Анализ дополнительной образовательной программы начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года)

В целевом разделе в пункте 1.1. в пояснительной записке программы раскрываются изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со C тандартом второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года №373. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

2) организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

3) 2. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

- сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России.

5. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; зарядка с чемпионом, третий час физической культуры, введенный в учебный план со 2 по 4-е классы, а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся: гимнастика для глаз, кисти рук, проведение игр на перемене, спортивные праздники, физминутка.

Состав педагогов и специалистов школы

Организация условий успешного

продвижения ребенка в рамках

Организация условий успешного

продвижения ребенка в рамках

образовательного процесса (учитель музыки, физической культуры, иностранного языка)

Помощь педагогу в выявлении условий,

необходимых для развития ребенка в

соответствии с его возрастными и

Организация специальной поддержки детям, имеющим нарушение речи.

Обеспечивает интеллектуальный и

физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

Обеспечивает организацию ВУД

Обеспечивает для специалистов ОУ

условия для эффективной работы,

осуществляет контроль и текущую

информационной структуры (включая ремонт техники, системное администрирование, поддержание сайта школы и пр.)

· с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

· с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными

· законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

· Диагностика трудностей обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;

· Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития);

· Создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения.

В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности — профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;

Гуманистической направленности — опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива увидеть, как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса.

Трудности в обучении чтению, письму

замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки):

1 класс — (записываются фамилии детей, имеющие данные трудности)

пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов:

1 класс – ___________________________________

перестановки букв и слогов:

1 класс — ____________________________________

неправильная постановка ударения в слове:

1 класс — ___________________________________

нарушение понимания прочитанного:

1 класс —____________________________________

аграмматизмы при письме и чтении:

1 класс — ___________________________________

нарушение границ слов:

1 класс — ____________________________________

Трудности при усвоении родного языка

недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;

низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;

отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;

неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;

неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;

затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;

неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;

неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;

трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;

несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку и записи собственного текста.

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью

неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;

неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с прочитанной информацией;

неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста;

трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Основные направления коррекционной деятельности образовательного учреждения:

· Работа объединенной школьной комиссии (директор школы, учитель, врач, психолог, логопед, социальный педагог) по анализу рекомендаций ПМПк — сентябрь.

· Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов — сентябрь, декабрь, май.

· Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь, декабрь, май.

· Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих:

· Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении;

· Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении;

· Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия;

· Программы педагогической поддержки хорошо успевающих детей;

· Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании — в течение года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. В программе есть пояснительная записка в которой прописана актуальность данной программы, цели, задачи. Согласно новым требованиям задачи должны быть разделены на:

Воспитательные: Формирование активности личности и гражданской позиции.

Развивающие: Развитие личностных свойств, самостоятельности и ответственности.

Обучающие: Развитие познавательного интереса к чему либо. Включение в познавательную деятельность. Приобретение отдельных знаний и умений.

В этой программе есть только образовательные и развивающие задачи. Здесь нет воспитательных задач. В пояснительной записке также прописан тип образовательной программы. Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеурочной деятельности младших школьников.

Программа имеет возрастную привязку:

для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;

для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия

Также прописаны особенности реализации программы., ценностные ориентиры содержания курса, на что направлена программа,основные принципы программы, формы деятельности

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики;

Методы и средства внеурочной деятельности

Беседа с учащимися;

В пояснительной записке также прописаны требования к материально техническому обеспечению. Также есть пункт где прописано как данная программа связанна с учебными предметами.

2.2 Следующим подпунктом программы являются планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. В этом разделе прописаны прогнозируемые результаты, возрастные особенности достижения воспитательных результатов. Также прописаны планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Далее прописаны требования к достижению результатов по 3 уровням

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Эффект первого уровня - формирование интеллектуальной компетентности, составляющей основу умения учиться.

Эффект второго уровня – формирование ценностно – смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции процессов обучения.

Эффект третьего уровня – формирование общеинтеллектуальной компетентности, отражающей готовность к познавательной деятельности любого типа, причем сама такая деятельность связана и с социальной направленностью личности.

Уровни воспитательных результатов расписаны не так как это предусмотрено стандартом. В этой программе предусмотрены способы результативности программы.

3. Далее идет тематическое планирование по годам на каждый год ставится своя цель и задачи. В тематическом планировании представлены: перечень разделов и тем,краткое содежание каждой темы, кол- во часов, теоретических занятий и практических занятий, приведем пример из программы

В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

формировать личностный смысл учения;

формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

осваивать способы решения проблем поискового характера;

определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

осознанно строить речевое высказывание;

овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

формировать мотивацию к работе на результат;

учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

определять виды отношений между понятиями;

решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

устанавливать ситуативную связь между понятиями;

рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

Тематическое планирование.

Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.

Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.

Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;

Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.

Данная программа “Восхождение в мир танца“ соответствует требованиям стандарта и состоит из модулей, распределенных по тематическим блокам, объединяющих как вопросы теоретического, так и практического характера

Содержимое публикации

Анализ эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы“Восхождение в мир танца“

Данная программа “Восхождение в мир танца“ соответствует требованиям стандарта и состоит из модулей, распределенных по тематическим блокам, объединяющих как вопросы теоретического, так и практического характера. Разнообразие блочно – модульных разделов, имеющих четкую содержательную структуру от более легкого к более трудному материалу , помогает построить работу, сформировав в единстве содержательные операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач, став тем самым инструментом, помогающим зажечь в сердцах детей огонёк любознательности, креативности, гражданской ответственности и веры в себя.

В блок “Теоретико-практическая деятельность“. Модуль “Психологическая подготовка“ решает задачи психологического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся.

Методика подтверждает положение о том, что у обучающихся в возрасте 14–15 лет уже сформирована такая важная сторона личности, как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами, а также в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное деяние.

Я как педагог обязана предоставить учащимся возможность прочувствовать великое и могущественное слово “ могу! “ , осознавший на деле магию этого слова обучающийся не побо­ ится в будущем браться за выполнение сложных задач.

Самый большой в моей программе блок “Специфическая подготовка“ который включил в себя семь модулей важнейших концептуальных идей развития творческих способностей ребенка как основы творчески активной позиции человека. Модуль “Школа хореографии“ в breaking рассматривается как сложная, многогранная педагогическая деятельность, соединяющая в себе черты спорта и хореографического искусства сценического воплощения, направлен на воспитание красоты осанки и правильной пропорции, двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств танцевальной композиции.

Освоение модуля “Школа хореографии“ позволят учащемуся:

* вызывать сопереживание у зрителя во время исполнения танцевальной композиции;

* эмоционально насыщен­но исполнять необходимый образ;

* исполнять виртуозно на большой скорости танцевальные движения;

* выражать эмоции в соответствии с образом, на котором построен танец;

* эстетически правильно выполнять красивые позы, линии, положения и движения тела.

Красота движения достигается во многом за счет легкости, последовательности, геометрической точности, ритмичности, гармоничности сочетания движений и музыки.

Поскольку без музыки искусство танца не существует, в ажнейшим предметом обучения в программе является модуль “Музыкальные навыки“. Гармоничное сочетание движений и музыки - основа для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие научить учащихся сво­бодно, красиво, ритмично и координационно правильно выполнять движения под музыку соот­ветственно ее структуре и особенностям. Музыкальные навыки, считаю, одно из наиболее доступных средств развития эмпатии, эмоционального интеллекта и способностей к импровизации.

Данная программа явилась неотъемлемым компонентом оздоровительно - развивающей среды. М одуль “Натуротерапия“ (Здоровьесберегающая технология) создаёт условия по сохранению и повышению уровня физического, психического и нравственного здоровья, поддерживает высокую работоспособность и обучает сохранению здоровья, воспитывает внимательное отношение к своему здоровью, способствует теоретическим и практическим занятиям, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни, медицине и о вредных привычках. В процессе обучения и воспитания мной используются и нетрадиционные технологии: партерная гимнастика, дыхательная гимнастика, выполняя упражнения, учащиеся получают радость и хорошее настроение, что способствует формированию осознанного стремления к здоровью.

Игра, как универсальное средство обучения имеет глубокие исторические корни .

П рактический аспект модуля “Креативная деятельность в обучении и развлечении является основополагающим в моей программе “Восхождение в мир танца“, в развитии способностей детей к творчеству, в котором используются модели театральной педагогики для облегчения решения практических задач по овладению учащимися актерского мастерства при помощи: “Креативно-театрализованная гимнастика“ и “Креативно-творческая деятельность“. Такие занятия создают благоприятные возможности для социализации, познавательной активности и мышления, свободного самовыражения, раскрепощения при использовании приёмов: имитации, подражания, мимики, жестов, образного сравнения, взглядов. Также я применяю не­стандартные упражнения, специальные задания, использую занимательные игры, направленные на развитие, выдумку и творческую инициативу учащихся, основанную на целостности восприятия окружающего мира ребёнка через сюжетно-игровую форму.

Развивая духовный мир ребёнка, облагораживается его повседневная жизнь, дети учатся творить по законам красоты и нравственной чистоты. Я как п еда­гог стремлюсь обеспечить та­ кие условия ребёнку, в которых он почувствовал бы радость твор­ чества, а себя творцом!

И считаю, что обучение критическому мышлению является неотъемлемой частью и необходимостью внедрения в образовательный процесс, дело в том, что фантазия, творчество и креативность обучающимися воспринимается на моих занятиях с восхищением, что активизирует способность анализировать, оценивать, сравнивать, строить гипотезы и преобразовывать полученный материал. Приобретённые навыки актуальны в современном мире и способствуют развитию таких качеств личности как социальная смелость и заявительность, в которой прослеживается персона танцора. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности. Фактически, модуль в какой-то мере является интегрированным спектаклем, сюжетно-ролевым, режиссёрским , в котором занятия становятся комплексными, а дети являются не зрителями, а участниками.

Разная направленность освоения эмоций , наличий высочайшего уровня выразительных способностей, артистизма, способностей к перевоплощению, позволяющие в короткий срок приобрести главные качества для исполнительского мастерства нашего танца, в создании “эмоционально-двигательного образа,“ все это превращает танец в шоу, что всегда привлекает особое внимание, хорошо запомина­ ется и часто приводит к победе. Этому способствует разнообразие модуля “Игрогимнастика“, возможности которого заключаются в саморазвитии и самоформировании творческого мышления: “двигательное выражение эмоций“ обогащает детей яркими образными движениями, создает условия эмоциональной разрядки; улучшает функции слухового внимания, ко­ординацию движений, памяти и пространственной ориентации, создаёт психологический и эмоциональный настрой на основе профилирующей произвольности движений и действий. Игровой метод при усвоении материала даёт наибольший эффект, потому что в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности учащихся. Методические разработки “Сказочная Игрогимнастика“ , разработанные мною, как авторский вариант здоровьесберегающих технологий для общекультурного ознакомительного уровня обучения: “Бабка-Ежка“, “Фунтик“, “Пчела Майя“, “Золушка“, “Дождливая пора“, “Дом цыплёнка“, “Косолапый мишка“, “Принцесса на горошине“, “Осенняя пора“ пробуждают воображение, вызывают смех, эффективно и разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную и нервную системы ребёнка. Дети в восторге, что обыкновенная разминка - зарядка превратилась в живое действо сказочного путешествия, где знакомая с первых лет жизни сказка вдруг откроется для детей, с другой стороны.

Кто из нас не мечтал сниматься в кино… а моя программа даёт шанс сделать актерскую карьеру на сцене. “Если театр начинается с вешалки“, то наше сценическое искусство начинается с пантомимы. Обучающийся средством создания художественного образа при помощи мимики и пластики своего тела, без использования слов становится на время актёром – мимом, развивая при этом у себя: сообразительность и логику, воображение и артистизм, образность. “Пантомима - это поэзия тишины“.

Интересные творческие задания учебного материала: “Зоопарк“ , “Очумелые ручки“, “Конструирование“,подобраныдля формирования и коррекции невербальных функций разви­тия, активизируют воображение учащегося выразительными движениями и жестами, совершенствуют эмоциональность.

Следовательно, развивая деятельность мышления, восприятия, воображения, средствами блока “Креативная деятельность“ через освоение его содержания и практическое постижение языка художественной выразительности у учащихся формируется художественное сознание личности.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что “Теоретико-практическая“ деятельность проявляется у обучающихся в их творческих решениях:

*умение отказываться от образца, искать оригинальные решения;

* самостоятельно выполнять различные творческие работы;

* большое желание участвовать в проектной деятельности.

Следующим блоком программы “Восхождение в мир танца“ является “Техническая подготовка“- неотъемлемый компонент освоения разнообразных элементов брейк-данс, который проявляется в: виртуозной технике, правильной школе движений, большой амплитуде, темпе во время вращений. Танцевальное направление, которым мы занимаемся, представлено освоением элементов разных танцевальных стилей.

Огромное значение и одним из определяющих модуля этого блока подготовки является “Акробатика“, которая придаёт эстетическое впечатление танцу, совершенствует вестибулярный аппарат и координацию движений, воспитывает ловкость.

Изюминка моей программы - модульдревневосточной системы здорового тела и здоровой психики “Хатха – йога“, который не только поддерживает здоровья суставов, развивает гибкость, вестибулярную устойчивость и статическую силовую выносливость, но и помогает обогатить танцевальную композицию Асанами йоги. Позиционируя себя, все танцорыБрейк-данс с большим удовольствием осваивают статические позы йоги и каждый “козыряет“ своей “фишкой“.

Физическая подготовка - важнейший блок учебно-тренировочного процесса. Т анец, который мы осваиваем, напрямую связан с физическим развитием, уделяю достаточное внимание физическому воспитанию танцоров. Ее основные задачи - укрепление здоровья, всестороннее развитие, повышение общей и специальной работоспособности организма, а также предупреждению и устранению недостатков природных данных учащихся .

При составлении комплексов упражнений, я как педагог учитываю возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также использую упражнения предельной амплитуды движений на все группы мышц с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп. С точки зрения физиологии спорта в Брейк-дансе нам необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий, специальной выносливости, гибкости и пластичности.

В наше спортивно-танцевальное объединение “ Out - dance “ приходят в основном мальчишки ради того, чтобы научится танцевать Брейк-данс.Блок “ Танц евальная композиция является ядром образовательной программы педагогических процессов подготовки учащихся, как один из хореографических дисциплин “включает“ в себя модули“Постановка танца“, “Репетиции“, “Концертная деятельность“. При работе над созданием танца каждый учащийся делает свои шаги не по приказу, а потому, что это нужно общему творческому делу. Мне приходится “ подго­нять материал “ под персональные возможности каждого учащегося нашего коллектива. Исходя из вышесказанного, построение индивидуального образовательного пространства ориентировано на личностные и метапредметные результаты в системе воспитательной и образовательной деятельности, предусматривая возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Работа педагога и учащихся выходит на совершенно новый уровень и становится местом активного взаимодействия “тандемом“ всех участников учебного процесса. О возможностях, сильных и слабых сторонах, по которым судят о техническом мастерстве коллектива и виртуозном исполнении танца солистами, об умении собраться, о самобытности исполнения номера, насколько правильно и с интересом подобран разнообразный репертуар, свойственной оригинальности, единству гармонии художественного замысла и контраста, эмоционально выраженных образов, все это является показателем выступления учащихся.

Качество образованности достигается, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие в творческое саморазвитие личности.

Блок “ Игровая деятельность “занимает особое место в общей системе обучения, в нём содержатся различные коммуникативные, подвижные, русские народные спортивные и музыкальные игры для разных возрастов - от чехарды до всевозможных эстафет, благодарякоторым снимается эмоциональное напряжение (освобождаются от страха, агрессии), нарушения поведения, компенсируются информационные перегрузки (психологические и физиологические). Все они призваны для развлечения и показательного умения. Приобретая общие интересы, как бы “ далеки “ ни были друг от друга обучающиеся, в процессе игры становятся союзниками.

Благодаря этому блоку у обучающихся не только улучшились показатели здоровья, но и показатели достижения общего развития и самообразования, что позволило обеспечить наилучшие условия для проявления способностей и роста потенциальных возможностей в умении добывать себе знания.

В этом уникальном синтезе блоков и модулей заключается эффективность программы, направленная на орга­низацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворения по­требностей детей в активных формах познавательной деятельности и двига­тельной активности, способствует приобретению социокультурного опыта, который выражается в их дальнейшем активном жизнеобеспечении в условиях культурно-исторической ситуации, возникшей в современном обще­стве.

Таким образом, занятия в спортивно - танцевальном объединении призваны:

* помочь выявить выдающиеся способности, мотивировать, раскрывать и развивать способности каждого ребёнка;

* формировать профессиональную ориентацию;

* позволяют вовлечь в плодотворную деятельность все категории детей и подростков;

* компенсировать негативное влияние среды на становление конкурентоспособной личности;

* расширить кругозор, развить творческие способности, стремления к самовыражению и самореализации своего Я;

* повысить степень ориентации учащихся в культурных событиях, как в ДДТ, так и в городе, мире.

Резюмируя вышесказанное можно утвердительно сказать - результативность преподавания по программе “Восхождение в мир танца“ дает устойчивый положительный результат, что подтверждается победами на различном уровне фестивалях-конкурсах.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), данных в Приложении к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242;

- Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Причем, метапредметные результаты освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать овладение логическими действиями:

  • сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • построения рассуждений.

Новый ФГОС – это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение развитие возможностей общего и дополнительного образования.

Отличительными особенностями программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала, что создает хорошие условия для совершенствования знаний, умений, навыков. Большие возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике, но они не реализуются сами собой, а требуют методического решения, а именно, организации занятий по развитию математических способностей. Программа кружка представляет собой интегрированный курс: в нем имеет место исторический, геометрический, алгебраический, арифметический материал.

Данная программа направлена на развитие всех сфер личности ученика: волевой, эмоциональной, интеллектуальной и сферы познавательного интереса.

Цель данного курса: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения, на 45 учебных часов (30 учебных недель по 1 занятию (1,5 академических часа – 1ч 10 мин).

Возраст учащихся. Занятия проводятся с учащимися 4 класса. Наполняемость учебной группы 15- 25 человек.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений:

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Содержание программы

Раздел 1. Диагностика познавательных процессов (1 час)

Выявление стартового уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления и итоговый контроль.

Раздел 2. Историческая страничка (6,5 часов).

Раздел 3. Для общей эрудиции (9 часов).

Знакомство с математическими спиралями. Построение простейших спиралей, математических снежинок. Законы башни Брама. Первые дроби.

Раздел 4. Страна Геометрия (3 часа).

Геометрические задачи. Задачи на построение, конструирование, разрезание.

Раздел 5. Путешествие в Сообразилию (10,5 часов).

Знакомство с задачами, направленными на развитие логического, Эвристического, комбинаторного и критического мышления учащихся, способствующими повышению математической компетентности и самостоятельности

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью выполняются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Раздел 6. Тесты Айзенка (3 часа).

Решение анаграмм вида ЕЛМ, АУМХ. Проверка интеллекта на заданиях вида:

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Раздел 7. Займемся вычислением (3 часа).

Знакомство с большими числами: триллионы, квадриллионы, квинтиллионы, секстиллионы, септиллионы…

Раздел 8. Решение нестандартных задач (5,5 часов).

Решение усложненных задач на движение, древнеславянских задач. Запись решения задач уравнением.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Раздел 9. Контрольно-обобщающие уроки (3,5 часа)

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся, рубежный и итоговый.

Механизм отслеживания результатов

1. Тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. Участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. Участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

Учебно-тематический план



Методическое обеспечение

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому менее сильные дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Частично-поисковый; наглядности, деятельностно-творческий; наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра-тренинг, самостоятельная работа; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал(видеофильмы, слайды и т.п.).

Модель занятия

(1,5 академ. часа – 1ч 10 мин + 10 мин – пауза для снятия утомления):

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, мышления (10 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Корригирующая гимнастика для глаз (2 минуты).

Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Логически-поисковые задания (10 минут).

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Двигательная разминка (8 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Основное время на уроках занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. В основумеханизма отслеживания результатов, формы оценки результатов внеурочной деятельности,положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

Итоговый контроль в формах:

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:

Средний (61-80%) уровень усвоения:решает нестандартные задачи, где требуется, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний, часто принимает участие в олимпиадах, иногда становится призером.

Низкий (до 60%) уровень усвоения:решает типовые задачи, подобные тем, что решали уже много раз, где требуются отработанные действия и усвоенные знания, эпизодически принимает участие в олимпиадах.

Читайте также: