Анализ микроклимата игровых объединений кратко

Обновлено: 05.07.2024

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какой положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.

Кроме того, проводятся специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (могут дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея, при этом два разных карандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу, педагогами подобраны различные игры и игровые упражнения, в том числе из систем игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары – практимумы.

Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют немаловажную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение – это та атмосфера, которая ведет к эмоциональному благополучию ребенка.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но, к сожалению, все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Перед нами, как педагогами группы стоит цель: создание в группе благоприятного позитивного микроклимата, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка.

Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы:

  • снятию напряжения в детском коллективе;
  • эмоциональному раскрытию каждого ребенка;
  • развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;
  • формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве;
  • получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;
  • сплочению группы.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей.

Празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников.

В нашей работе мы используем, например:

Также проводятся психологические коррекционные игры и упражнения:

В различных видах деятельности, особенно в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.

Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.

Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу можно использовать различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы:

Совместно с детьми составить правила группы:

Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

И в конце своего выступления, хотелось бы вам причитать небольшую притчу:

Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности и, безусловно, отличаются от физических нагрузок взрослого работающего населения. Поэтому микроклиматические условия в дошкольных и школьных организациях имеют свои отличия от микроклиматических условий производственных помещений. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются и оборудуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, необходимых для проведения занятий физической культурой, площадь и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями терморегуляции) к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

Автор: Камышова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: г.Армавир
Наименование материала: Статья
Тема: Создание благоприятного микроклимата в группе
Раздел: дошкольное образование

«Микроклимат в группе.

Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает

традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции

играют немаловажную роль в формировании, развитии и активизации

мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели

побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел

соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести

только под руководством взрослого.

Взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение – это

та атмосфера, которая ведет к эмоциональному благополучию ребенка.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир

взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают,

ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным

образом. Но, к сожалению, все чаще приходится наблюдать в общении

между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и

неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним,

неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным

особенностям друг друга.

Важная задача в работе педагога — формирование гуманных

межличностных отношений между дошкольниками и установление

позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят

большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным

Перед нами, как педагогами группы стоит цель: создание в группе

благоприятного позитивного микроклимата, который способствовал бы

полноценному развитию каждого ребенка.

Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских

взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного

микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы:

снятию напряжения в детском коллективе;

эмоциональному раскрытию каждого ребенка;

развитию навыков общения, эффективной коммуникации и

умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с

формированию потребности в поддержке со стороны сверстников,

ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном

получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание

единой системы традиций и ценностей.

Празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление

несложных подарков для именинников.

В нашей работе мы используем, например:

чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг

Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети

рассказывают о событиях, которые произошли в детском саду в его

дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку,

за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются

количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось.

Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого

хорошие дела всей группы.

Также проводятся психологические коррекционные игры и

Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности

ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми.

могут потоптаться и выплеснуть свои негативные эмоции.

(для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить

с разным выражением лица. В течение дня анализировать, какой

именно гномик в данный момент соответствует настроению группы.

определяем какой микроклимат на данный момент времени в нашей

микроклимат для психического здоровья детей. Если количество

могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть

коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных

праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по

определенным темам и т. д.

В различных видах деятельности, особенно в самостоятельной сюжетно-

ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со

сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной

группе детского сада.

Создание условий для формирования позитивного микроклимата

подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.

Кроме того, целесообразно проводить специально организованные

мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть

коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их

решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при

этом два разных карандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг

друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу можно использовать

различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О.

Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует

никаких специальных условий.

Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы:

Читайте также: