Анализ нпк в школе

Обновлено: 04.07.2024

История проведения НПК в нашей гимназии насчитывает уже 15 лет. За время проведения конференций мы ставили перед собой разные цели, решали разные задачи, меняли приоритеты. Результатом нашей работы является следующая система.

Цель проведения НПК:
развитие навыков учебно-исследовательской работы.

Задачи

Учебные:

  • знакомство с этапами проведения НИР;
  • развитие навыков работы с разнообразными источниками информации;
  • знакомство с методикой проведения исследований (эксперименты, опыты, сопоставление различных точек зрения, выдвижение гипотез);
  • отработка навыка создания научных текстов, написания рефератов;
  • отработка навыка создания и использования таблиц и графиков различного вида при анализе полученных результатов;
  • знакомство с правилами написания и оформления научной работы;
  • знакомство с правилами защиты НИР (подготовка выступления и презентации);
  • приобретение опыта проектной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание культуры исследовательской деятельности;
  • воспитание культуры отношений в процессе работы;
  • воспитание культуры публичных выступлений.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, индивидуальных и творческих способностей при участии в творческом проекте.

Особенности НПК в нашей гимназии

  1. В НПК участвуют все учащиеся, начиная с 5 класса. Ученики младшей школы - по выбору, т.к. ребята этого возраста с одной стороны вынуждены решать большое количество проблем, связанных с обучением и не всем по силам дополнительная нагрузка, а с другой стороны и работа педагогов с детьми такого возраста требует колоссальных усилий.
  2. Участие в НПК учащихся, имеющих разный уровень способностей, сразу же предполагает индивидуальный подход, разный уровень сложности работ и разный уровень самостоятельности при выполнении этих работ. Поэтому все работы разделены на 2 группы: собственно учебно-исследовательские работы (УИР), выполняемые одаренными учениками, и научно-познавательные работы с элементами исследования, обязательные для всех учеников гимназии (кроме 9 и 11 классов).
  3. Нет результата без обучения, поэтому НПК в нашей гимназии носит обучающий характер. Главная цель такой работы не выявление новых, доселе неизвестных фактов, а научение алгоритму исследования, приобретению навыков, которые затем могут быть использованы не только в исследованиях любой сложности и тематики, но и в процессе дальнейшего обучения, т.е. формированию и развитию базовых компетенций.
  4. Мы проводим не научно-практические конференции, а научно- познавательные конференции, т.к. не каждый человек способен выполнить научное исследование, но узнать способы и приемы исследовательской деятельности должен каждый.
  5. Системе НПК в нашей гимназии присущи:
    • Личностно-ориентированный характер, т.к. эта работа призвана обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
    • Индивидуальный подход, т.к. предполагает освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником.
    • Гуманистический характер, потому что мы стремимся создать ситуацию успеха для каждого ребенка при выполнении посильных заданий.
  6. В подготовке учеников принимают участие все учителя и гувернеры гимназии. Каждый учитель готовит не менее двух учеников разных классов гувернер – 2 учеников своего класса.
  7. Мы придерживаемся определения исследовательской деятельности учащих­ся как творческого процесса совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, резуль­татом которой является формирование мировоззрения. В системе обучения именно пе­дагогом должны задаваться фор­мы и условия исследователь­ской деятельности, способству­ющие формированию у ученика внутренней мотивации подходить к любой возникающей пе­ред ним проблеме (как научно­го, так и житейского плана) с ис­следовательской, творческой позиции. Поэтому внутренняя мотивация и ин­терес к проблеме исследования у самого педагога - основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся. Конечно, решение творческой задачи создает творческую проблему, прежде всего для самого учителя. Поэтому чрезвычайно важным становится вопрос саморазвития самого учителя.
  8. В гимназии прописаны обязанности педагогов на всех этапах подготовки учеников к НПК. Качество подготовки учеников к НПК учитывается в стимулирующей части зарплаты учителя.
  9. После проведения НПК проводится рефлексия для всех участников.
  10. В конце каждого сезона проводится анализ результатов НПК, который позволяет нам увидеть положительные моменты и возникшие проблемы. На основе анализа проводится коррекция правил и форм проведения НПК.

Мы считаем, что сложившаяся в школе система проведения НПК позволяет нам формировать и развивать базовые компетенции, как учеников, так и учителей.

Аналитические:

  • уметь видеть и анализировать проблемные ситуации;
  • формулировать проблему;
  • ставить цель и определять задачи для ее достижения;
  • знать о своих ресурсах и правильно оценивать свои возможности;
  • уметь планировать свою деятельность;
  • уметь принимать коллективные и самостоятельные решения;
  • уметь адекватно определять и оценивать результат собственной деятельности, находить причины успеха или неудачи.

Информационные:

  • знать различные источники получения информации;
  • уметь пользоваться различными видами литературы:
    справочниками, учебниками, пособиями, монографиями, статьями и др.;
  • уметь пользоваться ресурсами Интернет;
  • быстро находить нужную информацию.

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе: слушать и слышать членов группы,
    уважать чужое мнение, конструктивно обсуждать вопросы, аргументировать собственную позицию в их решении;
  • уметь выстраивать контакт с партнерами;
  • уметь донести свою точку зрения до окружающих и при
    необходимости ее отстоять.

Участие в системе НПК всего коллектива (дети, учителя, иногда и родители) способствует не только развитию внутреннего потенциала ученика и учителя, но и дает нам инструмент для оценки результатов обучения и уровня сформированности базовых компетенций при анализе выполненный работ.

За 15 лет нами было опробовано значительное количество форм проведения НПК. Мы сталкивались с различными проблемами и пытались найти способы их преодоления.

Часть 1. Пессимистическая. Все – “исследователи”.

Первая концепция проведения НПК сводилась к следующему:

  • В НПК участвуют все ученики гимназии.
  • Все ученики и педагоги пытаются писать исследовательские работы.
  • Распределение учеников по педагогам носит случайный характер.
  • Выбор исследовательской темы определяется желанием ученика.

Анализ первых результатов позволил нам выявить следующие проблемы:

  • уровень работы в значительной мере зависел от заинтересованности и подготовки самого педагога к деятельности такого рода;
  • у значительной части руководителей отсутствовало ясное представление о том, что такое исследование, как его проводить и как писать работу;
  • значительная часть учащихся оказалась не только не готова, но и не способна к исследовательской деятельности;
  • встречались работы, которые трудно было назвать не только исследовательскими хоть в какой-то мере, но и научными;
  • возникали проблемы и со структурой работ и с подготовкой выступлений и с качеством презентаций;
  • отсутствовали четкие и однозначные требования к работам и критерии их оценки.

По результатам анализа работы методическая группа выдвинула следующие предложения:

  • Разделение работ на учебно-исследовательские (УИР) и научно-познавательные (НПР).
  • Распределение учеников по уровню способностей для выполнения работ разного уровня сложности.
  • Установка общих правил выполнения, оформления и оценки работ.
  • Выполнение НП работы в рамках общей темы или направления.
  • Требование к научности темы работы.
  • Обучение и учеников и учителей: проведение обучающих семинаров для учителей, обучение учащихся должны были проводить руководители в процессе совместной работы.

Таким образом, у нас появились Научно-Познавательные Конференции (НПК) и научно-познавательные работы, в которых в рамках общей темы ставится некий проблемный вопрос для ученика.

Мы считаем, что совместные работы ученика и учителя являются универсальным инструментом для решения многих задач современного образования:

  • приводят к расширению кругозора и профессиональной ориентации учащихся;
  • способствуют трансляции культурных ценностей;
  • позволяют:
    • получать метазнания - знания о знаниях, способах их получения;
    • изучать метаспособы - универсальные способы решения познавательных задач;
    • получать метаумения - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки;

    Осознав важность работы учеников в рамках НПК и роль в этой работе руководителя, в 2007 году мы сформулировали обязанности педагогов – руководителей работ:

    • согласовать с учащимся тему;
    • совместно с учащимися сформулировать цель работы и задачи
    • спланировать работу;
    • обучить учащегося работать с литературой;
    • определить часть работы, которую ученик может выполнить самостоятельно;
    • выдать ученику список заданий и сроки их выполнения;
    • проанализировать совместно с учеником результаты работы и возможную форму их представления;
    • проинформировать учащихся о правилах оформления работ;
    • проверить правильность оформления работы и презентации;
    • совместно с учащимся подготовить текст выступления.

    Учитывая тот факт, что основная часть наших учащихся пишет научно познавательные работы и принимает участие в научно-познавательных конференциях, остановимся на особенностях проведения именно таких конференций. Общим для НПК каждого года является выделение некоего проблемного вопроса, на основании которого выбирается направление работы, и предлагаются темы.

    2009-10 учебный год

    Проблема: в современных учебниках слабо отражено современное состояние науки в самых разных областях.

    Цель НПК:

    • расширить предметно-образовательное пространство учащихся;
    • формировать ключевые компетенции.

    Темы:

    • Сведения о лауреатах Нобелевской премии.
    • Актуальные вопросы современной науки.

    Все группы работали в рамках предметных областей, руководители работали в своей предметной области.

    Особенности:

    2011-12 учебный год

    Проблема: Результаты ПИЗы показали, что ученики России плохо справляются с заданиями, связанными с анализом структурированной информации.

    Цель: стимулирование и развитие познавательной активности учеников, расширение культурного пространства.

    Направление работы: структурирование информации (логические УУД) и представление результатов работы в виде таблиц, графиков схем, инфографики.

    Тема: выбиралась учеником в рамках интересующей его области, согласовывалась с педагогом.

    В этом году впервые проводился предварительных контроль работ. Печатные работы сдавались организаторам НПК для предварительного ознакомления за 10 дней до проведения Дня Науки. Презентации предоставлялась накануне Дня Науки. Ответственными за сбор работ и презентаций являлись гувернеры классов.

    Форма проведения: Дни Науки.

    Для проведения НПК выделялись специальные "Дни науки", в которые уроки не проводились. Отборочные туры проводились одновременно во всех классах гимназии, исследовательские работы выносились в отдельную секцию. Все педагоги гимназии были обязаны принимать участие в работе одной из секций в качестве гостей или жюри.

    Оценивалось качество представленной печатной работы и ее защита. Победители 1 тура допускались к участию в общегимназической НПК. Итоги 1 тура оглашались на заключительной линейке в тот же день.

    На общегимназической НПК (второй День Науки) выступали победители всех секций. Общее жюри оценивало работу и определяло победителей по направлениям. Ученики начальной школы, принимавшие участие в НПК, приглашались в качестве гостей. Победителю НПК начальной школы предоставлялось право выступить на Дне Науки старшей школы.

    Преимущества Дней Науки:

    • атмосфера праздника;
    • возможный обмен мнениями во время перерывов;
    • победители известны сразу;
    • на НПК присутствуют все учителя в качестве слушателей или членов жюри.

    2012-13 учебный год

    Проблема: При проведении интеллектуального марафона в гимназии выяснилось, что ученики плохо знают выдающихся деятелей России 20 века.

    Цель: стимулирование и развитие познавательной активности учеников, расширение культурного пространства, воспитание патриотизма.

    Направление работы: работа с текстовой информацией, создание реферата и информационного листка с жёсткими требованиями к структуре и оформлению работы.

    Тема: выдающиеся деятели России 20 века.

    Каждый класс работал по одному из направлений: ученые, писатели, художники, живописцы, музыканты, политические деятели.

    Лучшие работы от каждого класса выдвигались на общегимназическую НПК, в которой принимали участие все ученики 5-11 классов. Таким образом, были представлены все направления работы.

    Кроме реферата ученик создавал информационный листок, в котором должен был кратко изложить наиболее интересные с его точки зрения факты из жизни представляемого лица. Все информационные листки были размещены на стенде гимназии для всеобщего ознакомления. По материалам, изложенным в информационных листках, проводилась викторина.

    2013-2014 учебный год

    Цель: формирование общеучебные компетенций:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний.

    Особое внимание должно было уделяться работе над логическими УУД:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
    • выбор оснований и критериев для сравнения.

    Работы выполнялись в рамках одного из направлений:

    • сравнение некоторых объектов, понятий, событий, явлений и т.п.;
    • анализ разных сторон одного объекта, явления, события.

    Особенности проведения НПК данного учебного года.

    • Проводились обучающие занятия для учеников 1 раз в 2 недели. На данных занятиях ученики знакомились с алгоритмом проведения сравнения, а также с правилами написания и оформления работ.
    • Заранее были сформулированы требования к печатной работе, ее защите и презентации, а также разработана система оценивания работ.
    • Была сформирована экспертная группа из педагогов, которая не только контролировала ход работ, но и проводила консультации для педагогов на всех этапах выполнения работ.
    • Экспертная группа осуществляла поэтапный контроль за выполнением работы. С экспертной группой согласовывались темы, задачи, критерии сравнения. Кроме того, экспертная группа проводила проверку черновиков, оценку итоговых работ и рефлексию по итогам НПК.
    • Результатом стало повышение качества выполняемых работ.

    2014-2015 учебный год

    Проблема: трудности анализа текстов и создания вторичного текста на основе нескольких источников.

    Цель: формирование метапредметных УУД.

    Направление: работа с текстом.

    Темы: создание минирефератов в конкретной предметной области.

    Особенности проведения:

    • Создание экспертной группы для консультаций педагогов.
    • Поэтапные консультации и поэтапный контроль за выполнением работы.
    • Создание единого жюри для прослушивания работ во всех классах. Экспертная группа не только проверяла все работы, но и выступала в роли жюри на всех защитах. Наличие единого жюри позволило сделать оценки более объективными, отобрать на заключительный тур общегимназической НПК лучшие работы по гимназии, а не от класса.
    • Выделение в расписании часов для работы учеников с руководителями, что, в условиях гимназии полного дня, существенно упростило проведение индивидуальных консультаций.

    В заключение хочется остановиться еще на 2 моментах, которые, как нам кажется, могут повысить эффективность обучающей составляющей НПК.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    2019-2020 учебный год

    Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школы. Она предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах

    Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно –

    исследовательской работы под руководством учителей школы.

    Целью работы НОУ является: сохранение и непрерывное восходящее развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.

    Также, НОУ осуществляет следующие задачи:

     формирование единого школьного научного общества со своими традициями

     раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка

     создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов

     диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы

     содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы

     пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

    Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная

    исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).

    На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками

    литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, муниципальных и областных НПК.

    В рядах НОУ в 2019-2020 учебном году насчитывалось 35 человек. Некоторые учащиеся осуществляли работу в

    разных секциях. Ученики нашей школы – члены НОУ принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах,

    выполнили исследовательские работы, заняв призовые места. В ноябре прошла школьная предметная олимпиада, на

    которой были выявлены победители, они и стали участниками районных олимпиад. В апреле прошла традиционная школьная научно-практическая конференция. Учащимися были представлены

    исследования по разным темам.

    Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение.

    Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

    во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;

    в-третьих, они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и

    в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

    Активное участие принимали обучающиеся в спортивных соревнованиях.

    Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях за 2019 – 2020 учебный год.

    Анализ работы школьного НОУ.

    Цель школьной конференции - поиск и отбор одаренных школьников в различных областях наук, активизация творческого потенциала учащихся, привлечение квалифицированных преподавателей и специалистов высшей школы к учебному процессу в школе-гимназии, сохранение традиций школы и престижа наук, популяризация научных знаний.

    Задача школьной конференции заключалась в развитии интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей учащихся 1-11 классов.

    Ф.И.автора проекта

    Название проекта

    Язык обучения

    Ф.И.О. руководителя

    "Сыртқы жарнамаларды орыс тілінен қазақ тіліне сапалы аудару мәселесі"

    казахский язык и литература

    Досбаева А.С, Асылханова Г.А.

    "Таинственная пещера Коныр-Аулие"

    "Удивительные праздники Великобритании и США"

    "Падение грамотности школьников посредством Интернет - пространства"

    русский язык и литература

    "Какие секреты хранит мое имя?"

    русский язык и литература

    "Физика в сказках"

    русский язык и литература

    "Изменение, утрата , сохранение семантики в русских народных поговорках"

    русский язык и литература

    "Удивительный мир чисел"

    "Оригами и математика"

    "Батарейка как источник опасности для окружающей среды"

    "Вы роботы - людей творенья"

    "Почему небо голубое"

    "Вся правда о шоколаде"

    "Мороженое:вред или польза"

    "Гречневый хлеб – польза или вред"

    "Как влияет минеральная и водопроводная вода на рост цветка каланхоэ"

    "Изучение свойств мёда"

    "Су -тіршілік бесігі"

    "Какую воду мы пьем?"

    "Озеленение города Костаная как важная государственная задача"

    "Экология моего города"

    "Сатылымдағы ойыншықтардың пайдасы мен зияны"

    "Форма фигуры и характер человека"

    "Нетрадиционные техники рисования"

    "Влияние цвета бумаги на активное восприятие информации"

    "Парфюмерные ноты – ноты сердца"

    Морская соль – профилактика респираторных заболеваний

    "Происхождение английских и русских фамилий"

    "Спортивная лексика в английском языке"

    "Сопоставительный анализ алфавита английского языка и латиницы"

    "Междометия в английском языке"

    "Ағылшын тіліндегі сөздерді есте сақтау"

    Ф.И.О автора проекта

    название проекта

    язык обучения

    Ф.И.О.руководителя

    "Бөдене жұмыртқасының пайдасы"

    "Волшебные мыльные пузыри"

    "Бесік жыры-балаға берілетін алғашқы тәрбие"

    "Плесень - тоже гриб"

    "Как влияет минеральная и водопроводная вода на рост цветка каланхоэ"

    "Изучение свойств мёда"

    Самохвалова Анастасия, Самохвалова Валерия

    "Мои питомцы - хомяки"

    "Экскурсия по городу Костаная"

    "Яркие краски здорового питания"

    "Нетрадиционные техники рисования"

    изобразительное искусство и музыка

    "Сатылымдағы ойыншықтардың пайдасы мен зияны"

    "Сколько в соке сока?"

    "Гольф-беспроигрышная инвестиция в здоровье"

    "Таинственная пещера Коныр-Аулие"

    "Жемчужина Казахстанской флоры - тюльпаны"

    "Домбра- достояние казаха"

    изобразительное искусство и музыка

    "Озеленение города Костаная, как важная государственная задача"

    "Создание сопоставительно го русско-англо-казахского словаря на основе изучения концепта "Семья""

    "Семья смешанная, межэтническая: "ЗА" и "ПРОТИВ"

    "Робототехника в жизни человека"

    "Влияние цвета бумаги на активное восприятие информации"

    "Английские идиомы в произведении Л.Кэролла "Алиса в стране чудес""

    ФИ автора проекта

    Название проекта

    Язык обучения

    ФИО руководителя

    "Влияние физических упражнений на умственную деятельность учащихся и их взаимосвязь"

    Здоровая природная среда - основа реализации стратегии "Казахстан-2030"

    " Исследование физико-органолептических показателей продукциии молока производителей Костанайской области и города Костаная"

    "Влияние различных ингибиторов на процесс коррозии металлов"

    Тыщенко Владислав, Сагитов Алдиар

    "Костанай и костанайцы в годы гражданского противостояния в 1919-1920 года"

    Уразалин Жандос, Тимошенко Никита

    "Костанай -купеческий и промышленный"

    "Тұмар ханшайымның ерлік істері"

    "Символика в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

    направление

    Тема выступления

    ФИО руководителя

    Лексикология и фразеология

    Происхождение английских и русских фамилий

    Удивительные праздники Великобритании и США

    Литературоведение и стилистика

    Использование эвфемизмов в английском и русском языках

    Лексикология и фразеология

    Сравнительно-сопоставительный анализ лакун английского и русского языков

    Литературоведение и стилистика

    Тема выступления

    ФИО руководителя

    Сравнительно-сопоставительный анализ лакун английского и русского языков

    (в разрезе трёх лет)

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    (в разрезе трёх лет)

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    (в разрезе трёх лет)

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    (в разрезе 3 лет)

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    2016-2017 учебный год

    2017-2018 учебный год

    1. На заседаниях ШМО проанализировать результаты участия школьников в НПК

    2. Активизировать участие в НПК учителей предметников и обучающихся по всем направлениям

    3. Изучить систему работы педагогов школы, показывающих стабильно высокий результат научно-практической деятельности, приглашая их на заседания НОУ с мастер-классами

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Научно – практическая конференция младших школьников является формой работы с учащимися, ориентированной на содействие развитию у детей навыков исследовательской деятельности, их творческих способностей.

    Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают тему предстоящего доклада, определяют дату выступления в специально разработанном для этого графике проведения научно-практической конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем. ( слайд 2)

    активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;

    привлечь учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследований;

    расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;

    создание условий для реализации творческих способностей учащихся. (слайд 3)

    содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;

    поддержка развития творческой исследовательской активности детей;

    стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;

    пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

    Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

    Исследовательские работы могут быть теоретическими, экспериментальными, изобретательскими и фантастическими.(слайд 4, 5, 6)

    Особый интерес всех без исключения вызывает практическая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение на практике наглядно продемонстрировать свою гипотезу, техническое решение и научное наблюдение, не менее важно, чем теоретические знания по выбранной теме.

    Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.(слайд 8, 9 )

    Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

    Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 7-10 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

    Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, является администрация школы. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников. (слайд 10) По итогам выступления все участники конференции получают сертификаты, грамоты победители и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

    В наше время быстро меняющихся стандартов благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся должны создаваться именно в начальной школе. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одарённых детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, формирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в её востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.

    Читайте также: