Анализ олимпиады по русскому языку школьный этап 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ проведения школьного этапа

Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку

2020-2021 учебный год.

Дата:17 марта 2021 года.

Олимпиада по русскому языку и литературе проводилась в целях выявления у учащихся образовательных учреждений филологических способностей, развития интереса к русскому языку и литературе, поддержки одаренных детей.

Задания были рассчитаны на способных учащихся. Некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного и адекватного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания и литературоведения.

Результаты олимпиады свидетельствуют о среднем уровне подготовки учащихся по русскому языку и литературе. Учащиеся не смогли набрать максимальное возможные количество баллов при ответе на олимпиадные задания.

Учащиеся 7-8 классов продемонстрировали по русскому языку хорошие знания в области морфологии, умение определять частеречную принадлежность слова, сформированные орфографические и пунктуационные навыки. Значительные затруднения у учащихся вызвало задание с определением названия словаря, из которого были взяты словарные статьи, никто не сумел грамотно проанализировать особенности строения словарных статей. Это свидетельствует о том, что при изучении программного материала учителями не уделяется должного внимания работе со словарями. Несмотря на то, что фразеология изучается с начальной школы, задания по данному разделу также вызвали затруднения всех параллелей участников.

Учащиеся 4-6 классов показали хорошие результаты по русскому языку в области орфографии, морфологии, лексикологии, словообразовании. Около половины заданий, кроме конкретного ответа, требовали от участников комментария, собственных примеров. Именно эта, творческая, часть олимпиадных заданий вызвала наибольшие затруднения. Также из анализа работ учащихся можно сделать вывод, что особую сложность представлял собой перевод древнерусского текста. Некоторые ученики не смогли даже частично передать содержание предложенных текстов. Это говорит о том, что такой вид работы не практикуется в школе и требует знаний, выходящих за пределы школьной программы.

В целом школьники справились с заданием, некоторые интерпретации получились интересными, эмоциональными, раскрывающими мысли авторов и личные впечатления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калач.Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -ачь от коло - "колесо". Современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку (хлеб крууглой формы).

Ошеломить. Собственно русское. Образовано суффиксально-префиксальным способом от шелом - "шлем". Первоначально - "сбить шлем".

Какой корень у слов калач и ошеломить в современном русском языке? Почему?

9) Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.

10) Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий:

машинистка -

2. а) звук, б) столбцы

3. заскрипела, предрассветная, безграмотный, сладкий

4. удачливый, расчетливый, опасливый, опасный.

5. победить, обещать, надоедать, придумывать, заблудиться.

6. наша жизнь, тесно связана, связана с природой.

8. Корни этих слов -калач - и -ошелом - в современном русском языке. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова они толкуются так: калач - пшеничный хлеб в форме замка с дужкой; ошеломить - внезапно удивить, крайне озадачить. Слово коло давно нет в нашем языке, а шлем остался как историзм.

9. Слово Иванов - фамилия. Если она употреблена в Творительном падеже, то получается, что некий человек по фамилии Иванов доставил заказ. Если употреблена в Дательном падеже, то получается, что заказ был доставлен семье с такой фамилией.

10. дояр, переписчик на пишущей машинке, маникюрщик, медбрат.

Разбалловка всего 27 баллов)

Задание №1 - 1 балл за верный ответ.

Задание№2 - всего 2 балла, по 1 баллу за верный ответ из каждой группы.

Задание №3 - всего 4 балла (за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).

Задание №4 - всего 4 балла( за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).

Задание №5 - всего 2,5 балла( за каждый верно подобранный глагол по 0,5 балла)

Задание №6 - всего 1,5 балла (за каждое словосочетание по 0,5 балла)

Задание №7 - всего 1 балл(за верное слово)

Задание№8 - всего 6 баллов: - 2 балла за верно указанный корень в слове калач.

- 2 балла за верно указанный корень в слове ошеломить

- 2 балла за развернутый ответ на вопрос

Задание№9 - всего 3 балла:

- если ученик дал полный ответ на вопрос, доказал несколько вариантов значения данного предложения - 3 балла ;

- если ученик дал неполный ответ, выдвинул только один вариант ответа, но пояснил -1,5 балла;

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

I ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2016-2017 учебный год

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

Основные цели проведения олимпиады:
- представление возможностей для развития и реализации образовательных потребностей учащихся в рамках учебного плана;

- выявление уровня сформированности образовательных потребностей учащихся в части научно-исследовательской деятельности;

- создание условий для допрофессиональной и профессиональной ориентации учащихся через развитие их интеллектуальных и творческих способностей.

- развитие познавательной активности учащихся; - привлечение учащихся к научно-исследовательской работе; - выявление наиболее способных учащихся для участия в окружных предметных олимпиадах

В I этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла приняли участие 59 учащихся. В школе были проведены олимпиады по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, немецкому и английскому языкам.

Наибольшее количество участников было на олимпиаде по истории -31 человек.

Распределение участников школьного этапа

Всероссийской предметной олимпиады по предметам

Название предмета

по предмету

Всего по классам

Победителями и призёрами в I этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Русский язык

Обществознание

Олимпиада прошла организована, согласно графику проведения.

По сравнению с английским языком, где учащимся было предложено 3 задания, по немецкому языку учащиеся должны были выполнить от 5 до 7 заданий, начиная с 5 класса. Задания по аудированию для 5-6 классов были сложными. Также слишком объемными были тексты для понимания в 10- 11 классах. Не все олимпиадные задания соответствовали учебному плану. Был взят материал, который не изучался учащимися в этом году.

Анализируя проведение олимпиады по русскому языку можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-11 классах соответствовали материалу учебной программе, творческие задания позволяют каждому проявить себя в удобной для него творческой работе. Обучающиеся справились.

Анализируя проведение олимпиады по литературе можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-9,11 классах соответствовали материалу учебной программе. Содержание заданий соответствует учебному материалу. Задания выбраны оптимально.

Олимпиадные задания по истории составлены в соответствии с программными требованиями. Кроме заданий на знание фактического материала, учащимся были предложены задания на определение понятий и умение грамотно писать термины, с которыми обучающиеся справились.

Работа над ошибками, работа с хронологической последовательностью (даты, термины, выдержки из документов и т.д.), а так же интересные темы эссе.

Олимпиадные задания по обществознанию (тесты) в 10 классе были составлены по программе Л.В. Боголюбова. Темы, касающиеся познания не были рассмотрены на уроках и дополнительных занятиях по обществознанию. Но в целом учащиеся справились с предложенными заданиями успешно. Также были предложены задания на знание не только фактического материала. И логические задания и задания на определение понятий и умение грамотно писать термины.

Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:

1) ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;

2) ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;

3) ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять

усилия в соответствии с оставшимся временем.

При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в

котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы олимпиады по русскому языку, предназначенной для пятиклассников,предполагают проверку знаний разных разделов лингвистики.

Задание 1. Укажите, в какой строке во всех словах пропущены непроверяемые безударные гласные в корне.

А) в..рить, н..чной, с..сна Б) д..ревья, к..сить,к..л..сок

В) б..лкон, в..кзал, г..мнастика Г) н..бесный, п..левой, зап..х.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, документ, километр, магазин, случай, столяр, хозяева, баловать, звонишь, поняла.

Задание 3. Укажите, какую букву (буквы ) необходимо вставить на месте пропусков во всех словах,отметь правильный ответ .

П_л_са, ст_р_на, м_л_ко.

А) а Б) и В) о Г) а, о

Задание 4. Где допущена речевая ошибка? Подчеркни предложение с ошибкой.

А) Мама одела Лизу. Б) Я одел шапку. В) Надевать он стал пальто.

Задание 5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) голу..ка, коро..ка, скри..ка (Б или П) Б) моло.ьба, пого..ка, блю.це (Д или Т)

В) берё..ка, про.ьба, ко.ьба (З или С) Г) верё..ка, ло.кий, выши..ка (В или Ф)?

Задание 6. Установи соответствие между словом, выделенным курсивом, и частью речи, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.

4.набело ( переписать)

А) 1г2а3б4в Б) 1а2г3б4в В) 1г2а3в4б Г) 1а2г3в4б

1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3. Собрание будет в декабре месяце.

4. Многие города были превращены в руины и развалины.

5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Задание 8. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Женя. Как их будут звать, когда они вырастут?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник Б) камыш В) заслонка Г) посёлок Д) укротитель

Задание 10. Пословицы - это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом. Установи соответствие между началом и концом пословиц., отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.

1.Корень учения горек,

а) тому мало надо спать.

2.Учись доброму,

б) а неученье – тьма.

3.Ученье – свет,

в) да плод сладок.

4. Кто хочет много знать,

г) а умные речи слушай.

5.Хлеб-соль кушай,

д) так худое на ум не пойдёт

А)1б2в3а4г5д Б) 1б2а3д4г5в В)1в2д3б4а5г Г)1д2в3б4а5г Д)1в2а3б4г5д

Задание 11. Составьте предложение, выполнив предварительные действия, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.

1.Торт купила мама.

2.Часы пробили полночь.

3.Взошло яркое солнце.

4.Солнце сияет радостно.

5.Наступили солнечные деньки.

А)1г2а3б4в5д Б) 1г2а3в4б5д В)1а2г3б4в5д Г) 1а2г3в4б5д

Задание 12. Определите, к какому стилю речи относится каждый отрывок

а) Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины. Ответ:_____________________________________________

б) – Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

-- Э-э-э, белобока, невелико счастье!

-- Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

-- Э-э-э, стрекотунья! Что мне клыки да когти! Душа у меня-то всё равно заячья…

д) Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?

Задание 13.Найдите лишнее слово среди синонимов .

А) красный Б) багряный В) фиолетовый Г) алый Д) огненный.

Задание14.Прочти текст. Определи, сколько запятых в нём не хватает.

Дед пошёл дальше но встревожился. Он понял что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно у него обгорели лапы.

А) 2 Б) 0 В )3 Г) 4

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло кедром.

Читайте также: