Анализ этапов развития социологических теорий кратко

Обновлено: 07.07.2024

Несмотря на то, что социология развивается на протяжении двух столетий, у специалистов все еще нет единства в понимании того, какой момент считается точкой отсчета в истории этой науки. Большая часть ученых склоняется к тому, что научная социология берет свое начало в трудах О. Конта. Есть и иная точка зрения, подразумевающая, что социологическое познание и его истоки можно обнаружить в идеях античных авторов и философов.

Становление социологической науки полностью отражает качественно новый этап развития социума. Общество предстает в качестве нового измерения, где каждый отдельный индивид – это субъект реализации исторического процесса. Общество и человеческая личность всегда интересовали исследователей, но действительно обоснованные научные разработки появились только в 19 веке. Именно тогда социология была обоснована и идеологически, и с точки зрения субъектно-предметного понимания.

Социология в 19 веке

Г. Спенсер как представитель социально-биологической школы дополнил идею О. Конта и доказал, что социальные процессы являются настолько гибкими, что могут рассматриваться и с помощью естественных законов, и в частности с помощью биологических. В тот же период начинает формироваться еще несколько направлений, представителями которых являются:

  • Г. Лебон;
  • Д. И. Мечников;
  • К. Маркс;
  • Н. М. Коркунов.

Г. Лебон – представитель социально-психологической школы. В центре его внимания человек как социальное и биологическое существо. Закономерности общественного развития интерпретируются с точки зрения того, что появляется мировая всеобъемлющая энергия. Во второй половине 19 века особую популярность обрело географическое направление, представителем которого стал Д.И. Мечников. Географическое направление социологических процессов и познаний исследует взаимосвязи между географической средой, в которой обитает общество, и особенностями его формирования и развития. человек развивается в соответствии с условиями, в которых он проживает, и географические факторы здесь также играют не последнюю роль.

Готовые работы на аналогичную тему

В развитии отечественной социологии важную роль играет марксистская концепция. В ее основе – понимание социального развития как результата противостояния между социальными классами. В приоритете социально-экономические процессы, которые влияют на развитие социума, разделяя его на класс, категории и социальные группы. Они отличаются друг от друга по экономическому признаку. Кроме того, в России на данном этапе развития социологических представлений развивается социально-правовое направление (Н. М. Коркунов), которое придавало огромное значение нормативно-этическим, правовым взаимоотношениям в обществе, взаимодействиям между социумом и властными структурами.

Классический этап развития социологической науки

Классический этап считается одним из самых богатых на события и открытия. Этот период связан с именами таких выдающихся ученых и исследователей, как:

  • Э. Дюркгейм, труды которого посвящены возникновению социальных фактов и их детальному анализу. Социальный факт – важнейший компонент социальной жизнедеятельности, являющийся основой для развития общества и социологического знания;
  • М. Вебер – провел детальное изучение экономических явления и связей, выявил специфику их влияния на человеческое общество;
  • Г. Зиммель – занимался детальным изучением специфики социальных взаимодействий.

Работы вышеперечисленных исследователей имеют фундаментальный характер и стали основанием для современного этапа развития социологии как неотъемлемой части научного познания.

Таким образом, социология прошла достаточно большой эволюционный путь, а многие ее отрасли до сих пор остаются не до конца изученными. В процессе эволюции разработана методология реализации социологических исследований, обоснована система теоретических знаний, выделены многообразные подходы и концепции к пониманию социальных процессов, их объяснению и интерпретации в любых социальных, экономических, политических и иных условиях.

Но научные обоснования относительно социологической науки регулярно трансформировались. Менялись мнения об объекте, функциях и наполненности. Сегодня также существует множество точек зрения относительно сути социологии, ее научности. Также выделяются отдельные социальные направления и отрасли (экономическая социология, политическая социология, социология труда и многие другие), где проблематика рассматривается в более частном порядке. В перспективе наука будет развиваться, добавятся новые отрасли, которые будут отражать существующий уклад и проблематику.

Каковы же основные этапы становления, функционирования и развития социологии? Другими словами, какова периодизация истории социологии? Ответ на этот вопрос связан в первую очередь с выявлением критериев периодизации. Будем говорить о трех видах критериев: временных, пространственных, содержательных.

В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникновения, утверждения и развития социологической науки в течение ХIХ–ХХI вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные исторические периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям означает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей (персоналистический подход).

Попытки периодизации истории социологии, неоднократно предпринимавшиеся в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодизации и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации громадного и разнообразного материала, накопленного социологической наукой за почти двухвековую историю ее развития, и затрудняет его усвоение студентами.

  • 1 этап – до 1917 г.,
  • 2 этап – 1918–1945 гг.,
  • 3 этап – 1945–1968 гг.,
  • 4 этап – 1969 – начало 1990-х гг.,
  • 5 этап – с начала 1990-х гг.

Нетрудно обнаружить, что в основу подобной периодизации положены не столько содержательные процессы, происходившие в самой социологической науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение: революции, войны, общественно-политические движения и выступления, оказавшие серьезное влияние на развитие общества (например, молодежные, в первую очередь студенческие, выступления 1968–1969 гг. в Европе и США, названные рядом авторов студенческой революцией).

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает ХIХ в. (со времени Конта) и начало ХХ в. (вплоть до 1920-х гг.), второй – весь ХХ и начало XXI в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй – современного (этап развития современной социологии). Если первый этап связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.

Чтобы в дальнейшем было понятно, о чем идет речь, очень кратко определим понятия теоретической и эмпирической социологии. Под первой будем понимать область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание (конструирование) общих и специальных (частных) социологических теорий. Эмпирическая социология – область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, социологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).

Понятно, что, называя второй этап (с 1920-х гг. до наших дней) современным, мы рискуем быть, мягко говоря, непонятыми. Неужели в начале ХХI в. можно позволить себе утверждать, что имевшие место 80-90 лет назад процессы в социологии должны рассматриваться в качестве современного этапа ее развития?

По поводу границ между классическим и современным этапами развития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отечественной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин полагал, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя периодами в рамках современного этапа автор считал конец 1960-х гг. Что касается классического этапа, то его протяженность определялась зарождением социологии в середине ХIХ в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включал в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними – Первая мировая война и Октябрьская революция в
России.

Попробуем аргументировать высказанную нами выше точку зрения. Представляется, что для социологической науки ХХ – начала XXI в. центральным звеном было и, как нам кажется, еще какое-то время будет, хотим мы того или нет, взаимоотношение, взаимодействие теоретической и эмпирической социологии, Плодотворное развитие социологических исследований многие десятилетия упирается в вопрос об их обоснованности, доказательности как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. Формы взаимодействия теоретической и эмпирической социологии меняются и будут меняться, равно как и характер каждой из них. Однако проблема их взаимосвязи и плодотворности взаимоотношений остается, что и позволяет говорить о современном этапе развития социологии, охватывающем последние 80–90 лет.

Еще один аргумент в пользу суждения о том, что рубеж между классическим и современным этапами социологии относится ко времени окончания Первой, а не Второй мировой войны, состоит в следующем. Именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое состояние, вызвавшее необходимость его осмысления с помощью не традиционных социологических теорий, а иных средств социологического познания, в первую очередь конкретных эмпирических исследований. При этом заметно изменились характер и спектр самих изучаемых проблем. Они стали смещаться в сторону исследования социальных групп (в том числе малых), локальных вопросов жизни города, производства, этнических отношений, образования и т.д.

Дадим краткую характеристику современного этапа и назовем основные периоды развития социологии в его рамках, поскольку в дальнейшем анализе, предпринимаемом во второй части учебника, об этом этапе и его периодах будет сказано гораздо подробнее. Определить же суть современного этапа сейчас необходимо для создания самого общего представления о характере процессов, составлявших канву развития социологии в целом на протяжении ХХ – первого десятилетия XXI в. Это позволит лучше понять тенденции, начало которым было положено в границах ее классического этапа.

В границах современного этапа развития социологии можно выделить несколько периодов. Первый приходится на 1920–1930-е гг. и характеризуется мощным наступлением социологического эмпиризма. Следующий период – 1940–1960-е гг. – определяется значительным усилением теоретико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период – 1970-е – середина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макро-социологию, с другой – вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии). Наконец, четвертый период охватывает последние 25 лет и позволяет обнаружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о взаимодействии неоклассической, постклассической, неклассической, постнеклассической, постмодернистской парадигм и метапарадигм. Все они станут предметом анализа во второй части учебника.

Теперь обратимся к рассмотрению главного для нас в первой части учебника классического этапа, который мы связываем с возникновением и развитием социологии в ХIХ – начале ХХ в. В таблице 1 систематизируется структура классического этапа истории социологии на основании трех предложенных выше критериев: временного, пространственного и содержательного, с учетом персоналистического подхода к каждому направлению, течению, к каждой парадигме.

Обе сформулированные позиции способны помочь получить ответы на три принципиальных вопроса:

  • во-первых, почему возникли те или иные направления (течения, школы, парадигмы)?
  • во-вторых, как это произошло? как случилось, что при всей уникальности и индивидуальности творчества того или иного социолога он представлял взгляды, характерные именно для данного направления в данной стране?
  • в-третьих, каким образом появление тех или иных направлений было связано с развитием общества, его потребностями и интересами?

Наконец, соединенные воедино три критерия периодизации истории социологии дают возможность наметить и проследить трактовку основных для этой науки проблем (независимо от направления, течения либо парадигмы): общества, социальной структуры, личности, культуры, социальных институтов, социальной динамики и многих-многих других. Это позволяет создать целостное представление о социологической науке в ее изменении и развитии.

Дальнейшее рассмотрение классического этапа социологии пойдет по пути анализа ее основных направлений и течений (а затем и школ), соединенного с характеристикой творчества наиболее крупных ученых, которым эта наука обязана своим появлением и развитием (см. табл. 1).


В этой связи зададимся еще одним важным вопросом: как стало возможным появление социологической науки? что к этому привело? Ответ на этот вопрос означает рассмотрение предпосылок возникновения социологии.

Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.

3. Этапы развития социологических теорий

Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа:

Первый этап связан с появлением первых социологических теорий. В этот период социология развивается в основном как теоретическая наука. Этап представлен такими видными социологами XIX – начала ХХ века как Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и ряд других.

Второй этап хронологически ограничивается 20–40-ми годами ХХ столетия (примерно между двумя мировыми войнами). В этот период бурно развивается эмпирическая социология, внедряются методы конкретных исследований в сферу производства, политическую практику, межличностные и межгрупповые отношения. Среди представителей этого этапа: Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Джорж Герберт Мид, Чарльз Кýли, Гюстав Лебóн.

Третий этап – современный, начинается с конца 40-х годов ХХ века, то есть после второй мировой войны. Для этого этапа характерно усиление как теоретической, так и прикладной социологии. Активизируются попытки преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания. Для этого создаются так называемые теории среднего уровня. К представителям третьего этапа относятся Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Энтони Гидденс и многие другие.

В современной социологии функционируют традиционные направления социологической мысли XIX века:

1) неопозитивизм (продолжает и развивает взгляды выдающихся социологов XIX века Конта и Дюркгейма):

2) неомарксизм (различные интерпретации социологических взглядов Маркса, как правило, без жесткого экономического детерминизма);

3) понимающая социология (идущая от Вебера и связанная с осмысленным социальным действием).

Особое место занимает символический интеракционизм, который объясняет социальное взаимодействие людей через призму символического содержания. Человеческие индивиды, в отличие от представителей животного мира, осознанно реагируют на символы: слова, предметы, знаки. В символах отражен общественный опыт, накопленный поколениями. Символы облегчают взаимодействие между людьми.

Среди богатого разнообразия социологических концепций современности видное положение занимают теории конфликта. Эти теории рассматривают конфликт как социальное явление, внутренне присущее человеческой природе и оказывающее позитивное или негативное влияние не только на межличностные или межгрупповые отношения, но и на развития общества в целом на различных этапах исторического процесса.

В последние десятилетия все более ярко обнаруживается тенденция к интеграциисоциологического знания, происходит интенсивный обмен социологическими идеями и взглядами между различными странами и регионами. Социологическая наука совершенствуется как в общетеоретическом, так и в прикладном направлениях. Социологические методы широко и успешно используются в разрешении самых различных проблем, возникающих в современном, стремительно меняющемся обществе.

Л. Козер (1913—2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.д.

Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, вто же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.

6. Бихевиоризм — основатель Э. Торндайк (1874—1949). Основа этого направления — постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.

Он существует в двух крупных теориях — теории социального обмена (Дж. К. Хомане (1910— 1989) и Я. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863—1931).

Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.

Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859—1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899—1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.

Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.

В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (К. Мангейм — (1893—1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).

Таковы основные направления социологии XX в., определяющие ее лицо.

4. Характеристика основных причинно-следственных связей в социальном опыте

Однако причинно-следственная связь не исчерпывает всего разнообразия социальных взаимосвязей и отношений. В зависимости от типа исследования социологи сосредотачивают внимание на выявлении функциональных или причинно-следственных зависимостей. Чаще всего социолог выявляет не причинно-следственную, а различного рода степень тесноты взаимосвязей — корреляции. Под корреляцией понимается функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой. Например, чем больше возраст рабочих, тем больше стаж, выше квалификация, но возраст не рассматривается как причина более высокой квалификации.

Корреляционная зависимость может включать причинную связь. Например, спрос влияет на цены, удобрения способствуют повышению урожайности, стаж влияет на производительность труда. Однако во всех этих случаях первая (независимая) переменная не полностью, или даже не сама по себе влияет на изменение второй (зависимой) переменной. Так, стаж сам по себе не является причиной более высоких показателей в работе. Стаж – лишь возможность (по времени) приобрести соответствующие трудовые навыки.

Поскольку в ходе социологического исследования на изучаемый объект оказывают одновременное влияние множество различных факторов, то социологи предпочитают рассматривать корреляционные зависимости. В силу сложности, многофакторности общественной жизни связи между социальными переменными как правило корреляционные. Количественно они описываются с помощью коэффициента корреляции. Установление корреляции, однако, еще не означает установление причинно-следственной связи. Корреляция свидетельствует лишь о том, что либо один признак – частичная причина другого, либо оба – следствие общих причин.

Установление причинно-следственных связей в социальном объекте является целью исследования экспериментального плана при наличии объяснительной гипотезы. Однако в той или иной степени в исследовании любого типа социолог стремится разработать, и подвергнуть проверке гипотезы, предположения о возможных причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

В следственном объяснении объекта раскрывается содержание и сущность следствия и того закона, который обуславливает отражение в следствии существенных свойств причины. В данном случае объект выступает в роли причины, но о его сущности судят по тем последствиям, которые он оказывает на другие объекты.

Важным частным случаем следственных объяснений является Функциональное объяснение. Под функцией понимается определенный способ поведения (тип следствий), инвариантно присущий данному объекту и способствующий сохранению этого объекта. Причинно-следственная связь здесь может рассматриваться как один многих элементов функциональной связи, или последняя является сопутствующим условием для существования скрытой переменной причинно-следственной связи, как, например, пол и зарплата.

Важнейшие стороны сущности объекта и его причинно-следственных связей может раскрыть и Структурное объяснение, которое состоит либо в объяснении взаимосвязи Внутренних Элементов объекта и способов их сочетания, либо установлении места и роли объекта в той большой системе, в которую он включен в качестве подсистемы.

5. Определение символического интеракционизма

Символический интеракционизм - это социологическая теория, которая развивается из практических соображений и отсылает к особому использованию диалекта людьми для создания образов и нормальных выводов , дедукции и соответствия с другими. Другими словами, это система отсчета, позволяющая лучше понять, как люди взаимодействуют друг с другом, чтобы создать символические миры, и, в свою очередь, как эти миры формируют индивидуальное поведение . Это структура, которая помогает понять, как общество сохраняется и создается посредством повторяющихся взаимодействий между людьми. Процесс интерпретации, который происходит между взаимодействиями, помогает создавать и воссоздавать смысл. Это общее понимание и интерпретация смысла, которые влияют на взаимодействие между людьми. Люди действуют исходя из общего понимания смысла в их социальном контексте. Таким образом, взаимодействие и поведение формируются через общее значение, которое им придают объекты и концепции. С этой точки зрения люди живут как в естественной, так и в символической среде.

Символический интеракционизм исходит из социологической точки зрения, которая сложилась примерно в середине двадцатого века и продолжает оказывать влияние в некоторых областях дисциплины. Это особенно важно в микросоциологии и социальной психологии . Он заимствован из американской философии прагматизма и, в частности, из работ Джорджа Герберта Мида как прагматический метод интерпретации социальных взаимодействий.

Р. Коллинз рассматривает символический интеракционизм как исследование того, как создается социальный мир посредством взаимодействия между людьми и окружающей их средой.


  • люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

  • сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;

  • символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.

6. Теория ролей

Теория ролей - это концепция в социологии и социальной психологии, которая рассматривает большую часть повседневной деятельности как отыгрывание социально определенных категорий (например, мать, менеджер, учитель). Каждая роль - это набор прав, обязанностей, ожиданий, норм и поведения, с которыми человек должен столкнуться и выполнить. Модель основана на наблюдении, что люди ведут себя предсказуемым образом, и что поведение человека зависит от контекста, на основе социального положения и других факторов. Театр - это метафора, которую часто используют для описания ролевой теории.

В зависимости от общей перспективы теоретической традиции существует много типов ролевой теории, однако ее можно разделить на два основных типа, в частности: ролевую теорию структурного функционализма и ролевую теорию драматургии . Ролевая теория структурного функционализма по сути определяется как каждый, имеющий место в социальной структуре, и каждое место имеет соответствующую роль, которая имеет равный набор ожиданий и поведения. Жизнь более структурирована, и всему есть свое место. Напротив, драматургическая ролевая теория определяет жизнь как бесконечную пьесу, в которой все мы - актеры. Суть этой ролевой теории состоит в том, чтобы отыгрывать ролевую игру приемлемым образом в обществе.

Ключевой вывод этой теории состоит в том, что ролевой конфликт возникает, когда от человека ожидается одновременное исполнение нескольких ролей, которые несут

7. Заключение


  • • теория рационального выбора, предложенная американским социологом Дж. Коулменом (1926—1995), отрицающая понятие системы и рассматривающая понятия ресурсов и мобилизации;

  • • теория нового институционализма;

  • • идея о том, что человек выступает как активный социальный субъект (актор);

  • • символический интеракционизм — теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, сегодняшнее состояние мировой социологии отражают концепции, которые изучают роль человека и его активность в современном мире.

Однако, рассматривая становление социологии как науки, нельзя оставить без внимания развитие отечественной социологии.

8. Список использованной литературы

1.Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. Социология : учебник для студентов гуманитарных вузов. – Алматы: Lem, 2014.-380с.

4. Забирова А.Т. Практическая социология : учеб.пособие- Алматы. Эверо, 2014

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Первый этап – протосоциологический (доконтовский период развития социологии) – от античных времен до нач. XIX в. Тут выделяют несколько периодов относительно формирования взглядов на общество и законов его развития:

1) античный( I тис. до н.э. – IV ст. н.э.) – накапливаются знания про общественную жизнь, формируются первые теории права, морали, государства и общества. В основе мировоззренческих взглядов – мифы. В них содержатся сведения о власти, общественном устройстве, добре и зле и т.д. Анализируя мифы, можно понять структуру социальных процессов в древности, основные общественные ценности и нормы и т.д. Постепенно мифы заменяют философские рассуждения. Среди античных философов были: Демокрит, Платон, Аристотель, Зенон, Сенека и др. Философы рассматривали, как единое целое, общество и государство. Марк Тулий Цицерон и Аврелий Августин рассматривали историю человечества как закономерный и объективный процесс.

2) средневековый (V – сер. XVII вв.) – религия становится основным источником знаний про окружающий мир, природу, человека, общественные отношения, существенно потеснив науку. Этот этап подразделяется на 3 под этапы: раннее средневековье (V-XI вв.), период развитого феодализма (XI – сер.XVвв.), позднее средневековье

(кон. XV - сер. XVII вв.). Тут выделяется религиозный деятель Фома Аквинский. Разрабатывал систему мирового порядка: народ - властитель – закон человеческий – закон природный – закон божественный – закон вечный. Одной из форм социальной и политико-правовой теории стали еретические движения народных масс, которые, не опровергая основные догматы христианства, выражали социальный протест против католической церкви и феодального устройства. Господство церкви привело к упадку политических, социальных и правовых учений.

3)эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.) – основными были уважение к достоинствам человека, определение приоритета его прав, необходимость их практического применения. Выделяют 3 периода: гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.), неоплатоновский (сер. XV – сер. XVI вв.), натуралистический (сер. XVI – нач. XVII вв.). Основные деятели – Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза и др. Впервые общество рассматривается как целостный и самостоятельный институт.

4) эпоха Просвещения (XVIII в.) – этот период характеризуется разнообразием направлений и школ, занимающихся изучением теорий про государство, право и общество. Основные – консерватизм (критиковали изменения в обществе), либерализм (отстаивали принципы реформирования), утопический социализм (поиск нового справедливого общественного устройства).

Третий этап – современный – с 70-х гг. XX в. Характеризуется углубленным изучение общественных процессов. На высоком уровне – эмпирические методы социологического исследования.

Читайте также: