Анализ образовательной деятельности в доу по фгос воспитателя

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самоанализ организованной образовательной деятельности педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. О бразовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.), или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно, в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Самоанализ организованной образовательной деятельности помогает педагогу определить положительные моменты в проведенном занятии, а также отметить, что не удалось реализовать в работе с детьми. Педагог может отметить для себя, над какими этапами занятия необходимо провести работу.

Итак, грамотно проанализировать образовательную деятельность, учесть все структурные элементы, рационально использовать различные средства обучения, правильно подобрать методы и приёмы, вот основная задача педагога.

hello_html_29879896.jpg

Начнём анализировать свою деятельность с постановки целей и задач организованной образовательной деятельности (далее, ООД).

Цели и задачи ООД.

При постановке задач организованной образовательной деятельности помните:

Задачи должны носить триединый характер , т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.

● Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание). Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В нашем случае, мы самостоятельно определили развивающие задачи ООД: развивать у детей познавательный интерес к природным явлениям; развивать память, связную речь; делать элементарные умозаключения.

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

hello_html_m3818cf5e.jpg

Форма проведения ООД ( фронтальная, групповая, индивидуальная, или использование нескольких форм).

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

hello_html_m65e36a56.jpg

Методы , приемы

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Прием — это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева): п оказ предметов, показ образца, показ способа действий, демонстрация картин, иллюстраций, объяснение, моделирование и конструирование, ответы на вопросы, повторение, решение логических задач, экспериментирование и опыты, и др.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов): игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д., игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.

Методы развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков): музыкальное сопровождение, эмоциональная насыщенность окружения, восприятие предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств (формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций), рассматривание иллюстраций и др., эмоциональная окрашенность занятия.

hello_html_m6e9bd7c3.jpg

Подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО, ИКТ : наглядные пособия, оборудование, дидактические материалы и др.

В этой части анализа ООД педагог описывает все средства, которые он использовал, для реализации целей и задач.

Например, для достижения результата мы использовали живые листья с различных деревьев, различающиеся по структуре, цвету, форме, размеру, и т.д.

hello_html_m4159c189.jpg

Самое сложное для педагогов, особенно для начинающих, проанализировать свою деятельность по структуре, предложенной методикой. Мы предлагаем действовать по таблице, расположенной ниже. ООД мы делим на три структурные части: вводная часть (организационный момент), основная часть, заключительная часть. В каждой из них мы отмечаем успешность выполнения работы, и, если необходимо, коррекционную работу.

С труктурирование образовательной деятельности:

Данную таблицу мы заполнили следующим образом:

В итоге анализа ООД необходимо оценить свою деятельность.

Результативность занятия по отношению к каждому ребёнку

педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;

педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;

педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);

В 2019-2020 учебном году мы работали с детьми старшей группы. Группу на начало года посещали 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из них 10 мальчика и 10 девочек. В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Заболеваемость: небольшая, чуть больше средней заболеваемости по саду, в основном дети не посещают детский сад по семейным обстоятельствам. Один ребёнок соблюдают домашний режим.

2. Цели и задачи на данный период.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие цели и задачи.

Цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

* забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

* создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

* максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

* творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение к результатам детского творчества;

* единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

* соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Работа направлена на создание благоприятных условий, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно - гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводилось медицинское, педагогическое обследование воспитанников, подтвердившее положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Анализ образовательной среды.

В нашей группе предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Уголок творчества, где в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, стеки, ножницы, цветной песок, фломастеры, цветные мелки, иллюстративный материал и т. д., что способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, и т. д. Детские творческие работы выставляются работы в папку, в приемной, сделанные на конкурс, украшают уголок изо в группе.

Центр речевого развития представлен книжным уголком, где расположились игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Рядом с центром речевого развития расположен книжный уголок. Здесь представлены детские сказки и рассказы, соответствующие возрасту детей, подборка тематических иллюстраций.

Материал по конструированию хранится в специально отведенных для него коробках. Строительный материал размещен в игровой зоне, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре. В игровом уголке есть лего - конструктор, в который дети с удовольствием играют. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, военная техника, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор).

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь мы создаем условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В центре природы имеется: календарь погоды, познавательные энциклопедии, книги о природе, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, также материалы, активизирующие познавательно – исследовательскую деятельность (различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, картотека проведения экспериментов и т. д.) В новом учебном году совместно с родителями создался центр песка. В процессе проведения несложных опытов, детки превращаются в любознательных испытателей.

В театральном центре размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный. Изготовили ширму: напольную трехблоковую, которую используют дети для театральной деятельности. Большое зеркало уголок ряженья привлекает внимание детей, а разнообразие костюмов превращает их в разных героев. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себя интересный образ.

Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи и сенсорные способности – это центр развивающих игр.

Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

При создании предметной развивающей среды мы учитываем гендерную специфику. Среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, и т. п., у мальчиков - детали военной формы (фуражки, бескозырки, разнообразные технические игрушки, конструкторы).

Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашей группы почти соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду группы атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

А так же пополнить уголок экспериментирования, ведь дети - это маленькие исследователи, которые хотят знать что? Где? Почему?

Для социально-коммуникативного развития: дополнить дидактическим материалом по патриотическому воспитанию, комплектами наглядно – иллюстративным материалом по темам (мир вокруг нас, дорожное движение).

Анализ результатов педагогической диагностики за 2019-2020 уч. год.

Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность форм и методов работы позволяет педагогическая диагностика достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ. В начале года диагностику проходили 20 детей, в конце, в связи с карантинными мероприятиями, провели диагностику включительно до 28 марта.

При диагностировании уровня интегрированных качеств было выявлено:

• в начале учебного года низкого уровня – 0 %, ниже среднего – 20%, средний - 60%, выше среднего – 20%, высокий уровень – 0%;

• в конце учебного года ниже среднего – 0%, средний - 20%, выше среднего – 70%, высокий уровень – 10%.

Но промежуточные данные, позволяют судить о том, что диагностика качества освоения детьми основной образовательной программы за 2019 -2020 учебный год показала, что материал по всем образовательным областям усвоен на высоком и среднем уровне.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе организованной образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционные и нетрадиционные методов работы, позволяющих развивать соответствующие навыки.

Анализ взаимодействия с родителями воспитанников.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни свих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличия мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

В течение года в группе с детьми были проведены следующие мероприятия (с участием родителей) :

- музыкальное мероприятие, посвящённое дню матери;

- праздник посвященное Дню защитника Отечества;

- утренник, посвященный Международному женскому дню.

А так же участие детей в конкурсах:

На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Даны консультации в уголок для родителей следующего содержания:

В дистанционном режиме с родителями проводились следующие консультации:

1. Чем занять ребенка на самоизоляции.

2. Польза физических упражнений для детей в период самоизоляции.

3. Рисуем рисунки ко Дню Победы.

4. Светлая Пасха.

5. Опыты и эксперименты для дошкольников в домашних условиях.

6. Как украсить окно ко Дню Победы в период самоизоляции.

7. Конструирование-это весело!

8. Настольные игры для детей 5-6 лет.

С помощью инициативной группы родителей была улучшена предметно-развивающая среда группы. Оформили учебную зону в группе, пополнили игровые уголки, приобрели учебные пособия и дидактический материал. Таким образом, проведена большая, плодотворная работа с родителями.

По итогам года можно сказать, что абсолютное большинство родителей информированы о целях и задачах работы в группе, удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д., которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям, активно участвуют в жизни группы.

Анализ результатов профессионального развития педагога.

Воспитатель Бабенко С. В. приняла участие:

Воспитатель Яковенко А. А. приняла участие:

В течение года педагоги активно участвовали в педагогических советах. Воспитатели старшей группы постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуют в конкурсах, обобщают свой опыт на различных профессиональных площадках.

Общие выводы и задачи на следующий учебный год.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы: не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад, воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак.

В группе не полностью пополнен театральной уголок теневым театром, необходимо закупить настольно-печатные и дидактические игры, соответственно возрасту.

Но, не смотря на все - достигнуты успехи: дети свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, овладели основными навыками двигательной культуры, дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, имеют возможность свободного доступа в уголки развития. Могут самостоятельно найти себе увлечение, развернуть сюжет понравившейся игры.

Результаты деятельности группы № 3 за 2019-2020 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2020-2021учебный год :

-продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям; более тщательно уделять внимание индивидуальной деятельности.

-совершенствование работы по взаимодействию с родителями, при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи;

-продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО;

-повышение уровня педагогического мастерства, путем самообразования, обмена опыта работы, посещение мероприятий (семинаров, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства).

Анализ работы библиотеки за 2014–2015 учебный год В 2014-2015 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на достижение следующих задач: 1. Работа по привитию навыков культуры.

Анализ работы городского методического объединения за 2017–2018 учебный год Анализ работы Городского методического объединения за 2017- 2018 учебный год. Название ГМО: Познавательного направления. Руководитель: Гузеева.

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год ПРОДОЛЖАЮ СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ И ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА ИТОГОВОМ.

Анализ работы театральной студии за 2014–2015 учебный год Одним из творческих объединений дополнительного образования, создающим благоприятные условия обучения и воспитания в 2014-2015 учебном году.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный годВоспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания,.

Дети конструируют на занятии

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Воспитатель с детьми рыхлят землю в контейнерах

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

Приёмы проведения анализа

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Словесные приёмы

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Педагоги обсуждают конспект занятия

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Наблюдение

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

Практические приёмы для анализа конспекта занятия

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Воспитатель раздаёт детям материал для поделки

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Какие виды деятельности анализируются

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

  • прогулки;
  • утренника;
  • развлечения.

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

Дети играют на прогулке

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Схемы анализа

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Дети с педагогом рисуют

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Таблица: схема карты развёрнутого анализа

Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду

Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Анализ образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС

ФГОС предусматривает регулярное проведение анализа занятий в ДОУ. Проведение же открытого занятия само собой подразумевает последующий его разбор. Соответствующий формат дает наилучшую возможность оценить ход образовательной деятельности изнутри. Иными словами, открытый урок дает возможность по оцениванию не самого эффекта (полученные детьми знания, умения и навыки), а самого процесса, того, какими именно методами этот результат достигается.

Как провести анализ открытого занятия в ДОУ по ФГОС?

Анализ — важный процесс, который к тому же является регламентированным.

Ставим цели анализа

Основной целью проведения открытого мероприятия в ДОУ является демонстрация педагогического мастерства компетентного сотрудника (воспитателя) в образовательной сфере. В ходе анализа сюжетно-ролевой игры в средней группе педагог дошкольного учреждения должен провести демонстрацию тех приемов, которые он использует в своей работе для достижения задач образовательного процесса. К тому же, эти мероприятия призваны, чтобы наглядно показать успехи малышей.


Мероприятия важны в ДОУ

Цели анализа, проведенного в открытом формате:

  • Оценка его разработанности и подготовленности.
  • Оценивание уровня подготовленности детей к переходу на новую образовательную ступень.
  • Анализ структурированности занятия.
  • Оценка тех образовательных приемов, что были применены на мероприятии.
  • Оценка того, насколько грамотно и эффективно воспитатель взаимодействовал со своими подопечными.
  • Выявление существующих недостатков в проведении, определение возможностей по их устранению.


Необходимо анализировать свою деятельность

Какой бывает анализ?

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что по итогам любого образовательного мероприятия воспитателем ДОУ проводится анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования, в котором выделяются успешные и неудачные стороны проведенного часа.

Проведение же анализа открытого урока должно быть более детальное, такой вид анализа предполагает вовлечение в него сторонних специалистов культуры.

Самоанализ

Самоанализ представляет собой анализ собственных результатов. Естественно, что такой процесс может отличаться высокой степенью субъективности.

  • выделение успешных этапов;
  • соотнесение реальных результатов с желаемыми;
  • оценка настроя и эмоционального фона воспитанников.

Анализ коллег (анализ присутствующих)

Анализ присутствующих позволяет предоставить более объективную картину урока. Анализ коллег в свою очередь является одним из направлений такого мероприятия. Коллеги, работающие в детском саду, обладают необходимым уровнем компетенций, чтобы оценить НОД с профессиональной точки зрения, предоставить режимные методические рекомендации по совершенствованию.

К сведению! Присутствующие же непрофессионалы способны дать картину со стороны, выделить преимущества и недостатки, указать на те стороны, которые необходимо доработать.


Оценивать воспитателя должны и присутствующие

Краткая схема проведения самоанализа

ФГОС предусматривает определенный порядок (алгоритм, карта) проведения самоанализа:

  • Фиксируется число детей, присутствовавших в данный момент на мероприятии, определяется их возрастная группа (младшая, подготовительная, старшая).
  • Определяются основные цели, задачи и тема.
  • Подробно описывается фактическая структура НОДа.
  • Анализируются физические (подвижные игры, возможность посетить спортивный уголок) и психологические (сравнительный анализ, речь) приемы, примененные в течение него, к тому же их анализ должен быть детальным (указываются использованные материалы и оборудование).
  • Оценивается уровень организации и эффективности содержания и формы ФЭМП. К ним относят логичность изложения материала, ритмичность, темп, эмоциональный окрас, степень вовлеченности ребят в течение часа, а также то, насколько они активно работают и насколько способны к самостоятельным действиям.
  • Выделяются отрицательные стороны проведенного мероприятия.
  • Предлагаются методы устранения выявленных недостатков или награждение грамотой.

Схема проведения анализа

Следует понимать, что ФГОС предусматривает определенную методику проведения соответствующего анализа.

Алгоритм проведения анализа присутствующими

Анализ НОДа сторонними наблюдателями производится в несколько этапов:

  • Определение готовности учащихся. Происходит оценка того, насколько грамотно воспитателем было дано объяснение факта присутствия посторонних, а также оценка уровня мотивации детей к дальнейшим действиям.
  • Проверка соответствия заявленной цели занятия его фактическому содержанию (наполняемости).
  • Оценка эффективности уровня организации воспитанников. Обратить внимание следует на то, как стимулируется познавательная активность малышей, в каком темпе осуществляется работа, насколько дети сохраняют внимание, как преодолевается риск наступления преждевременного утомления.
  • Анализ течения занятия. Необходимо оценить, насколько уместно распределено время между различными видами работы, предлагаемых ребятам к выполнению во время НОДа.
  • Оценка структуры НОДа в целом и его компонентов в частности.
  • Анализ приемов стимулирования детишек к контролю и оценке.
  • Общая оценка занятия.


По настроению детей можно дать оценку воспитателю

Пример самоанализа занятия

Несмотря на наличие определенного алгоритма для проведения самоанализа, его результат чаще напоминает эмоциональное повествование. В самоанализе должно быть раскрыто следующее:

  • тема занятия;
  • возраст и группа воспитанников;
  • характеристика группы;
  • характеристика занятия (комплексное ли оно, какие образовательные области оно включает в себя);
  • намеченные цели и задачи;
  • наличие игровой мотивации;
  • описание течения занятия;
  • характеристика эмоционального фона;
  • приемы, примененные в течение мероприятия;
  • связность этапов;
  • использованные материалы и методы;
  • особые замечания (повышалась ли активность и мотивация детей);
  • соответствие длительности занятия нормам СанПиНа;
  • личностная оценка достижения поставленных целей и задач;
  • позитивные впечатления от занятия;
  • негативные впечатления;
  • результаты опроса детей об их впечатлении.

Групповой анализ (пример)

Результаты группового анализа обычно представляются по определенной форме.

  • возраст воспитанников;
  • имя воспитателя;
  • область занятия;
  • тема;
  • цель;
  • задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);
  • продолжительность НОДа;
  • степень выполнения поставленных целей и задач;
  • соответствие целей и содержания НОДа реальным возможностям ребят;
  • оценка взаимодействия воспитанников и педагога.


Воспитателя должны оценивать адекватно

  • понятность и доступность раскрытия целей;
  • оценка работы — организованности, содержания, наполняемости;
  • оценка заинтересованности и вовлеченности детей;
  • определение навыков, приобретенных ребятами в ходе НОДа;
  • описание умений, продемонстрированных малышами в ходе занятия.
  • определение использованных методов и приемов;
  • характеристика переходов, логичности занятия, целесообразности смены деятельности;
  • определение использованного оборудования.
  • характеристика поведения педагога;
  • уровень итерации детей и воспитателя;
  • учет индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соблюдение правил, методик, техники безопасности.

Пятый блок представляет собой выдачу рекомендаций и определения замечаний.

Анализ физкультурного занятия в старшей группе

Самоанализ физкультурного досуга в старшей группе выглядит следующим образом:

  • Определяется факт занятия по физкультуре, фиксируется дата и место проведения (зал или открытый воздух).
  • Имена воспитателя и аналитика.
  • Фиксируется цель. Для занятий по физкультуре — это развить интерес детей к спорту, накапливать двигательный опыт.
  • Задачи: образовательные (развитие двигательного опыта), оздоровительные (например, упражнения на гимнастической стенке, обучение технике прыжков с разбега и т. д.), воспитательные (обучение командному взаимодействию, формирование навыка самостоятельного деления на группы, воспитание дисциплины, концентрации).


Анализ программы развития ДОУ в соответствии с ФГОС проводится

  • Соответствие реального содержания предоставленному плану-конспекту.
  • Соблюдение техники безопасности.
  • Соответствие требованиям (время — 30 минут).
  • Структура занятия.
  • Выполнение порядка (построение в шеренгу, согласованность движений при ходьбе, техника бега).
  • Заинтересованность детей.
  • Рекомендации.

К сведению! Для анализа физкультурного занятия в ДОУ по ФГОС, образец всегда можно найти в сети.

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке

  • Тема и тип занятия.
  • Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
  • Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
  • Характеристика места занятия и группы.
  • Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
  • Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
  • Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
  • Что получилось.
  • Что не получилось.

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.

Читайте также: