Анализ читательских формуляров школьной библиотеки
Обновлено: 01.06.2024
1 чел. помогло.
Школьники этого возраста свои впечатления от книги стремятся передать дословным пересказом содержания и готовы рассказывать до тех пор, пока библиотекарь их не остановит. Ребята этой возрастной категории очень общительны и доверительный диалог между ними и библиотекарем очень важен и дает свой положительный результат в нашей работе с читателями.
4.Следующим методом изучения читателей и читательского спроса та нашей детской библиотеке является - анализ читательских формуляров.
Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводится ежегодно. Просматривая записи в формуляре, устанавливаем сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие книги читатель брал в течение года. Это позволяет нам судить о направленности содержания чтения, его системе, характере.
Также проводим групповой анализ читательских формуляров, который дает возможность выявить читаемость литературы на определенную тему, подсчитать, сколько всего книг прочитано за год группой (классом) и сколько брали в течение года книг по отдельным отраслям знаний, выделяя основные темы.
Широта читательского спроса группы читателей проявляется в том, как читается литература по различным отраслям знаний и темам.
Анализ книг, записанных в формуляре, дает общую картину чтения школьников.
По формуляру можно узнать о соотношении в чтении литературы художественной и научно- популярной.
Формуляр показывает преобладающие интересы читателей к определенной теме, связь внеклассного чтения с содержанием школьной программы и т.д.
читательский интерес;
читательские предпочтения;
на какие темы читает книги.
по формуляру виден пробел в чтении - одностороннее чтение (художественная литература, например) и - рекомендовать книги других отраслей знания.
беседы с читателем.
выводы из бесед с читателем (при записи о прочитанных книгах)
За прошедший 2010 год был проведен групповой анализ чтения по читательским формулярам:
группа читателей - учащиеся 3 класса.
количество формуляров – 27
-Данные проведенного анализа приведены в таблице
Анализ показал следующее:
-Всего за 2010 г. детьми данной группы (класса
0) было прочитано 485 книг.
-Из них по отраслям знаний: всего 485 книг.
-Книг по отдельным темам всего: 583 книги.
-Журналов - всего: 128.
Сделаны следующие выводы по анализу читательских формуляров:
1.Итоговые данные таблицы показали преобладание читательского спроса на художественную литературу, кроме того поддерживается на литературу по естествознанию.
2. Дети в основном читают литературу по программе внеклассного чтения, предусмотренной школьными учебными планами, что и определило тематику спрашиваемых и прочитанных книг.
На книги вышеперечисленных тем и жанров и на детские журналы наблюдается читательский спрос школьников 1-4-х классов.
-основным видом чтения в этом возрасте является художественная литература;
-читают повести, рассказы, сказки и т.д.
-интерес к автору невелик в этом возрасте, в основном дети его не запоминают
-интерес к книжным героям и их поступкам;
-интерес к поэзии: по наблюдениям дети получают большое удовольствие от чтения стихов;
-интерес к книгам школьной программы
-появляется интерес к научно-популярной литературе;
-интерес к детским журналам: дети с азартом отгадывают загадки, решают кроссворды и т.д.
Расширение читательских интересов и более определенный спрос на книгу позволяет воспитывать у школьников самостоятельный выбор книг;
Чтение исторических рассказов для детей требует помощи библиотекаря;
Систематическим руководством чтения литературы по естествознанию, технике (научно-популярной литературы) умелым подбором книг можно добиться того, чтобы эта литература шире вошла в круг читательского спроса, в круг чтения детей.
Книжный фонд младшего абонемента, к сожалению, устаревает и не в полной мере соответствует читательским запросам детей. Очень своевременным было бы пополнение книжного фонда новой литературой по естествознанию, технике, истории, книгами с развивающими играми, новинками художественной литературы и изданиями энциклопедического характера для детей младшего школьного возраста.
Чем богаче и разнообразнее книжный фонд, тем полнее и шире мы можем удовлетворить читательский спрос детей.
Сделанные выводы помогут нам в дальнейшей нашей работе с маленькими читателями;
Они дают возможность учесть слабые стороны в изучении детского чтения и выделить главные приоритеты и основные направления в работе с детьми:
-расширять круг чтения детей, используя систематическое руководство чтением;
-продолжить работу по изучению и формированию читательских интересов детей;
-обратить внимание читателей на литературу таких отраслей знания, как история, техника, искусство, спорт, т.к. наименее всего книг читают дети или совсем не интересуются;
-беседовать с читателями, располагая к диалогу и помогая правильно излагать свое мнение и выводы о прочитанном;
-оказывать помощь в выборе книг, мягко и ненавязчиво рекомендуя при этом книги по интересующей читателя теме.
Следует отметить, что широта интересов читателей и заинтересованность той или иной темой во многом зависит от комплектования книжного фонда в соответствии с возрастной категорией и читательским спросом читателей, т.к. книжный фонд играет основополагающую роль в формировании читательских интересов у детей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
Анализ читательских потребностей учащихся 5-6 классов.
Для изучения читательских интересов были проанализированы читательские дневники за 2016 – 2017 годы. Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 – 9 классов оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения.
Произведения классической и современной литературы регулярно читают 31 % школьников, по необходимости читают произведения школьной программы – 63 %, 6 % учащихся читают очень редко. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы.
Детей привлекают произведения, прежде всего, те, в которых их эмоциональное состояние совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают вместе с персонажами-сверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев.
Анализ записей в дневниках показывает, что ребята дают эмоциональную и нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными, этическими нормами персонажей.
Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Мир, формально построенный по законам жизнеподобия, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, герой-детектив (подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой-борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность. Анализ записей в читательских дневниках помогает увидеть, возникают ли подобные трудности у ребят. Уровень сформированности критического мышления у детей среднего звена, особенно у учащихся 5-6 классов, низкий. Роль библиотекаря в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы.
Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и умение первичного восприятия текста. Это подтверждается и материалами анкетирования.
В связи с этим рекомендовано:
Зав. библиотекой Погромской Н.И.
совершенствовать читательские умения школьников;
создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;
1. Обеспечить доступ участникам учебно-воспитательного процесса к информации, знаниям, культурным ценностям.
2. Формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя.
3. Оказывать помощь обучающимся, воспитанникам в социализации через культурное и гражданское самосознание, развитие их творческого потенциала.
4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий, содействующих эмоциональному и культурному развитию детей.
5. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
– младшего школьного возраста (1-4 кл.)
– среднего школьного возраста (5-7 кл.),
- педагогической и методической литературой для педагогических работников;
- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса
- учебниками и учебными пособиями
Книжный фонд в сравнении с прошлым учебным годом
2017-2018 учебный год
2018 -2019 учебный год
Книжные фонды в целом
Книжные фонды в целом
Приобретено книг за год
Приобретено книг за год
Из них учебников
Из них учебников
Естественные науки (2)
Естественные науки (2)
и универсал. содержа. (9)
и универсал. содержа. (9)
Работа с учебным фондом
Проводилась работа по сохранности и расстановке библиотечного фонда:
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается. Фонд, открытый. Все издания технически обработаны.
- осуществлялся контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий
- проводился мелкий ремонт книг
- работа со справочными изданиями была организована в читальном зале
- составлялись информационные отчеты о библиотечном фонде учебников
-систематически проверялась правильность расстановки фонда в соответствии с таблицами ББК
- проводилось списание ветхих книг и учебников
- в конце учебного года проведена инвентаризация учебного фонда и списание устаревших учебников
- проведена работа по выдаче и приемке литературы, учебников в начале и в конце учебного года
- проводились рейды по проверке сохранности учебников. Всего было проведено 4 рейда. Результаты рейдов оглашались на школьных линейках и справке по проверке учебников.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- положение о библиотеке;
– книга суммарного учета фонда библиотеки;
– инвентарные книги (5 шт.);
– журнал учета учебников;
Показатели о работе с читателями в сравнении с прошлым учебным годом
2017-2018 учебный год
Из них учащихся
Из них учащихся
Из них для детей
Из них для детей
Из таблицы видно, что увеличилось количество читателей с 89 до 91. Это связано с увеличением количества, учащихся в школе, соответственно увеличилось и количество посещений. Количество книговыдач для детей также увеличилось. В остальных показателях большой разницы не наблюдается.
Справочно – библиографическое и информационное обслуживание непосредственно связано с ведением справочно-библиографического аппарата библиотеки. В течение учебного года регулярно выполнялись библиографические справки. В информационном обслуживании использовались информационные ресурсы библиотеки. Количество справочного материала составляет 65 шт.
Для педагогов проводились обзоры новых поступлений. От читателей поступило 60 запросов различного характера, проводился подбор документов в помощь проведению предметных недель, общешкольных, классных, воспитательских мероприятий. Оказывалась помощь в подборе документов для подготовки к педсоветам, семинарам и другим методическим мероприятиям. Оказывалась помощь обучающимся, воспитанникам в подборе материалов по темам уроков. Справочно-библиографическое обслуживание тесно связано с библиотечно-библиографическим обучением учащихся.
Содействие учебно-воспитательному процессу. В целях улучшения библиотечного обслуживания обучающихся, воспитанников большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Изучались читательские интересы учащихся, уровень читательской самостоятельности детей путем анализа читательских формуляров и наблюдения за детьми. В соответствии с уровнем читательского развития детей велись беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанных книгах, индивидуальное информирование по интересующей теме.
Здесь представлен анализ работы школьной библиотеки за последний учебный год. Думаю, что мой материал будет хорошей подсказкой для составления анализа работы библиотеки в малокомплектной сельской школе.
Анализ работы школьной библиотеки
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа № 29
за ….. учебный год
Библиотекарь: Федосеева Т.А.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечно-информационного обслуживания;
- воспитание любви к книге и формирование культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
-привлечение учащихся к чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
Общая площадь библиотеки:
Число пос. мест -
Кол-во дисков,кассет –
Ск. выдано книг за год
Посещений за год:
Общий книжный фонд
Основной фонд
Учебный фонд -
Детская худ. литер.-
Учебно – мет. литература –
Справочно – библиографическая литература нач. кл. , осн. кл. – .Всего:
Эоры – нач. кл. - , осн. кл.- Всего:
Потребности:
Справочники
Энциклопедии
Образовательные ресурсы
Художественная литература
Словари и справочники
Энциклопедии
Аудио и видео
Фонд учебников начальные классы
Основные классы
Фонд библиотеки включает нетрадиционные носители, насчитывает 60 наименований по разным предметным областям.
В библиотеке обслуживались всего 43 пользователя. Объём книговыдачи учебников составил 435экз. Объём книговыдачи художественной и методической литературы составил 655 книг. Число посещений за учебный год 920.
В течение всего учебного года высокую читательскую активность показали ученики 3,6,8,9 КЛАССОВ.
Анализ посещаемости показывает, что систематически посещают библиотеку ученики старших классов , которые берут сразу несколько книг. Из причин непосещения библиотеки ученики1,2,3,5,7 классов называют:
отсутствие достаточного количества времени на чтение;
возможность получить информацию из Интернета.
Фонд учебной литературы расположен на отдельном стеллаже. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников. Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
Книга суммарного учета фонда библиотеки
Картотека (тетрадь) учета учебников
Тетрадь регистрации периодических изданий
Тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных
Папка учета накладных
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет 100%.
За ….учебный год в библиотеку поступило 1231 комплектов учебников и рабочих тетрадей.
Все учащиеся школы были обеспечены необходимыми учебниками и рабочими тетрадями.
Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.
Фонд художественной литературы
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей.
Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной, детской литературой для детей:
Имеется небольшой фонд медиатеки.
В 2017 -18 учебном году было приобретено 0 экз. программно-художественной литературы 0экз.
Ценная литература, расставлена на отдельных стеллажах для пользования в библиотеке.
Вся поступившая в библиотеку литература, своевременно регистрируется в инвентарной книге, накладные сдаются в бухгалтерию, ведется книга суммарного учета. Ведется учет литературы, полученной в дар.
Большая работа проведена по обеспечению учебниками детей в соответствии с категориями семей, пополнение фонда учебниками, обеспечивающих ФГОС.
Был сделан заказ новых учебников на …. учебный год. Учебники, рабочие тетради и КИМы для начальных классов получены. В формировании заказа всегда участвуют библиотекарь, администрация школы, учителя - предметники и классные руководители.
Работа с читателями
Основные формы индивидуального обслуживания:
- беседа при записи в библиотеку;
- беседа при выдаче документов;
- беседа о прочитанном;
- рекомендательные беседы при выборе книги;
- анализ читательских формуляров.
По анализу читательских формуляров можно сказать, что наиболее востребованными среди читателей являются художественная литература и периодика, но количество выдачи снижается это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется литературой, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, нет книг современных детских писателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки.
Невысокий показатель выданных материалов учителям можно объяснить устарелостью фонда методической литературы, а так же тем, что во многих кабинетах был установлен компьютер и подключена сеть Интернет.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки – показать читателю наличие книги в фонде и убедить его в доступности фонда. С целью привлечения детей к чтению в библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам, временные и постоянно действующие.
Было оформлено 5 книжных выставок:
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на привлечение детей к книге.
Информационно-библиографическое обслуживание также включало выдачу тематических справок, подбор литературы.
Работа с педагогическим коллективом проходила по нескольким направлениям:
- Оформление подписки, заказа на учебники
- Составление учебно-методического обеспечения школы
- Составление списков используемых учебников
Работа с родителями ограничена выдачей учебников.
Реклама библиотеки
Для повышения интереса детей к школьной библиотеке в течение года проводилась следующая работа:
- оформление объявлений о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой;
- устная реклама во время перемен и линейки;
- взаимодействие с другими службами.
Школьная библиотека тесно сотрудничает с Центром досуга с целью проведения массовых мероприятий. Налажена постоянная связь с библиотеками школ района с целью полного обеспечения учащихся учебной литературой.
Работа по самообразованию
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в следующем году:
1. Повышение читательской активности учащихся средних классов через круглые столы, дискуссии, электронные книги из сети Интернет.
2. Активизировать читательскую активность школьников через новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
4. Продолжать работу по сохранности и формированию учебного фонда в связи с введением нового ФГОС ООО.
5. Продолжить работу с учащимися по формированию у них основ библиотечно-библиографической грамотности.
6. Активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.
Читайте также: