Анализ басни зеркало и обезьяна 3 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают. А он украдкою кивает на Петра.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Лида (14:06:22 23/10/2011): О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Анализ басни Зеркало и обезьяна

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Урок чтения в 3 классе Учитель Кушнирук Любовь Фёдоровна

продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;

работать над выразительностью чтения;

формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении;

развивать внимание, мышление, наблюдательность; расширять поле зрения,

воспитывать нравственные качества, интерес к чтению басен.

Планируемые результаты :

учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование к уроку:

1) на доске: портрет И.А. Крылова;

6) определение понятия Басня.

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

— Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению басни.

( И.А. Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.)

— Как еще называют таких людей? (Невежда

– это необразованный человек)

-Что вы узнали на прошлом уроке об Иване Андреевиче Крылове? (Ответы детей)

1. Словарная работа.

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить
(работа в парах)
ОБРАЗ

— крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;

УЖИМКИ

гримасы; неестественные телодвижения;

САТИРА

— обличающее, бичующее осмеяние;

НА РУКУ НЕЧИСТ

нечестен, вороват.

ПОПУСТУ

напрасно, бесполезно, зря.

2. Отработка техники чтения

3. — Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? — Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?

4. Чтение басни учителем. 5. Выявление первичного восприятия.

-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?

-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?

-Какие признаки доказывают, что это басня?

– это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью

– выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

6.Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) VII. Работа над содержанием басни

Работа с действующими лицами по иллюстрации.

Какой вы представляете обезьяну?

  • Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
  • А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
  • Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
  • А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
  • Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
  • Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
  • Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
  • Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление.

Какие пороки высмеивает в своих баснях
И.А. Крылов?
(болтливость, невежество, неграмотность, необразованность, хвастовство, лень, лесть, трусость).

IХ. Итог урока:

— Чему учат нас басни И.А. Крылова?

— Что бы вы посоветовали Обезьяне?

— Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова, которые

помогут стать лучше.

Х. Домашнее задание

выразительное чтение басни;

изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

  1. Что заметила во внешности Медведя Обезьяна?
  2. Как Мишка парировал желание мартышки осмеять и раскритиковать его недостатки?
  3. Послушала ли героиня Медведя?
  4. Применима ли данная басня к современной жизни?
  5. На кого из героев небылицы вы больше всего похожи? Кто вам ближе?
  6. Мог ли Мишка преподнести информацию так, чтобы Обезьяна ее поняла?
  7. Кто из героев басни был прав?

Даже прочитав небылицу один раз, вы сможете без труда ответить на все эти вопросы.

Героиня басни очень похожа на других героев из произведений Крылова. Она такая же невежественная и недалекая. Видя в зеркале кривляку, она думает, что это Медведь или иное дивное животное. На самом же деле, это она сама. Однако Обезьяне не дано этого понять. Она не замечает свои недостатки, считает себя идеальной. Мало того, даже здравый совет Мишки она пропускает мимо ушей. Просто не допускает мысли о том, что может иметь несовершенства.

Автор говорит, что прежде чем осуждать других, важно самому научиться видеть в себе негативные качества, не стесняться и не бояться их. Ведь силен тот, кто умеет признать свою слабость. И только слабый, кто полагает, что вовсе не имеет негативных сторон.

Если человек признает свою неправоту, либо отрицательные черты, если осознает, что они ему вредят – это уже шаг на пути к исправлению. Конечно же, нет живых существ абсолютно без минусов. Даже в самом физически и морально идеальном человеке есть некая червоточинка, которую практически невозможно искоренить. Она является частью натуры.

Пример 1:

Пример 2:

Артем у нас в классе подтягивается и отжимается хуже всех. Да и бегает он тоже не очень быстро. И в принципе, всем до этого нет дела. У каждого ведь свои преимущества и недостатки. Всем, кроме Тимура. Он у нас на физкультуре всегда в рекордсменах и подкалывает слабенького по любому поводу. Я видел, как Артему больно и обидно, когда над ним открыто издеваются, поэтому подговорил учительницу взять Тимура на школьный конкурс самодеятельности. Он ведь отвратительно поет. Пусть посмотрит на себя со стороны и поймет, каково это – испытывать неловкость в те моменты, когда на тебя смотрит весь класс, а ты занимаешься тем, что у тебя совсем не получается. Заодно и Артем посмеется. Конечно же, это немного подло – но мне кажется, высокомерных людей, которые придираются к слабостям других, а в себе изъянов не видят, нужно иногда учить. Думаю, ему это будет только на пользу.

  1. Обезьяна и Медведь смотрятся в зеркало.
  2. Внимательное изучение внешности Медведя, нахождение изъянов.
  3. Теперь стоит посмотреть на себя по совету Медведя.
  4. Обезьяна игнорирует его слова.

По этому плану видно, что мартышка хитрая, и не желает искать несовершенства в себе, хотя в своем друге их видит.

Мысли автора


Автор своей аллегорией показывает, как выглядит мартышка со стороны. У таких, как она не может быть друзей. Крылов призывает смотреть и оценивать в первую очередь себя. Всегда нужно следить за своими мыслями, действиями и поступками, прежде чем осуждать кого-то.

Герои басни олицетворяют два типа людей, например:

  1. Мартышка — личность с высоким самомнением, которая не замечает своих недостатков, но при этом осуждает других.
  2. Медведь — мудрый герой, который не вмешивается в чужие дела. Он дает правильные советы и не осуждает окружающих.

Читать текст басни:

  • Именно в виде недалеких приматов предстают перед литератором невежды и подлецы.
  • Он открыто высмеивает представителей этой когорты.
  • Крылов совершенно прав – многие из них не замечали и не замечают за собою никаких провинностей и недостатков, а вот в других увидят их в секунду.
  • Аналогия человека с обезьяной даже именная. Крылов указывает на Петра и Климыча.
  • И если в других баснях он вуалирует тех, кого критикует, то здесь говорит прямым текстом.

Мартышкам для Крылова подобны все собиратели сплетен, низкие люди, которые намеренно ищут в других изъяны — невежественные обвинители, которых в этом мире множество.

В столь короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в беседе как устоявшиеся, обозначающие общеизвестное явление.

Многие меткие, дерзкие, полные сатиры строки, словно перенимая фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден — они изобличают ставшие привычными человеческие пороки.

Читать текст басни:

Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.

Нравоучение басни заключается в том, что некоторые люди отказываются видеть свои недостатки и несовершенства, но при этом охотно замечают их в других. Для самого Крылова основной смысл заключен в последних строках, он призывает людей быть объективными, трезво оценивать себя. Конечно же, в каждом человеке есть что-то хорошее.

Но, тем не менее, и идеальных людей нет. Потому, не стоит думать, что если в другом человеке заметны минусы, то собственных не имеется. На самом же деле, отрицательные и позитивные качества – это неизменный багаж каждого. И прежде чем обвинять кого-то в его недостатках, высмеивать их либо же осуждать, стоит сначала проанализировать свои собственные действия, найти изъяны в самом себе – кто знает, быть может, их даже больше, чем у того, кто подвергается критике.

  1. Обезьяна и Медведь смотрятся в зеркало.
  2. Внимательное изучение внешности Медведя, нахождение изъянов.
  3. Теперь стоит посмотреть на себя по совету Медведя.
  4. Обезьяна игнорирует его слова.

По этому плану видно, что мартышка хитрая, и не желает искать несовершенства в себе, хотя в своем друге их видит.

  1. Что заметила во внешности Медведя Обезьяна?
  2. Как Мишка парировал желание мартышки осмеять и раскритиковать его недостатки?
  3. Послушала ли героиня Медведя?
  4. Применима ли данная басня к современной жизни?
  5. На кого из героев небылицы вы больше всего похожи? Кто вам ближе?
  6. Мог ли Мишка преподнести информацию так, чтобы Обезьяна ее поняла?
  7. Кто из героев басни был прав?

Даже прочитав небылицу один раз, вы сможете без труда ответить на все эти вопросы.

Героиня басни очень похожа на других героев из произведений Крылова. Она такая же невежественная и недалекая. Видя в зеркале кривляку, она думает, что это Медведь или иное дивное животное. На самом же деле, это она сама. Однако Обезьяне не дано этого понять. Она не замечает свои недостатки, считает себя идеальной. Мало того, даже здравый совет Мишки она пропускает мимо ушей. Просто не допускает мысли о том, что может иметь несовершенства.

Автор говорит, что прежде чем осуждать других, важно самому научиться видеть в себе негативные качества, не стесняться и не бояться их. Ведь силен тот, кто умеет признать свою слабость. И только слабый, кто полагает, что вовсе не имеет негативных сторон.

Если человек признает свою неправоту, либо отрицательные черты, если осознает, что они ему вредят – это уже шаг на пути к исправлению. Конечно же, нет живых существ абсолютно без минусов. Даже в самом физически и морально идеальном человеке есть некая червоточинка, которую практически невозможно искоренить. Она является частью натуры.

Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.

  • Именно в виде недалеких приматов предстают перед литератором невежды и подлецы.
  • Он открыто высмеивает представителей этой когорты.
  • Крылов совершенно прав – многие из них не замечали и не замечают за собою никаких провинностей и недостатков, а вот в других увидят их в секунду.
  • Аналогия человека с обезьяной даже именная. Крылов указывает на Петра и Климыча.
  • И если в других баснях он вуалирует тех, кого критикует, то здесь говорит прямым текстом.

Мартышкам для Крылова подобны все собиратели сплетен, низкие люди, которые намеренно ищут в других изъяны — невежественные обвинители, которых в этом мире множество.

Мартышка – это аллегория. Самодовольное, хвастливое существо с достаточно низкими жизненными ценностями и уровнем образованности. Судит поверхностно. Однако недостатки видит во всех, кроме себя. Для нее никто не авторитет. Даже логичные умозаключения не оказывают на нее никакого влияния. Возможно, так происходит потому, что она до конца их не понимает. Символизирует взяточников, подлых, не чистых на руку людей, сплетников, врунов, наглецов, подлецов и т.д.

Медведь – лучик здравого смысла (в социальном контексте), попытка справедливости. Он пытается указать невежде на ошибки, да только вот его никто не слушает. Достаточно уравновешен. Справедлив. Объективен. Добродушен. По крайней мере, никакой агрессии либо злобы в диалоге со стороны Мишки не присутствует. Он по-доброму пытается указать Обезьяне, на что ей стоит обратить внимание.

Можно сказать, что и в данном случае, Обезьяна – это руководящие, высокие чины. А Медведь – простой, открытый русский народ, который поражает широтой души и остротой ума. Следует отметить, что даже несмотря на укоры и негативное отношение, Мишка не испытывает к Мартышке ничего плохого. Вполне очевидно, что он осознает ее невозможность встать на путь истинный, а у нее просто не хватает интеллекта понять свои промахи.

Прощает ли Медведь Обезьяне невежество? Возможно. Но только лучше от этого не становится. Ведь социальные несовершенства не исправляются ввиду игнорирования подобных советов.

Пример 1:

Пример 2:

Артем у нас в классе подтягивается и отжимается хуже всех. Да и бегает он тоже не очень быстро. И в принципе, всем до этого нет дела. У каждого ведь свои преимущества и недостатки. Всем, кроме Тимура. Он у нас на физкультуре всегда в рекордсменах и подкалывает слабенького по любому поводу. Я видел, как Артему больно и обидно, когда над ним открыто издеваются, поэтому подговорил учительницу взять Тимура на школьный конкурс самодеятельности. Он ведь отвратительно поет. Пусть посмотрит на себя со стороны и поймет, каково это – испытывать неловкость в те моменты, когда на тебя смотрит весь класс, а ты занимаешься тем, что у тебя совсем не получается. Заодно и Артем посмеется. Конечно же, это немного подло – но мне кажется, высокомерных людей, которые придираются к слабостям других, а в себе изъянов не видят, нужно иногда учить. Думаю, ему это будет только на пользу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Основные понятия: басня, мораль, аллегория.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

карточки с заданиями.

Видеозапись басни И.А. Крылова)

Куклы медведя и обезьяны кукольного и пальчикового театра, маски.

1.Орг.момент.Работа на уроке ведется в группах.

Урок литературного чтения начинается с проверки домашнего задания в форме теста. Каждый из учеников выполняет тест на знание биографии Крылова.

1.Назовите раздел, который мы изучаем.

-Самое великое чудо на свете.

-Великие русские писатели.

2.Как звали Крылова?

3.Сколько басен написал Крылов?

4.Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке.

Взаимопроверка . Необходимо передать свою выполненную работу соседу по плечу слева от себя. Дети проверяют тесты соседа пользуясь слайдом, оценивают.

2. Актуализация знаний. Учитель показывает зеркало.

-Сегодня на уроке у нас необычный предмет, в нем отразились слова, необходимо их прочитать.

В зеркале отражаются слова :Крылов, Зеркало, Обезьяна, аллегория.

-О чем нам говорят, эти слова?

3. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.

Поставьте цели на урок.

.-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.

-Почему слова обезьяна и зеркало большими буквами?

-Они будут герои?

- Незнакомое слово-аллегория, о чем -то нам говорит?

Вывод: Если я вас правильно поняла, мы сегодня на уроке продолжим знакомится с творчеством И.А.Крылова, познакомимся с новыми героями басен Крылова, узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков ?

4.Открытие нового знания .

- Какой литературный жанр использовал Крылов в своем творчестве?

Кластер к слову : басня (работают в группах)

Все кластеры дети вывешивают на магнитную доску.

Вывод: Басня –это короткое прозаическое или стихотворное произведение в котором высмеиваются пороки людей.

5.Работа с книгой .

Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои в басне Зеркало и Обезьяна) .

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения )

2 )Словарная работа.

- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить .

3 группы выполняют задание по карточкам работают с толковым словарем.

Нужно прочитать слово в левом столбике и найти лексическое значение из правого , соединить стрелкой, остальные в группе контролируют и если нужна помощь , оказывают ее, после выполнения одного задания передает карточку следующему в группе.

образ - вид, облик.внешность;

кум, кума - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА .

украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

2 группы работают со фразеологическим словарем.

По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться- посмотреть на себя

Совет попусту пропал-не слушала

На руку не чист - склонен к воровству

- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

3) Первичное чтение.

– Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь .(Аудиоприложение СД- диск).

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)

Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество? (Да)

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ:Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

– Самостоятельное чтение басни.

- Таких людей, как эта обезьяна много.

- Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.)

- Кто главные герои басни? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7)

Этот прием называется иносказание ( аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).

6) творческая работа в группах.(ребята готовятся и выступают со своим заданием)

1-я группа- выразительное чтение по ролям в масках.

2-я-выразительное чтение (кукольный театр).

3-я-ыразительное чтение (пальчиковый театр)

-4-я -написать отзыв о басне.

5-я прочитать и подобрать пословицы, которые подходят к этой басне.

-Синквейн слов медведь , обезьяна.

- Мы справились с целью нашего урока?

- Понравился вам урок?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?

-За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..

-За портретом медведя я вижу людей, которые….

- Прочитав басню, я задумался о ……..

-К какому произведению подходит пословица? Других не суди, на себя погляди.

- Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!

10. Домашнее задание.

С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Образовательные:

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД:

- проявлять интерес к жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Основные понятия: басня, мораль.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

карточки с заданиями.

Организационный момент урока

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Кто такой льстец? Гнусный? Впрок?

Учитель. Прочитайте медленно. Прочитайте скороговоркой. Выразительно.

Работа в парах. Работа с разрезной пословицей.

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь в текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

- Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

- Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

4. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

"Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят".

-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.

Мы уже познакомились с творчествои И.А.Крылова и некоторыми его баснями. Сейчас я предлагаю вам собрать воедино всё, что мы знаем на сегодняшний день по этой теме.

-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп Крылов Басня

(Учащиеся высказывают свои предположения. Верные ответы учащихся появляются на экране.)

Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

( Домашнее задание- театрализованное представление по данной басне)

-Пока наша группа готовится к выступлению, проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

Он родился в городе Самаре.

Его семья жила бедно.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

Он работал продавцом.

Крылов выучил несколько языков.

Он начал писать в 16 лет.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.

В первой книге Крылова были рассказы.

-Как еще называют таких людей? (Невежда)

-Вам понравилось выступление?

5. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.

Надписи: басни; пороки

- Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

- Сформулируйте цель урока?

- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

6. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

- Что такое басня?

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)

- Для чего нам нужно зеркало?

- А для чего зеркало обезьяне?

- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2) Словарная работа.

- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

образ - вид, облик. внешность;

кум, кума - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки - гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают.

украдкой - скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

- Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь или карточка с толкованием) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

По пальцам перечесть - о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться - посмотреть на себя

Совет попусту пропал - не слушала

На руку не чист - склонен к воровству

- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

- Как называется словарь, в котором можно узнать значение фразеологизмов? (Фразеологический)

3) Первичное чтение .

- Откройте уч. с. 136, хором прочитаем кто автор и как называется произведение.

– Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

4) Проверка первичного чтения.

- Как называется произведение, кто автор? К какому виду литературного жанра относится произведение? -Какие признаки доказывают, что это басня?

(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

Кто является главным героем? Какой оказалась обезьяна?

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения.

Чтение полностью вслух без морали с. 136 учебник.

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или

глупа? (Она глупая)

- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество? (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Итог: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

- Таких людей, как эта обезьяна много.

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

7. Физминутка

8 . Закрепление.

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему? (Выслушиваются предположения)

- Кто главные герои басни? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? ( людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….( животных).

-А это обидно для человека? ( нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

( Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Этот прием называется иносказание (аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём ( иносказание) : переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).

1. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)

Читайте также: