Анализ диагностики школьной мотивации

Обновлено: 03.07.2024

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Содержимое разработки

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИК ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по УД ОП.01 Педагогика

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Мельниковой Валерии Дмитриевны

Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика 3. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагаются написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

- Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

- Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

- Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

- Я хочу окончить школу и учиться дальше.

- Я хочу иметь хорошую работу.

- Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

- Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

- Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

- Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

- Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

- я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

- Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

- Я не хочу получать плохие отметки.

- Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

- Мне нравиться учиться.

- Мне нравиться делать домашнее задание.

- Мне нравиться рассуждать на уроке.

- Мне нравиться решать трудные задачи.

Суждения 1-3 – мотивы долга

4-6 – мотивы самосовершенствования

7-9 – мотивы благополучия

10-12 – мотивы престижности

13-15 – мотивы избегания

16-18 – мотивация содержанием

19-20 – мотивы познания.

Как выглядит лесная школа?

Какие предметы есть в расписании лесной школы?

Кто учит зверят в лесной школе?

Какой он - учитель в лесной школе?

Какие отметки ставят в лесной школе?

Как учатся зверята в лесной школе?

Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Диагностика 5. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?


Для исследования уровня школьной мотивации применен опросник Н. Лускановой, цель которого - выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

А для диагностики структуры учебной мотивации школьника применена методика М. Матюхиной, позволяющая выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.

Результаты уровня школьной мотивации по опроснику Н. Лускановой

Описание уровня

Количество уч-ся

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

Статистический анализ полученных данных показал, что

33,3% (4) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

58,3% (7) – хорошую школьную мотивацию. Данная группа детей успешно справляется с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Данный уровень мотивации является средней нормой.

8,3% (1) - положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем . Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.

Сравнительная характеристика за 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год показывает положительную динамику в развитии степени школьной мотивации

у 33,3% (4) – повысился (у 8% (1) с II на I уровень, у 17% (2) с III на II , у 8% (1) с IV на III );

у 67% (8) учащихся уровень учебной мотивации остался на том же уровне (25% (3) – I уровень, 42% (5) – II уровень).

В целом можно отметить, что у 91,7% (11) учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Учащиеся положительно настроены по отношению к учению, чувствуют себя эмоционально комфортно в школе, ими принята роль ученика, присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы.

Результаты диагностики структуры учебной мотивации, выявления ведущих, преобладающих мотивов в мотивационной сфере детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бичурского района Республики Бурятия

«Диагностика уровня

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Диагностика изучения уровня школьной мотивации

2 класс (2016 – 2017 уч. год)

Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальную диагностику.

Цель методики : выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу,

эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

В диагностике приняли участие 9 учащихся 2 класса

Была проведена диагностика с последующей оценкой результатов по уровням.

Распределение уровней школьной мотивации учащихся 2 класса

по результатам диагностики

Анализ результатов, представленных в таблице, позволил сделать следующие выводы:

11,1 % учащихся (1 чел) имеет высокий уровень школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Хорошая школьная мотивация выявлена у 33,3 % (3 чел.) учащихся этого класса. Эти учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

44,4 % учащихся (4 чел) - положительное отношение к школе , но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

11,1 % (1 чел) учащихся показали низкий уровень мотивации . Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень - негативное отношение к школе не выявилось ни у одного ученика. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Исходя из результатов диагностики, делаю вывод: очевидна важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы учеников, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса считаю, воспитания у младших школьников правильной организации самостоятельного овладения знаниями, выработка замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательное управление своей учебной деятельностью. Для этого необходимо:

Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации;

На уроках осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих в учёбе детей;

Рассказывать о практической значимости каждого предмета;

Необходимо вместе с учениками перед занятием определять ближайшие цели и цели на перспективу;

Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;

Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений;

Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность.

Для того, чтобы проследить развитие учебной мотивации, провела аналогичную диагностику в 3 классе. Результаты показали.

Распределение уровней школьной мотивации учащихся 3 класса

по результатам диагностики

Анализ результатов, представленных в таблице, показал, что

11,1 % учащихся (1 чел) имеют высокий уровень школьной мотивации.

44,4 % учащихся (4 чел.) - х орошую школьную мотивацию.

33,3% учащихся (3 чел) - положительное отношение к школе

11,1 % учащихся (1 чел) - показали низкий уровень мотивации .

Сравнительная диаграмма изменений показателей школьной мотивации (по итогам 2016-2017, 2017-2018 гг.).

Проследив динамику развития учебной мотивации, делаю вывод:

Сравнительная характеристика за 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год показывает небольшую положительную динамику в развитии степени школьной мотивации:

у 11,1 % (1 чел.) учащихся – повысился - с 3 уровня на 2 уровень.

у 88,8% (8) учащихся - уровень учебной мотивации остался на том же уровне.

Считаю, что формирование и коррекцию мотивационной системы учеников, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития нужно продолжать с учетом выводов предыдущей диагностики. И не только продолжить, но и активировать, так как, по мнению психологов, школьная мотивация у учащихся 3 – 4 классов может заметно снизиться.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

остался бы дома

пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нажмите, чтобы узнать подробности

________(дата) с целью определения уровня школьной мотивации обучающихся __-х классов, проводилось диагностическое обследование методом анкетирования.

Методика: Лускановой Н.Г.

Были обследованы ___ человек (из них ___учащихся ___классов)

В ходе анкетирования детям были предложены 10 ситуаций.

В результате анализа обработанных анкет в каждом классе выявлено пять групп детей:

25-30 баллов- С высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности:

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся).

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования. Ученики стараются следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

20-24 балла - с хорошей школьной мотивацией:

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся).

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы эти дети проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15-19 баллов - с положительным отношением к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью:

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся).

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя ученииками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

10-14баллов- с низкой школьной мотивацией:

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся).

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Меньше 10 баллов -С негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией:

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся);

в ___классе - (ф.и. учащихся).

Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

1.Формировать мотивацию достижения так, чтобы у учащихся постоянно была возможность почувствовать свою успешность, т.е. отметку ставить, например, за аккуратность, каллиграфию, старание, оригинальность и т.д.

2.Учитывать особенности формирования потребностей учащихся, быть более внимательным к учащимся с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе.

3.Делать акцент на укреплении уверенности в себе, на осознании детьми необходимости знаний, процесса познания в жизни.

Стимулировать личностную активность учащихся по поиску смысла учебы и посещения школы в целом. Например, обсуждать и проигрывать ситуации, в которых необходимы те или иные навыки, приобретаемые в школе.

Рассказывать о практической значимости каждого предмета;

Создавать условия для комфортного общения и взаимодействия учащихся, чтобы общение с одноклассниками становилось одним из смыслов посещения ребенком школы (организация общения вне школы: приглашение друг ко другу в гости, совместные походы в музей, в театр, на прогулки и т.д.).

Обращать особое внимание на формирование у учащихся навыков конструктивного общения (фильмы, мультфильмы, книги о детях, особенно их возраста).

Проводить мероприятия, направленные на нормализацию групповой структуры.

Создавать возможность разрядки отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью, условия для полноценного отдыха учащихся.

Создавать условия для коррекции завышенной или заниженной самооценки учащихся.

Использовать приемы работы с опорой на интересы учащихся.

Обеспечивать учащимся психологическую поддержку, создавать ситуации успеха.

Продолжать работу с родителями по формированию у детей чувства значимости знаний в жизни.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Разработанный нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой
30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Методика может быть использована для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в том или ином классе, для выбора оптимальных условий обучения, для определения готовности детей к школе, для оценки динамики школьной адаптации/дезадаптации.
При необходимости можно использовать либо только детские рисунки, либо только анкету.
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему).
2. Сюжет (что именно изображено).
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение.
5. Динамика изображения.
6. Правильность рисунка.
7. Законченность рисунка.

Техника и манера исполнения рисунка принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащихся.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.
Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).
Анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.




А — наиболее типичный рисунок в первом классе (учебная мотивация)

А — наиболее типичный рисунок в первом классе (игровая мотивация)

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.
2. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, 1986, № 1.
4. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. канд. дисс. М., 1985.
5. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку. В сб.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. /Под ред. В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Мосздравотдела, 1929.

6. Шуберт А.М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб.: Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.

Читайте также: