Анализ изложения в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

- письменно передавать чужой текст без искажения главной мысли и пропуска важных моментов;

- связывать части текста в одно целое, правильно строить предложения, употреблять слова, избегать речевых ошибок при передаче содержания чужого текста.

Обучение изложению в начальной школе обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложе­нию.

При обучении изложению различаются следующие виды работы:

1) воспроизведе­ние прочитанного по вопросам;

2) связный пересказ прочитан­ного;

3) придумывание заглавий;

4) составление плана к про­читанному;

5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по те­матике к прочитанному).

Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, необходимо остановиться на самых существенных моментах. Таким об­разом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.

После того как дети пересказали содержание прочитанно­го текста, они могут приступить к изложению.

Изложение обычно бывает короче устного пересказа и должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом.

Навыки состав­ления плана требуют умения обобщать в двух-трех словах ос­новное содержание прочитанного отрывка, части целого. Имен­но этой цели служат такие упражнения, как

- придумывание заглавий к неозаглавленным текстам или к частям текста,

- на­хождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием к части прочитан­ного рассказа.

Работа над планом важна для умственного развития детей: он учит детей произ­водить анализ и синтез, абстрагировать и обобщать, отделять главное от второстепенного и т. д.

Таким образом, пересказ, составление плана прочитанного текста гото­вят детей к изложению.

Методика проведения изложений

Работа над изложением в устоявшейся практике школы начинается во второй половине первого года обучения.

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Для учащихся самым доступным тек­стом для изложения является рассказ, повествование с небольшим количеством эпизодов. В синтаксическом и лексиче­ском отношении рассказ должен быть прост и доступен уча­щимся: все слова ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи; просто должно быть и построение рассказа в целом: три-четыре части, легко выделяемые в абзацы.

Постепенно тексты для изложений должны усложняться по содержанию (большее количество эпизодов), в словаре, синтаксисе (предложения разнообразны по строению и составу), композиционному построению.

В целях развития самостоятельности учащихся тексты по­степенно усложняются по своему оформлению:

1) текст разде­лен на небольшие части (абзацы), и к каждой из них внизу дан пункт плана;

2) текст не разделен на абзацы, но план есть;

3) текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний составляется коллективно;

4) текст раз­делен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;

5) текст не разделен на абзацы, не дано плана; детям надо составить план из трех-четырех пунктов и написать изложение.

Так постепенно ученик овладевает умением писать изложе­ние готового текста.

Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух. Целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изло­жение после не более чем двукратного, а иной раз и однократ­ного чтения.

Когда рассказ прочитан, идет краткий разбор его содержа­ния по вопросам учителя. При этом достаточно поставить пе­ред детьми два-три вопроса, чтобы определить, все ли понятно им в рассказе. Затем под руководством учителя составляется план изложения, который записывается на доске. По плану де­ти устно составляют текст изложения и пишут его.

Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдали рыбу маме.

Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план-вопросы и предлагает детям сначала прочитать его про себя, затем каждый вопрос плана читается вслух от­дельным учеником. Составляются ответы на вопросы. Затем текст может быть прочитан учителем еще раз, и дети пишут изложение.

Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает внимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую часть надо озаглавить. Чтобы правильно озаглавить каждую часть, надо подумать над тем, что является в ней главным, основным.




В результате коллективной работы составляется план изло­жения: 1. Встреча на узкой тропинке. 2. Что сделала одна коза? 3. Разошлись.

План записывается на доске. Каждый учащийся продумы­вает самостоятельно свое изложение по этому плану.

Возможен и такой вариант работы, когда учащиеся устно составляют изложение по плану. Как и в I классе, текст может быть прочитан учителем еще раз перед тем, как дети начнут писать изложение.

В начальных классах изложение носит об­учающий характер. При проведении обучения изложению учи­тель на первых порах показывает, как надо излагать прочитан­ный текст. Для этого учащиеся устно по вопросам или по плану излагают текст. Причем дети вносят в коллективную редакцию свои поправки: это делается, конечно, при участии и помощи учителя.

Постепенно дети учатся самостоятельно записывать состав­ленное коллективно изложение.

1 этап- коллективная работа.

2 этап- самостоятель­ная передача учащимися содержания текста по плану, данному учителем или составленному коллективно.

3этап- самостоятельно составляет план и пишет изложение. Это конт­рольное изложение (проводится в конце обучения в 3 и 4 классе).

Изложение может быть разных видов:

а) подробным или сжатым;

б) без изменений фактической стороны;

в) изложе­ние с дополнением, со вставкой эпизодов;

г) с изменением на­чала, конца;

д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия и т. п.

Изложения учащихся должны отвечать сле­дующим требованиям:

1) Учащиеся должны правильно, без искажений фактов пе­редать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов, имеющих место в тексте.

2) Последовательность изложения должна соответствовать определенному плану (хотя план может быть и не записан уче­никами в их тетрадях).

3) Изложение может быть подробным или сжатым в за­висимости от заданий учителя.

4) Изложение должно быть написано орфографически гра­мотно.

Очень важен в процессе обучения изложению анализ напи­санных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:

1) точность передачи, последовательность содер­жания текста;

2) непоследовательность передачи содержания текста;

3) ошибки в построении предложений;

4) неправильное употребление слов;

5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Работа над ошибками.

Исправленные работы учитель приносит в класс. Не разда­вая учащимся их работ, он выписывает на доске или читает неудачно употребленные в изложении слова и вместе с детьми устанавливает, почему данное слово следует считать неудач­ным, какое слово было бы лучше употребить вместо него. Затем разбираются неправильно написанные предложения, которые тоже подвергаются исправлению. Ошибки в нарушении после­довательности содержания исправляются так: учитель, читает одну или две-три работы, в которых имеются подобные недочеты, и вместе с учащимися устанавливает, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены, как следовало бы написать и т. д.

После того как письменные работы так разобраны, учащие­ся получают свои тетради и правильно записывают слова и предложения, в которых допущены ошибки.

Возможен и другой вариант работы над исправлением из-, ложений. Учитель раздает всем учащимся их работы. Затем дети отыскивают в. своих работах ошибки (они отмечены учи­телем в тетрадях) и под руководством учителя исправляют их. Этот вид работы над ошибками ,в изложении предполагает большую самостоятельность учащихся, чем первый. Учитель не может помочь всем сразу, и детям приходится ждать, когда учитель подойдет к каждому из них. Вот почему чаще всего в школах применяется первый из описанных видов организа­ции работы по исправлению детских изложений. При достаточ­ной подготовке учащихся возможен и второй вид организации работы над ошибками в изложении. Полезно в некоторых слу­чаях после разбора письменных работ дать задание — перера­ботать изложение, исправив в нем допущенные ошибки.

Примерные схемы анализа изложений

1. Количество учащихся, писавших работу.

2.Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок.

3.Количество учащихся, правильно передавших содер­жание.

4.Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непоследовательно изложили текст, отступили от плана).

5.Характер речевых ошибок, допущенных в изложении (выписать конкретные типичные ошибки): а) общее количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений; грубое нарушение порядка слов (два-три примера); пропуск не­обходимого слова для передачи мысли (два-три примера); на­рушение границ между предложениями (примеры ошибок); на­рушение связи между словами (примеры); б) количество уча­щихся, допустивших ошибки в употреблении слов ' (два-три примера).

Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения.

Анализ изложений.

Это очень важный в процессе обучения изложению вид работы. Проверяя работы, учитель классифицирует их, учитывая:

1) точность передачи, последовательность содер­жания текста;

2) непоследовательность передачи содержания текста;

3) ошибки в построении предложений;

4) неправильное употребление слов;

5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Исправленные работы учитель приносит в класс. Не разда­вая учащимся их работ, он выписывает на доске или читает неудачно употребленные в изложении слова и вместе с детьми устанавливает, почему данное слово следует считать неудач­ным, какое слово было бы лучше употребить вместо него. Затем разбираются неправильно написанные предложения, которые тоже подвергаются исправлению. Ошибки в нарушении после­довательности содержания исправляются так: учитель, читает одну или две-три работы, в которых имеются подобные недочеты, и вместе с учащимися устанавливает, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены, как следовало бы написать и т. д.

После того как письменные работы так разобраны, учащие­ся получают свои тетради и правильно записывают слова и предложения, в которых допущены ошибки.

Возможен и другой вариант работы над исправлением из-, ложений. Учитель раздает всем учащимся их работы. Затем дети отыскивают в. своих работах ошибки (они отмечены учи­телем в тетрадях) и под руководством учителя исправляют их. Этот вид работы над ошибками ,в изложении предполагает большую самостоятельность учащихся, чем первый. Учитель не может помочь всем сразу, и детям приходится ждать, когда учитель подойдет к каждому из них. Вот почему чаще всего в школах применяется первый из описанных видов организа­ции работы по исправлению детских изложений. При достаточ­ной подготовке учащихся возможен и второй вид организации работы над ошибками в изложении. Полезно в некоторых слу­чаях после разбора письменных работ дать задание — перера­ботать изложение, исправив в нем допущенные ошибки.

Примерные схемы анализа изложений

1. Количество учащихся, писавших работу.

2.Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок.

3.Количество учащихся, правильно передавших содер­жание.

4.Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непоследовательно изложили текст, отступили от плана).

5.Характер речевых ошибок, допущенных в изложении (выписать конкретные типичные ошибки): а) общее количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений; грубое нарушение порядка слов (два-три примера); пропуск не­обходимого слова для передачи мысли (два-три примера); на­рушение границ между предложениями (примеры ошибок); на­рушение связи между словами (примеры); б) количество уча­щихся, допустивших ошибки в употреблении слов ' (два-три примера)

Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения.

Анализ изложений.

Это очень важный в процессе обучения изложению вид работы. Проверяя работы, учитель классифицирует их, учитывая:

1) точность передачи, последовательность содер­жания текста;

2) непоследовательность передачи содержания текста;

3) ошибки в построении предложений;

4) неправильное употребление слов;

5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Исправленные работы учитель приносит в класс. Не разда­вая учащимся их работ, он выписывает на доске или читает неудачно употребленные в изложении слова и вместе с детьми устанавливает, почему данное слово следует считать неудач­ным, какое слово было бы лучше употребить вместо него. Затем разбираются неправильно написанные предложения, которые тоже подвергаются исправлению. Ошибки в нарушении после­довательности содержания исправляются так: учитель, читает одну или две-три работы, в которых имеются подобные недочеты, и вместе с учащимися устанавливает, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены, как следовало бы написать и т. д.

После того как письменные работы так разобраны, учащие­ся получают свои тетради и правильно записывают слова и предложения, в которых допущены ошибки.

Возможен и другой вариант работы над исправлением изложений. Учитель раздает всем учащимся их работы. Затем дети отыскивают в. своих работах ошибки (они отмечены учи­телем в тетрадях) и под руководством учителя исправляют их. Этот вид работы над ошибками ,в изложении предполагает большую самостоятельность учащихся, чем первый. Учитель не может помочь всем сразу, и детям приходится ждать, когда учитель подойдет к каждому из них. Вот почему чаще всего в школах применяется первый из описанных видов организа­ции работы по исправлению детских изложений. При достаточ­ной подготовке учащихся возможен и второй вид организации работы над ошибками в изложении. Полезно в некоторых слу­чаях после разбора письменных работ дать задание — перера­ботать изложение, исправив в нем допущенные ошибки.

Примерные схемы анализа изложений

1. Количество учащихся, писавших работу.

2.Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок.

3.Количество учащихся, правильно передавших содер­жание.

4.Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непоследовательно изложили текст, отступили от плана).

5.Характер речевых ошибок, допущенных в изложении (выписать конкретные типичные ошибки): а) общее количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений; грубое нарушение порядка слов (два-три примера); пропуск не­обходимого слова для передачи мысли (два-три примера); на­рушение границ между предложениями (примеры ошибок); на­рушение связи между словами (примеры); б) количество уча­щихся, допустивших ошибки в употреблении слов (два-три примера)

Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
• несоответствие изложения, сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.

Методика проведения изложений в начальной школе

С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

  • формирование умений анализировать готовый текст;
  • обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Изложение – это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, подбирать слова, выверять строй предложений.

В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.

- изложение с творческим заданием.

Подробное изложение – это письменный пересказ, близкий к тексту образца. В нём сохраняется и передаётся учеником не только содержание, но и язык автора в значительной степени. Обучение подробному изложению следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, описание внешности персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Выборочное изложение может быть предложено по вопросу или заданию:

расскажите, как медведица купала медвежат;

опишите картину лесной поляны;

выполните письменный пересказ по одному из пунктов плана;

выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа и пр.

В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

  • самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
  • использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
  • полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

  1. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске .

  1. 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний , требующих особого внимания учащихся.

  1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

  1. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  2. 11. Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

  • точности и последовательности передачи содержания текста;
  • ошибок в построении предложений;
  • неправильного употребления слов;
  • наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
  1. 12. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

  • учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
  • учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
  • учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  • учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  • осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  • организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
• несоответствие изложения, сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.
Полный текст материала Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Читайте также: