Анализ картины шишкина рожь кратко

Обновлено: 05.07.2024

В его полотнах можно заметить не только особенности русской природы в тот момент, когда она была изображена, картины этого автора, несомненно, ещё передают и состояние души, настроение. Больше всего любил художник изображать сосновый бор, часто встречающийся на его работах. В полотнах автора мы видим ту, казалось бы, уже забытую Россию, и почему-то вместе с автором ощущаем её родной и существующей.

Первое, что бросается в глаза – поле, полное ржи. Налившиеся колоски, уже готовые к жатве, немного гнутся от небольшого ветра. Самые спелые из них, те, что ближе к дороге, пригнулись совсем низко и почти лежат на земле.

Большие сосновые деревья расположились вдоль этой полевой спутницы. Пушистая ветка старого дерева, которое стоит по правую руку, свисает над колосьями. Сосны же, которые стоят с левой стороны, показывают те одеяния, которыми одарила их природа: кто-то из них богато одет ветвями, кто-то же совсем без одёжки. Почти у самого неба, среди облаков, летают, радуясь солнечному дню, птицы. В самой дали чуть видны тёмные облака, может быть, вещающие о скором наступлении летнего дождя.

Полотно передаёт ту нежность и преданность, которую испытывал автор к своей родной природе. Заражая этой любовью к русскому пейзажу, оно говорит о настроении автора и дарит спокойную тихую радость.

Рожь 1878 г.

Автор

Трудно представить, но его родители когда-то не верили в способности сына. Особенно расстраивалась мать, что Иван не желает учиться, чтобы стать добропорядочным чиновником. К счастью, отец, человек просвещённый, всё-таки позволил ему выбрать путь собственных стремлений, поверил в талант сына. Выходец из города Елабуга на берегу Камы Вятской губернии (территория сегодняшнего Татарстана), Шишкин учился художественному искусству в Москве, Петербурге, Европе. Исколесил множество просторов, лесных массивов и озёрных долин и сделал для себя вывод, что больше всего на свете он любит Русь и её бескрайнюю ширь. Леса и луга, поля и дороги – вот что по-настоящему привлекало мастера и помогало ему выразить собственную горячую любовь к родине.

Предыстория создания шедевра

1870-е годы в судьбе Шишкина были непростыми. Чахотка унесла жизни дорогих ему людей: умер отец художника, затем 2-летний сын Владимир, потом брат жены Фёдор Васильев (близкий друг живописца, тоже художник), следом любимая супруга Евгения Александровна, молодая цветущая женщина (1847 г.р.), в довершение через год после смерти жены умер второй сын Константин. Так с 1872 по 1875 год Шишкин потерял почти всех близких.

Работа над картиной

С первого взгляда на это произведение хочется вдохнуть полной грудью – необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев поля, разбросанные тут и там сосны, высокое голубое небо и облака вдали.

Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости и жизненного опыта, недаром символически сосны означают выносливость и силу жизни. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя.

Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. Эта деталь заставляет предположить, что она добавлена преднамеренно, а не написана с натуры. Скорее всего, так автор обозначил своё состояние после трагической череды личных потерь.

Следуя своей манере, Шишкин рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализировано. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди.

Торжественность, величие природы свойственны эпическим пейзажам. Именно это и стремился выразить мастер. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы.

Судьба картины

Shishkin-Ivan-rozh

Как и сила русского леса, просторы полей также восхищали Шишкина, который непередаваемой игрой красок доносил эту любовь до зрителя. Соседство могучих сосен-долгожителей и моря спелых колосьев на картине неслучайно — это символичное изображение мощи и богатства русской земли и природы.

На горизонте собираются мощные кучевые облака, обещая скорый дождь. Всем телом ощущается тонко переданные тишина и безветрие — затишье перед грядущей бурей. Но тишина эта не полная: несмотря на некоторую тяжесть и статичность, в это не верится — будто слышится гудение шмелей среди шелестящих тяжелых колосьев, сгибающихся почти до самой земли.

Дорога, идущая через поле — символичный путь к счастью, на что указывает и окружающая и почти касающаяся ее спелая рожь, и трава, выросшая на ней, и скорый ливень, очищающий и дающий долгожданную прохладу и успокоение.

Golden rye is gilded along the roadway that goes somewhere beyond the horizon, and its full ear sticks to the ground. It seems to creep under the wheels of a passing vehicle, asking that it is time to remove it. The endless field of rye, tall trees, a huge blue sky, quiet weather, insects flying past.

A little hot, but not enough to spoil the impression of the surrounding beauty. The picture as if invites to plunge into these boundless expanses of fields and soft grain.

The road track is accompanied by soft, silky grass, inviting to lie down and relax in the midst of the baking sun. Mighty pines reappear in the picture as a sign of the greatness of the motherland.

The artist quite successfully combined the uncombined things together: a rye field intersected by a groove, a bright green grass sprouting among the trampled earth, tall pine trees, which, in principle, on this peaceful summer landscape only create the impression of incompleteness. It’s so eager to understand: where do they strive all the time and how did they magically get here?

This picture is known to many even not quite as the work of Shishkin, but as an ordinary picture depicted on calendars, magazine covers. And it is not strange at all why such works are valued more in this style. After all, they carry the strength and majesty of the Russian land, the generosity and wealth of the motherland, the charm and pomp of the fruitful fields, because all these charms create human hands, true patriots and laborers.

Shishkin presented us with a landscape, as an underscore of what we see on a daily basis, but not paying attention. What Mother Nature gave us, but we are not able to save it all. It shows us the naturalness of the world around us, to protect us from ourselves, from our destructive impact.

Год написания картины: 1878.
Размеры картины: 107 x 187 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

И. И. Шишкин картина Рожь

Работа, которую мы здесь рассмотрим, была написана в 1878 году. Холст, масло. Размеры: 107 × 187 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одной из тех картин, которые в лучшей манере отражают невероятную красоту и глубину искусства художника.

Идея для картины появилась у Ивана Шишкина после посещения Елабуги, где он побывал в 1877 году. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны. Увиденное так вдохновило художника, что он написал картину, которая поразила зрителей своей удивительной красотой. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке, и вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции. С тех пор работа находится в Третьяковской галерее.

На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Дорога, которая начинается на переднем плане и витиевато уходит вглубь чего-либо, характерна как для живописи Ивана Шишкина, так и для живописи многих других художников-пейзажистов. Такой приём предназначен для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь картины. Таким образом зритель может спокойно путешествовать по изображению, при этом не кидаясь взглядом из одной стороны картины в другую. Дорога — как указатель для следования по картине взглядом.

Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны. Старые сосны выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Деревья стоят вдоль дороги, также провожая взгляд зрителя вглубь картины, вплоть до одинокой сосны вдалеке, которая стоит в центре.

Также стоит обратить внимание на сухое, погибшее дерево, от которого остался только ствол и сухие сучья. Есть две версии, почему художник изобразил здесь засохшее дерево. По одной версии, таким образом художник хотел сделать более натуральным этот идеальный пейзаж, приблизить его к реальности. По другой версии, засохшим деревом И. И. Шишкин изобразил свои страдания, которые пережил после потери своего отца, жены и двух детей.

Картина прописана очень детализировано, так что можно рассмотреть каждую травинку на земле, каждую веточку на деревьях.

На картине ясный день, но художник подчеркнул, что собирается дождь. Вдалеке можно увидеть, как надвигаются грозные кучевые облака, которые несут с собой ливень и буйство стихии. Также можно обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю.

Читайте также: