Анализ консультативной работы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Анна Соболева
Эффективность консультативной деятельности педагога-психолога.

о профессиональной деятельности – консультировании

педагогом-психологом

Соболевой А. М. за 2015 – 2016 учебный год

Вся консультативная деятельность направлена на консультирование всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ по вопросам развития, обучения, воспитания ребенка, а также оказания им конкретной помощи в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье. Вся работа осуществлялась в форме индивидуальных и групповых консультаций.

В течение всего учебного года мною проводилась необходимая консультационная работа с воспитателями и родителями по результатам диагностической работы.

Ниже представлен сравнительный анализ проведенных индивидуальных и групповых консультаций с родителями и специалистами ДОУ:

Индивидуальные консультации

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Групповые консультации

Консультативная работа как с родителями, так и с воспитателями проводится в различных формах:

лектории и университеты;

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая культура родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Ежегодно мною проводятся различные тематические групповые консультации для родителей и воспитателей на различные темы:

С педагогами :

Консультирование по стилям педагогического общения.

Участие в родительских собраниях:

В работе с родителями я активно использую и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая консультационная деятельность имеет свою эффективность.

Педагог-психолог : А. М. Соболева

Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУЛЯЕВОЙ Д. В. ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ОТЧЕТ Цель работы: создание и поддержание благоприятного.

Годовой план педагога-психолога ДОУ Основное направление в работе психологической службы: сохранение и укрепление психического здоровья детей. В связи с этим основной целью.

Оформление кабинета педагога-психолога

Оформление кабинета педагога-психолога Чтобы работа педагога-психолога была эффективной и интересной детям в детском саду нужно соблюдать ряд требований, среди которых не последнее.

Основные направления деятельности педагога психолога Основные направления деятельности педагога психолога: - психопрофилактика - психодиагностика - коррекционно-развивающая работа - консультативная.

Представление деятельности педагога-психолога. Ребенок мне ассоциируется с ромашкой, где центр ромашки это ребенок, а лепестки это все что его окружает. И один из лепестков это ромашки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность коррекционной деятельности, направленной на устранение речевой патологии, в немалой степени способствует информационно - консультационная с родителями, учителями и администрацией школы, сотрудничество и наставничество с учителями-логопедами образовательных учреждений города, взаимодействие с коллегами в сети интернет.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, и родители. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Работа информационно – консультативного направления системы логопедического сопровождения основана на технологии консультативного сопровождения и включает в себя:

- консультации для учителей и родителей по результатам обследования и динамике коррекционной работы с детьми;

- консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы;

- выступления на семинарах, конференциях, круглых столах, методических объединениях для учителей по повышению качества логопедического сопровождения обучающихся;

- выступления на родительских собраниях по проблемам речевого развития детей, о роли семьи в развитии и воспитании детей;

- лекции и консультирование родителей будущих первоклассников;

- подготовка методических рекомендаций и памяток;

- обмен опытом с коллегами через публикации в интернет и через работу ШМО, ГМО, взаимодействие с коллегами через социальные сети: Instagram, ВКонтакте. Telegram;

- взаимодействие со школьным психолого – педагогическим консилиумом и психолого – медико – педагогической комиссией.

Благодаря освоению технологии консультативного сопровождения, мне удаётся осуществлять постоянное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами, а также с родителями.

Анализ результатов работы по взаимодействию с родителями

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Эти условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. В статье 26 Декларации ООН по правам человека записано, что родители отвечают за конечный результат семейного обучения и воспитания. Желательно, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и сотрудничать с другими людьми по вопросам воспитания, развития детей, обучению их общению. Именно с таких позиций я рассматриваю педагогическое просвещение родителей нашей школы.

В содержание работы с родителями я включаю такие направления, как раскрытие и развитие способностей ребенка, помощь ребенку в достижении жизненного успеха, формирование у детей уверенности в своих силах и способностях, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

Для эффективной работы логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия. Поэтому, после первичного обследования ребенка, приглашаю родителей для сбора анамнеза и уточнения раннего развития ребенка. Это позволяет мне более грамотно составить перспективный план работы.

При первой встрече подчеркиваю, что пребывание ребенка на логопедических занятиях имеет определенные сроки. Следовательно, для достижения хорошего результата родители должны стать активными помощниками логопеда. Родители делают отметку, что с условиями коррекционной работы в условиях ознакомлены и согласны на проведение логопедических занятий с ребенком.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я информирую об этом родителей, советую им обратиться на консультацию к невропатологу.

Для родителей учеников 1-4 класс я провожу консультации по темам:

- Как помочь ребенку усвоить письменный образ букв.

- Развитие фонетико - фонематических процессов.

- Приемы работы по развитию мелкой и артикуляционной работы.

- Развитие лексико – грамматического строя речи.

- Как развивать связную речь ребенка.

- Роль зрительных и тактильных опор (схем) в обучении письму ребенка с речевым недоразвитием.

- Логопедические приемы улучшения навыков письма и чтения.

- Развитие психологической базы речи.

За последние пять лет мною было проведено более 150 консультаций для родителей (в том числе и родителей будущих первоклассников).

Этот цикл состоит из четырёх бесед:

Развитие фонетико – фонематических процессов;

Развитие словарного запаса и связной речи;

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

Я разработала памятки – рекомендации для родителей:

Как помочь ребенку правильно писать буквы;

Рекомендации по организации речевого режима дома;

Игры по развитию речи;

Этапы развития речи детей;

Предпосылки готовности детей к овладению письмом и чтением;

Правила красивой речи;

Артикуляционная гимнастика: советы по проведению;

Зрительные опоры для речевых детей;

Памятка по работе со слоговыми таблицами.

Таким образом, проводимая работа повышает компетенцию родителей в вопросах воспитания и развития детей (Таблица 1).

Результативность работы с родителями

Мероприятия по взаимодействию с родителями

Тема, название

-Как помочь ребенку усвоить письменный образ букв.

-Развитие фонетико - фонематических процессов.

-Приемы работы по развитию мелкой и артикуляционной работы.

-Развитие лексико – грамматического строя речи.

-Как развивать связную речь ребенка.

-Роль зрительных и тактильных опор (схем) в обучении письму ребенка с речевым недоразвитием.

-Логопедические приемы улучшения навыков письма и чтения.

-Развитие психологической базы речи.

- Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи

- Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей

- Игровые приемы по развитию речи и других психических функций детей

- Логопедические приемы для развития речи и других психических функций детей

Развитие фонетико – фонематических процессов;

Развитие словарного запаса и связной речи;

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

Памятки – рекомендации для родителей обучающихся с нарушениями речи

:Как помочь ребенку правильно писать буквы;

Рекомендации по организации речевого режима дома;

Игры по развитию речи;

Этапы развития речи детей;

Предпосылки готовности детей к овладению письмом и чтением;

Правила красивой речи;

Артикуляционная гимнастика: советы по проведению;

Зрительные опоры для речевых детей;

Памятка по работе со слоговыми таблицами.

Анализ результатов работы по взаимодействию с педагогами

Сотрудничая с педагогами школы, я результаты каждой диагностики довожу до их сведения, даю рекомендации по развитию речи детей. Кроме того я систематически провожу тематические консультации для педагогов по следующим темам:

- Организация индивидуальной помощи на уроке речевым детям.

- Советы по преодолению трудностей в овладении навыком письма.

- Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями письма.

- Приемы развития психологической базы речи.

В результате таких консультаций педагоги получают методические рекомендации по внесению в урок элементов логопедической работы:

- Развитие общей моторики.

- Развитие мелкой моторики.

- Активные минутки на уроках.

- Дыхательная гимнастика.

- Зрительная гимнастика.

- Памятка по работе со слоговыми таблицами и таблицами слов.

- Кинезиологические приемы работы.

- Приемы работ по развитию фонематических процессов.

- Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников.

- Классификация дисграфических ошибок.

- Памятка для работы по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме.

За межаттестационный период было проведено 50 консультаций для педагогов.

На уровне школы я являюсь членом методического объединения учителей начальных классов. Мной подготовлены выступления:

Стойкие специфические ошибки письма: что делать?

Я являюсь постоянным членом школьного психолого - педагогического консилиума. Ежегодно в рамках работы консилиума диагностируются более 50 учащихся школы, испытывающие трудности в обучении, проводятся беседы с родителями, намечается план совместных действий по сопровождению детей с трудностями в обучении, разрабатываются адаптированные программы для обучения этих детей согласно рекомендациям ТПМПК.

По решению консилиума дети, не справляющиеся с обучением по предложенной программе, направляются на психолого - медико – педагогическую комиссию для выбора оптимального образовательного маршрута и вида учебного заведения.

Осуществляя работу с обучающимися в рамках функционирования школьного психолого-педагогического консилиума, систематически провожу диагностические обследования, составляю и реализую программы логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих затруднения в усвоении образовательных программ, отслеживаю динамику усвоения программы сопровождения обучающегося в рамках работы консилиума.

Благодаря реализации поставленных задач и анализа результатов деятельности ежегодно отмечается положительная динамика в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ. У детей формируется устойчивый интерес к познавательной деятельности, наблюдается рост мотивации и развития творческих способностей, создается атмосфера сотрудничества и партнёрства, формируется умение учиться, развиваются способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), стремление к самореализации.

Проводимая работа позволяет выработать единые требования к ученику со стороны логопеда и учителя, вооружает педагогов знаниями о возможностях ученика и причинах трудностей в учебе, помогает найти индивидуальные и эффективные методы обучения.

Результативность работы с педагогами

Мероприятия по взаимодействию педагогами

Тема, название

-Организация индивидуальной помощи на уроке речевым детям.

-Советы по преодолению трудностей в овладении навыком письма.

-Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями письма.

- Приемы развития психологической базы речи

- Более 60 консультаций

-Обучение педагогов особенностям работы с детьми – логопатами

Методические памятки - рекомендации по внесению в урок элементов логопедической работы

-Развитие общей моторики

-Развитие мелкой моторики

-Активные минутки на уроках

-Памятка по работе со слоговыми таблицами и таблицами слов

-Кинезиологические приемы работы

-Приемы работ по развитию фонематических процессов

-Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников

-Классификация дисграфических ошибок

-Памятка для работы по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме

- Повышение компетенции педагогов в вопросах обучения детей с речевым недоразвитием

ШМО учителей начальных классов

Стойкие специфические ошибки письма: что делать?

Совместные проекты с педагогом начальных классов

-Взаимодействие с учителем начальных классов в области проектной деятельности обучающихся

-Ежегодное диагностирование более 50 учащихся школы, испытывающие трудности в обучении;

-Беседы с родителями, выработка плана совместных действий по сопровождению детей с трудностями в обучении;

-Направление на психолого - медико – педагогическую комиссию для выбора оптимального образовательного маршрута и вида учебного заведения;

-Выполнение рекомендаций ПМПК;

-Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

-Определение оптимального образовательного маршрута учащимся с трудностями в обучении

-Взаимодействие с участниками образовательного процесса по сопровождению детей с трудностями в обучении

Анализ работы по взаимодействию с педагогическим сообществом

Начиная с 2010 года и по настоящее время, я являюсь руководителем городского методического объединения логопедов. Количество учителей – логопедов ОУ и ДОУ в нашем объединении возросло с 12 до 18 человек.

Системный подход в организации деятельности ГМО направлен, прежде всего, на решение ряда задач, важнейшие из которых:

Совершенствование работы по освоению продуктивных технологий;

Использование позитивного педагогического опыта;

Содействие профессиональному общению учителей-логопедов образовательных учреждений, направленное на обеспечение качества коррекционно-развивающей работы;

Развитие профессиональной компетентности учителей-логопедов;

Оказание методической помощи учителям-логопедам путем обмена опытом.

За прошедший период на ГМО учителей – логопедов я подготовила выступления по темам:

- Проектная деятельность на логопедических занятиях

- Организация коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

- Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях

- Роль и задачи логопеда в реализации АООП

- Эффективные методы и приемы по реализации деятельностного подхода на логопедическом занятии

- Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

За межаттестационный период, повышая свой профессиональный уровень, я участвовала в конкурсах педагогического мастерства:

Я активно ищу новые формы, методы, технологии работы, обращаясь к источникам в сети интернет, обмениваюсь своими разработками.

Я опубликовала свои методические разработки на сайте инфоурок, видеоурок, мультиурок:

Я активно взаимодействую с педагогом - психологом школы; являюсь членом школьного психолого-педагогического консилиума; с 2010 года по настоящее время; являюсь руководителем городского методического объединения логопедов ОУ и ДОУ; являюсь членом территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; сотрудничаю с учителями начальных классов по подготовке младших школьников к конкурсам исследовательских работ младших школьников; принимала участие в разработке программ:

- основной образовательной программы начального общего образования средней школы – интернат № 17,

- адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития средней школы – интернат № 17 в 2017 и 2019 году.

Я регулярно принимаю участие в профессиональных педагогических семинарах и конференциях:

Благодаря взаимодействию с педагогическим сообществом, я повышаю свой профессиональный уровень, что способствует более высокому качеству логопедического сопровождения.

Результативность работы с педагогическим сообществом

Мероприятия по взаимодействию с педагогическим сообществом

Тема, название

ГМО учителей – логопедов

- Проектная деятельность на логопедических занятиях

- Организация коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

- Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях

- Роль и задачи логопеда в реализации АОП

- Эффективные методы и приемы по реализации деятельностного подхода на логопедическом занятии

- Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Конкурсы педагогического мастерства

Сертификат участника Свидетельство о ведении инновационной педагогической работы

Публикации в интернет

-Упражнения для увеличения скорости чтения

- Взаимодействие учителя и логопеда в коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении

- Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда

- Психолого – педагогическое сопровождение семьи. Советы логопеда

- Модель организации образования в 1 дополнительном классе обучающихся с ЗПР

- Протокол экспресс – мониторинга состояния речевого развития обучающихся 1 класса.

- Использование приемов логопедической работы на уроках в начальных классах и др.

Свидетельства о публикации, свидетельства о создании сайта

Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей-сирот и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в учреждении интернатного типа.

Цель консультирования:

1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;

3) оказание консультативной помощи кандидатам в приемные родители и опекунам и приемным родителям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объекты консультирования: воспитанники и педагоги школы-интерната, а также кандидаты в приемные родители и приемные родители и опекуны.

1. Консультирование детей – это особый вид работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки воспитанникам, находящимся в состоянии актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.

При консультировании детей нецелесообразно применять этапы и технологии классического консультирования. Поэтому в этой работе используется технология краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение.

Содержание консультировании детей: проблемы, связанные с адаптацией к учреждению, обучением, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.

Результат консультирования детей:

1) решение проблем ребенка;

2) формирование доверительных отношений с психологом, повышение его авторитета.

2. Консультирование учителей и воспитателей – это особая форма организации их сотрудничества с психологом в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самих педагогов.

Содержание консультирования педагогических работников:

1) консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп; инициатором может выступать как педагог, так и сам психолог.

Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:

- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;

- разработкой воспитательных программ и мероприятий.

Результатом консультирования педагогов являются:

- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога (воспитателя) по обозначенной проблеме;

- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.

Необходимо выделить еще один вид консультирования, характерный для учреждения интернатного типа – консультативная работа с ребенком в ситуации, когда инициатором обращении является не он сам, а учителя или воспитатели, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.

Это самая сложная работа. Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.

Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что дети-сироты чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.

Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:

1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;

2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми;

3) налаживание отношений между воспитанником и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.

3. Консультирование кандидатов в приемные родители и приемных родителей и опекунов, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Консультирование кандидатов в приемные родители осуществляется в Сосновской школе-интернате с 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, которая организуется Кировским областным центром усыновления, опеки и попечительства.

Эта работа предполагает сопровождение семьи с момента принятия решения о взятии ребенка и на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. Это сопровождение предполагает организацию взаимодействия с разными специалистами, общение с другими подобными семьями, обмен опытом, а также обсуждение сложных вопросов, возникающих в процессе воспитания приемных детей.

Содержание консультативной работы с кандидатами в приемные родители:

- выявление личностных особенностей кандидатов, особенностей взаимоотношений в их семье и анализ имеющихся у них ресурсов, способствующих или препятствующих формированию здоровых детско-родительских отношений и воспитанию приемного ребенка;

- помощь в принятии взвешенного решения и адекватной оценке своих сил и возможностей, а также обсуждение потенциальных рисков, связанных с появлением в семье приемного ребенка.

Результат консультирования кандидатов в приемные родители:

- психологическое просвещение кандидатов в приемные родители в вопросах физического и психического развития детей-сирот на разных возрастных этапах и особенностях их обучения и воспитания, а также в вопросах связанных с адаптацией ребенка в приемной семье;

- заключение о психологической готовности конкретной семьи к принятию ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и созданию для него условий для полноценного физического, интеллектуального и личностного развития.

В таблице 1, 2 представлены статистические данные о количестве и характере проведенных консультаций в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..

٭ В таблицах не учтены консультации, проведенные с кандидатами в приемные родителями. Это связано с тем, что данный вид деятельности является неспецифическим для психолога в интернатном учреждении, он организуется в рамках работы мобильной группы Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства и зависит от того, будет ли набрана группа на год.

Статистический отчет о количестве консультаций,

проведенных в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.

Учебный год

консультаций

Консультации детей

Консультации педагогов

кол-во обращений детей

кол-во обращений

* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения. Обращения воспитателей по поводу проблем ребенка учитываются в графе «консультации педагогов.

Рис. 1. Процентное соотношение консультирования детей и педагогов за 2011-2016 г.

Характер консультативной деятельности за 2011-2012 уч. г.,

2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Характер консультаций

информационные

разрешающие проблему

Анализ консультативной деятельности

в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..

2011-2012 уч.год

В течение 2011-2012 учебного года была проведена 41 консультация: из них 12 групповых и 29 индивидуальных. Групповые консультации были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией и проектно-исследовательской деятельностью учащихся.

Индивидуальные консультации проводились для воспитанников и педагогов. 16 консультаций воспитателей и учителей были направлены на решение проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, а также с диагностикой учебно-воспитательного процесса и оформлением документации. 13 консультаций детей были связаны с выбором профессии, решением школьных проблем и проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

61,3% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 38,7% - носили информационный характер.

2012-2013 уч.год

В течение 2012-2013 учебного года было проведено 62 консультации. 52 консультации педагогов были связаны с вопросами адаптации вновь прибывших детей, воспитанием и обучением детей, с диагностикой учебно-воспитательного процесса, организацией подготовки к экзаменам.

10 консультаций детей были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией, личными взаимоотношениями детей и учебными трудностями.

60% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 40% - носили информационный характер.

* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения, а не обращения воспитателей по поводу проблем ребенка.

Также в 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители проводилась групповая и индивидуальная консультативная работа с 7 семьями, выразившими желание взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними было проведено 4 групповых консультации по вопросам, связанным с особенностями возрастного и психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также с каждой семьей было проведено по 48 индивидуальных консультаций с целью составления психологического заключения о ресурсности семьи и ее готовности взять на воспитание приемного ребенка.

2015-2016 уч. год

В течение 2015-2016 учебного года было проведено 36 консультаций: 30 консультаций педагогов (учителей и воспитателей) и 6 консультаций детей. Консультации воспитателей были направлены на решение проблем, связанных в основном с адаптацией вновь прибывших детей и организацией их обучения. Также с воспитателями на индивидуальных и групповых консультациях обсуждались вопросы составления индивидуальных планов развития воспитанников школы-интерната и отслеживания результатов воспитательной работы с ними.

Консультации детей были направлены на решение проблем, связанных с общением со взрослыми и сверстниками.

66,7% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 33,3% - носили информационный характер.

Также в 2016 г. было проведено 4 групповых консультации и 31 индивидуальная консультация с пятью семьями, выразившими желание стать опекунами и приемными родителями.

Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что:

- количество самостоятельных обращений детей уменьшилось;

- количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей возросло; это объясняется тем, что школьное психологическое консультирование имеет свои специфические особенности: чаще всего за консультациями приходит не сам ребенок, а взрослый, который непосредственно с этим ребенком работает (занимается его воспитанием и обучением);

- в 2013 г. появилось новое направление работы – консультирование кандидатов приемные родители, осуществляемое в форме консультативных сессий и направленное на решение проблем конкретной семьи.

Опросы показывают, что большинство инициаторов обращения к психологу были удовлетворены результатом консультирования.

Значение психологического консультирования в работе школьного психолога. Организация службы психологического консультирования в школе. Содержание деятельности психолога-консультанта. Психологическое просвещение, оценка результатов консультирования.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.04.2009
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Значение психологического консультирования в работе школьного психолога

2. Организация психологического консультирования в школе

3. Содержание деятельности школьного психолога-консультанта

4. Результаты психологического консультирования

Усиление негативных тенденций в развитии нашего общества (крайняя неустойчивость и неустроенность социальной жизни людей; увеличение количества детских правонарушений; ухудшение экологической обстановки, влияющей на состояние психического здоровья; девальвация педагогических ценностей, долгое время содержание которых сводилось к формированию личности, интериоризации ею социальных и предметных норм через усвоение моральных норм и знаний, умений, навыков вместо того, чтобы развивать личность Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1995. - С. 33-35 взывает к необходимости разработки программ, способствующих социальной адаптации, терпимости по отношению друг к другу, самоопределению.

Организация процесса консультирования в работе психологической службы остается самым неясным моментом для школьного психолога-практика. Практическая подготовка молодого специалиста в этом вопросе достаточна бедна. Кроме того, это направление работы школьного психолога менее других обеспечено своей, работающей теорией и методологией. В этом отношении, знакомство с опытом консультирования в работе коллег, с их ощущениями и размышлениями, является для школьного практика ценным.

Цель реферата - дать анализ психологическому консультированию в школе.

1. Значение психологического консультирования в работе школьного психолога

Впрочем, анализируя литературу по проблеме, можно заключить, что: 1 -- организация и содержание психологического консультирования по сравнению с другими направлениями деятельности школьного психолога является, пожалуй, наименее разработанной проблемой; 2 -- нет единого понимания того, что представляет собой школьное психологическое консультирование по своей сути.

Но ничего не поделаешь и, примерно представляя себе назначение консультативной деятельности, психологу остается приступить к экспериментированию в работе с теми или другими приемами и упражнениями, описанными в психологической литературе и рекомендованными к использованию в работе психолога-консультанта.

2. Организация психологического консультирования в школе

Психологическая консультация на первом этапе работы школьного психолога выглядит примерно следующим образом:

1. по форме -- участливая дружеская беседа;

2. по цели -- утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;

3. по методам работы -- отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.

Рассматривая организационную сторону психологического консультирования, нужно остановиться на нескольких основных моментах, которые позволят лучше представить себе специфику этого процесса.

Формы проведения консультирования

Существующие формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Следует отметить, что в работе школьного психолога эти формы могут быть применимы для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива. Это будут следующие формы: 1 -- индивидуальное; 2 -- консультирование в малых группах; 3 -- в коллективе.

Консультирование в малых группах

Коллективная форма консультирования

Временной фактор в консультативной работе

Основанием для классификации консультирования является также период работы. В зависимости от этого критерия консультацию определяют как: первичную, вторичную и т.д.

Первичная консультация является своего рода альфой и омегой, отправной и определяющей точкой для построения последующей работы. Ее основные задачи:

1 -- установить контакт;

2 -- выслушать жалобу и запрос;

3 -- попытаться определить проблему;

4 -- договориться с консультируемым о взаимной ответственности за процесс и результат работы, иначе говоря, заключить контракт.

Иногда возможно договориться с преподавателем о снятии с урока или с его части учащегося. Но этот способ не может быть оптимальным, так как учебное время -- законное время взаимодействия педагога и ученика. Они, собственно, и собрались здесь, в школе для этого взаимодействия. Данным способом можно пользоваться эпизодически, решая вопрос индивидуально, с определенным учеником и конкретным педагогом.

Также возможно переносить встречу на внеурочное время, что также не всегда оптимально, и может проводиться эпизодически. Если представить себе состояние человека, отсидевшего в школе большое количество уроков подряд, то становится очевидно, почему этот способ временной организации консультации не всегда хорош.

Вообще, школьникам свойственно сильно расшатывать границы консультации, в том числе и временные. Нерегулярность, спонтанность, стихийность -- вот к чему тяготеет их свободная воля.

В целом, фактор времени в организации консультирования в школе можно учитывать, ориентируясь на три основные критерия:

1 -- когда, то есть в какой период дня, с которого и до которого часа целесообразнее проводить консультирование;

2 -- как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);

3 -- как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).

Фактор места в консультативной работе

3. Содержание деятельности школьного психолога-консультанта

Если определять суть, содержание и специфику консультативной работы в школьной психологической службе, то это возможно лишь во взаимосвязи с участниками этого процесса, т.е. с кем работает психолог: со школьниками, педагогами или родителями.

Если говорить о проблематике, входящей в рамки школьной консультативной практики, то довольно полное представление о ней можно составить по результатам опыта работы школьных психологов Б.Н. Боденко, В.В. Зацепина, М.Н. Костикова, Е.М. Черепанова и других.

Основными проблемами учащиеся, с которыми приходится работать школьному психологу, можно назвать: взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми; саморегуляция поведения; профессиональное и личностное самоопределение; проблемы самовоспитания и т.п.

С родителями в процессе консультации обсуждаются в основном следующие проблемы: проблемы учебно-мотивационного характера; особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.); личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.); вопросы его жизненной перспективы и профориентация; сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми -- в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями…).

Психологическое консультирование в школе - это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога.

Очень близко к такой работе стоит психопрофилактика и психологическое просвещение участников педагогического процесса, но для более точного понимания специфики психологического консультирования дадим им отдельные определения.

Психопрофилактика -- предупреждающая возникновение проблемной ситуации деятельность психолога, в которой он сам выходит с инициативой необходимой, на его взгляд, психологической работы к тем или иным участникам педагогического процесса.

Психологическое просвещение -- работа по передаче участникам педагогического процесса каких-либо актуально или потенциально необходимых им психологических знаний. Несмотря на то, что на первый взгляд подобного рода деятельность кажется совсем безобидной и очевидной для психолога, полезно не забывать о том, что ее содержание и формы проведения должны быть адаптированы к аудитории, иначе обидно будет видеть, как живое психологическое слово нагоняет сон на слушателей.

Отметим некоторые особенности консультирования подростков. В теории психологической работы существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка, получив в свой адрес определенную порцию агрессии.

Довольно часто оказывается, что подросток ждет инициативы психолога (проходя мимо по коридору, задавая общие вопросы). Он ждет помощи, но часто не смеет ее попросить, по ряду причин, среди которых могут быть такие:

Подросток видит, что психолог сильно занят, не хочет перегружать, относится с пониманием.

Независимо от того, ждал подросток инициативы или она оказалась для него неожиданной, он порой охотно вступает в контакт. Даже если подросток немногословен (хотя чаще охотно говорит о себе), то все равно понятно, что вы с ним в контакте. Кроме того, подростки зачастую с большим желанием посещают психолога, даже несколько бравируя этим перед друзьями и родными. Содержание его переживаний можно представить: ведь его заметили, ему уделяют внимание, с ним, именно с ним о нем самом и о других очень серьезных вещах беседует взрослый человек, да еще -- психолог. Это дорогого стоит.

4. Результаты психологического консультирования

Результаты консультативной работы школьного психолога носят такой же неопределенный характер, как и результаты работы любого другого консультанта. Но есть один важный ориентир при работе в школе, когда клиенты, преимущественно, взрослеющие дети -- это некоторый позитивный подъем, личностный рост и движение, укрепление в позитиве. И задача психолога не в том, чтобы предложить готовые рецепты и решения проблем.

Психолог способствует самостоятельному решению проблем клиентом, переводя его внутренний диалог во внешний, придавая тем самым диалогу развернутую форму. Но в завершении важно дать возможность дальше работать самому клиенту опять в своем внутреннем диалоге, но уже на качественно новом уровне.

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы в отношении специфики психологического консультирования в школьников и их родителей.

Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов (учащиеся, их родители, а также педагогической коллектив, администрация), с которыми он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом.

Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути -- психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп.

Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М., 1991.

4. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Владос-пресс, 2006. - 159 с.

5. Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1995.

6. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995. - 123 с.

7. Снегирева Т.В. Старший школьный возраст //Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

8. Толстых Н.Н. Подростковый возраст //Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

Подобные документы

Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

дипломная работа [173,6 K], добавлен 10.06.2015

Особенности психологического консультирования, его сущность, преследуемые цели и задачи. Основные этапы и фазы коммуникации консультационного процесса коррекционной работы психолога с родителями. Алгоритм психологического консультирования родителей.

контрольная работа [20,9 K], добавлен 06.06.2009

Определение психологического консультирования, как вида профессиональной деятельности практического психолога. Этические аспекты деятельности психолога-консультанта. Общие сведения о клиенте. Методический анализ стенограммы сеанса консультирования.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 20.01.2014

Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

реферат [33,7 K], добавлен 01.08.2010

Интернет-консультации психолога. Позиция психолога. Основные интерпретации психологов в процессе консультации. Подходы консультирования. Виды психологического консультирования. Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты.

доклад [35,3 K], добавлен 12.10.2008

Совокупность подходов к отношениям консультант - клиент в разных психологических направлениях. Модель личности консультанта. Требования к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

контрольная работа [34,2 K], добавлен 08.09.2007

Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

Читайте также: