Анализ эффективности взаимодействия детского сада и семьи

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по итогам тематической проверки на тему:

Тематическая проверка проводилась в старшей группе № 1 (воспитатели: Дружина Е.В, Паршикова Е.. А.); старшей группе №2 (воспитатели: Чечёткина И.А , Васина О.И.); на основании годового плана ДОУ.

Тематическая проверка проводилась с 18.03.21 по 31.03.21 года, согласно годовому плану работы МБДОУ БГО Центра развития ребёнка детского сада № 18 на 2020-2021учебный год, приказа № от

Цель проверки : определить эффективность работы в дошкольном учреждении по сотрудничество с семьей. Путем всестороннего обследования процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Задачи проверки: активизация усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитие наглядных форм работы с родителями;
улучшение взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Содержание контроля:

1.Оценка планирования работы, качественный и количественный анализ планирования с использованием ИКТ.

2.Создание условий по реализации задач организации работы с семьями воспитанников.

3.Анализ разнообразия форм организации работы с родителями.

4.Оценка уровня профессионализма педагога.

5.Оценка использования ИКТ в работе с родителями и общественностью.

Проверку выполняла воспитатель Хайруллина Т.В

Проверка групповой документации показала, что в старшей группе № 1 (воспитатели: Дружина Е.В, Паршикова Е.А.); старшей группе №2 (воспитатели: Чечёткина И.А , Васина О.И.) есть перспективные планы работы с родителями, которые включают в себя различные формы работы:

Родительские собрания запланированы один раз в квартал в режиме онлайн - дистанционно. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, запросам родителей. Обе старшие группы в системе проводят родительские собрания определенной тематики, исходя из перспективного плана по работе с родителями. Протоколы родительских собраний на момент проверки были

9) проектирование (н-р, ст. гр. № 2 « Совместное участие родителей и детей в проектной деятельности – Чечеткина И.А ;

14) оформление костюмов к детскому театрализованному представлению в ст.гр№1

16) Оформление огорода на подоконнике – в ст.гр.№1 и др.

Запланированная работа отражается в календарном плане, но темы не всегда совпадают с перспективным планом работы с родителями.

С целью ознакомления родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей дошкольного возраста, формирования знаний у родителей о воспитании и развитии детей используется наглядная информация (консультации,рекомендации, папки-передвижки, памятки,буклеты ).

Педагоги используют интерактивную форму взаимодействия с родителями (мастер-класс, открытый просмотр, творческая мастерская). Взаимосвязь воспитателей с родителями реализуется в процессе ежедневных непосредственных контактов (когда ребёнка приводят или забирают), неформальных бесед.

Тематическая проверка показала, система работы с семьями воспитанников, общение педагогов с родителями происходит на высоком уровне, о чем говорит отсутствие конфликтных ситуаций и положительные отзывы родителей на сайте ДОУ в адрес воспитателей обеих групп.

Работа педагогического коллектива детского сада по вопросу активизации работы с родителями в ДОУ ведётся планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.

В своем взаимодействии с родителями воспитатели используют разнообразные методы, приемы и формы работы. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

На основе оценки профессиональных умений воспитателей можно сделать вывод о том, что педагоги на достаточно высоком уровне владеют знаниями о методах, приѐмах и формах работы с родителями, хорошо знают контингент родителей своих воспитанников, психологический климат в семьях и уровень педагогической культуры родителей, умеют строить общение с родителями на основе выявления их трудностей. Педагоги старшей группы отдают предпочтение индивидуальным беседам и консультациям с каждым из родителей в отдельности, однако групповые мероприятия для родителей также проводятся. Практически в обеих возрастных группах предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление наглядной информации,

Вместе с тем, в ходе проверки сделаны выводы:1.В ДОУ созданы все необходимые условия для организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников (наличие литературы, наличие материалов медиатеки,ИКТ-средств).2.Ведется планомерная и систематическая методическая работа по решению годовой задачи (наличие методических рекомендаций, повышение компетенции педагогов через проведение методических мероприятий, участие в смотрах-конкурсах).3.Педагоги на достаточном уровне владеют профессиональными умениями по взаимодействию с семьямивоспитанников.

Рекомендации:

1. Активнее использовать инновационные формы во взаимодействии с родителями (турнир знатоков, викторины, семейные праздники, спартакиады и т.д.)

2. Больше уделять внимания изучению контингента семей по национальным признакам.

3. Для реализации преемственности детского сада и семьи включать в практику взаимодействия организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

4. Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению за прошедший учебный год и наметить перспективы дальнейшей деятельности на следующий учебный год.

5. Систематизировать всю имеющуюся информацию в группах по областям развития: н-р папка для родителей по ПДД, папка по ЗОЖ, папка познавательно-речевому развитию, папка- праздники и т.д

Для анализа эффективности взаимодействия ДОУ и семьи были проведены мероприятия с родителями, воспитателями и определили ход дальнейшей практической работы.

Первоочередные мероприятия с родителями:

1. Составление и заполнение социального паспорта семьи

2. Оценка удовлетворенности родителей работой ДОУ

3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

4. Анализ родительской позиции, родительского опыта в воспитании своего ребенка.

После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого-педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей.

Первоочередные мероприятия с педагогами:

2. Тестовые опросы воспитателей.

3. Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил, что часто используются в основном стандартные формы работы: анкетирование родителей, родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторины фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;

2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Анализ взаимодействия ДОУ и семьи показал существенные недостатки в работе:

1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.

2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.

3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

Семинар может иметь следующую программу:

1. Теоретические основы педагогического общения (лекция-диалог).

2. Особенности общения воспитателя с ребенком (семинар-брифинг).

3. Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов (семинар-практикум).

4. Психологический микроклимат в группе дошкольников. Методы изучения взаимоотношений (практикум).

5. Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников (семинар-практикум).

6. Психологическая коррекция общения (тренинг).

7. Развитие коммуникативных умений воспитателя (конкурс педагогического мастерства).

8. Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения (индивидуальный практикум).

Большим подспорьем в работе сотрудникам ДОУ будут материалы по направлениям:

Нормативно правовая база Конвенция о правах ребенка

Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.

-Основная образовательная программа ДОУ

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия.

Подборка материалов по семейному воспитанию Статьи о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.

Изучение семей и семейного воспитания Анкеты, тесты, опросные листы, беседы

Повышение педагогической культуры родителей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Повышение педагогической компетенции воспитателей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей

Кроме того, планируется конкретное содержание работы с родителями, при этом современные формы работы обновляются, развиваются и имеют интегративную направленность - к ним относятся: занятия тренингового характера, основная цель которых - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком-дошкольником, разбор педагогических ситуаций, рефлексия педагогической деятельности.

Итак, наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей. Данную модель мы условно разделили на три блока:

Информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок включается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Для сбора необходимой информации разработана анкета для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Выявленные данные и определили формы и методы дальнейшей работы педагогов. Ими стали: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Также данный блок включил работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям :

I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу.

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия : праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада.

Второй блок условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.

Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Отчасти именно это и привело родителей к чувству собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

К сожалению, в результате работы отмечаются и негативные моменты. Работа с семьей оценивается педагогами, как правило, по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

С целью устранения этих негативных моментов был введен третий блок – контрольно-оценочный. В него мы включили анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.

Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.

Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем следующие формы взаимодействия с семьей :

1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:

1. Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

2. Сфере предлагаемых программой предметов.

2. Программа психологических тренингов.

3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”

4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);

5. Дни открытых дверей

6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами ЦРБ, специалистами городского отдела охраны прав детства.

7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.

9. Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.

10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы, прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.

При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями, обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.

Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

• Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;

• Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.

• эффективно организовать общение с ребенком в семье;

• повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Итак: В ходе реализации инновационного проекта достигнуты следующие результаты:

1. Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

2. Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 88% в 2011 году и 98% в 2016году

3. Повысилась удовлетворенность родителей результатами оздоровительно- профилактической работы (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 81% в 2011 году и до 94% в 2016 г.

4. Повысилась удовлетворенность родителей стилями взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 74% в 2011 году до 96% в 2016 году.

5. Внедрены новые формы сотрудничества с родителями (Мастер-класс, семинары – практикумы)

6. Создана широкая информационная среда для родителей (информационные стенды, регулярные презентации итоговых проектов, сайт)

7. Получили дальнейшее развитие дополнительные образовательные

услуги (кружки, появились современные вариативные формы дошкольного образования

Работа по расширению сотрудничества ДОУ и семьи необходима и актуальна в современном обществе как никогда. Она должна быть построена на принципах

• Открытости детского сада для семьи : каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

• Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

• Создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

• Организации работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

• Знании педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

• Постоянного анализа процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников показало ряд преимуществ:

• Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

• Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

• В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Таким образом, значительная часть родителей (71%) полагают, что педагоги могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами; 29% - что родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, и большинство родителей поняли, что заботу о воспитании ребенка они должны взять на себя, что только они несут ответственность за своих детей.

Формы взаимодействия семьи и детского сада Проблема взаимодействия семьи и детского сада является одной из актуальных на сегодняшний день. На протяжении всего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия родительской общественности и МДОУ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК Субъект управления в детском саду – совет педагогов, как главное звено в управляющей системе под руководством заведующего,.

Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и Моу СОШ по улучшению внедрения ФГОС ДО Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и МОУ СОШ по улучшению внедрения ФГОС дошкольного образования. Переход ребенка-дошкольника.

Родительский клуб — форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие.

Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками? Как поддержать семью, имеющую ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Вы знаете ответы на многие из этих вопросов, но в процессе работы семинара наверняка, отметили продемонстрированные нашими педагогами некоторые оригинальные, нестандартные формы и методы взаимодействия, которые помогают объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию и развитию ребенка.

Николай Малофеев, директор института коррекционной педагогики РАО считает, что число “особенных” детей не будет снижаться. А, следовательно, услуги коррекционной педагогики будут востребованы в большей степени. Приоритетными направлениями при этом являются: оказание детям своевременной квалифицированной помощи, взаимопонимание между ДОУ и родителями “особенного ребенка”, обучение родителей элементарным приемам и методам взаимодействия с таким ребенком.

  • использование навыков положительного общения;
  • предоставление членам семьи возможности делать выбор и принимать решения;
  • определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи;
  • уважение разнообразия и уникальности семей;
  • создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

С результатами исследований я хочу познакомить.

Исследование № 1. Какой процент ресурсов (времени, энергии и т.д.) тратят педагоги на детскую (работу с детьми) и “взрослую педагогику” (взаимодействие с родителями). В анкетировании принимали участие педагоги ДОУ. Результаты нас нисколько не удивили (2006 год – “детская педагогика” – 100%, “взрослая педагогика – 10%). Это традиционный взгляд на дошкольное образование. Но по истечении времени, опять же, направив свой профессиональный взгляд на сотрудничество с родителями, ситуация несколько изменилась (2008год – “детская педагогика” – 100%, “взрослая педагогика – 21%) .

Исследование № 2. “В какой роли родитель присутствует в ДОУ?” В анкетировании и опросе принимали участие родители и педагоги ДОУ.

  • “клиент” – родители, пользующиеся услугами, предоставляемыми ДОУ;
  • “сотрудник” – родитель помощник, работающий вместе с педагогом;
  • “приложение к ребенку” – не интересующийся делами, успехами ребенка, не участвующий в жизни ДОУ;
  • “скандалист” – недовольный, конфликтный родитель, позорящий сотрудников ДОУ.

На начальном этапе получился результат отрицательный, но перспективный (2006 год – “клиент” – 55%, “сотрудник” – 23%, “приложение к ребенку” – 18%, “скандалист” – 4%), поэтому в процессе реализации различных проектов, выстроенной системы взаимодействия с родителями, наметилась положительная тенденция (2008 год – “клиент” – 48%, “сотрудник” – 44%, “приложение к ребенку” – 8%, “скандалист” – 0%):

При этом педагоги стали отмечать, что родители-клиенты изменили свою позицию, стали “думающими клиентами” – это многое знающие, включающиеся в дискуссию клиенты.

Надо отметить, что жалобы, критика в адрес педагогов – уже оценивается не как обида или оскорбление, а как подарок. Подарок дешевый и эффективный способ совершенствования качества образовательного процесса. Это своего рода стратегия, сотрудничество с родителями.

Исследование № 3. Информированность родителей о деятельности ДОУ.

  • своевременно и в достаточной степени представлена наглядная информация о жизни детей в ДОУ и группе;
  • воспитатели и специалисты регулярно информируют о том, как их ребенок живет в детском саду;
  • они имеют возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания своего ребенка.

Исследование № 4. Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка.

  • педагоги ДОУ предоставляют им возможность участвовать в занятиях, режимных моментах, играх в группе;
  • благодаря усилиям педагогов стали чувствовать себя достаточно просвещенными для продолжения игр и занятий с ребенком дома;
  • благодаря участию в совместных мероприятиях, родители знакомы друг с другом, могут свободно общаться друг с другом по любому интересующему вопросу не только касающихся воспитания ребенка, а также различных вопросов и проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида.

Исследование № 5. Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг.

  • их ребенок с удовольствием посещают ДОУ;
  • сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
  • в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
  • благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.

Закончить хочется некоторыми высказываниями родителей детей, посещающих наш детский сад:

“…Воспитатели наших детей – профессионалы своего дела. Хочется сказать им огромное спасибо… Они пестовали наших детей, как своих…” (семья Якушевых).

“…Мои внуки идут с радостью в сад, потому что в этом садике педагогический коллектив так работает, что интересно детям каждый день, каждый час, каждую минуту…” (бабушка Саши и Славы).

“… “Солнышко”, наш детский сад,
самый лучший, говорят.
Добрый, теплый и уютный,
Любит всех своих ребят…

Наш любимый детский сад,
Ты достоин всех наград!
Ведь родители спокойны
За своих любимых чад”
(мама Жерновской Полины)


Презентация к семинару с педагогами: В работе с семьей одна из важных сторон - мониторинг эффективности проводимой деятельности, куда входит анализ, анкетирование, беседы и другие формы работы с семьей и анализ деятельности педагога в работе с семьей.

Описание разработки

Данный материал используется на семинаре с педагогами

¨ изменением характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание его совершенствовать

¨ ростом посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников

¨ изменениями в неблагоприятных семьях

¨ проявлением у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки

¨ общественным мнением родителей о воспитании дошкольников в детском саду

2 слайд Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

¨ единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи

¨ преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче

¨ планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм

¨ наличие документации, раскрывающей работы педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие наглядной педпропаганды, их хранение)

¨ подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, анкеты, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания

¨ участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников

3 слайд Критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

К ним относятся:

Критерии анализа годового плана:

¨ планирование задач на диагностической основе с учётом анализа достижений и трудностей в работе с семьёй за прошлый год

¨ учёт интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий

¨ планирование мероприятий по работе с семьёй в каждом разделе годового плана

¨ разнообразие планируемых форм работы

¨ планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьёй; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в опросах взаимодействия с семьёй

¨ выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона

¨ выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри ДОУ, внутри микрорайона

4 слайд

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы:

¨ планирование содержания мероприятий на основе учёта интересов, нужд, потребностей родителей

¨ разнообразие планируемых форм работы с семьёй

¨ наличие анализа результативности проведённых мероприятий

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

¨ разнообразие тематики и форм проведённых собраний

¨ отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения)

¨ учёт мнения и пожеланий родителей при организации следующих мероприятий

¨ неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учёта особенностей каждой семьи.

5 слайд Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществлялся ли индивидуальный подход к семьям по критериям:

¨ проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников

¨ изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания

¨ использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями

¨ изучение запросов, нужд, интересов родителей

¨ выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания

¨ изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения взаимодействия с педагогическим коллективом

6 слайд Оценка состояния взаимодействия ДОУ с семьями

Высокий уровень организации взаимодействия:

¨ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

¨ учёт социального запроса родителей в планировании работы учреждения

¨ социологический анализ контингента семей воспитанников и учёт его особенностей в планировании работы

¨ использование разнообразных форм работы с семьёй, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм

¨ систематическая организация активной методической профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй

Средний уровень организации взаимодействия:

¨ стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей ролти педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу

¨ минимальный учёт в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе

¨ сочетание использования во взаимодействии с семьёй традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы

¨ нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия семьёй

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ использование наглядно-информационных форм работы с семьёй, поиск наиболее рационального их применения

Низкий уровень организации взаимодействия:

¨ формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьёй

¨ отсутствие учёта в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без использования полученных данных в работе

¨ бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей

¨ организация открытых мероприятий только в дни праздников

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьёй

¨ неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьёй, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

7 слайд Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьёй по воспитанию младших и старших дошкольников

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать

Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Использование родителями педагогической литературы. Их участие

в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством ДОУ. Понимание взрослыми членами семьи не только практической , но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе

Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Содержимое разработки

Определяется

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

Критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

К ним относятся:

Критерии анализа годового плана:

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы:

  • планирование содержания мероприятий на основе учёта интересов, нужд, потребностей родителей
  • разнообразие планируемых форм работы с семьёй
  • наличие анализа результативности проведённых мероприятий

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществлялся ли индивидуальный подход к семьям по критериям :

  • проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников
  • изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания
  • использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями
  • изучение запросов, нужд, интересов родителей
  • выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания
  • изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения взаимодействия с педагогическим коллективом

Оценка состояния взаимодействия ДОУ с семьями

Высокий уровень организации взаимодействия:

Средний уровень организации взаимодействия:

  • стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей ролти педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу
  • минимальный учёт в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей
  • изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе
  • сочетание использования во взаимодействии с семьёй традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы
  • нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия семьёй
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье
  • использование наглядно-информационных форм работы с семьёй, поиск наиболее рационального их применения

Низкий уровень организации взаимодействия:

  • формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьёй
  • отсутствие учёта в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей
  • изучение социального профиля семей воспитанников, однако без использования полученных данных в работе
  • бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей
  • организация открытых мероприятий только в дни праздников
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье
  • отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьёй
  • неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьёй, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьёй по воспитанию младших и старших дошкольников

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать.

Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки.

Использование родителями педагогической литературы. Их участие

в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством ДОУ. Понимание взрослыми членами семьи не только практической , но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.


-80%

Таблица 1.


Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

Читайте также: