Анализ драматического произведения в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Драма - сложнейший вид чтения для школьников. Сложность воспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего, так и творческого мышления. При изучении драмы должно уделяться более значение развитию воображения, для этого используется приемы: слово учителя - видение происходящего, беседа, создание мезансцен - представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать школьникам заранее знакомиться с произведением, лучше за неделю до изучения и дать 2-3 вопроса. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления - выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять внимание чтению учащимися: оно может быть про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения.

Успешность изучения драматического произведения зависит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками истории может быть: 1) отзывы драматурга, 2) размышления актеров о ролях, 3) мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д.

Сценические истории могут включаться в любой этап урока. Учащиеся должны овладеть теоретико-литературных понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начинается на 1 уроке по анализу драматического произведения.

3 основных пути изучения драмы: 1) как литературное произведение - текстуальный анализ. 2) Сценический - спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический - традиционный.

Эффективный прием в изучении драмы - режиссерский комментарий - устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по которому составляется режиссерский сценарий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины.

На этапе синтеза приемы: беседа, инсценирование, выразительное чтение, по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литературно-критическим материалом, создание рецензии.

Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.

Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.

Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость:

  • сочетания речи с пантомимой,
  • разыгрывания действия в мизан сценах,
  • соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением.

Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображении по силам только квалифицированному читателю.

Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя:

  • осознания раскодированных печатных знаков,
  • воссоздания в воображении определенных картин,
  • представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьер

Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстрации к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позиции героев и предположительное содержание изображенных сцен.

В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.

Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация.

Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

Анализ драматического произведения:

  • нужно уяснить сюжетную линию,
  • установить причинно-следственные связи событии,
  • дать характеристику действующим лицам;
  • с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения;
  • работу над тропами, над живописным образом и т.п.

В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском.

  1. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
  2. Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов . Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сформированности их читательских умений и навыков.

Злой дед: Вот идут они к соседям -

Волк с приятелем-медведем.

В теремок гостей ведет.

Добрый дед: Мышь-норушка

Толокно толчет, А лягушка Пироги печет. А петух на подоконнике Им играет на гармонике. Серый ежик свернулся в клубок, Он не спит - сторожит теремок.

Злой дед: Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный, Постучался у ворот, Хриплым голосом поет.

Анализ драматического произведения должен строиться, с од­ной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, уста­новить причинно-следственные связи событий, дать характери­стику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы мо­жет включать в себя и компоненты анализа лирического произве­дения: работу над тропами, над живописным образом и т.п.




Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным по­сохом.)

Не трещите, морозы, Полно вам воронье

В заповедном бору, Замораживать,

У сосны, у березы Человечье жилье

Не грызите кору! Выхолаживать!

Учитель спрашивает у детей:

- К кому обращается Январь? (К морозам.)

- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобь
они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым
страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.

- А к кому обращается Февраль? Прочитайте.
Февраль (ударяет посохом о землю):

В облаках трубите громко, Вейте над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змссю!

Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи!

- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны.)

- Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, ([р],

- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)

- Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у]

- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание вет­ра: ры -у - ри - и - и - у - и- у - ы.)

- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть кар­тину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль помог нам понять автора.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: со­держательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?

Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за под­снежниками.

Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за под­снежниками! Значит, твоя гостья, принимай! Все смеются.

Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение слов усме­хаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.

- Август говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.

- Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не ду­мает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.

-А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель-месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеять­ся: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеются говорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот мо­мент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в дейст­вии - в общем смехе.

Исполнительский уровень работы над ремарками предполага­ет обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмеха­ясь, смеясь, толкая, все смеются. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его струк­туру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сфомированности их читательских умений и навыков.

Злой дед: Вот идут они к соседям -

Волк с приятелем-медведем.

В теремок гостей ведет.

Добрый дед: Мышь-норушка

Толокно толчет, А лягушка Пироги печет. А петух на подоконнике Им играет на гармонике. Серый ежик свернулся в клубок, Он не спит - сторожит теремок.

Злой дед: Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный, Постучался у ворот, Хриплым голосом поет.

Анализ драматического произведения должен строиться, с од­ной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, уста­новить причинно-следственные связи событий, дать характери­стику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы мо­жет включать в себя и компоненты анализа лирического произве­дения: работу над тропами, над живописным образом и т.п.

Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным по­сохом.)

Не трещите, морозы, Полно вам воронье

В заповедном бору, Замораживать,

У сосны, у березы Человечье жилье

Не грызите кору! Выхолаживать!

Учитель спрашивает у детей:

- К кому обращается Январь? (К морозам.)

- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобь
они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым
страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.

- А к кому обращается Февраль? Прочитайте.
Февраль (ударяет посохом о землю):

В облаках трубите громко, Вейте над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змссю!

Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи!

- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны.)

- Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, ([р],

- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)

- Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у]

- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание вет­ра: ры -у - ри - и - и - у - и- у - ы.)

- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть кар­тину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль помог нам понять автора.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: со­держательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?

Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за под­снежниками.

Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за под­снежниками! Значит, твоя гостья, принимай! Все смеются.

Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение слов усме­хаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.

- Август говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.

- Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не ду­мает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.

-А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель-месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеять­ся: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеются говорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот мо­мент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в дейст­вии - в общем смехе.

Исполнительский уровень работы над ремарками предполага­ет обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмеха­ясь, смеясь, толкая, все смеются. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его струк­туру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сфомированности их читательских умений и навыков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Выполнила студентка ПНК-41:

Вознюк Олеся Александровна

Глава 1. Методы работы над драматическим произведением в школе…………………………………………………………….3-5

Глава 2. План анализа драматического произведения……………..….6-8

2.1 Методы и приемы анализа………………………………………….9-11

Глава 1. Методы работы над драматическим произведением в школе.

Драма – это подражание действию действием. В драме герои сами действуют, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Драматическая литература характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным ее признаком является назначение ее для театрального спектакля. Отсюда следует невозможность полной изоляции в изучении драматического произведения от изучения условий театральной ее реализации, а также постоянная зависимость ее форм от форм сценической постановки. Постановка спектакля слагается из игры артистов и из окружающей их сценической обстановки (декораций). Игра артистов слагается из речей и движений.

Специфические черты драмы:

3.Членение на эпизоды

4.Отсутствие повествовательного начала

5.Конфликты раскрываются в поведении, поступках героев, в их монологах, диалогах.

Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя:

осознание раскодированных печатных знаков,

воссоздания в воображении определенных картин,

представления того, как двигаются, говорят герои,

Представления того, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера.

Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен .

Анализ драматического произведения , т.е

уяснить сюжетную линию,

установить причинно-следственные связи событий,

дать характеристику действующим лицам,

работа над тропами.

Основными методическим приемами будут чтение по роям и драматизация.

Текст драматического произведения распадается на две части — речи героев , которые даются полностью, так, как они должны быть произнесены, и ремарки , которые дают указания руководителю спектакля — режиссеру, какие сценические средства должны быть применены в осуществлении спектакля. В ремарках следует различать указания на декорацию и обстановку и игровые ремарки, указывающие на действия, жесты и мимику отдельных персонажей.

Афиша – это объявление о спектакле.

Ремарка – пояснение к тексту. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.

Работу над ремарками следует проводить на двух уровнях

На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Исполнительский уровень над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитки.

Глава 2. План анализа драматического произведения.

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы .

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

Специфика авторских ремарок, поясняющих:

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Смысл названия пьесы.

2.1 Методы и приемы анализа.

Современный путь изучения драмы в школе видится таким: сначала знакомство с пьесой - просмотр видеозаписи спектакля или телевизионного спектакля -знакомство с текстом и его анализ - просмотр спектакля в театре -обсуждение.

Драма - сложнейший вид чтения для школьников. Сложность воспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего, так и творческого мышления.

В современной школе можно применять следующие пути изучения драмы:

Традиционный путь (чтение — изучение — просмотр). Беседовать о прочитанном сразу после чтения на уроке не стоит: нужно дать возможность текст перечитать, подумать над ним. Поэтому целесообразней предложить ученикам дома поразмышлять над рядом вопросов, активизирующих все сферы читательского восприятия. Форму, устную или письменную, учитель выбирает произвольно.

Специфика драматического произведения заключается в том, что конфликт не описывается, а изображается: читатель должен восстановить его, угадать, разобраться в его сути и причинах только на основании слов персонажей и ремарок автора. Это самое сложное в читательской деятельности. Поэтому задача учителя помочь ребятам прояснить конфликт, увидеть его корни. Удобнее всего это делать, двигаясь от сцены к сцене, от действия к действию. На уроке в центре внимания оказывается действие как целостный элемент композиции драматического произведения. Нужно выделить его этапы, составляя план, выделяем и элементы фабулы: экспозицию, завязку, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В итоге все события у нас будут соотнесены с фабулой.

Затем выделяем сюжетные элементы: всё, что не связано напрямую с действием, а замедляет его, приостанавливает. Это монологи и диалоги, которые так или иначе раскрывают внутренний мир героя, приоткрывают его прошлое, обозначают его отношения с другими персонажами и т.п.; содержащиеся в репликах описания (внешности, природы, помещений), письма (их содержание). Обращаем внимание на детали, образы-символы (если они есть), мотивы, авторские ремарки, предваряющие действие и данные по ходу действия. Таким образом, мы получаем определённый портрет каждого персонажа.

И конечно, на уроке по драме не обойтись без выразительного чтения по ролям, инсценирования отдельных эпизодов, создания проекта спектакля.

Методы и приемы работы над драмой разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, т.е. школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

Стержнем работы над каждым актом является последовательное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Наблюдения учеников за развитием действия должно быть неотрывно от проникновения в характеры действующих лиц. Этому способствуют вопросы.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. В том, как звучит речь, большую роль играет и то, к кому она обращена. Надо помнить, что отбор слов и их звучание - интонация непосредственно связывается с подтекстом. Раскрыть подтекст - это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами поступков персонажа и их внешним проявлением. Если учеников научить понимать подтекст, значит, мы воспитывает хорошего читателя и зрителя.

Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеет речь действующих лиц, да и ремарки авторов, афиша и замечание к ней (это часто ученики пропускают при чтении)

Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя.

Автор, его отношение к происходящему - главный вопрос, когда стоящий перед изучением любого произведения. В драматическом произведении позиция автора скрыта более, чем в произведениях другого рода. учителю предстоит с этой целью: привлечь внимание учеников к замечаниям, сделанным автором для актеров и предложить подумать, как писатель относится к своим персонажам?

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы.

На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы.

Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: это проверка глубины понимания ими характеров действующих лиц.

Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.


Сегодня большинство педагогов уже осознают и понимаю цель истинного современного обучения- это, уже, не только овладение определенными знаниями умениями и навыками но и развитие воображения, наблюдательности сообразительности и воспитание творческой личости в целом. Условием же возникновения данного вопроса послужило внедрение ФГОС, направленного на реализацию качественно новой, личностно0ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Содержимое разработки

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель современного обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.

Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение ФГОС (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

ФГОС НОО направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОСа является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современная система образования, методики и программы преимущественно направлены на наделение детей знаниями, формирование умения извлекать эти знания, сведения из различных источников, повышать уровень интеллекта с использованием разных средств.

Драматизация - один из видов деятельности учащихся, широко применяемый на практике. Вопрос об использовании данного приёма на уроках литературного чтения разрабатывался многими методистами: Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., Кубасовой О.В., Львовым М.Р., Мали Л.Д., Светловской Н.Н., Сосновской О.В., и др.

Особенно большое значение приёму драматизации придавали последователи изучения творческого чтения в начале 20 годов 20 века: Абакумов С.И., Бархин К.Б., Соловьёва Е.Е. и др.

Такое внимание к этому виду творческой деятельности учащихся неслучайно: оно основано на исследованиях психологов.

Сошлёмся на положения Л.С. Выготского, указывающего на несомненную пользу драматизации:

«во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием;

во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств. Указанная же Л.С. Выготским особенность данного приёма, заключается в его синкретичности, свидетельствует о том, что такой вид деятельности достаточно сложен для детей, он предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у учащихся в других творческих видах деятельности. Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов.

Драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств выразительности, через актёрскую игру.

Ценность этого вида деятельности заключается в том, что он способствует развитию речи учащихся, более глубокому пониманию детьми описанных в произведении событий, психологии героев, а также основан на доскональном анализе читаемого текста.

Таким образом, помимо сильного воздействия на общее развитие школьников, на совершенствование творческих способностей, драматизация способствует развитию у детей эмоциональной, нравственной сфер. Этот приём способствует переводу чувств, переживаний в действия, слов в поступки, нравственных убеждений в поведение.

Таким образом, драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, что даёт основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Интересно, что этот приём обеспечивает учащимся возможность усвоения и общественного опыта: в игровой ситуации моделируются отношения между людьми, воспроизводится их поведение в реальных ситуациях.

Итак, приём драматизации отличается многогранностью воздействия на личность ребёнка.

В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи - методисты выдели несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, вслед за которой мы рассмотрим следующие формы работы:

- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

- чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;

- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики;

-развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами и проч. Указанный перечень видов драматизации можно дополнить ещё одной формой работы, упоминаемой О.В.Сосновской - пантомимой.

Значение каждого вида драматизации раскрывается через формируемые

умения. Отразим эти умения в таблице:

Умения, формируемые каждым из видов драматизации.

Виды драматизации

Формируемые умения

1. Чтение по ролям с опорой на интонацию.

- выбирать средства интонации для передачи настроения героев;

2. Чтение по ролям с предвари­тельным устным описанием портретов героев, одежды, поз, мимики.

- представлять (рисовать в воображении) образы героев;

- выражать с помощью мимики и жестов настроение героев;

4.Составление сценария спек­таклей,

устное описание деко­раций,

костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики.

- структурировать текст, подробно пересказывать отрыв­ки, представлять героев;

5. Драматические импровизации

- выражать чувства героев с помощью интонации, мимики, жестов;

6. Развёрнутые драматические представления.

- работать в значительных по числу участников и продолжи­тельности драматических представлениях;

7. Пантомима.

- выражать состояние, чувства героев с помощью движений, языка тела.

Итак, многообразие видов деятельности, характерное для драматизации, в полной мере обеспечивает учителю возможность использования данного приёма в соответствии с теми конкретными целями и задачами, которые будут стоять перед уроком.

Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: драматизация является достаточно сложным видом творческой деятельности, требующим активности, нестандартного отношения к делу учителя и учащихся, отличающимся многогранностью по степени воздействия на учеников и формам организации.

Проанализировав научную литературу педагогического содержания, мы выделили ряд педагогических условий, которые целесообразно соблюдать, для того чтобы методика драматизации на уроках литературного чтения оказалась примененной наиболее эффективно.

Первым и обязательным условием является организация эмоциональной насыщенности, позитивного настроя, по мере необходимости создание веселой и непринужденной атмосферы на уроке. Учителю необходимо постоянно заботиться подбадривании зажатых и скованных детей, акцентировании внимания не на промахах и ошибках, а на достижениях, достоинствах работы каждого ребенка.

Во-вторых, обязательно активное участие каждого ребенка на уроке, превращение ребенка не в объекта педагогического процесса, а в полноценного его участника, деятеля каждое действие которого активнейшим образом влияет на ход урока, характер общей деятельности, а каждое слово обязательно подлежит выслушиванию и принятию в расчет.

Новые знания на уроках, посвященных драматизации должны подаваться в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместного поиска.

Обязательным условием реализации методики драматизации на уроках литературного чтения является индивидуальный подход, уважение к личности каждого ребенка, что может обеспечить развитие желаемых читательских и личностных качеств в каждом ребенке, не оставляя без внимания ни одного участника педагогического процесса.

Каждому педагогу надлежит иметь стремление воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах, дабы любой ученик смог максимально проявить все свои способности.

Для того чтобы сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении перед зрителями, необходимо опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше свободы, самостоятельности, активизируя работу воображения. Кроме того, необходимо давать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными, разделяя класс на исполнителей и зрителей, меняя их местами.

Данная выдержка из методического пособия характеризуется рядом моментов, ознакомившись с которыми можно заключить, что необходимые педагогические условия на разработанных уроках действительно соблюдаются. Важно указать, что содержательные линии программы представлены, во-первых, постановкой учеников в авторскую и читательскую позиции, овладением способами и средствами работы в каждой, во-вторых, направленностью на изучение произведений на историко-литературной основе. Эти линии проявляются в работе детей над созданием своих пьес на уроке, и, разумеется, качественном чтении предусмотренных программой; учитель всегда предоставляет детям информацию исторического содержания, касающуюся данного произведения. Основным методом обучения является коллективно-распределительная деятельность, согласно которой в реальном детском взаимодействии происходит занятие разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние. Рассматривая виды работ, следует указать следующие:

при работе с эпическими и драматическими произведениями – воссоздание картины мира, различение позиций автора, рассказчика и героев.

индивидуальная письменная работа;

Наблюдение за художественным текстом открывает то, как наблюдает за реальностью автор-профессионал. Игра-драматизация направлена на развитие творческих способностей детей.

Итак, изучив методику работы над драматическим произведением, методику драматизации, мы пришли к выводу, что обязательные условия методики драматизации на уроках литературного чтения действительно соблюдаются и весьма достойно выражаются.

Читайте также: