Анализ инновационной программы от рождения до школы по фгос

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание

психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено

по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Особенность содержания: Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе

человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность

программы. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к

малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных

представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Нацеленность на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему

обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направленность на учет

индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Вывод: В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в

дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом

(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

От рождения

соответствовать принципу развивающего образования, целью

которого является развитие ребенка

сочетать принципы научной обоснованности и практической

применимости (содержание программы должно соответствовать

основным положениям возрастной психологии и дошкольной

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале)

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и

обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют

непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста

строится с учетом принципа интеграции образовательных

областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

основываться на комплексно-тематическом принципе построения

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной

деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных

моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

предполагает построение образовательного процесса на

адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности

Название примерной общеобразовательной программы.

Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Целевые установки или Концептуальные основы программы.

В Программе представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим).

Основные инновации пятого издания Программы :

-внесены изменения в распорядок дня;

-введены новые элементы режима дня;

-принята концепция образовательного результата;

-водятся новые образовательные технологии;

-осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия;

-предлагается новый формат праздников;

-подробно прописаны принципы организации развивающей

-значительная часть освоения предметного содержания проходит в новых формах;

-предлагается новый формат взаимодействия с родителями;

-создание ПДР (пространство детской реализации)

Развитие ребенка в детском

возрасте, представленное в Программе характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР,

т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.

Структура программы.

В соответствии с ФГОС ДО, структура Программы включает следующие структурные элементы.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи реализуемой программы.

1.3. Ожидаемые образовательные результаты.

2. Организационный раздел.

2.1. Организация жизнедеятельности детей.

2.2. Организация по укреплению здоровья детей.

3. Условия реализации программы.

3.1. Организация РППС.

3.2. Кадровые условия реализации программы.

4. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

4.1. Психолого-педагогические условия реализации программы.

4.2. Воспитание и обучение в процессе детской деятельности.

4.3. Особенности общей организации образовательной среды.

4.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

4.5. Взаимодействие детского сада с семьей.

5. Содержательный раздел.

5.1. Содержание образовательной деятельности по возрастным группам, по областям развития

6. Материально-техническое оснащение Программы.

Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Приложения, методические материалы к программе.

Работа по пятому (инновационному) изданию программы предполагает использование новых образовательных технологий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОО. Все пособия к этой программе могут быть использованы в работе. Наряду с методическими пособиями, Программа рекомендует конспекты и сценарии к занятиям, а также наглядно-дидактические пособия и рабочие тетради.

Инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том

объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени

введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного

года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.

Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Анализ работы МО воспитателей Коу во Землянской школы-интернат за 2016–2017 учебный год. МО воспитателей работало по теме: Совершенствование методического уровня воспитателей. Цель: Совершенствование методического уровня воспитателей,.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Анализ выполнения рабочей программы педагогов второй младшей группы Во второй младшей группе № 3 в 2017 – 2018 году находилось 5 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 18 воспитанников - от 3 до 4 лет. На начало.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ò- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Ò- Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Ò- Ведущий тип деятельности – игра.

Тарасова Екатерина Сергеевна

 Структура программы 1. Целевой раздел ( Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы

Структура программы 1. Целевой раздел ( Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы

Целевой раздел включает: Целевые установки или Концептуальные основы программы - В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. - Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. - Ведущий тип деятельности – игра. - Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей. - Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. - Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). - Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии ФГОС. -

Целевой раздел включает: Целевые установки или Концептуальные основы программы

  • - В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
  • - Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
  • - Ведущий тип деятельности – игра.
  • - Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
  • - Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
  • - Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
  • - Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии ФГОС.
  • -

Ведущие цели Программы

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

* Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

*Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. *Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

*Тематический принцип построения образовательного процесса.

Содержание программы Содержание программы представлено во всех возрастных группах от рождения(!) до 7 лет. Кратко расписаны разделы образовательных областей( познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,) даны задачи воспитания и обучения каждого раздела, итоги освоения программы . Содержательный раздел включает также ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - Особенности общей организации образовательного пространства - Роль педагога в организации психолого-педагогических условий ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ Основные направления и формы взаимодействия с семьей Совместная деятельность педагогов, родителей, детей Пособия для занятий с ребенком дома

Содержание программы

  • Содержание программы представлено во всех возрастных группах от рождения(!) до 7 лет. Кратко расписаны разделы образовательных областей( познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,) даны задачи воспитания и обучения каждого раздела, итоги освоения программы .
  • Содержательный раздел включает также ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • - Особенности общей организации образовательного пространства
  • - Роль педагога в организации психолого-педагогических условий
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
  • Основные направления и формы взаимодействия с семьей
  • Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
  • Пособия для занятий с ребенком дома

КОРРЕКЦИОННАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Организационный раздел

Приложение

Заключение

Заключение

  • 4. Отличительной особенностью программы является ее патриотическая направленность, большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
  • 5. Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала- содержание работы излагается по 6 образовательным областям. Содержание изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.
  • 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
  • 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.
  • 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям


-75%



– Нужны ли занятия в детском саду?

– Этот вопрос показался мне очень актуальным. С одной стороны, очень странно – мне казалось, что это уже всем понятно. С другой стороны, я вижу, что до сих пор нет понимания, как к этому относиться.


В настоящее время экспертный совет при Министерстве просвещения по дошкольному воспитанию упразднен, соответственно министерство рекомендации больше не выдает.

Федеральный институт развития образования создал навигатор программ. В этот навигатор включаются программы, прошедшие экспертизу методических советов, которых у нас несколько по стране.

Наша программа, безусловно, в навигаторе представлена.

– Означает ли, что выход инновационного издания отменяет работу по четвертому изданию, и что предыдущая версия программы себя изжила?


Мы предлагаем вводить инновации постепенно, когда коллектив к этому готов, не требуется всем от всего отказаться, всё разрушить и начинать сначала. Об этом даже речи нет. Одна из главных особенностей новой программы – это пространство детской реализации.


В инновационной программе обозначены 7 принципов дошкольного образования, 6 из них были обозначены раньше. В новой редакции добавлен седьмой принцип – это пространство детской реализации – то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса. Об этом, казалось бы, всем было известно, однако этим не руковод­ствовались, поэтому эти постулаты и эти золотые принципы мы впервые вычленили и четко обозначили, коротко сформулировали и ими нужно руководствовать во взаимодействиях с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Золотые принципы дошкольного образования помогут вам общаться с детьми в нужном формате, поэтому главные изменения в программе – это то, как мы взаимодействуем с детьми. Не так важно, чему мы учим – конкретно знает ли он домашних животных, тех или иных, то есть нет какого-то перечня предметных знаний, которые ребенок должен знать к школе.


Дошкольный возраст не предусматривает ни экзаменов, ни какого-то контроля знаний, умений и навыков, однако готовность к школе, тем не менее, мы определяем, ориентируясь на то, какие образовательные результаты ожидаем получить к началу школы. То есть мы понимаем, что нужно для этого дела и наша задача, безусловно, чтобы ребенок был готов в школе, был готов к жизни, то есть у него были бы развиты способности, чтобы он обладал достаточными навыками, знаниями, достаточными для того чтобы учиться в школе, чтобы у него была мотивация к учебе.

Главное – это то, что инновации надо вводить, в том объеме, в котором вы к ним готовы и, безусловно, часть из них требует обучения, часть – просто знаний.

– Изменится ли структура непосредственной образовательной деятельности?

– Смотря, что вы понимаете под структурой. Изменится, в первую очередь, то, как мы взаимодействуем с детьми, и здесь помогут семь золотых принципов дошкольной педагогики, еще раз я повторю, вам нужно про них знать, помнить, и особенно это касается занятий, которые мы проводим с детьми.


– Очень много было вопросов про утренний и вечерний круг.


Воспитателям нужно хоть раз пройти тренинг, чтобы понять и почувствовать, что же это такое – круг, и что такое развивающий диалог, как уметь слышать голос ребенка и как утренние взаимодействия с детьми превратить в один из элементов пространства детской реализации. Один из важнейших элементов формирования личности ребенка – когда мы даём ему возможность и подумать, и высказываться, и себя проявить.

– Почему в новой редакции программы технология утреннего и вечернего круга не расписана?

– Технологии в программе не расписываются, потому что программа – это, в первую очередь, основные принципы, то есть как мы организуем свою деятельность, какие различные технологии там могут использоваться, и поэтому технологии расписываются в методических пособиях, конспектах, сценариях, дидактических пособиях, но не внутри программы. Этим программа отличается от дидактического пособия, поэтому в программе утренний круг в должной мере не расписан, но мы постарались, тем не менее, достаточно подробно о нем написать, чтобы хотя бы было понятно, о чем идет речь.

– Особо волнует, как организовать круг в разновозрастной группе, если детям от 3 до 8 лет.

– Это очень сложно, и я плохо представляю, чтобы можно было организовать круг в разновозрастной группе. Если в ней очень много детей и один воспитатель, думаю, что это практически невозможно, потому что, конечно, малыши требуют отдельного внимания. Круг забирает фактически всё внимание педагога.


По правильной технологии, в идеале, круг должен проводиться, когда минимум двое-трое взрослых – это идеальный вариант. А если один воспитатель, это возможно, но очень трудно, а если много, очень много детей, круг фактически смыкается с фронтальным занятием, но фронтальное занятие проводить в форме урока – это должно быть просто под запретом. То есть на уроке мы детей учим, а у них нет заинтересованности, у них нет участия в процессе, а это бесполезно, нужно уметь взаимодействовать с детьми так, чтобы они были активными участниками процесса, чтобы были заинтересованы в том, что мы им даем, что рассказываем. Тогда занятие будет соответствовать своим принципам. А если мы усаживаем детей на стульчики и требуем дисциплины, чтобы они не вертелись, и излагаем им какой-то материал, который в общем-то не интересен, то в дошкольном возрасте это бесполезно и даже вредно.

– Вот крик души, кто-то написал – конечно, очень тяжело работать, когда 30 человек в группе на одного воспитателя, и дети разные, и от педагога требуется колоссальное мастерство.

– Неудивительно, что многие переходят на командный стиль общения, потому что кажется, что проще заставить детей сидеть молча, чем увлечь процессом. Но это только кажется, если мы переходим на директивные методы полностью, то создается иллюзия, что в группе все спокойно. Для детей это крайний вариант и 25 детей – то что было допустимо по СанПиН в советское время. 30 детей – это очень много, но можно работать. В некоторых детских садах где-то по 40–50 детей в группе. Это действительно трудно, это, пожалуй, самая острая проблема в нашем дошкольном образовании, когда соотношение взрослого к количеству детей в группе 1 к 30 и больше.


Если взрослых не хватает, то личностные рамные технологии применять невозможно. Оптимальный размер детской группы – чтобы было 15 детей и двое взрослых. Это то, что возможно, например, в частных детских садах, студиях развития, там они могут это обеспечить. В государственном детском саду, конечно, это сделать невозможно и в первую очередь из-за того, что это непосильная ноша для государства. Такого бесплатного дошкольного образования, как в России, наверное, нет нигде. Государство тратит колоссальные средства на то, чтобы содержать детские сады, чтобы платить зарплату, у нас строятся здания, оснащаются оборудованием, поэтому, конечно, это колоссальная доля бюджета.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Читайте также: