Анализ музыки в начальной школе

Обновлено: 16.05.2024

Во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое.
Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения.
Анализ включает:
- выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
- определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.
Нельзя недооценивать и поведение учителя как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как они действуют?
-Какими показаны герои?
-Чему они нас учат?
-Почему музыка звучит взволнованно?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка:
1.Интонации, регистр, ритм -
мощные, уверенные, величавые.
2.Лад: минорный. Суровость,
сдержанность.
Картина:
Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

-Еще звучит в моих ушах седьмого вальса легкий шаг
Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл в сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,
Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

-Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

-В заключение нашей встречи я хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет нам в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

-Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

Выдержки из сочинений учащихся:

Цель: Развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку.

Развивать творчество, музыкальный слух, память детей.

Формировать правильную осанку у детей при исполнении ритмических движений.

Воспитывать умение во время беседы о музыке внимательно слушать собеседника, дополнять его ответ.

Содержание урока: деятельность учителя и учащихся соответствует программным требованиям и задачам урока, выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу; ответам учащихся даётся краткая характеристика, оценка обосновывается. учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации;

Общедидактические и специальные методы музыкального образования, используемые на уроке: метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости; метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия музыки; метод упражнения в практических действиях; метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа.

Организация учебно-воспитательной работы на уроке: высокая активность класса; готовность к проблемным ситуациям, виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом их индивидуальности.

Оформление и оборудование урока: компьютерная техника с использованием проектора; дидактические материалы.

Характеристика музыкально-педагогической деятельности студента-практиканта: владеет навыками работы с детьми в соответствующих видах учебной деятельности; использует выразительность речи, артистизм; умело лавирует в непредвиденной учебной среде; поддерживает инициативность учащихся.

Результаты урока: в ходе урока ученики быстро справлялись с возникшими трудностями; поставленные задачи выполнены в полном объёме, что в дальнейшем способствует повышению результативности уровня преподавания музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приводится пример методическогой анализа урока во 2 классе.

Методический анализ урока.

Базовый учебник – Музыка: 2 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2009.

- Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.

- Развивать вокально-хоровые навыки;

- Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

- Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись

главных тем оперы;

- Формировать патриотические качества личности.

Личностные УУД:

Интерес к музыке и музыкальной деятельности;

Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Познавательные УУД:

Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;

Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Логические УУД:

Умение проводить сравнение произведений;

Выявление логики развития музыкальных образов.

Регулятивные УУД:

Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;

Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;

Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

Присутствует этап организационной деятельности.

Стадия мотивации и целеполагания является установочной

Стадия изучения нового материала.

Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным..

Стадия осмысления и осознания блока нового материала.

Рефлексия и вывод.

Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.

Учитель на уроке использовал презентацию,видео фрагменты для создания ярких образов, развития интереса к предмету, пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока, например: динамическая минутка.

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков (универсальных учебных действий).

Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой (пение, анализ).

Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Речь учителя была точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи (знания по литературе, истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Домашнее задание зафиксировано на слайде. Был использован момент рефлексии для самооценки.

Для достижения поставленных целей и задач на уроке использовались следующие педагогические технологии, методы и приемы: метод проблемного изложения, частично – поисковый, ИКТ (ин-формационно-коммуникативные технологии); словесные, наглядные, практические методы, самостоятельная работа.

В организационном моменте урока прозвучало музыкальное приветствие и пожелание хорошего рабочего настроения.

На этом этапе урока учитель формировал личностные универсальные учебные действия: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

На этапе актуализации и пробного учебного действия было дано задание, которое разработано с целью подвести учащихся к теме урока и проверить их базовые знания об опере, необходимых для дальнейшей работы на уроке.

На протяжении данного урока используется мультимедийная презентация. Это помогает формировать у обучающихся образное мышление, развивает зрительную память, способствует лучшему усвоению материала.

Эффективным приемом для развития образного мышления, творческих способностей, развитию творческого мышления стало задание на составление характеристики главных героев по иллюстрациям.

Слушание вокальных номеров помогает осознать роль музыки в литературе, помогает понять характер и настроение данного номера.

Просмотр видеофрагмента способствует характеристике главной героини, четкому восприятию материала самой темы урока.

Интересно использована учителем динамическая пауза. Она дала учащимся отдых и расслабление, а также снятие умственного напряжения.

На этапе рефлексииурока учитель подвел итоги на основе выполнения творческого задания. Домашнее задание:выполнить рисунок героя оперы,понравившегося вам, носит творческий характер.

В соответствии с требованиями Государственного стандарта урок был нацелен на развитие общей культуры, формирование духовно-нравственных ценностей детей. Это нашло отражение в выходе за рамки музыкального искусства и включение в контекст урока сведений из других областей: истории, литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства. Поэтому мы можем сказать, что отличительной особенностью данного урока музыки стало широкое применение межпредметных связей и охват большого культурологического пространства.

Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ урока музыки в начальной школе

ФИО студента: Куколев Ю.Г., студент 32 гр.

ФИО учителя: Нужина Т.С.

Класс: 2 класс

Цель урока: не указана учителем

Задачи урока (представленные учителем):

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Структура урока: из основных этапов урока музыки, а именно: музыкальное приветствие, небольшой теоретический материал, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, учитель провел все, кроме этапа игры на простейших музыкальных инструментах с детьми

Содержание урока: совместная деятельность учителя музыки и обучающихся начальной школы, на мой взгляд, соответствует программным требованиям и задачам урока, выработаны нормы взаимоотношений, которые в дальнейшем настраивают на продуктивную работу; на ответы обучающихся дается краткая характеристика от педагога, оценка обосновывается. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации. Данный урок музыки соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общедидактические и специальные методы музыкального образования, используемые на уроке: метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости, метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия музыки, метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа.

Организация УВР на уроке: высокая активность класса, готовность выхода из проблемных ситуаций, виды заданий обеспечивают занятость абсолютно каждого младшего школьника с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Оборудование урока: ИКТ, дидактические и раздаточные (карточки) материалы

Характеристика музыкально-педагогической деятельности учителя: владеет превосходными навыками работы с детьми в соответствующих видах учебной деятельности; использует выразительность и грамотность речи, в некоторых моментах некий артистизм в действиях, педагог умело лавирует в непредвиденной учебной среде, оперативно и качественно решает педагогические задачи, поддерживает инициативность обучающихся.

Результаты урока: в ходе урока музыки ученики оперативно справлялись с возникшими трудностями, поставленные задачи выполнены в полном объеме, что в дальнейшем способствует повышению результативности уровня преподавания музыки.

Личные впечатления от урока: после просмотра видеозаписи преподавания урока музыки, остался под приятным впечатлением: учитель – мастер своего дела, владеет хорошими навыками коммуникации с детьми, по эмоциональным данным учителя, могу предположить, что учитель горит своим делом. Могу уверенно сказать, после просмотра данного видео-урока музыки в начальных классах, данный урок является эталоном, к которому мне хочется стремиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование, цветовое моделирование, литературная интерпретация, поэтические аналогии, художественно-музыкальная коллекция….

Методы переинтонирования

Методы муз.воспитания

Методы стимулировия Эффект удивления, создание ситуации успеха, игровые методы и приемы Вступительное слово (задание перед восприятием) Беседа (по вопросам задания) Анализ музыки (средства выразительности) Этапы восприятия

Методы стимулировия

Эффект удивления, создание ситуации успеха, игровые методы и приемы

Вступительное слово (задание перед восприятием)

Беседа (по вопросам задания)

Анализ музыки (средства выразительности)

Этапы восприятия

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Вступительное слово информационное Вступительное слово – вопрос, проблема, загадка…. и т.д. Вступительное слово эмоционально окрашенное Вступительное слово завершается заданием учащимся для восприятия, направленное на целостную, эмоциональную характеристику музыкального впечатления, но под углом темы четверти и урока.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Вступительное слово

информационное

Вступительное слово – вопрос, проблема, загадка….

Вступительное слово эмоционально окрашенное

Вступительное слово завершается

заданием учащимся для восприятия,

направленное на целостную,

эмоциональную характеристику музыкального

впечатления,

но под углом темы четверти и урока.

Примерные вопросы для восприятия и беседы… О чем это произведение? - Как бы вы его назвали и почему? - Сколько в нем героев? - Как они действуют? - Какими показаны герои? - Чему они нас учат? - Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Примерные вопросы для восприятия и беседы…

- Как бы вы его назвали и почему?

- Сколько в нем героев?

- Как они действуют?

- Какими показаны герои?

- Чему они нас учат?

- Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: - Что важнее в песне – мелодия или слова? - А в человеке что важнее – ум или сердце? - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? - Что переживал композитор, когда писал эту музыку? - Какие чувства он хотел передать? - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? И т.д. Ведь у нас еще остались Методы переинтонирования и Методы музыкального воспитания…, и Словарь музыкальных впечатлений, И тема урока! Вывод – выбор большой, выбираем то, что соответствует произведению и задачам урока

Или: - Что важнее в песне – мелодия или слова?

- А в человеке что важнее – ум или сердце? - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? - Что переживал композитор, когда писал эту музыку? - Какие чувства он хотел передать? - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

И т.д. Ведь у нас еще остались

Методы переинтонирования и Методы музыкального воспитания…,

и Словарь музыкальных впечатлений,

И тема урока!

– выбор большой, выбираем то, что соответствует произведению

и задачам урока

Примерные вопросы для анализа музыкального произведения…

  • Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения


Вывод (формируем вопросы на основе) - Вопросов при беседе и анализе музыки - цели, темы и задач урока Цель –формирование музыкальной культуры (1.интерес, увлеченность, художественный вкус. 2. знания, умения 3. творческие способности) Задачи: введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства, музыка как выражение эмоций и мыслей человека; интонация — источник музыкальной речи; средства музыкальной выразительности Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. (ФГОС). При таком подходе к выводам каждый отдельный урок встраивается в систему всего музыкального воспитания

Вывод (формируем вопросы на основе)

- Вопросов при беседе и анализе музыки

- цели, темы и задач урока

Цель –формирование музыкальной культуры (1.интерес, увлеченность, художественный вкус. 2. знания, умения 3. творческие способности)

  • введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства,
  • музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
  • интонация — источник музыкальной речи;
  • средства музыкальной выразительности
  • Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. (ФГОС).

При таком подходе к выводам каждый отдельный урок встраивается в систему всего музыкального воспитания

Примерный план анализа музыкального произведения учителем при подготовке к уроку (

Примерный план анализа музыкального произведения

учителем при подготовке к уроку

Стабильность

настроение, чувства (что наиболее ярко отражено в произведении)

Характеристика параметров

Спокойный, рассудительный, мягкий, ласковый, нежный, уговаривающий, мягкий и т.д.

Сердитый, злой, твердый, суровый и т.д.

Тембр ( или высота мелодии – регистр)

На одном звуке, невыразительная

Жесткий, металлический, звонкий

 Алгоритм работы учителя по подготовке восприятия музыки Выяснить тему урока, методические рекомендации к уроку Прослушать произведение Изучить информацию об авторе и произведении Произвести анализ произведения - эмоциональное впечатление -средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи) 5. Составить текст вступительной беседы и задание на эмоциональное восприятие (смотрим варианты вступительной беседы, примерные вопросы и методы, словарь эмоциональных впечатлений) 6. Составить вопросы для анализа музыки (смотрим перфокарту и анализ Средств выразительности) 7. Сформулировать вопросы для Выводов и Рефлексии (обращаемся к материалу урока, в том числе к информации учителя и вопросам на уроке)

Алгоритм работы учителя

по подготовке восприятия музыки

  • Выяснить тему урока, методические рекомендации к уроку
  • Прослушать произведение
  • Изучить информацию об авторе и произведении
  • Произвести анализ произведения

- эмоциональное впечатление

-средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи)

5. Составить текст вступительной беседы и задание на эмоциональное восприятие (смотрим варианты вступительной беседы, примерные вопросы и методы, словарь эмоциональных впечатлений)

6. Составить вопросы для анализа музыки (смотрим перфокарту и анализ Средств выразительности)

7. Сформулировать вопросы для Выводов и Рефлексии (обращаемся к материалу урока, в том числе к информации учителя и вопросам на уроке)

Читайте также: