Анализ эпизода преступление и наказание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает,
что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том,
что сможет реализовать ее.
Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело:
“Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.
Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более
ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”.
Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек,
потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился
со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну
её практического осуществления.
Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать
не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории;
они обладают способностью воспламенять душу человека,
порабощать его сознание и волю.
Раскольниковым теоретически был продуман каждый его
практический шаг.
Были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры
старухи. Была сделана "проба", во время которой герой запомнил
расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги.
Все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его
к мысли: он прав, отступать нельзя.
Но Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают
посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях
квартиры старухи-процентщицы ("он чуть не вытащил её, вместе
с дверью, на лестницу").
Стихийность и в самом убийстве ("расстегнул пальто и высвободил
топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось,
как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова
как бы закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками,
едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом"
Состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны.
Само действие убийства человеком человека уже
противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил
ошибку.
На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти.
Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается
в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится
с ключами, забыв о наблюдениях на пробе.
Старуха убита.
Вроде всё, что хотел герой, сделано.
Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных
существ, ради которого герой допускал "кровь по совести".
Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается
не в благодетеля, а во врага слабых людей.
Получается, что Раскольников ударил топором
не только по старухе-процентщице, но и по своей теории:
он неожиданно убивает и Лизавету - ту самую “униженную и
оскорбленную”, ради которой, как он пытается внушить себе,
и был поднят топор.
С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками
совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит
его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу,
к которой он так стремился.
Ощущение превосходства над всеми так и не приводит к желаемому.
Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать
болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к
самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще
раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым
чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в
момент преступления глубоко потряс его.

Умышленное убийство.
Заранее приготовил куклу для бабки и топор спи3ил.
Сестру завалил в состоянии аффекта.

Огромную и существенную роль в этой сцене играет Соня Мармеладова. Именно эта девушка, выступая неким ангелом-хранителем Родиона, подталкивает молодого человека на раскаяние, на покаяние в совершенном проступке, на признание греховного деяния.

Дуня, сестра Раскольникова, четко ощущает связь брата с этой хрупкой, но такой духовно сильной девушкой. Она уже не переживает за судьбу Родиона, понимая, что он не один. Две женщины сближаются друг с другом именно на теме любви к Родиону. Он соединяет их.

Соня переживает о внутреннем состоянии Раскольникова. Ей важно увидеть его душевное перерождение. Чтобы молодой человек захотел жить, захотел меняться, исправлять то, что натворил.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Дальше по ходу этой главы мы понимаем, насколько тяжело герою перестроиться, совершить этот переворот сознания, он несколько раз задумывается о том, чтобы остановиться и не ходить с признанием.

Сцена признания Родиона Раскольникова в совершенном преступлении - начало исправления и покаяния героя, в котором огромную роль сыграла хрупкая девушка Соня Мармеладова.

Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова.
Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь “тварью дрожащей”.

По мнению героя, он ошибся в себе. И это мучило его еще больше:

“И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!”
После очередного посещения Сони, истерзанный душевными муками и самообвинениями, отчужденный от всех людей и Бога, Раскольников выходит на улицы Петербурга. Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении. Перед этим, у Сонечки, он надел на себя крест и несколько раз “с радостью” перекрестился.
Герой находится в каком-то болезненном полубреду, можно сказать, что его ведет не сознание, а подсознание. На улице он подает милостыню какой-то нищей старушке и слышит в ответ: “Сохрани тебя бог!” С этого

момента, как мне кажется, начинается жизнь Раскольникова “в Боге”, начинается трудный путь его очищения от греха.
Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади. Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь. Известно, что на этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров.

Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей – Успенская церковь (Спас на Сенной).
Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии. Ему неприятно было сталкиваться с народом, но что-то толкало героя в самую гущу, в толпу: “Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один”.
Среди народа было много пьяных, один из них веселил толпу, пытаясь плясать, но руки и ноги не слушались его. Раскольников вместе со всеми посмеялся над этим человеком, потом тут же забыл про него и пошел дальше. Но вдруг – “когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию”.
Герой вдруг вспомнил слова Сони о том, что ему нужно покаяться “перед всем честным народом”, попросить прощения даже перед землей, перед которой он тоже виноват. Раскольников вдруг почувствовал все то невыносимое напряжение, всю тяжесть мук, которые терзали его последнее время. И он, почти не отдавая себе в этом отчета, “ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения”.
Какой-то перелом внезапно произошел в душе Раскольникова, он дал волю всей своей боли и душевной тоске, уничтожающей его последнее время. От этого внезапного облегчения слезы хлынули из глаз Родиона, и он рухнул на землю: “Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз”.
Покаяние Родиона становилось труднее от того, что в толпе было много пьяных, озлобленных, просто равнодушных. Никто не хотел понять героя, узнать, что случилось у этого человека. Кто-то принял его за пьяного, кто-то – за юродивого. Все это “сдержало” Раскольникова, и он не признался в убийстве.

Но у Родиона хватило сил выдержать все оскорбительные окрики толпы и пойти дальше.
По дороге он заметил “одно видение”, которое затем превратилось в фигуру Сонечки, наблюдающей за героем. И Раскольников вдруг очень отчетливо понял, что связан с этой девушкой на всю жизнь, она последует за ним даже на край света. Это сознание “перевернуло” все сердце героя.

И тут внезапно он понял, что пришел к роковому месту – незаметно Родион подошел к конторе следователя.
Таким образом, эпизод всенародного признания очень важен для раскрытия эволюции характера Раскольникова. Мы понимаем, что в душе героя произошел слом, он стал на путь Бога, начинается важнейший этап его жизни – раскаяние и очищение, завершение которого Достоевский выносит за рамки романа.

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Образы и символы

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Кроме того, острие топора в момент убийства старухи направлен на самого Родиона. Это себя он убил, а не старуху, это его душа получила наиболее сильный удар.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Смысл сцены

Вот и получается, что совершенное им преступление ничего общего с героизмом не имеет. Родион надеялся убедиться в том, что он избранный, и после этого совершить много добрых дел, однако его надежды обернулись ужасающим тройным убийством, которое не принесло ничего, кроме горя и страданий. Поэтому Достоевский утверждает: в мире нет таких благих намерений, которые оправдали бы преступление, как нет людей, имеющих на него моральное право.

Автор: Степан Липатов

Автор: Самый Зелёный · Published 26.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.03.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 11.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Часть 1, глава 1
Раскольников под видом клента идет к старухе-процентщице Алене Ивановне, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги и ценные вещи.

Знакомство с Мармеладовым

Часть 1, глава 2
В распивочной Раскольников знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Последний рассказывают молодому человеку историю своей жизни. После беседы Раскольников провожает пьяного Мармеладова домой, где становится свидетелем ужасных условий жизни семьи.

Письмо матери

Часть 1, глава 3
Раскольников получает письмо от матери из Р-губерни, в котором женщина расказывает о домогательствах Свидригайлова к Дуне, и о последующей помолвке Дуни с Лужиным.

Свершение преступления

Часть 1, глава 7
Раскольников приходит к старухе-процентщице, и пока она принимает заклад, бьет ее обухом по темени. Случайным свидетелем преступления становится слабоумная сестра старухи Лизавета Не предвидя такого, Раскольников убивает и ее тоже.

Повестка из конторы

Часть 2, глава 1
Утром служанка Настасья приносит Раскольникову повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра. Раскольников волнуется, но причина вызова оказывается тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры. В конторе он слышит как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок от волнения.

Знакомство с Лужиным

Часть 2, глава 5
К Раскольникову приходит господин Лужин, жених его сестры Дуни. Раскольников упрекает его, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Визит на место убийства

Смерть Мармеладова

Часть 2, глава 7
Бродя по городу Раскольников натыкается на толпу собравшейся вокруг человека попавшего под карету. Этим человеком оказывается Мармеладов. Он уговаривает полицейских отнести раненного домой, а сам показывает им дорогу. Вскоре Мармеладов умирает. В этом эпизоде Раскольников знакомится с Соней.

Приезд матери и сестры

Часть 3, главы 1-2
В Петербург прибывают мать и сестра Раскольникова. Увидев их он неожиданно падает в обморок, что не на шутку пугает женщин.

Встреча со следователем

Часть 3, глава 5
Вместе с Разумихиным Раскольников едет к следователю Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Раскольников якобы хочет заявить о своих вещах, которые он заложил у старухи-процентщицы. На самом деле это предлог познакомиться со следователем. В эту встречу Порфирий говорит с Раскольниковым о его статье в газете.

Визит Свидригайлова

Часть 4, глава 1
Раскольников встречается со Свидригайловым. Тот просит устроить ему встречу с Дуней, но Родион отказывает.

Скандал с Лужиным

Часть 4, главы 2 — 3
По просьбе Дуни Раскольников с Разумихиным приходят к семье Родиона, где они встречаются с Лужиным. Последний выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. На этом отношения Дуни и Лужина заканчиваются.

Визит к Соне

Вторая встреча со следователем

Часть 4, глава 5
Раскольников вновь оказывается у Порфирия Петровича. Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве.

Признание Миколки

Часть 4, глава 6
В кабинет следователя приводят маляра Миколку, который берет на себя вину за убийство старухи-процентщицы.

Клевета Лужина

Часть 5, главы 1 — 3
Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони сторублевый билет, после чего прилюдно, на поминках ее отца, обвиняет девушку в воровстве. За Соню вступается Лебезятников, который видел как Лужин сунул купюру в карман девушки.

Признание Соне

Часть 5, глава 4
Раскольников идет к Соне и рассказывает ей правду о своем преступлении. Соня советует ему явиться с повинной в полицию. За стеной их подслушивает Свидригайлов.

Сумасшествие Катерины Ивановны

Обещание Порфирия

Часть 6, глава 2
Следователь Порфирий Петрович сообщает Раскольникову, что убежден в его вине. Он обещает Раскольникову смягчить наказание если тот в течении двух дней явится с повинной.

Встреча Свидригайлова и Дуни

Часть 6, глава 5
Свидригайлов заманивает Дуню в свою квартиру, где рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Аркадий Иванович, окончательно осознав, что девушка никогда его не полюбит, отпускает ее.

Самоубийство Свидригайлова

Признание Раскольникова

Часть 6, глава 8
В последний раз встретившись с Соней, Раскольников идет в контору, где, со второй попытки, сознается в совершенном преступлении.

Читайте также: