Анализ читательских формуляров школьной библиотеки

Обновлено: 01.06.2024


1 чел. помогло.


  • Школьники этого возраста свои впечатления от книги стремятся передать дословным пересказом содержания и готовы рассказывать до тех пор, пока библиотекарь их не остановит. Ребята этой возрастной категории очень общительны и доверительный диалог между ними и библиотекарем очень важен и дает свой положительный результат в нашей работе с читателями.

4.Следующим методом изучения читателей и читательского спроса та нашей детской библиотеке является - анализ читательских формуляров.

Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводится ежегодно. Просматривая записи в формуляре, устанавливаем сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие книги читатель брал в течение года. Это позволяет нам судить о направленности содержания чтения, его системе, характере.


  • Также проводим групповой анализ читательских формуляров, который дает возможность выявить читаемость литературы на определенную тему, подсчитать, сколько всего книг прочитано за год группой (классом) и сколько брали в течение года книг по отдельным отраслям знаний, выделяя основные темы.

  • Широта читательского спроса группы читателей проявляется в том, как читается литература по различным отраслям знаний и темам.

  • Анализ книг, записанных в формуляре, дает общую картину чтения школьников.

  • По формуляру можно узнать о соотношении в чтении литературы художественной и научно- популярной.

  • Формуляр показывает преобладающие интересы читателей к определенной теме, связь внеклассного чтения с содержанием школьной программы и т.д.

  • читательский интерес;

  • читательские предпочтения;

  • на какие темы читает книги.

  • по формуляру виден пробел в чтении - одностороннее чтение (художественная литература, например) и - рекомендовать книги других отраслей знания.

  • беседы с читателем.

  • выводы из бесед с читателем (при записи о прочитанных книгах)

  • За прошедший 2010 год был проведен групповой анализ чтения по читательским формулярам:

  • группа читателей - учащиеся 3 класса.

  • количество формуляров – 27

-Данные проведенного анализа приведены в таблице

Анализ показал следующее:

-Всего за 2010 г. детьми данной группы (класса

0) было прочитано 485 книг.

-Из них по отраслям знаний: всего 485 книг.

-Книг по отдельным темам всего: 583 книги.

-Журналов - всего: 128.

Сделаны следующие выводы по анализу читательских формуляров:

1.Итоговые данные таблицы показали преобладание читательского спроса на художественную литературу, кроме того поддерживается на литературу по естествознанию.

2. Дети в основном читают литературу по программе внеклассного чтения, предусмотренной школьными учебными планами, что и определило тематику спрашиваемых и прочитанных книг.

На книги вышеперечисленных тем и жанров и на детские журналы наблюдается читательский спрос школьников 1-4-х классов.

-основным видом чтения в этом возрасте является художественная литература;

-читают повести, рассказы, сказки и т.д.

-интерес к автору невелик в этом возрасте, в основном дети его не запоминают

-интерес к книжным героям и их поступкам;

-интерес к поэзии: по наблюдениям дети получают большое удовольствие от чтения стихов;

-интерес к книгам школьной программы

-появляется интерес к научно-популярной литературе;

-интерес к детским журналам: дети с азартом отгадывают загадки, решают кроссворды и т.д.

Расширение читательских интересов и более определенный спрос на книгу позволяет воспитывать у школьников самостоятельный выбор книг;

Чтение исторических рассказов для детей требует помощи библиотекаря;

Систематическим руководством чтения литературы по естествознанию, технике (научно-популярной литературы) умелым подбором книг можно добиться того, чтобы эта литература шире вошла в круг читательского спроса, в круг чтения детей.

Книжный фонд младшего абонемента, к сожалению, устаревает и не в полной мере соответствует читательским запросам детей. Очень своевременным было бы пополнение книжного фонда новой литературой по естествознанию, технике, истории, книгами с развивающими играми, новинками художественной литературы и изданиями энциклопедического характера для детей младшего школьного возраста.

Чем богаче и разнообразнее книжный фонд, тем полнее и шире мы можем удовлетворить читательский спрос детей.

Сделанные выводы помогут нам в дальнейшей нашей работе с маленькими читателями;

Они дают возможность учесть слабые стороны в изучении детского чтения и выделить главные приоритеты и основные направления в работе с детьми:

-расширять круг чтения детей, используя систематическое руководство чтением;

-продолжить работу по изучению и формированию читательских интересов детей;

-обратить внимание читателей на литературу таких отраслей знания, как история, техника, искусство, спорт, т.к. наименее всего книг читают дети или совсем не интересуются;

-беседовать с читателями, располагая к диалогу и помогая правильно излагать свое мнение и выводы о прочитанном;

-оказывать помощь в выборе книг, мягко и ненавязчиво рекомендуя при этом книги по интересующей читателя теме.

Следует отметить, что широта интересов читателей и заинтересованность той или иной темой во многом зависит от комплектования книжного фонда в соответствии с возрастной категорией и читательским спросом читателей, т.к. книжный фонд играет основополагающую роль в формировании читательских интересов у детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

Анализ читательских потребностей учащихся 5-6 классов.

Для изучения читательских интересов были проанализированы читательские дневники за 2016 – 2017 годы. Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 – 9 классов оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения.

Произведения классической и современной литературы регулярно читают 31 % школьников, по необходимости читают произведения школьной программы – 63 %, 6 % учащихся читают очень редко. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы.
Детей привлекают произведения, прежде всего, те, в которых их эмоциональное состояние совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают вместе с персонажами-сверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев.

Анализ записей в дневниках показывает, что ребята дают эмоциональную и нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными, этическими нормами персонажей.

Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Мир, формально построенный по законам жизнеподобия, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, герой-детектив (подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой-борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность. Анализ записей в читательских дневниках помогает увидеть, возникают ли подобные трудности у ребят. Уровень сформированности критического мышления у детей среднего звена, особенно у учащихся 5-6 классов, низкий. Роль библиотекаря в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы.
Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и умение первичного восприятия текста. Это подтверждается и материалами анкетирования.

В связи с этим рекомендовано:

Зав. библиотекой Погромской Н.И.

совершенствовать читательские умения школьников;

создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;

1. Обеспечить доступ участникам учебно-воспитательного процесса к информации, знаниям, культурным ценностям.

2. Формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя.

3. Оказывать помощь обучающимся, воспитанникам в социализации через культурное и гражданское самосознание, развитие их творческого потенциала.

4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий, содействующих эмоциональному и культурному развитию детей.

5. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

– младшего школьного возраста (1-4 кл.)

– среднего школьного возраста (5-7 кл.),

- педагогической и методической литературой для педагогических работников;

- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса

- учебниками и учебными пособиями

Книжный фонд в сравнении с прошлым учебным годом

2017-2018 учебный год

2018 -2019 учебный год

Книжные фонды в целом

Книжные фонды в целом

Приобретено книг за год

Приобретено книг за год

Из них учебников

Из них учебников

Естественные науки (2)

Естественные науки (2)

и универсал. содержа. (9)

и универсал. содержа. (9)

Работа с учебным фондом

Проводилась работа по сохранности и расстановке библиотечного фонда:

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается. Фонд, открытый. Все издания технически обработаны.

- осуществлялся контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

- проводился мелкий ремонт книг

- работа со справочными изданиями была организована в читальном зале

- составлялись информационные отчеты о библиотечном фонде учебников

-систематически проверялась правильность расстановки фонда в соответствии с таблицами ББК

- проводилось списание ветхих книг и учебников

- в конце учебного года проведена инвентаризация учебного фонда и списание устаревших учебников

- проведена работа по выдаче и приемке литературы, учебников в начале и в конце учебного года

- проводились рейды по проверке сохранности учебников. Всего было проведено 4 рейда. Результаты рейдов оглашались на школьных линейках и справке по проверке учебников.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

- положение о библиотеке;

– книга суммарного учета фонда библиотеки;

– инвентарные книги (5 шт.);

– журнал учета учебников;

Показатели о работе с читателями в сравнении с прошлым учебным годом

2017-2018 учебный год

Из них учащихся

Из них учащихся

Из них для детей

Из них для детей

Из таблицы видно, что увеличилось количество читателей с 89 до 91. Это связано с увеличением количества, учащихся в школе, соответственно увеличилось и количество посещений. Количество книговыдач для детей также увеличилось. В остальных показателях большой разницы не наблюдается.

Справочно – библиографическое и информационное обслуживание непосредственно связано с ведением справочно-библиографического аппарата библиотеки. В течение учебного года регулярно выполнялись библиографические справки. В информационном обслуживании использовались информационные ресурсы библиотеки. Количество справочного материала составляет 65 шт.

Для педагогов проводились обзоры новых поступлений. От читателей поступило 60 запросов различного характера, проводился подбор документов в помощь проведению предметных недель, общешкольных, классных, воспитательских мероприятий. Оказывалась помощь в подборе документов для подготовки к педсоветам, семинарам и другим методическим мероприятиям. Оказывалась помощь обучающимся, воспитанникам в подборе материалов по темам уроков. Справочно-библиографическое обслуживание тесно связано с библиотечно-библиографическим обучением учащихся.

Содействие учебно-воспитательному процессу. В целях улучшения библиотечного обслуживания обучающихся, воспитанников большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Изучались читательские интересы учащихся, уровень читательской самостоятельности детей путем анализа читательских формуляров и наблюдения за детьми. В соответствии с уровнем читательского развития детей велись беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанных книгах, индивидуальное информирование по интересующей теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен анализ работы школьной библиотеки за последний учебный год. Думаю, что мой материал будет хорошей подсказкой для составления анализа работы библиотеки в малокомплектной сельской школе.

Анализ работы школьной библиотеки

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа № 29

за ….. учебный год

Библиотекарь: Федосеева Т.А.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечно-информационного обслуживания;

- воспитание любви к книге и формирование культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

-привлечение учащихся к чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

Общая площадь библиотеки:

Число пос. мест -

Кол-во дисков,кассет –

Ск. выдано книг за год

Посещений за год:

Общий книжный фонд

Основной фонд

Учебный фонд -

Детская худ. литер.-

Учебно – мет. литература –

Справочно – библиографическая литература нач. кл. , осн. кл. – .Всего:

Эоры – нач. кл. - , осн. кл.- Всего:

Потребности:

Справочники

Энциклопедии

Образовательные ресурсы

Художественная литература

Словари и справочники

Энциклопедии

Аудио и видео

Фонд учебников начальные классы

Основные классы

Фонд библиотеки включает нетрадиционные носители, насчитывает 60 наименований по разным предметным областям.

В библиотеке обслуживались всего 43 пользователя. Объём книговыдачи учебников составил 435экз. Объём книговыдачи художественной и методической литературы составил 655 книг. Число посещений за учебный год 920.

В течение всего учебного года высокую читательскую активность показали ученики 3,6,8,9 КЛАССОВ.

Анализ посещаемости показывает, что систематически посещают библиотеку ученики старших классов , которые берут сразу несколько книг. Из причин непосещения библиотеки ученики1,2,3,5,7 классов называют:

отсутствие достаточного количества времени на чтение;

возможность получить информацию из Интернета.

Фонд учебной литературы расположен на отдельном стеллаже. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников. Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета фонда библиотеки

Картотека (тетрадь) учета учебников

Тетрадь регистрации периодических изданий

Тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных

Папка учета накладных

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет 100%.

За ….учебный год в библиотеку поступило 1231 комплектов учебников и рабочих тетрадей.

Все учащиеся школы были обеспечены необходимыми учебниками и рабочими тетрадями.

Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.

Фонд художественной литературы

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей.

Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной, детской литературой для детей:

Имеется небольшой фонд медиатеки.

В 2017 -18 учебном году было приобретено 0 экз. программно-художественной литературы 0экз.

Ценная литература, расставлена на отдельных стеллажах для пользования в библиотеке.

Вся поступившая в библиотеку литература, своевременно регистрируется в инвентарной книге, накладные сдаются в бухгалтерию, ведется книга суммарного учета. Ведется учет литературы, полученной в дар.

Большая работа проведена по обеспечению учебниками детей в соответствии с категориями семей, пополнение фонда учебниками, обеспечивающих ФГОС.

Был сделан заказ новых учебников на …. учебный год. Учебники, рабочие тетради и КИМы для начальных классов получены. В формировании заказа всегда участвуют библиотекарь, администрация школы, учителя - предметники и классные руководители.

Работа с читателями

Основные формы индивидуального обслуживания:

- беседа при записи в библиотеку;

- беседа при выдаче документов;

- беседа о прочитанном;

- рекомендательные беседы при выборе книги;

- анализ читательских формуляров.

По анализу читательских формуляров можно сказать, что наиболее востребованными среди читателей являются художественная литература и периодика, но количество выдачи снижается это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется литературой, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, нет книг современных детских писателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки.

Невысокий показатель выданных материалов учителям можно объяснить устарелостью фонда методической литературы, а так же тем, что во многих кабинетах был установлен компьютер и подключена сеть Интернет.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки – показать читателю наличие книги в фонде и убедить его в доступности фонда. С целью привлечения детей к чтению в библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам, временные и постоянно действующие.

Было оформлено 5 книжных выставок:

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на привлечение детей к книге.

Информационно-библиографическое обслуживание также включало выдачу тематических справок, подбор литературы.

Работа с педагогическим коллективом проходила по нескольким направлениям:

- Оформление подписки, заказа на учебники

- Составление учебно-методического обеспечения школы

- Составление списков используемых учебников

Работа с родителями ограничена выдачей учебников.

Реклама библиотеки

Для повышения интереса детей к школьной библиотеке в течение года проводилась следующая работа:

- оформление объявлений о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой;

- устная реклама во время перемен и линейки;

- взаимодействие с другими службами.

Школьная библиотека тесно сотрудничает с Центром досуга с целью проведения массовых мероприятий. Налажена постоянная связь с библиотеками школ района с целью полного обеспечения учащихся учебной литературой.

Работа по самообразованию

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в следующем году:

1. Повышение читательской активности учащихся средних классов через круглые столы, дискуссии, электронные книги из сети Интернет.

2. Активизировать читательскую активность школьников через новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.

4. Продолжать работу по сохранности и формированию учебного фонда в связи с введением нового ФГОС ООО.

5. Продолжить работу с учащимися по формированию у них основ библиотечно-библиографической грамотности.

6. Активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.

Читайте также: