-то иное. Его интересовало то, происходит ли этот выбор случайным образом или же он основывается на чем-то важном.

Фрейд соглашался с тем, что соматические условия, открытые другими исследователями, могут способствовать возникновению оговорок, однако считал их недостаточными для того, чтобы человек оговаривался только из-за них.

Исследуя оговорки, Фрейд заметил, что в большинстве случаев их смысл совершенно очевиден, хотя некоторые оговорки и вовсе кажутся абсолютно бессмысленными. Однако даже такие оговорки при тщательном рассмотрении имеют значение.

Исследуя смысл оговорок – их значение и намерение, Фрейд проверял свои предположения, изучая множество примеров.

Доказательства осмысленности оговорок

Фрейд нашел доказательство своих идей в творчестве великих поэтов, которые пользуются оговоркой, как средством речевой выразительности, отражающим истинные мотивы своих героев.

Фрейд также рассматривал искажения в употреблении имен, отмечая, что зачастую в них присутствует намерение переиначить имя путем шуточного оскорбления, на основе чего он пришел к выводу, что и при других оговорках может присутствовать то же самое намерение к оскорблению, что наблюдается при искажении имен.

Роль намерений в оговорках

Фрейд выделял два вида намерений: нарушенное и нарушающее. Нарушенное намерение представляет собой то, что человек хотел сказать, а нарушающее – то, что человек сказал в результате оговорки.

Важно отметить и то, что то, что человек хотел сказать, в таком случае, не является его реальным отношением к объекту говорения, т.е. то, что он хотел сказать, – это то, что ему необходимо было сказать, то, что, по его мнению, было правильно сказать. А то, что он сказал в результате оговорки, – как раз то, что он хотел сказать на самом деле, его истинное видение ситуации.

Изучая намерения, Фрейд выявил, что сказанное в результате оговорки может находиться в трех видах зависимости от нарушенного намерения:

  • Оно строго противоположно тому, что человек намеревался сказать (это говорит о том, что иногда мы оговариваемся в результате того, что хотим сказать то, что является прямым противопоставлением тому, что думаем на самом деле).
  • Оно имеет вид поправки или дополнения к тому, что человек хотел сказать (в этом случае то, что мы думаем на самом деле, не противоречит тому, что мы хотим сказать, однако есть нечто, что мы утаиваем, а в результате оговорки мы будто добавляем второй смысл к исходному смыслу намерения).
  • Оно отражает не истинное отношение человека к ситуации, а то, о чем он думал в данный момент времени и что полностью занимало его мысли.

Фрейд также изучал отношение людей к собственным оговоркам и выявил следующее:

  • Зачастую людям известно то, что они думают на самом деле, и перед оговоркой они прекрасно это осознают.
  • В других случаях, оговорившись, человек признает, что он действительно на самом деле думал то, что сказал вследствие оговорки, однако перед тем, как ее сделать, он не осознает этого.
  • Иногда люди не только не осознают свои истинные намерения перед оговоркой, но и отрицают сам факт того, что на самом деле они думают отличное от того, что хотели сказать.

Несмотря на существенные различия в этих случаях, Фрейд заметил, что абсолютно во всех ситуациях, когда происходят оговорки, намерение оттесняется человеком. Таким образом он нашел ответ на главный вопрос о том, почему человек совершает оговорку: непременным условием ее возникновения является именно подавление имеющегося у индивида намерения, а не физиологические или психофизиологические факторы.

Именно в этом и заключается суть такого феномена, как оговорка по Фрейду. Что это значит? Простыми словами, механизм оговорки следующий: человек решает (осознанно или неосознанно) не допустить в речи выражения своего истинного отношения к объекту говорения, но оттесненное им намерение все-таки проявляется в ее форме.

Фрейд интересовался оговорками и другими ошибочными действиями потому, что они способны дать обширный материал, ценный для психоанализа.

Значение оговорок по Фрейду для психоанализа

Именно анализ ошибочных действий позволяет человеку обнаружить скрытые намерения – свои или чужие, с помощью которых можно познать истинную сущность себя и других людей.

Психоанализ, возможный в ходе рассмотрения оговорок, заключается в том, что, если подметить оговорку и проанализировать, почему человек оговорился именно так, а не как-то иначе, можно понять те стороны его личности, которые он скрывает, или те, что не осознаются даже им самим.

Давайте рассмотрим, каким образом происходит психоанализ путем изучения оговорок:

Кратко резюмируя, можно сказать о том, что Зигмунд Фрейд выявил, что ошибочные действия, в частности оговорки, не являются хаотичными случайностями, а представляют собой целенаправленные психические акты, имеющие скрытый смысл и возникающие как результат противодействия двух различных намерений: того, о чем человек думает на самом деле, и того, что он считал необходимым или правильным озвучить.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы обязательно найдете себя и свое место в этом мире!

А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи и проверить свои знания:

Сергей Шибков

К ошибочным действиям относятся:
оговорки,
описки,
очитки,
ослышки,
забывание на короткое время, а потом вспоминание (например, имён или выполнить намерение),
запрятывание,
затеривание,
заблуждение на короткое время.

Проблема серьёзна, т.к. трудно объяснить, как человек с хорошим слухом посреди бела дня может услышать то, чего нет.

Традиционные объяснения:
- если ему нездоровится и он устал
- если он взволнован
- если он слишком занят другими вещами

Все объяснения сводятся к тому, что разные помехи отвлекают внимание человека и он совершает ошибочное действие.

На первый взгляд, теория отвлечения внимания верная – ничего ложного не усматривается. Но всё же она не всё описывает – явно чего-то в таком объяснении не хватает.

Существует большое количество действий, чисто автоматических и требующих минимального внимания, которые выполняются при этом абсолютно уверено. Например, хороший пианист не думает о том, какие клавиши ему нажимать.

Если случается оговориться, то это можно сделать в бесконечно многих вариантах, вместо нужного слова можно сказать тысячу других или нужное слово может получить бесчисленное множество искажений. Что же заставляет из всех возможных оговорок сделать именно случившуюся? – этого теория отвлечения внимания не объясняет.

Оговорки можно объяснять созвучностью слов. Исследование 1895, Мерингер (филолог) и Майер (психиатр) – сделали классификатор оговорок. Выяснилось, что лишь небольшая часть оговорок происходит при созвучии слов.

Сергей Шибков

До этого момента мы рассматривали условия возникновения оговорки и выяснили, что снижение внимания хоть и является верным объяснением, но не достаточным. Теперь, если рассмотрим смысл оговорки, то увидим, что оговорка вовсе не является ошибочным действием, а оговорившийся имеет своей целью выразить какую-либо мысль.

Чрезвычайно тонко художественно мотивированная и технически блестяще использованная оговорка доказывает, что поэты хорошо знают механизм и смысл ошибочных действий и предполагают их понимание у слушателя.

Сергей Шибков

Данной группе случаев, в которых ошибочные действия сами указывают на свой смысл, противостоят другие, в которых оговорки не имеют явного смысла. Например, если при оговорке кто-то коверкает имя собственное или произносит неупотребительный набор звуков. И лишь при ближайшем рассмотрении этих примеров обнаруживается, что в этих случаях тоже возможно понимание искажений.

Нужно прокомментировать, что в те времена автомобилей не было и люди ездили в повозках, запряжённых лошадьми. Поэтому если лошадь болела, то повозка не ехала и владельцу приходилось ходить пешком – это был драут.

Разница состоит в том, что в первом случае одно намерение полностью замещается другим, и тогда возникают оговорки с противоположным смыслом, в другом случае намерение только искажается или модифицируется.

Подобно тому, как заместительные оговорки использовались в стихотворениях, искажения могут использоваться в шутках невысокого свойства. Оскорблять кого-либо культурный человек пытается избегать. Однако, некоторые пытаются произнести имя неблагозвучно и внести в него что-то унизительное – это является своего рода оскорблением в форме шутки. Например, имя президента Французской республики Пуанкаре переделали в Швайнкаре.

Сергей Шибков

Ну вот мы без труда решили загадку ошибочных действий! Они не являются случайностями, а представляют собой серьёзные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений. Одно намерение является нарушенным, а другое – нарушающим.

Тут важно заметить, что Фрейд делает акцент на понятии психического акта. Психика представляется как система управления по отношению к телу. Команды, которые выдаёт психика телу обусловлены взаимодействием разного рода информации в психике. Психическим актом можно назвать то действие, которое обусловлено именно взаимодействием разного рода информации друг с другом. В противоположность действиям, которые вызваны происходящими в теле физиологическими процессами.

Фрейд, вообще, был первым психологом – т.е. учёным, который стал заниматься взаимодействием информации с информацией в человек. До него были только неврологи – которые занимались только физиологией (болезнями нервных тканей); и до него были психиатры – занимались взаимодействием физиологического с информацией (например, заметили, чтоб не было трясучки, надо принимать соляные ванны). Фрейд первым научился устранять трясучку, оперируя только информацией – т.е. поговорив с человеком.

Нет доказательств, что все оговорки устроены именно так. Но практика показывает, что разбирая каждый конкретный случай оговорки, обнаруживается такое скрытое намерение.

Даже если бывают оговорки устроенные иначе, то это не мешает сделать главный вывод – в природе человеческой психики существуют такие явления, как бессознательные процессы. В данном случае – скрытое нарушающее намерение.

Это очень важный вывод. Поскольку до Фрейда считалось, что человек делает только то, что осознано решил сделать. А оказывается, что некоторые действия человек делает помимо своей воли.

Аналогично ошибочным устроены так же и случайные, или симптоматические действия – например, человек напевает что-то или крутит в руках что-либо.

Кстати, то что мы понимаем оговорки сделанные поэтами в стихотворениях, свидетельствует, что у нас так же есть и бессознательные механизмы, ответственные за это.

Что касается таких факторов:
- плохое самочувствие
- отвлечение внимания
- созвучие слов

Оговорки могут возникать и без них. Они не определяют, какая именно возникнет оговорка. Но они увеличивают вероятность возникновения оговорки. Таким образом теория Фрейда не отрицает имевшиеся, а вносит в них существенную деталь (бессознательное намерение).

Сергей Шибков

Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия являются своего рода вершиной этого вида действий. Повторяемость проявлений обнаруживает устойчивость, которую почти никогда нельзя приписать случайности, но можно объяснить преднамеренностью. Наконец, замена одних видов ошибочных действий друг другом свидетельствует о том, что самым важным и существенным в ошибочном действии является не форма или средства, которыми оно пользуется, а намерение, которому оно служит и которое должно быть реализовано самыми различными путями.

Ещё некий господин рассказывал, что однажды по неизвестным причинам в течении нескольких дней он забывал письмо на письменном столе. Наконец отправил его, но получил обратно, так как забыл написать адрес. Написав адрес, он принёс письмо на почту, но оказалось, что забыл наклеить марку. Тут уж был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо.

Сергей Шибков

Нарушенное намерение само по себе известно, оговорившийся его признаёт. О нарушающем намерении можно догадаться в тех случаях, когда произошло явное замещение одного слова другим. Когда же нарушающее намерение только искажает нарушенное, то узнать о том, каково оно, можно только спросив говорившего, почему он сделал именно такую оговорку.

Отвечая на вопрос, человек старался объяснить свою оговорку, вот и сказал первое, что пришло ему в голову и показалось пригодным для объяснения. Но это ещё не доказательство, что оговорка возникла именно таким образом. Конечно, могло быть и так, но с таким же успехом и иначе. Ему в голову могло прийти и другое объяснение, такое же подходящее.

Фрейд, основываясь на своей практике, утверждает, что другого в голову прийти не могло. Не существует личной психической свободы. Если были какие-то мотивы сделать оговорку, говорившему поставлен вопрос о причинах такой оговорки, он честно пытается на него ответить – тогда ему в голову придёт вполне определённый мотив, и другого прийти в голову не может.

То что человек делает, по большому счёту, определяется двумя факторами – внешними условиями, в которые человек поставлен, и содержанием его внутреннего мира в момент принятия решения. Когда люди поставленные в одни и те же условия, им задан один и тот же вопрос – и они дают разные ответы, тогда из этого следует, что их ответы обусловлены именно их разным внутренним миром. А поскольку вопрос задавался с целью именно выяснить, содержание внутреннего мира – то следовательно, спрашивающий успешно достиг своей цели.

Может показаться, что у человека есть свобода воли т.к. он делает то, что ему хочется. Но человек не контролирует, чего же ему хочется. Человек может захотеть побороть своё желание, но он не контролирует, в каких случаях ему захотелось побороть это желание. Фрейд сторонник научного детерминизма – человек является автоматом, функционирующим по определённым законам.

Сергей Шибков

В данном случае Фрейд считает нужным нарушить заявленный выше принцип, что всегда следует полагаться на слова расспрашиваемого, и остаётся при своём толковании оговорки. Фрейд сравнивает подобные случаи с судебным процессом: если подсудимый признаёт вину, то судья ему верит; если же тот свою вину отрицает – тогда судья принимает решение на основании имеющихся улик.

Сергей Шибков

Из практики анализа оговорок, Фрейд заметил, что все случаи делятся на три группы:
- говорившему известно нарушающее намерение и он сам его озвучивает, если спросить.
- говоривший не может сам озвучить нарушающего намерения, но он соглашается с предложенным ему толкованием, при этом будучи удивлённым.
- говоривший энергично отвергает сделанное толкование нарушающего намерения.

В первых двух случаях, когда говоривший не отрицает толкования, он замечает одну важную деталь – в обоих случаях говоривший решил не допустить выражения нарушающего намерения в речи, старался оттеснить его. И тогда произошла оговорка, т.е. оттеснённое намерение всё-таки проявилось против его воли.

Очевидно, что во втором случае степень оттеснения гораздо больше – т.к. говоривший сам не может обнаружить нарушающего намерения. Но удивительно, что это ничуть не мешает этому намерению вызвать оговорку!

Далее Фрейд делает экстраполяцию, что принцип вытесненного намерения можно распространить и на третий случай – т.е. тоже именно вытесненное намерение приводит к оговорке в этом случае, только степень вытеснения в данном случае настолько большая, что человек даже не может обнаружить вытесненное намерение, когда ему на него указывают, и потому совершенно добросовестно отрицает это намерение.

Таким образом, Фрейд приходит к выводу, что подавление какого-либо намерения является необходимым условием для возникновения ошибочного действия (оговорки), т.е. действия происходящего помимо воли человека.

Сергей Шибков

Выводы сделанные на основе исследования оговорок справедливы и для других психических процессов (наличие нарушенного намерения и нарушающего, которое вытеснено). На примере других видов ошибочных действий можно обнаружить ещё кое-какие психические закономерности, которые так же справедливы и для других процессов в психике. Рассмотрим их.

Рассмотрим искажение звучания при оговорке. Если кто-то произносит кратко долгий гласный вследствие чем-то мотивированного нарушения, проявившегося в произношении данного слова, то следующую за ней краткую гласную он произносит долго и делает новую оговорку, как бы компенсируя этим предыдущую. Это явление в психологии называется компенсацией, оно проявляется и в других психических процессах.

Например, если ребёнка в детстве все унижали, то когда он вырастет и получит возможность унижать других, то будет делать это просто для удовольствия. Потому что психические механизмы работают независимо от наполнения – наполнением может быть и звучание слогов в слове, и факт унижения – и то, и другое будет вызывать компенсацию.

Что касается описки, то всё происходит так же, как при оговорке.

Что касается очитки, то в этом случае всё проще. Одна из двух конкурирующих тенденций заменяется здесь сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее устойчива. То, что следует прочитать, в отличие от того, что намереваешься написать, не является ведь собственным продуктом психической деятельности читающего. Не то чтобы при очитке обнаруживалось бы что-то совершенно противоположное, но важность содержания мысли, приводящего к очитке, намного очевиднее, чем оттеснение, которому оно до того подверглось.

Забывание намерений, как мы уже знаем, однозначно толкуется даже неспециалистами (хозяйка, которая забыла про гостей). Однако, причины забывания какого-либо намерения могут быть разными. Например, если кто-нибудь забывает про встречу, назначенную другому, то чаще всего это объясняется прямым отказом от встречи с этим лицом. Но иногда анализ может обнаружить, что нарушающая тенденция имеет отношение не к данному лицу, а направлена против места, где должна состояться встреча, и связана с неприятным воспоминанием, которого забывший хочет избежать. Этот пример наглядно показывает, что одно и то же поведение (пропущенная встреча) может иметь разные причины (неприятен человек, неприятно место, неприятна тема разговора и т.п.).

Сергей Шибков

Забывание впечатлений и переживаний объясняется важным принципом: отказ памяти вспоминать то, что связано с неприятными ощущениями, и вновь переживать это неудовольствие при воспоминании. Например, Дарвин, когда заметил, что быстро забывает всё, что противоречит его теории, ввёл правило тщательно записывать такие факты.

Забывание имён и название обусловлено этим же принципом, забывать всё неприятное. Например, дама справляется у врача о здоровье общей знакомой, называя её по девичьей фамилии. Её фамилию по мужу она забыла. Затем она признаётся, что очень недовольна этим замужеством и не выносит мужа своей подруги.

Тут есть ещё одна очень интересная закономерность. Название часто бывает связано с рядом других названий в т.н. ассоциативный круг. Если память отказывается вспоминать одно из названий, принадлежащих какому-либо ассоциативному кругу, то могут быть забыты все названия этого ассоциативного круга. Например, Фрейд рассказывает, что однажды он никак не мог вспомнить название одного города (назывался Бизенц). И анализ показал, что причиной была не прямая враждебность, а созвучие с названием палаццо Бизенци в Орвието, где он раньше неоднократно жил (видимо, имел неприятные воспоминания). Таким образом, техники позволяющие что-либо запоминать с помощью ассоциаций, могут сыграть и обратную роль – построенные цепочки ассоциаций могут способствовать забыванию.

Затеривание и запрятывание вещей нам особенно интересно своей многозначностью, разнообразием тенденций, вследствие которых могут произойти эти ошибочные действия. Общим для всех случаев является то, что какой-то предмет хотели потерять, но причины и цели этого действия разные. Вещь теряют, если она испортилась, если напоминает о человеке, с которым испортились отношения, или если она была приобретена при обстоятельствах, о которых не хочется вспоминать. Вещи затериваются когда они перестают нравиться и ищешь предлог заменить их другими, лучшими. С этой же целью вещи роняют, портят, ломают. Можно ли считать случайностью, что как раз накануне своего дня рождения школьник теряет, портит, ломает нужные ему вещи, например старый ранец?

Действия по ошибке и заблуждения часто маскируют желания, которые не осознаются. Например, однажды Фрейд запретил своему пациенту общаться с кем-то из своих родственников, т.к. это мешало лечению. Как-то раз этот пациент собирался позвонить Фрейду, но вместо этого назвал номер того самого родственника – значит, у него было скрытое намерение. Или кто-то, в результате заблуждения, может назвать врача полицейским – это выдаст его отношение к нему.

Вообще говоря, ошибочные действия часто принимают за т.н. народные приметы. Например, если что-то забыл и вернулся за этим обратно домой, то дороги потом не будет. Объясняется это просто, если что-то забыл (например, выключить свет), то бессознательно не хотел уходить, т.к. бессознательно понимал, что это не хорошо – это бессознательное желание заставило оставить свет включённым. Рекомендуется наблюдать за собственными ошибочными действиями и, при немногозначных тенденциях, делать из этого соответствующие выводы.

При оговорке, описке и т.д. могут встречаться случаи чисто физиологического характера, в случаях же забывания имён, намерений, запрятывания предметов и т.д. едва ли можно согласиться с таким объяснением. Затеривание, по всей вероятности, может произойти и нечаянно. К случайным, видимо, нельзя отнести те, причины которых чисто психические – без физиологических, и без внешних.

Читайте также: