Анализ она не гордой красотою лермонтов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

В творчестве М. Лермонтова особняком стоит цикл произведений, посвященных утраченной возлюбленной. До конца жизни тема вечной разлуки – одна из основных в его лирике.

Автор посвящает строки своей избраннице, затрагивая одну из вечных тем – любовь. Слова пропитаны искренностью и нежностью. Лирический герой, он же автор, питает сильные эмоции и боготворит объект воздыхания.

Читайте по теме:

Композиция

Произведение написано двухсложным размером – ямбом. Рифма используется перекрестная с чередованием гласных и согласных окончаний.

В стихотворении две части. Если в первой поэт отрицает ряд общепринятых достоинств возлюбленной, то во второй половине рассказывает о том, что ценно для него. Любовь лирического героя безусловна.

Перед читателем яркий пример любовной лирики М.Ю. Лермонтова. В этом произведении герой не только любит, но и любим. Поэтому настроение стиха легкое и окрыленное.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Тропы прекрасно дополняют образы и передают отношение героя к его половинке.

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Анализ 2

Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.

Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты. В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность.

Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.

Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану

Она не гордой красотою

Возможно вам будет интересно

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

Сердце Лермонтова любило многих женщин. Писатель всегда испытывал трепетные и нежные чувства, даже если они были не взаимны. Еще, будучи молодым парнем, Лермонтов влюбился в двух девушек Сушкову и Лопухину. Писатель понимал, что если выберет Сушкову, ему предстоит пройти трудный путь по завоеванию ее сердца, так как избранница особо не была в него влюблена. Отказавшись от чувств Варвары Лопухиной, поэт выбирает тяжелый путь в любви с Сушковой. Через некоторое время становится известно, что Лопухина выходит замуж, и у Лермонтова возникает как чувство любви, так и чувство ревности. Девушка, оказывается, любила писателя уже давно, она даже готова была пойти на крайние меры, расторгнуть брак с мужем. Поэт этого не оценил, и прекратил с ней отношения. Несмотря на неудачу в любви Лермонтов на протяжении жизни делился с девушкой своими произведениями. Можно сказать, что она была первой, которая их читала. Только одно стихотворение, которое Лермонтов посвятил Лопухиной, девушка смогла прочитать после того, как поэта не стало.

Стихотворение "Она не гордой красотою" относится к любовной лирике поэта. Произведение описывает девушку, главную героиню, точнее ее образ, который остался в душе влюбленного писателя. Казалось бы, молодой поэт должен восхищаться наивными кокетками. Но он восхищен девушкой, на фоне которой, все остальные теряют свою привлекательность. Автор словно из воспоминаний воссоздает образ любимой девушки, в ней нет ничего божественного, она не может отличиться шикарными формами. Героиня своими чертами и речью, вдохновляет и располагает к себе. У нее полностью отсутствуют черты наигранности и неестественности, именно это и цепляет людей за живое. Лермонтов понимает, что он упустил шанс быть счастливым, когда предпочел Лопухиной другую женщину. Это теперь его бремя, остается только запомнить любимую, а память о чувствах к ней сохранить навсегда в душе.

Лермонтов смог через стихотворение передать идеальный образ любимой девушки. Свое произведение он словно поделил на две части. В первой части автор поведал о качествах внешности героини, которыми она не обладает. Он делает упор на то, что девушка обычная и земная, в ней словно нет ничего особенного. Во второй части Лермонтов перечисляет ее истинные достоинства, которые без колебаний подчеркивают ее особенность среди других женщин. Лишь естественность и чистая натура любимой запомнилась писателю на всю жизнь. Он словно не хотел замечать ничего другого в ней, она для него навсегда осталась искренней и настоящей.

Картинка к стихотворению Она не гордой красотою

Она не гордой красотою Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Лирику Фета можно разделить на два периода. Первый приходится на юношество и молодость поэта. Тогдашние его стихи лёгкие, безоблачные, безмятежные. Второй период начинается с 1849 года. Стихи после него стали более мрачными,

Многие поэты обладают неким даром предвиденья, они уже с ранних пор ощущали, что ждет их в дальнейшей жизни, и в большинстве случаев это были труднейшие испытания. Таким же чувством обладала русская поэтесса Марина Цветаева, которая

Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

Стихотворение А. Фета "Если ты любишь" представляет две смысловые части, каждая из которых прикрыта признательными фразами в любви поэтом. В сторону его избранницы сыплются нежные пожелания быть вместе,

Говорят, что поэзия – это встреча двух великих собеседников: поэта и читателя. А язык поэзии – это душа одного из них. Наслаждаясь красотой поэтического слова, другой учится думать. Недаром ведь известный английский поэт Уитмен когда-то

Анализ 2

Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.

Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты. В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность.

Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.

Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Маяковского Паспорт
    Паспорт – это самый документ каждого человека. Он нужен и в повседневной жизни в родной стране, и, особенно, когда выезжаешь за её пределы. Вот и Маяковский много путешествовал, бывал в Европе и Америке. Стихотворение было написано через семь лет
  • Ахматова
    Ахматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:
  • Анализ стихотворения Фета Рыбка
    Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых
  • Анализ стихотворения Некрасова Пророк
    Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.
  • Анализ стихотворения Хлебникова Заклятие смехом
    Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена

Стихи Лермонтова о любви

Пусть я кого-нибудь люблю

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно На сердце, жжет, хотя темно;
Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу – как неба властелин – В прекрасном мире – но один.

К *** (Я не унижусь пред тобою…)

Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы Для зблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала Ты заменить его венец, Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга Я удалюся, может быть; Но слишком знаем мы друг друга, Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил,- Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!

Нет, не тебя так пылко я люблю

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых — уста давно немые, В глазах — огонь угаснувших очей.

Я не хочу, чтоб свет узнал…

Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, за что страдал, Тому судья лишь бог да совесть.

Им сердце в чувствах даст отчет, У них попросит сожаленья; И пусть меня накажет тот, Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей, Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков, Он двух стихий жилец угрюмый И, кроме бури да громов, Он никому не вверит думы…

Поцелуями прежде считал…

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю.

И слезами когда-то считал Я мятежную жизнь мою, Но тогда я любил и желал – А теперь никого не люблю!

И я счет своих лет потерял И я крылья забвенья ловлю: Как я сердце унесть бы им дал! Как бы вечность им бросил мою!

Время сердцу быть в покое…

Время сердцу быть в покое От волненья своего С той минуты, как другое Уж не бьется для него;

Но пускай оно трепещет – То безумной страсти след: Так все бурно море плещет, Хоть над ним уж бури нет.

Неужли ты не видала В час разлуки роковой, Как слеза моя блистала, Чтоб упасть перед тобой?

Ты отвергнула с презреньем Жертву лучшую мою, Ты боялась сожаленьем Воскресить любовь свою.

Но сердечного недуга Не смогла ты утаить; Слишком знаем мы друг друга, Чтоб друг друга позабыть.

Так расселись под громами, Видел я, в единый миг Пощаженные веками Два утеса бреговых;

Но приметно сохранила Знаки каждая скала, Что природа съединила, А судьба их развела.

Она поет – и звуки тают…

Она поет – и звуки тают Как поцелуи на устах, Глядит – и небеса играют В ее божественных глазах;

Идет ли – все ее движенья, Иль молвит слово – все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты.

Они любили друг друга так долго и нежно…

Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! Но, как враги, избегали признанья и встречи, И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом страданье И милый образ во сне лишь порой видали. И смерть пришла: наступило за гробом свиданье… Но в мире новом друг друга они не узнали.

Она была прекрасна, как мечта…

Она была прекрасна, как мечта Ребенка под светилом южных стран; Кто объяснит, что значит красота: Грудь полная иль стройный, гибкий стан, Или большие очи? — но порой Все это не зовем мы красотой: Уста без слов—любить никто не мог; Взор без огня — без запаха цветок! О небо, я клянусь, она была Прекрасна. я горел, я трепетал, Когда кудрей, сбегающих с чела, Шелк золотой рукой своей встречал, Я был готов упасть к ногам ее, Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все, Чтоб получить один, один лишь взгляд Из тех, которых все блаженство — яд!

К Л.- (У ног других не забывал…)

У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней;

Так память, демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну!

Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной;

Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну!

И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим;

И где бы я ни стал искать Былую тишину, Все сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну!

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.

Ребенку

О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю… О, если б знало ты, как я тебя люблю! Как милы мне твои улыбки молодые, И быстрые глаза, и кудри золотые, И звонкий голосок!— Не правда ль, говорят, Ты на нее похож?— Увы! года летят; Страдания ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили В груди моей; тот взор, исполненный огня, Всегда со мной. А ты, ты любишь ли меня? Не скучны ли тебе непрошеные ласки? Не слишком часто ль я твои целую глазки? Слеза моя ланит твоих не обожгла ль? Смотри ж, не говори ни про мою печаль, Ни вовсе обо мне… К чему? Ее, быть может, Ребяческий рассказ рассердит иль встревожит… Но мне ты всё поверь. Когда в вечерний час, Пред образом с тобой заботливо склонясь, Молитву детскую она тебе шептала, И в знаменье креста персты твои сжимала, И все знакомые родные имена Ты повторял за ней,— скажи, тебя она Ни за кого еще молиться не учила? Бледнея, может быть, она произносила Название, теперь забытое тобой… Не вспоминай его… Что имя?— звук пустой! Дай бог, чтоб для тебя оно осталось тайной. Но если как-нибудь, когда-нибудь, случайно Узнаешь ты его — ребяческие дни Ты вспомни, и его, дитя, не прокляни!

В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто.

Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не менее, молодые люди вели обширную переписку, и Варвара Лопухина была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели.

Читайте также: