Анализ деятельности учителя дефектолога в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В течение учебного года в МДОУ воспитывались 16 детей ОВЗ в разных группах, поступившие по направлению тПМПК.

2. Цели и задачи педагогической деятельности.

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Основными задачами образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми данной категории являются:

коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики, развитие навыков зрительно – моторной координации;

развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;

повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.

В начале учебного года было проведено углубленное психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, по результатам которого разработаны и приняты индивидуальные коррекционно-развивающие программы. С воспитанниками проводились ежедневные коррекционно-развивающие занятия.

3. Основные направления работы.

Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя – дефектолога :

Воспитательно – образовательная и коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ;

Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;

Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

4. Содержание работы с детьми.

Направление работы Условия реализации

Диагностическое направление (октябрь, январь, апрель)

1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня развития детей:

2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированных программ.

Реализация программ дошкольного воспитания

Программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей ЗПР.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью легкой степени.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков занятий

Реализация коррекционно-развивающих программ

1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно)

2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно)

3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов

4. Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированных рабочих программ дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.

Результаты освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательным областям.

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей был маленьким, тем временем как на конец года обучения он составил 80% : ребята знают цвета, различают и называют геометрические фигуры, конструируют из них постройки, воспринимают, дифференцируют величину и т. д. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ. Из диаграммы так же видно снижение количества со средним и низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 2 воспитанника с низкими показателями в результате системных психо – физических расстройств (ЗПР, что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников. В результате коррекционной работы количество детей с высоким показателем увеличилось. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а так же следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям дошкольного возраста. Ребята с высоким уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР, в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления о окружающем мире.

По диаграмме видно, что в результате коррекционно – развивающей работы на конец учебного года воспитанники достигли высоких показателей сформированности речи: пользуются развернутой фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, с легкостью заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков. Так же из диаграммы наблюдается снижение количества детей с низким показателям. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей. В результате ежедневной работы по развитию речи у детей со средними показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками.

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей дошкольного возраста, а так же в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

5. Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

• Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ Октябрь

• Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств Апрель

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам обследования детей

В течение года (по запросу родителей)

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

1. Насыщение предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога :

• создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) В течение уч. года согласно тематическому планированию

2. Участие в ПП консилиумах ДОУ 7

3. Участие в городских методических объединениях учителей – дефектологов (слушатель)

• Совершенствование коррекционно-развивающего процесса через обновление содержания, форм и методов работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога (организация коррекционной работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы; сопроводительная документация ребенка с ОВЗ в ДОУ). Март –

4. Прохождение курсов повышения квалификации 1

5. Участие в вебинарах: 7

6. Участие детей в интеллектуальных конкурсах 4

7. Диссеминация педагогического опыта:

Задачи на 2020-2021 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным и речевым развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Аналитический отчет о работе за 2013–2014 учебный год Группа №3 "Золотая рыбка" В группе 32 ребёнка. Возраст детей от 3,5 до 4,5 на начало года. Мальчиков - 13 человек. Девочек - 19 человек.

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год .

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ во второй младшей группе на 2019 – 2020 учебный год. Цель: вовлечение максимального числа родителей.

План мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на 2019–2020 учебный год Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) 1. Разработка.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности:

ВложениеРазмер
otchet_defektolog.docx 40.22 КБ

Предварительный просмотр:

о проделанной коррекционной работе

за 2019-2020 учебный год

Дениевой Хеди Умаровны

Работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности велась с 20 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. На начало учебного года была проведена стартовая диагностика детей, было обследовано 7 детей из групп №2 – 4 ребенка., №4 – 3 ребенка нуждающихся в коррекционном сопровождении. По решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1, 2).

Список воспитанников группы № 2 компенсирующей направленности

Список воспитанников группы № 4 комбинированной направленности

Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:

  • Все дети подготовительного возраста
  • 4 ребенка имеющие заключение ТПМПК реализуют адаптированную основную образовательную программу для детей с амблиопией и косоглазием, 3 ребенка с заключением ТПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет.

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

4. Консультативно - просветительское;

Для детей группы компенсирующей направленности была поставлена следующая Цель: построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.
  2. Учить использовать оптические средства при рассматривании.
  3. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
  4. Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле, в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них.
  5. Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы.
  6. Формирование правильного отношения к своему здоровью.
  7. Развитие коммуникативных навыков, формирование предпосылок к самореализации и социальной адаптации в обществе.

Для детей группы комбинированной направленности была поставлена следующая Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
  2. Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  4. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
  5. Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  6. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  7. Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  8. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошли 7детей. В ноябре 2019 года в группу №2 были зачислены 6 детей; 3 – среднего возраста, 1 – старшего возраста и 2 – подготовительного возраста (таблица 3).

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с обучающимися (13детей), а также сформированы подгруппы (3 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

Число занятий в неделю

Развитие умственной деятельности

Формирование пространственно-временных отношений

Развитие познавательной сферы

Развитие слухового восприятия

Формирование ведущей деятельности возраста

Число занятий в неделю

Ориентировка в пространстве

Развитие осязания и мелкой моторики

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям-дефектологам дошкольных учреждений.

Анализ коррекционно-развивающей работы

учителя-дефектолога

за 2017-2018 уч. г.

Деятельность учителя-дефектолога была направлена на выполнение перспективного плана работы на 2017-2018 учебный год, целью которого являлось создание психолого-педагогических условий для формирования коррекционно-образовательной среды, построения системы специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, консультирование родителей и педагогов по вопросам коррекционного развития детей.

Для достижения поставленной цели я вела работу по следующим направлениям:

-консультативно-просветительское и профилактическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для воспитанников специализированной группы.

I. Диагностическое направление включало в себя психолого-педагогическое (исследование познавательных процессов по методике С.Д. Забрамной) первоначальное (стартовое), промежуточное (с целью определения и уточнения трудностей в усвоении программных достижений по различным направлениям и корригирования индивидуальных маршрутов) и итоговое обследование детей специализированной группы (отслеживание динамики воспитанников, изучение усвоения программных достижений с ребёнком).

Этапная диагностика(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов.

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребёнком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Итоговаядиагностика(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций.

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

Зачислено 11 детей в возрасте 4 – 7 лет.

Посещало занятия – 10 человек.

Групповые занятия проводились по следующим аспектам: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, конструирование, сюжетно-ролевые игры. На каждом занятии была реализована интеграция областей.

Индивидуальные занятия строились с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и включали в себя коррекционную работу, которая проводилась по основным направлениям:

- развитие сенсорных и перцептивных действий;

- формирование пространственной ориентировки;

- развитие моторной сферы;

- развитие познавательной и интеллектуальной деятельности;

- развитие эмоционально – волевой и игровой деятельности;

- развитие речевой активности.

На подгрупповых и фронтальных занятиях широко применяла мультимедийные технологии: показ презентаций; использовала развивающие мультфильмы и игры, мультимедийные дидактические пособия, прослушивание аудиосказок, песен, звуков природы, звуков, издаваемых животными и птицами; логоритмические упражнения; подвижные музыкальные физминутки;

- на подгрупповых и индивидуальных занятиях активно применяла традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, зрительную гимнастику, логоритмику, фонетическую ритмику, кинезиотерапию, су-Джок терапию; пескотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, мнемотехнику, биоэнергопластику, цветотерапию, психогимнастику, релаксацию.

III. Результативное направление включало в себя первоначальную (стартовую), промежуточную и итоговую диагностику.

Проанализировав полученные данные обследования и сделав количественно-качественный анализ, получилось следующее:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитический отчёт о проделанной коррекционной работе

за 2020-2021 учебный год.

Всего группу посещало: на начало учебного года – 14 воспитанников, на конец учебного года: 13 воспитанников ((Ф.И. ребёнка) выбыла с … , … выбыла с …, зачислен в группу с …), из них 12 - и воспитанникам по решению ТПМПК была рекомендована ежедневная коррекционно- развивающая деятельность с педагогом-дефектологом по следующим направлениям:

1. Воспитанники с задержкой психического развития (ЗПР) (7 человек):

коррекция и развитие познавательных процессов, помощь в усвоении АОП.

2. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью (3 человека):

коррекция и развитие познавательных процессов, формирование и развитие предпосылок учебной деятельности на соответствующем материале, формирование когнитивных процессов и развитие предметно-практической и познавательной деятельности, формирование предметной деятельности по алгоритму, помощь в усвоении АОП.

3. Воспитанники с расстройством аутистического спектра (РАС)

(2 человека): формирование продуктивной деятельности и взаимодействия на предметном, игровом материале, стереотипов учебного поведения в организованной среде, развитие сенсорных интеграций, помощь в усвоении АОП.

Воспитаннице с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (1 человек) по решению ТПМПК коррекционная работа с учителем-дефектологом не рекомендована.

Дети разновозрастные: подготовительного дошкольного возраста - 12 человек, старшего дошкольного возраста - 1 человек.

Цель и задачи работы на 2020-2021 учебный год:

Цель: планирование, организация и проведение работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с рекомендациями ПМПК.

1. Продолжать работу по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ.

2. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

3. Усовершенствование организации работы с родителями: поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся проблем в развитии ребёнка и его социальной адаптации.

4. Повышение профессионального уровня.

5. Пополнение кабинета методическими пособиями, учебным оборудованием.

6. Повышение качества образования, путём внедрения новых подходов в использовании ИКТ – технологий в образовательный процесс через повышение профессиональной компетентности.

Диагностика.

В сентябре 2020 года была проведена диагностика познавательного развития детей группы, содержательными критериями которой стали:

- уровень запаса представлений об окружающем мире;

- особенности мышления, внимания и памяти;

- исследование уровня элементарных математических представлений;

В январе 2021 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.

В мае 2021 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития 9 человек и незначительную динамику развития 2 человек группы.

1 воспитанница не прошла итоговую диагностику, т.к. не посещала ДОУ продолжительное время. В течение учебного года посещение: (количество дней, период), отсутствие- (количество дней).

Методики, методы, приёмы, применяемые во время обследования: словесные, наглядные, игровые, практические.

Использованы задания диагностических методик Е.А. Стребелевой,

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка.

- фронтальные занятия (утренний круг);

- подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром) ;

- индивидуальные занятия (ИКР).

Ежедневно с детьми проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно - временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- развитие социально-бытовых навыков.

Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Программы, методики

Задержка психического развития

Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Спб., 2001.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.

Нарушение интеллектуального развития

Ранний детский аутизм

Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С.Морозова — М., ВЛАДОС,2007.

М., Теревинф, 2006.

Результаты работы по итогам 2020-2021 учебного года.

В ходе обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября 2020г., у детей в разной степени были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, самоконтроля, саморегуляции, способности к запоминанию, концентрации внимания. У всех детей отмечались недостатки в развитии уровня общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, уровня развития элементарных математических представлений, а также запаздывание формирования мышления в целом (способности к обобщению, классификации, анализу, абстрагированию, логическим построениям). У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.

В течение 4 и 5 недель мая 2021г. проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии у воспитанников когнитивной и эмоционально волевой сферы, высших психических функций.

Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. К концу учебного года повысились показатели уровня саморегуляции и самоконтроля, которые выражаются в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий и в понимании вербальных инструкций. Большая часть детей имеет положительную динамику развития восприятия и понимания пространственно-временных отношений. У части детей появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире.

В конце учебного года 12 детей подготовительной группы подали документы на продление образования в образовательные учреждения.

1 воспитанник остался на пролонгированное обучение. (Приложение1, 2).

Работа с родителями.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с родителями и воспитателями.

Велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно и по мере необходимости давались рекомендации, дополнительные задания для закрепления с детьми пройденных тем.

- Воспитателям давались рекомендации о каждом ребёнке, велась тетрадь взаимосвязи в течение учебного года.

- Родители приглашались на индивидуальные занятия.

Самообразование.

Повышение квалификации.

Достижения воспитанников.

Цель и задачи работы на 2021-2022 учебный год.

Цель: Планирование, организация и проведение работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, согласно рекомендациям ТПМПК.

1. Проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с учетом их индивидуальных особенностей.

2. Осуществление задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с воспитателями, специалистами коррекционного сопровождения, родителями.

3. Оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного - воспитательного процесса с целью повышения компетентности в вопросах коррекционной педагогики.

4. Повышение профессионального уровня.

5. Пополнение кабинета методическими пособиями, учебным оборудованием.

Приложение 1

Результаты мониторинга уровня развития детей старшего дошкольного возраста

(2020-2021 уч.г.) по готовности к школе

Май 2021 г.

Дата рождения

волевая сфера

сформирована/на стадии формирования

Когнитивная сфера

высокий средний

ниже ср. низкий

Морфофиз. процессы

сформированы/на стадии формирования/нарушения

(протокол №, дата)

рекомендации

/СОУ/АООП ДОО

дата, номер заключения

рекомендации

/СОУ/АООП НОО

дата, номер заключения

Пролонгация ДОО

Рекомендованы занятия с дефектологом на следующей ступени образования

Читайте также: