Анализ как функция управления кратко

Обновлено: 02.07.2024

По классификации Файоля функция контроля - одна из административных функций. Контролировать – значит осуществлять заботу о том, чтобы все совершалось в соответствии с установленными правилам и отданными распоряжениям. Контроль является составная часть управления экономическими процессами и объектами, который заключается в наблюдениях за объектом с целью оценки соответствия реального состояния объекта желаемому состоянию, который предусмотрен на законодательном уровне, инструкциями, положениями, различными нормативными актами, а также планами, программами, проектами, договорами, соглашениями". Контроль представляет из себя процесс отслеживания производственной деятельности, который направлен на то, чтобы иметь гарантию того, что она осуществляется в запланированном порядке. Также он в себя включает корректировку любого выявленного при этом значительного отклонения. Контроль является процессом обеспечения достижения организацией своей цели.

В условиях неопределенности контроль достаточно важен для успешного функционирования организации в целом, поскольку он решает несколько главных задач, а именно:

  • позволяет во внутренней и внешней среде организации выявить проблемы и корректировать деятельность организации до момента, когда проблемы эти перерастут в кризис;
  • позволяет установить направления организационной деятельности, которые более эффективно способствуют достижению общих целей фирмы;
  • позволяет выявить нарушения, неудачи и ошибки организации и причины их и корректировать деятельность организации;
  • является заключительным звеном в цепи деятельности по управлению и позволяет менеджеру узнать, достигнуты ли цели организации, и в случае если нет, то какие причины тому виной;
  • итоги контроля - это основа оценки работы организации и персонала ее за какой – либо период.

Принципы контроля в менеджменте

Цели контроля станут достижимыми, если он реализуется в соответствии с базовыми принципами. Рассмотрим их подробнее.

Контроль должен иметь всеохватывающий характер, держать в поле зрения ключевые сферы организационной деятельности, внешнюю среду и протекающие в ней внутренние процессы. Контроль в то же время должен обеспечивать достаточно объективную и полную картину ситуации. Это можно достигнуть тогда, когда система контроля стратегически направлена, охватывает главные приоритетные сферы развития и функционирования организации. Нецелесообразно проверять второстепенные сферы деятельности фирмы, некоторые из них и вовсе не имеет смысла контролировать. Обычно к контролю прибегают не с целей выявления проблемы, но для успешного ее решения и достижения конкретного результата, установления отклонений от обоснованных в науке стандартов. Основная цель контроля - это не исправление, а предотвращение ошибки, что гораздо дешевле обходится. Следовательно, контроль является неотъемлемой частью стратегического планирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективный контроль должен быть увязан не только с планированием, но и с теми изменениями, которые происходят в структуре системы управления, то есть контроль должен быть гибким.

Система контроля должна быть экономичной для того, чтобы выгоды, им приносимые, превышали расходы на проведение его, включая затраты времени руководящего персонала и остальных работников на процессы сбора, передачи и анализа информации, а также затраты на оборудование для осуществления данной деятельности и затраты на поиск и хранение необходимой информации. В случае, если прибыль на инвестиции в контролирующую систему меньше, чем затраты на нее, то контроль является неэкономичным и непродуктивным. Важно в этой связи широко применять эффективные средства контроля.

Эффективный контроль должен быть использован с учетом человеческого фактора - обладать объективностью, доброжелательностью, способствовать формированию стабильного морально-психологического климата. Однако следует избегать чрезмерной степени контроля над людьми.

А с другой стороны, отсутствие контроля продолжительное время также неблагоприятный признак, свидетельствующий о равнодушном отношении менеджмента к людям, делам подразделения или организации, что вызывает неминуемо обратную реакцию.

Ценность контролирующей функции контроля заключена в тесной ее взаимосвязи:

  • с функциями планирования. Так, если менеджер не контролирует процесс выполнения плана, он не узнает, в запланированном порядке ли ведется работа и какие конкретные действия следует в будущем предпринять;
  • с делегированием полномочий. Большинство менеджеров неохотно передает свои полномочия, так как они опасаются, что подчиненные могут сделать что-либо неправильно, а отвечать за это придется им. Но нежелание менеджера делегировать свои полномочия можно существенно сократить, проработав систему контроля, в соответствии с которой управленческий персонал будет периодически получать информацию о ходе работы сотрудника, выполняющего те или иные обязанности, и обеспечить с ним обратную связь;
  • с защитой организации и ее персонала от угроз внешней среды. В условиях современной среды с ее актуальными проблемами безопасности, с учетом угрозы террористического нападения и сильнейших финансовых скандалов, менеджер должен иметь четкий план защиты сотрудников своей организации, данных и инфраструктуры на случай возникновения непредвиденной ситуации.

Анализ как функция менеджмента

Целью анализа является выявление причинных связей между событиями (полученными результатами деятельности, состоянием параметров производственно-хозяйственной системы) и условиями, которые к данным событиям привели или которые в будущем могут возникнуть.

Из этого следует, что через функцию анализа обеспечивается оценка уже свершившегося события или факта, а также установление условий, в которых данные события произошли, т. е. осуществляется подготовка учетной информации для восприятия при принятии оптимального управленческих решений.

В практике и теории менеджмента принято классифицировать по некоторым признакам виды анализа. По содержанию стадии процесса анализа выделяются:

  • оперативный анализ;
  • текущий анализ;
  • перспективный анализ.

Оперативный анализ может использоваться для организации решения комплексных задач в управлении (например, организации работы коллектива), а также для обеспечения процессов принятия и реализации управленческих решений. Большая часть оперативной аналитической информации применяется в функции организации.

Текущий или ретроспективный анализ охватывает информацию, которая отражает итоги деятельности анализируемых объектов за тот или иной период. Основное его назначение - анализ состояния или результата контролируемых объектов или параметров. Аналитическая информация служит для осуществления эффективного контроля.

Перспективный анализ направлен на оценку будущего поведения факторов внешней среды и оценку соответствия внутреннего потенциала требованиям внешней среды. Он является источником информации для планирования. Эффективным подходом анализа внешней среды, который широко используется в практике, выступает SWOT-анализ. Этот метод нацелен на анализ внешней и внутренней среды предприятия и предназначен для выявления связей между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями, которые предоставляет внешняя среда организации.

Читайте также: