Анализ невербальной коммуникации в процессе публичного выступления кратко

Обновлено: 17.05.2024

Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают голосовыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами. Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют. Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.

Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным.

Оптимальное условие легкого восприятия – средний темп – примерно 100-120 слов в минуту, который время от времени меняется. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Громкость– интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения.

Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз.

Чаще всего выделяют следующие виды интонации:

Чередование и делает речь изящной и обаятельной.

По высоте голос м.б. высоким, средним и низким.

Высота должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивность ударного слога, называется логическим ударением.

Паузы. Ясность и четкость произношения предполагает хорошую дикцию, которая включает в себя не только умение владеть голосом, но и держать паузу, разнообразить ритмическую организацию речи.

При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также при придании ей большей эмоциональности применяется гросспауза – молчание от пяти до десяти секунд. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям. При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7).

Таблица 7. Критерии оценки речи оратора

Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора
положительные отрицательные
Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов
Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления
Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.)

Организация пространства выступления

Существует довольно большое разнообразие форм организации пространства выступления. Рассмотрим самые основные.

Подкова. Участники рассаживаются неполным кругом с открытой стороной, откуда демонстрируют наглядный материал. Подкова задает возможность диалога по поводу предмета (схемы). Сильная сторона подковы состоит в том, что она снимает момент противостояния группы и докладчика. Инструктор и группа вместе переориентируют свое внимание на третий предмет. Распространенная ошибка выступающих – невыгодный выбор ориентации: например, вставать спиной к аудитории и лицом к собственным наглядным материалам и читать по ним.

Кластер (работа в подгруппах). Участников делят на подгруппы (пары, тройки), размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями представителей. Необходимо соблюсти баланс в выборе дистанции между подгруппами. Чем ближе одна из них находится к другим, тем больше динамическая и содержательная интерференция, чем дальше, тем сильнее внутригрупповые процессы. Основная сложность заключается в провоцировании разговоров во время выступления, может произойти распад большой группы.

Аквариум. Используется в случае публичной полемики или дебатов. Активные участники вступают в коммуникацию по заданному вопросу в присутствии аудитории. Остальные наблюдают за коммуникацией выделенной пары или группы докладчиков, после чего имеет возможность задать вопросы. Работа в режиме аквариума экономна во времени и вместе с тем позволяет создать разделяемый опыт. Важно обеспечить всем наблюдателям хорошую видимость и слышимость, чтобы избежать их выпадение.

Не всегда возможна эффективная организация пространства. Желательно знать заранее место, что позволяет учитывать его сильные и слабые стороны. Оптимально регулярно менять пространственную организацию и дистанции. Этот инструмент управления динамикой и темпом, фиксации перехода от одной темы к другой, обеспечения активности участников.

Публичное выступление – это стрессовая ситуация для докладчика (преподавателя). Волнение и страх на первых выступлениях практически неизбежны.

Существуют некоторые психологические приемы. Рассмотрим некоторые из них:

- хорошая подготовка помогает быть более уверенным в своих силах и мыслях;

- грамотно написанный конспект;

- проработка в мыслях плана выступления: сначала я скажу это, потом расскажу об этом и т. д. Важно при этом не пользоваться своими записями;

- привыкание, часто повторяющиеся ситуации публичного выступления, т. е. опыт;

- демонстрация на невербальном уровне уверенного, спокойного поведения ведет к большей уверенности и снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Одна из центральных проблем – как оптимально расположить руки. Без особой необходимости нежелательно держать в руках какой-либо предмет (воспринимается как точка фиксации и напряжения).

Задача выступающего – демонстрация свободную ненапряженную жестикуляцию. Жесты, помогающие оратору держаться непринужденны, описаны в таблице 8.

Таблица 8. Базовые жесты

Поведение, воспринимаемое аудиторией в качестве признаков искренности и лжи (по Комаровой А. В).

Невербальное общение – это то, что мы говорим друг другу без слов. Другими словами - это передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения. Это все то, что в дополнение к вашим словам помогает

быть правильно и позитивно воспринятыми аудиторией.

Ваше влияние на аудиторию, как оратора, показано на диаграмме, представленной профессором А.Мехрабяном, специалистом в области межличностной коммуникации. Ваши слова имеют минимальное воздействие на слушателей, эффективнее влияет то, как вы используете голос, и сильнее всего – невербальная коммуникация.

Давайте все разберем подробно. И начнем мы с тела. В хорошем смысле. Куда деть мешающие вам руки, непослушные ноги и деревянный корпус.

Итак, ноги. Помните, во времена социализма, по радио передавали утреннюю гимнастику? И диктор говорил: поставьте ноги на ширину плеч? Так вот это не про нас. Широко расставленные ноги в начале вашей презентации неуместны. Такая позиция будет излишне подчеркивать вашу самоуверенность и даже в некотором смысле агрессивность. Типа, ну что, пришли? Сейчас я вас научу правильно продавать! Дистанция между вами и аудиторией станет только больше.

Есть два распространенных приемлемых положения ног:

1) вы равномерно опираетесь на обе ноги, пятки вместе, носки врозь, но расстояние между пятками 5-7 сантиметров

2) одна нога выставлена чуть вперед, центр тяжести перенесен на "заднюю" ногу

Попробуйте, что вам удобнее. И, в ходе выступления можно и нужно менять положение ног, но не очень часто, вы не конь, который бьет копытом.

Широко расставить ноги, перенести центр тяжести немного вперед, можно лишь в одном случае - в основной части выступления, когда оно эмоционально достигло высшей кульминационной точки, вы чувствуете, что владеете аудиторией, и наконец-таки говорите самое важное. Своей позой вы помогаете себе вбить последний гвоздь в доску аргументации.

Стойте прямо! Во время выступления распрямите спину, плечи отведите назад. Подбородок приподнят, легкая улыбка, взгляд в дальнюю стенку зала (но не хмурьте брови). Всей своей позой вы как-бы говорите аудитории:

- (если вы мужчина) смотрите, какой у меня крутой галстук, всем видно? Если плохо видно, я еще больше выпрямлюсь и сильнее отведу плечи назад,

- (если вы женщина) смотрите, . Нууууу, в общем, вы меня поняли.

А если серьезно, при такой позе грудная клетка расширяется, вы можете набрать в нее больше кислорода, и, создав нужное давление, выбрасывать слова в зал, так, чтобы они долетали до последнего ряда.

Идем дальше - руки. Руки могут быть серьезным подспорьем в вашей аргументации во время выступления, если вы научитесь эффективно ими управлять. Но, не все сразу. Первое, что нужно попробовать, это перестать запихивать их в карманы, судорожно сжимать в замок и скрещивать на груди.

Попробуйте во время выступления держать руки перед собой, развернутыми к себе открытыми ладонями. Если и это сложно, возьмите в руки что-нибудь нейтральное - блокнот или что-нибудь, имеющее отношение к вашему выступлению (например, крем). Не стоит держать в руках во время выступления ничего тонкого и длинного, типа ручки, линейки или указки. Велик соблазн размахивать этими предметами и тыкать ими в аудиторию. Ей это будет неприятно.

Держа руки перед собой, пробуйте помогать ими себе, как-бы дирижировать, отбивать такт своей "песне". Когда вы ждете от аудитории поддержки - протяните руку вперед, опять же открытой ладонью вверх, хотите добиться тишины и внимания, разверните кисть ладонью вниз, ждете ответа на вопрос – рука вперед, открытой ладонью вверх, и жест, как бы поднимающий с места кого-то, сидящего в зале….

Пробуйте дирижировать аудиторией, как оркестром, и, когда вы почувствуете, что зал подчиняется движению ваших рук, знайте – это высший пилотаж. Но не переусердствуйте. Не нужно постоянно размахивать руками, как ветряная мельница. Фиксируйте каждый очередной жест в течение нескольких секунд.

По сути, жестикуляция должна быть синхронна и созвучна тому, что вы говорите. Делая движения руками, вы подчеркиваете главные мысли и добавляете уверенность своим словам.

И еще по поводу жестов и не только… Если вы выступаете со сцены в большом зале, имейте в виду, что из зрительного зала всё, находящееся на сцене, выглядит меньше и бледнее, чем на самом деле. Поэтому, ваши обычные жесты кажутся мелкими и невыразительными и, чтобы добиться равноценного восприятия, вам нужно все преувеличивать, жесты должны быть в какой-то степени гротескными.

То есть, если вы хотите сделать кому-то приглашающий жест рукой, нужно сделать это, двинув рукой не на 10 сантиметров, как при обычном разговоре, а взмахнуть, вытянув руку на полную вперед. Чтобы осознать до конца размеры жестов, вспомните клоунов в цирке и их жесты. Конечно, не до такой степени, но что-то среднее в размерах жестов между обычным и клоунским должно быть.

Здесь же уместно упомянуть и макияж. Он тоже должен быть ярче, чем в обычной жизни, так как, при свете софитов выступающий из зрительного зала выглядит бледнее. Добавьте красных тонов на щеки и на губы и дайте большей выразительности на глаза. Мужчины спросят меня – а мы как же? Отвечаю – и вы также. Глаза, губы, тон. Для актеров это нормальный процесс, а ведь спикер, выступающий на сцене – такой же актер.

Выражение вашего лица играет далеко не последнюю роль в деле влияния на аудиторию и формирования правильного впечатления. Здесь у меня для вас только один совет – будьте естественны. Если у вас нет профессиональных актерских навыков – не пытайтесь специально изобразить что-либо на своем лице – будет только хуже.

Один совет – улыбайтесь. Улыбайтесь везде, где это уместно, особенно в начале своего выступления. Улыбка располагает к себе. Улыбайтесь не только губами – всем лицом и глазами, формальная улыбка заметна.

Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:

- Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудиторию.

- Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.

- Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента.

- Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации.

- Вы сообщаете что-то неожиданное.

- Вы говорите самые важные мысли вашей речи.

4. Зрительный контакт

Зрительный контакт, несомненно, является важным инструментом удержания внимания в ходе выступления. Если вы посмотрите в глаза человеку, сидящему в зале, хотя бы в течении двух секунд, у него сложится ощущение, что вы выступаете специально для него, индивидуально. Он начнет более внимательно слушать и ему уже будет стыдно проявить невнимательность или болтать с соседом. Какое тут болтать, когда персонально для меня стараются.

И еще, зрительный контакт повышает степень доверия слушателя. Понимаю, что это непростая задача: одновременно следить за логикой своего выступления и переводить взгляд с одного человека на другого, фиксируясь на каждом по 2 - 5 секунд. Да, в первое время тяжело, но нужно пробовать.

Нет-нет, вы не должны часами непрерывно переводить взгляд с одного на другого. на тысячного. Чередуйте. Установите зрительный контакт с 2 - 5 человек подряд, затем какое-то время (1-3 минуты) поговорите, глядя в середину зала, потом опять 2-5, после этого снова в конец зала ни на кого, контакт 2-5, балкон ни на кого. это классическая схема. Начните пробовать потихоньку, хотя бы по схеме 1 контакт, 1-3 минуты ни на кого, в итоге доведете этот процесс до автоматизма.

Упражняясь в зрительном контакте с аудиторией, важно помнить следующее:

- не задерживайте надолго взгляд на одном человеке – ваш пристальный взгляд может смутить,

- даже если вы нашли идеального слушателя, который смотрит на вас влюбленными глазами и восторженно кивает после каждой фразы – не задерживайте на нем взгляд надолго. Конечно, велик соблазн провести все свое выступление для одного идеального слушателя, но аудитория быстро увидит, что вы работаете только для него, и начнет вас ревновать

Когда вы выступаете перед аудиторией, одной из важнейших составляющих успеха является ваш голос. А точнее – то, насколько вы владеете техникой сценической речи и насколько вы умеете управлять своим голосом.

Итак, давайте по порядку. Что нужно и важно для того, чтобы ваш голос хорошо звучал и вас слушали с удовольствием? Совсем немного. Во-первых, научиться управлять своим дыханием, выработать правильную артикуляцию и дикцию, и во-вторых, научиться управлять звучанием своего голоса, темпом речи и умело использовать паузы.

Обратите внимание, что в этой статье я не даю конкретных упражнений для улучшения голосовых характеристик. Здесь я хочу дать общее понимание процессов: что есть что и на что влияет. Что такое артикуляция, например, и зачем нужно учиться управлять звучанием. А для тех читателей, кто захочет не просто почитать для общего развития, но и поработать над своим голосом, предназначена отдельная статья.

Начинающие ораторы часто дышат бессистемно, хватая воздух ртом между фразами. А если фраза длинная и пауза неуместна, то заканчивают ее "на последнем издыхании", судорожно вдыхая воздух ртом по окончании фразы, как рыба, выброшенная на берег. Первое, что нужно сделать, это научиться дышать носом во время выступления. Это позволит вам говорить ровно, без пауз для вдохов.

Суть грудного дыхания заключается в том, что вы дышите, собственно, полной грудью. Ваша грудная клетка расширяется при вдохе, и вы говорите на медленном выдохе, добавляя расширенной грудной клеткой необходимую мощь вашему голосу. Вы сможете, не повышая голоса и не переходя на крик, говорить без микрофона так, что слышно будет в последних рядах.

Артикуляция - это совокупность работ отдельных произносительных органов (мышцы лица, губы, язык) при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, чем лучше и осознаннее вы умеете управлять произносительными органами, тем внятнее и четче вы говорите, тем лучше вас будет слышно в самых дальних углах зала, тем большее впечатление вы произведете на аудиторию.

Вы задумывались когда-нибудь, почему профессиональный артист говорит со сцены без микрофона, и его слышно на последнем ряду? Даже когда он говорит шепотом? Секрет простой: правильное дыхание и артикуляция.

Одна из важнейших характеристик вашего голоса – это его звучание. И, чем лучше вы умеете управлять вашим голосом, тем надежнее вы сможете удерживать внимание аудитории. Думаю, каждый из вас сможет привести пример выступления, когда речь оратора была монотонна, на одной ноте, этакое бу-бу-бу-бу… Через 5 минут все засыпают, независимо от содержания. Потому что не звучит. НЕЗВУЧИТ.

Если профессионалы говорят о звучании, они имеют в виду три составляющие: силу, тональность и тембр. Когда вы научитесь управлять этими тремя характеристиками, когда вы сможете в процессе выступления менять их произвольно по своему желанию и даже независимо от контекста, тогда ваш голос станет живым, заиграет всеми красками и вы реально сможете удерживать внимание аудитории. ТОГДАБУДЕТЗВУЧАТЬ.

Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (или обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, то есть эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов. Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Как ее найти? Смотри здесь: Упражнения для звучания .

Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

Дикция – это правильное, чистое, четкое произношение звуков. В дикции проявляется общая культура выступающего и особенно культура речи. Люди в зале ни в коем случае не должны испытывать напряжение, вслушиваться в то, о чем идет речь. При плохой дикции вместо осмысливания материала они тратят время и усилия на расшифровку сказанного, быстро утомляются. Это совершенно недопустимо. Конечно, если у вас явные дефекты речи, например, вы заикаетесь, картавите, и т.д., вам нужно индивидуально заниматься с специалистом, но большинство людей нуждаются в исправлении банальных недостатков речи, таких как быстрый темп речи, проглатывание слов и слогов, нечеткое и неправильное произношение.

10. Паузы и ударения

В ходе выступления, для того, чтобы акцентировать внимание аудитории на основной мысли, а точнее, даже на ключевом слове, используйте паузы и/или ударения. Конечно, можно выделить ключевое слово и по-другому, например, выкрикнуть его и топнуть ногой, но боюсь, не все присутствующие поймут такое ваше эпатажное поведение.

Лучшие средства для выделения ключевого слова - это пауза и/или ударение. Как это работает? Давайте начнем с пауз.

Пример: С завтрашнего дня (пауза) наша Компания объявляет (пауза) грандиозную распродажу. Еще пример: Для того, чтобы быть успешным в нашей Компании (пауза), нужно регулярно делать три вещи: (пауза) рекрутировать (пауза), рекрутировать (пауза) и еще раз рекрутировать.

Я понимаю страх выступающего перед использованием пауз. Когда я сам был начинающим оратором, мне казалось, что стоит только замолчать, как все тут же разбегутся из зала. Главное - не останавливаться. Потом я понял, что это не так и что паузы даже наоборот помогают аудитории правильно воспринимать и спокойно переваривать информацию.

Думаю, каждый из вас сможет вспомнить хотя бы один случай, когда спикер строчил как из пулемета с бешеной скоростью, ни на секунду не останавливаясь. Так и хочется выкрикнуть с места: Медленнее, пожалуйста – я записываю! Я обычно уже на пятой минуте теряю нить выступления и отключаюсь.

Так что паузы - это ваши помощники. Они, как маркеры или индикаторы, подсказывают аудитории - внимание, сейчас будет ключевое слово. И, кроме этого, ваша речь становится более живой и естественной. Ведь в обычном общении вы используете паузы? Используйте их и в своих выступлениях.

Теперь поговорим об ударениях, то есть, о выделении голосом ключевого слова в предложении с помощью более сильного произношения.

Пример: С завтрашнего дня (пауза) наша Компания объявляет (пауза) грандиозную рас-про-ДАЖУ .

То есть, вы одновременно повышаете голос и произносите ударное слово как-бы по слогам, с максимальным ударением на ударном слоге. Не стесняйтесь повысить голос, делая ударение. Никто не обвинит вас в невоспитанности. Наоборот, умела сочетая паузы и ударения, вы сделаете свою речь более живой и осмысленной.

Мы уже выяснили с вами, что строчить, как из пулемета, плохо. А как хорошо?

Во-первых, есть конкретные числовые рекомендации. Для того, чтобы ваша речь нормально воспринималась слушателями, темп речи должен быть не выше, чем 100 слов в минуту. Вы можете легко замерить свой темп речи самостоятельно, только когда будете замерять, не читайте по бумажке, а говорите без шпаргалки.

Во-вторых, не нужно все время держать один темп речи в ходе выступления. Изменение темпа речи является одним из эффективных инструментов невербальной коммуникации, наравне с жестами, позой и так далее. Начните в среднем темпе, по мере приближения к очередной ключевой фразе постепенно ускоряйте темп, подстегивая внимание слушателей, непосредственно перед ключевой фразой сделайте паузу и резко сбросьте темп. Медленно проговорите ключевую мысль и опять начинайте ускоряться до среднего темпа.

12. О пользе записи на видео своих выступлений

Боже мой, неужели это я? – скажете вы… Какой кошмар…

И, ни в коем случае не расстраивайтесь, так как правильная диагностика и понимание – что вы делаете не так – это уже половина успеха.

Кстати, можно записывать себя на видео дома, при подготовке к выступлению. Подготовка будет в этом случае более эффективной.

Умение искусно преподнести свои мысли, заинтересовать и увлечь публику выступлением ценилось во все времена. В данной статье мы расскажем Вам о языке поз и жестов, правильное использование которых составляет едва ли не большую часть успеха оратора. На способность оратора преподнести свои мысли влияет, не только богатство его языка, но и умение правильно расставлять акценты, а также подкреплять их мимикой. Оратор должен уметь держать себя на публике, а в этом ему могут помочь невербальные средства общения. особое внимание следует уделять взгляду, так как он помогает создать благоприятную атмосферу для преподнесения информации аудитории. Немаловажно в своем выступлении использовать простые и понятные для всех речевые конструкции.


1. Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание / О.И. Даниленко - Л.: Издательство ЛГИК, 1989. - 102 с.

5.Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 352 с.,

Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают голосовыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами. Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют. Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.

Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным.

Оптимальное условие легкого восприятия – средний темп – примерно 100-120 слов в минуту, который время от времени меняется. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Громкость– интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения.

Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз.

Чаще всего выделяют следующие виды интонации: восходящая нисходящая ускоряющаяся замедляющаяся

Чередование и делает речь изящной и обаятельной.

По высоте голос м.б. высоким, средним и низким.

Высота должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивность ударного слога, называется логическим ударением.

Паузы. Ясность и четкость произношения предполагает хорошую дикцию, которая включает в себя не только умение владеть голосом, но и держать паузу, разнообразить ритмическую организацию речи.

При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также при придании ей большей эмоциональности применяется гросспауза – молчание от пяти до десяти секунд. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям. При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7).

Таблица 7. Критерии оценки речи оратора

Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора
положительные отрицательные
Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов
Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления
Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.)

Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают голосовыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами. Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют. Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.




Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным.

Оптимальное условие легкого восприятия – средний темп – примерно 100-120 слов в минуту, который время от времени меняется. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Громкость– интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения.

Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз.

Чаще всего выделяют следующие виды интонации: восходящая нисходящая ускоряющаяся замедляющаяся

Чередование и делает речь изящной и обаятельной.

По высоте голос м.б. высоким, средним и низким.

Высота должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивность ударного слога, называется логическим ударением.

Паузы. Ясность и четкость произношения предполагает хорошую дикцию, которая включает в себя не только умение владеть голосом, но и держать паузу, разнообразить ритмическую организацию речи.

При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также при придании ей большей эмоциональности применяется гросспауза – молчание от пяти до десяти секунд. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям. При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7).

Читайте также: