Анализ олимпиады по литературе школьный этап образец 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Нужно начать с того, что, как правило, анализ школьной олимпиады даёт наиболее полную картину знаний того или иного ученика. Так, с помощью олимпиад можно проконтролировать уровень подготовки школьника к тому или иному экзамену.

Ни для кого не секрет, что современные школьники часто бывают обеспокоены сдачей Единого Государственного Экзамена, поскольку именно полученные баллы позволят им выбирать тот вуз и ту профессию, которую они хотят себе в будущем. Если говорить об актуальности школьных олимпиад, то сразу выясняется, что многие из школьников вовсе не принимают в них участия, считая это бесполезной тратой времени. Однако, по проведённым исследованиям было выяснено, что успешно написанная олимпиада в конце концов является необходимым бонусом для школьника при поступлении в вуз. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время не слишком просто попасть даже на платное отделение, за время обучения в школе необходимо набрать как можно больше грамот по олимпиаде.

В этом случае приобретается некоторый дополнительный шанс на то, что именно этого школьника скорее примут. Это значит, что как бы там ни было, необходимость написания олимпиад в школе всё-таки присутствует несмотря на нежелание школьников принимать в них активное участие. Обычно подготовка к школьным олимпиадам происходит заблаговременно, то есть за два-три месяца до проведения самой олимпиады. К счастью, школьникам сообщается о ней тоже заранее. Так, существует несколько школьных олимпиад, которые проводятся по различным обязательным предметам. Одним из таких является литература, поскольку именно она даёт возможность попасть на гуманитарный факультет, например, филологии или журналистики. Не нужно быть особым философом, чтобы понять, что на бюджетное отделение вряд ли можно попасть, не имея нужных связей или много денег. Поэтому стоит напрячь свои силы и постараться поступить хотя бы на платное.


Основные особенности олимпиады по литературе состоят в том, что она может сдаваться только в письменной форме. Если сравнить сдачу экзамена по английскому языку, то с удивлением можно обнаружить, что он сдаётся в два этапа. Первый этап письменно, где ученику предлагается написать письмо и ответить на тестовые задания. На втором этапе ученик должен продемонстрировать свои навыки говорения, которые записываются на магнитофон. Следует учесть, что эти два этапа проходят в разные дни, а не в один. Литература же сдаётся как и все остальные предметы с той лишь разницей, что в последней части построение плана для сочинения и его размеры существенно разные, чем к примеру в сочинении по русскому языку. Школьная олимпиада направляет детей к нормам, которые принимаются на экзаменах и с каждым годом видоизменяются. По словам очевидцев, сейчас написать олимпиаду по литературе стало гораздо сложнее, чем в прошлом году. Это свидетельствует о том, что школьников ждут трудности при сдаче ЕГЭ по литературе.

Однако, школьная олимпиада по этому предмету составлена таким образом, что в ней как раз присутствуют те типовые задания, решив которые, можно немного подготовить себя к предстоящим экзаменам. Стоит также отметить, что олимпиада по литературе редко проводятся в рамках школьной программы. При этом, анализ школьного этапа олимпиады нужно проводить незадолго после её окончания. По подсчётам исследователей, это связано с тем, что с каждым годом количество учащихся, которые сдают литературу, сравнительно не меняется. Тем не менее, гуманитарные вузы принимают во внимание не только русскую литературу, но и зарубежную. Считается, что чем шире знания ученика по данному предмету, тем существует больше учебных заведений, куда он впоследствии сможет подать документы. Не стоит думать, что литература является одним из необязательных предметов. В настоящее время ходят упорные слухи о том, что литературу хотят включить в список обязательных предметов, равно как и математику с русским языком, тем самым обязать школьников сдавать ещё один, третий, предмет.

Такая нагрузка навряд ли придётся по душе тем, кто и так переживает за своё будущее. И хотя власти ещё до конца не решились принять этот закон, споры о его надобности уже идут. Человек, который хочет успешно сдать такой непростой предмет, как литературу, должен предпринимать необходимые для этого попытки. Написание олимпиады – это не просто попытка проверить свои знания на данную тему, но и, несомненно, тренировка зрительной памяти. Так, школьник, который уже написал олимпиаду по литературе, пусть даже неудачно, уже примерно будет знать какие задания могут встретиться ему в будущем на экзамене. Своеобразная тренировка поможет наиболее точно установить, в каких местах ещё существуют пробелы, которые необходимо восполнить для успешной сдачи. Часто бывает так, что школьник не проверяет заранее то, какую тему он знает, а какую уже забыл. Из-за этого возникают проблемы при сдаче. Чтобы избежать неприятностей подобного рода, нужно попытаться отнестись к олимпиаде как к попытке сдачи экзамена, которая в случае провала, не принесёт того удара, который будет возможен при экзамене. При оптимистичном подходе и несомненном усердии ученик сможет написать олимпиаду хорошо, конечно, если много читает. Так или иначе, анализ проведения школьной олимпиады включает в себя несколько важных аспектов:


— Проверка правильности заполнения бланков учащимися. При обнаружении ошибок неправильный бланк аннулируется. Обычно такая проверка происходит ассистентом сразу же на месте, после заполнения бланка учеником.

— На олимпиаде обязательно присутствие не только учителя, который ведёт соответствующий предмет, но и ассистента, который следит за порядком в аудитории и впоследствии проверяет все задания по олимпиаде.


— Перед проведением непосредственно самой олимпиады ученику должны обязательно либо выдать на листе, либо прочитать инструкцию проведения олимпиадного тура.

— После выставления баллов по олимпиаде и присвоения ученикам призового и второго, третьего места, листы с заданиями аннулируются, равно как и сами листы с заполненными и решёнными задачами.

— Несоблюдение одного или нескольких пунктов проведения олимпиады ведёт к серьёзным нарушениям.


Иногда бывает и так, что современные педагоги не знают как правильно контролировать знания школьника. В этом случае необходимо понимать, что ученик не может подготовиться к нужному ему экзамену за один месяц. Для этого необходимо, чтобы он предупредил учителя о своём решении заранее и тогда можно будет давать ему дополнительную информацию, расширяя ту, которая даётся на обычных уроках. Можно также заниматься с ним этим дополнительным материалом, чтобы не упустить возможность хорошей подготовленности. Как бы то и было, но многое здесь зависит не столько от учителя литературы, сколько от усердия и способностей самого ученика. Как известно, нельзя втолкнуть знания в голову ребёнка насильно, только он сам может выучить необходимый материал по литературе.

Учителю остаётся лишь контролировать процесс подготовки ученика и при случае объяснять ему непонятные моменты. В настоящее время существуют даже книги по подготовке к олимпиадам и экзаменам, купив которые, можно научиться правильно писать задания по школьной олимпиаде. Анализ школьного тура олимпиады помогает учителю составить представление о знаниях ученика. При возможности можно заниматься с учеником по специальным книгам, которые предназначены для олимпиады. Чаще всего ученики это делают сами, за месяц или два до начала олимпиады. Если учесть, что она длится около полутора месяца, то учёба от этого сильно не страдает. Задача учителя состоит лишь в том, чтобы дать ученику подробную информацию и изложить её понятно. Этим можно сильно облегчить подготовку к олимпиаде.

Таким образом, можно сказать, что анализ школьной олимпиады по литературе может оказать помощь при подготовке к сдаче ЕГЭ. По этой причине следует отнестись к такой проверке знаний с серьёзностью и постараться выполнить задания.

в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

К определениям малых жанров фольклора, приведённым в левой колонке, подбери соответствующие термины, указанные в правой колонке.

( Максимальное количество - 9 баллов)

Определения малых жанров фольклора

Песня, которой убаюкивают ребёнка

Приговоры, первые сознательные движения ребёнка, часто – своеобразная зарядка с приговорами

Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами. Руками, ногами ребёнка

Смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок

Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Стихотворное обращение к живым существам

Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры

Вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки

Фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова

Ответы запиши в таблицу:

К определениям литературоведческих терминов, приведённым в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке. (7 баллов)

Значение литературоведческих терминов

Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение)

Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему

В художественной речи приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность

Повторение гласных звуков

Ответы запиши в таблицу.

Впишите в пословицы пропущенные слова:

  1. Берегите платье ________________ , а честь смолоду.
  2. Долгие проводы – лишние ________________________.
  3. На ловца и _____________ бежит.
  4. И считанную овцу ____________________ съедает.
  5. Сказал красно - по избам пошло, а смолчится - себе_________________ .
  6. Кто любит __________________ , тому без дела не сидится.
  7. Ласковое _______________ слаще мёда.
  8. Лиса живёт хитростью, ___________________ прыткостью.

(Максимальное количество баллов - 8)

Поэт, учившийся в Царскосельском лицее. (1 балл)

Как называется самый древний памятник литературы, дошедший до наших дней?

Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Как называются заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

К словам из стихотворений русских поэтов 20 века и перечисленным в левой колонке, подбери лексическое значение, приведённое в правой колонке. (14 баллов)

Слова из стихотворений

Лексическое значение слов

Светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

С примесью белёсых перьев.

Вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Граница земельных участков.

Ставень и ставня

Водоворот на реке, образуемый встречным течением.

Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

Местность, территория страны, удалённая от крупных центров.

Водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Дощатая или железная створка для прикрытия окна.

Очень тонкая листовая сталь

Ответы запиши в таблицу:

В скобках напишите названия басен И.А.Крылова, строки из которых приводятся ниже. ( Максимальный балл 7)

Всё в музыканты не годитесь. (_______________________________________)

  1. У сильного всегда бессильный виноват. (_______________________________)

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. (_________________________________)

  1. Ты сер, а я, приятель, сед. (_____________________________________________)
  2. Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.(__________________________________)

Так поди же, попляши! (_________________________________________________)

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (_________________________________)

1 . а) устное народное творчество;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников!

Желаем тебе творческих успехов!

Дерзай, мысли, твори!

1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок. (максимальное количество баллов – 3,5 б.; по 0,5 за каждый правильный ответ)

а) В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, и назвали ее Василиса Прекрасная. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

в) Плохо жилось Крошечке Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.

Задаст, бывало, тетка Крошечке Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:
- Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.
А коровушка ей в ответ:
- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Крошечка Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.

г) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

-Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зѐрнышко!

-Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зѐрнышко и подавился. Позвал курочку:

-Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

-Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зѐрнышком!

д) Тут Иван-царевич залился горькими слезами –где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неѐ конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьѐтся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

е) Жили-были по разным концам одного болота Журавль и Цапля. Соседствовали по-доброму, в гости наведывались.
Да скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться.
- Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! — и пошлёпал по болоту.

ж) Посадил дед репку. Посадил и говорит:
- Расти-расти, репка, сладка! Расти-расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая!
Пошёл дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

2. По отрывкам из биографии назвать фамилию писателя. (максимальное количество баллов – 3,5 б.; по 0,5 за каждый правильный ответ)

3. Назвать произведение и автора по ключевым словам. (максимальное количество баллов – 6 баллов.; по 1 б. за каждый правильный ответ)


а). Катастрофа, остров, дикари, козы, порох, зарубка, цивилизация

б). Зеркало, осколки, олень, ворон, река, розы, голуби

в). Волк, ягненок, река, обвинения, жара, поток, ложь
г). Подснежники, принцесса, мороз, кольцо, собаки, солдат, огонь

д). Очумелов, полицейский, магазины, собака, Хрюкин, генерал Жигалов

е). Вдовец, бал, дворец, Золушка, туфелька, карета, волшебница

4. Мифы отличаются от сказок тем, что:

а) содержат вымысел;

б) рассказывают о деяниях божеств, подвигах героев и происхождении мира,

в) являются произведениями устного народного творчества.

Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов -3 балла

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЭТАПЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

Олимпиада по русскому языку и литературе проводилась в целях выявления у учащихся образовательных учреждений филологических способностей, развития интереса к русскому языку и литературе, поддержки одаренных детей. Задания ориентированы на личность с гуманитарными способностями, личность читающую, эрудированную, думающую, умеющую размышлять и анализировать.

Комплект из заданий трёх уровней был рассчитан на способных учащихся. Некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного и адекватного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания и литературоведения.

Члены жюри тщательно проверили работы участников и подвели итоги олимпиады. Определены победители, которыми стали лучшие юные филологи! Среди восьмиклассников победу одержали школьники, работы которых были оценены от 93 до 81 балла из 100 возможных. Среди девятых классов победителями олимпиады стали ученики, набравшие от 96 до 80 баллов. Участники, набравшие от 84,5 до 61,5 балла, победили среди десятиклассников. Самыми сильными оказались работы учеников 11 класса, которые получили баллы от 89,5 до 71,5 балла. К сожалению, из-за технических проблем не все присланные в оргкомитет работы, были представлены в полном объёме. Этим объясняется единичные низкие баллы за выполненные задания.

Отдельные задания требовали от участников определённого комментария, собственных примеров или мини-рассуждения. Третий уровень олимпиадных заданий, творческий, не вызвал затруднений у учащихся, но вызвал вопросы у членов жюри, так как в мини-сочинении необходимо было продемонстрировать круг чтения и качества квалифицированного читателя, процитировать художественные произведения, привести примеры из литературных текстов, назвать имена литературных героев и т. д., а не только выплеснуть эмоции и составить красивый текст. Кроме того, некоторые ошибки, на наш взгляд, объяснялись невнимательным прочтением участниками формулировок заданий.

Качество выполненных восьмиклассниками олимпиадных заданий свидетельствует о результативной консультативной, в том числе дистанционной работе учителей-словесников с учащимися по предмету, качественном отборе, который осуществили методические службы в городах и районах. Работы участников свидетельствуют о глубоких знаниях по русскому языку и литературе, умении применять их на практике, умении аргументировать и логически мыслить. Использование художественных произведений как доказательство своих аргументов свидетельствует о начитанности и эрудиции олимпиадников.

Проверка работ показала и некоторые недостатки в работах учащихся. Следует обратить внимание на следующие моменты: синтаксис простого предложения с однородными членами и синтаксис сложного предложения; характеристика лексики произведения; образные средства языка; умение различать тему, идею, описывать композицию и образы лирического произведения. Особое внимание следует уделить развитию навыков логического мышления (приучать к культуре изложения мыслей, составлению плана сочинения), умению определять основную мысль сочинения, доказывать ее в течение всего сочинения и делать выводы в соответствии с этой идеей.

В целом, десятиклассники справились с заданием, некоторые интерпретации получились интересными, эмоциональными, раскрывающими мысли авторов и личные впечатления.

На вопросы 2 (т ема, идея, мотивы, настроение стихотворения), 3 (лирический герой, образная система), 5 (п оэтическая лексика, художественно-изобразительные средства языка), 7 (ритм, ритмообразующие элементы, размер, рифма) все учащиеся ответили правильно. Некоторые ответы неполные: не указаны примеры эпитетов, сравнения.

В целом участники олимпиады справились с поставленными задачами, выполняя лингвистический анализ текста. Определённые трудности вызвали у учащихся задания, связанные с умением находить контекстуальные синонимы. Не все десятиклассники умеют видеть в предложениях обособленные второстепенные члены, в частности, обособленные дополнения. Задание 5 (указать предложение, в котором используется парцелляция) никто из участников олимпиады не выполнил правильно.

III уровень работ 10 класса не порадовал знанием языка. Несмотря на то, что сочинение было в электронном виде и многие ошибки исправлялись автоматически, орфографических и пунктуационных ошибок было допущено достаточно много. Основные проблемы испытывали учащиеся с построением фраз, наиболее типичные ошибки связаны с лексической избыточностью. 20% сочинений были взяты из Интернет. Учащиеся должны были опираться на литературные источники, но только 30% участников упоминали или цитировали художественную литературу. Очень скуден набор текстов, представленных в сочинениях: И.С. Тургенев "Отцы и дети", Н.В.Гоголь "Тарас Бульба", "Мертвые души", А.С. Грибоедов "Горе от ума". Многие олимпиадники не смогли даже отредактировать свои тексты. В целом впечатления от сочинений оставляют желать лучшего, можно отметить лишь 4 работы, в которых были соблюдены все условия, поставленные перед участниками.

Задания 1-го уровня, которые предполагали однозначный ответ, все одиннадцатиклассники выполнили успешно (быть может, и благодаря возможностям Интернет; правда, некоторые участники в ответах даже не удалили ссылки, что, безусловно, недопустимо). Задания, которые предполагали самостоятельный комментарий, многие участники проигнорировали, ограничившись констатирующим ответом (так, в 1 задании, где необходимо было вспомнить произведениям, которым были предпосланы эпиграфы, и объяснить, с какой целью они употреблены, полный ответ предполагал рассуждение самого автора). При выполнении задания 9 участники были недостаточно внимательны. Необходимо было не только перечислить недостаточные глаголы, но и дать свой комментарий или хотя бы указать формы, в которых данный(е) глагол(ы) является(ются) недостаточным(и). Аналогичная ситуация с заданием 10. Это говорит о необходимости внимательно читать вопросы и задания, предлагать собственный комментарий, который делает работу творческой и индивидуальной. Однако не следует отвечать больше, чем того требует задание, так как грамматические ошибки, которые допущены в тексте ответа, снижают балл и влияют на общее впечатление от ответа.

Проверка задания 1 второго уровня показала, что учащиеся 11 класса имеют хороший навык определения рифмовки, опознавания композиционных и стилистических приемов стихотворения, определения главного смысла философского стихотворения Арсения Тарковского, описания образной системы стихотворения, которая способствует раскрытию главного смысла произведения. Однако еще вызывают трудности при анализе стихотворения такие понятия, как стихотворный размер, особенность ритмической организации стихотворения, тропы и образные выражения стихотворения, художественные приемы в развитии лирического конфликта произведения.

Во втором задании второго уровня одиннадцатиклассникам было предложено провести лингвистический анализ текста, ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Все учащиеся справились с заданием. Однако следует отметить типичные ошибки, допущенные в работах. Так, не все одиннадцатиклассники смогли аргументированно доказать принадлежность предложенного текста к научно-популярному стилю. Для большинства участников олимпиады оказалось сложным определить уровень собственного словоупотребления и предложить способы работы по повышению своего словарного запаса. Несколько удивило то, что при выполнении 5-го задания (составить план текста) ученики 11 класса ограничились простым планом, состоящим из трех пунктов. Также ошибки были допущены при выполнении 9-го задания, в котором требовалось дать морфологическую характеристику слова что в указанных предложениях. Учащиеся определили, что в одном из предложений это слово является союзным словом, а в другом – союзом, предложив таким образом их синтаксическую характеристику, а описание этих слов как частей речи дали лишь немногие. В 12-м задании необходимо было объяснить пунктуацию в определенном предложении. Школьники объяснили постановку знаков препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом, но не обратили внимание на отсутствие запятой на стыке союзов но и если то в сложном предложении.

При проверке содержания творческой работы учитывалось соответствие теме, стилю, жанру; композиционная оформленность; полнота раскрытия темы. Речевое оформление творческой работы включало в себя параметры: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения; точность и выразительность речи. В оценку грамотности работы входило соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм.

Работы показали, что многие участники олимпиады имеют свои читательские предпочтения и способны глубоко, искренне, неформально рассуждать в рамках заданной темы, избирая личный ракурс ее раскрытия. Они сумели сделать интересный выбор опорного текста, проблематизировать материал, продумать оригинальную тезисно-доказательную часть сочинения.

С точки зрения композиции и логики выстраивания рассуждения следует отметить следующее: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение участники олимпиады пытались тесно связать между собой, следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько (чаще всего) художественных произведений. Учащиеся старались последовательно развивать мысль от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Учащиеся продемонстрировали умение не только логично выстроить рассуждение на предложенную тему, но также показали умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом и при этом не отклониться от темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

I ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2016-2017 учебный год

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

Основные цели проведения олимпиады:
- представление возможностей для развития и реализации образовательных потребностей учащихся в рамках учебного плана;

- выявление уровня сформированности образовательных потребностей учащихся в части научно-исследовательской деятельности;

- создание условий для допрофессиональной и профессиональной ориентации учащихся через развитие их интеллектуальных и творческих способностей.

- развитие познавательной активности учащихся; - привлечение учащихся к научно-исследовательской работе; - выявление наиболее способных учащихся для участия в окружных предметных олимпиадах

В I этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла приняли участие 59 учащихся. В школе были проведены олимпиады по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, немецкому и английскому языкам.

Наибольшее количество участников было на олимпиаде по истории -31 человек.

Распределение участников школьного этапа

Всероссийской предметной олимпиады по предметам

Название предмета

по предмету

Всего по классам

Победителями и призёрами в I этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Русский язык

Обществознание

Олимпиада прошла организована, согласно графику проведения.

По сравнению с английским языком, где учащимся было предложено 3 задания, по немецкому языку учащиеся должны были выполнить от 5 до 7 заданий, начиная с 5 класса. Задания по аудированию для 5-6 классов были сложными. Также слишком объемными были тексты для понимания в 10- 11 классах. Не все олимпиадные задания соответствовали учебному плану. Был взят материал, который не изучался учащимися в этом году.

Анализируя проведение олимпиады по русскому языку можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-11 классах соответствовали материалу учебной программе, творческие задания позволяют каждому проявить себя в удобной для него творческой работе. Обучающиеся справились.

Анализируя проведение олимпиады по литературе можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-9,11 классах соответствовали материалу учебной программе. Содержание заданий соответствует учебному материалу. Задания выбраны оптимально.

Олимпиадные задания по истории составлены в соответствии с программными требованиями. Кроме заданий на знание фактического материала, учащимся были предложены задания на определение понятий и умение грамотно писать термины, с которыми обучающиеся справились.

Работа над ошибками, работа с хронологической последовательностью (даты, термины, выдержки из документов и т.д.), а так же интересные темы эссе.

Олимпиадные задания по обществознанию (тесты) в 10 классе были составлены по программе Л.В. Боголюбова. Темы, касающиеся познания не были рассмотрены на уроках и дополнительных занятиях по обществознанию. Но в целом учащиеся справились с предложенными заданиями успешно. Также были предложены задания на знание не только фактического материала. И логические задания и задания на определение понятий и умение грамотно писать термины.

Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:

1) ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;

2) ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;

3) ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять

усилия в соответствии с оставшимся временем.

При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в

котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.

Читайте также: