Анализ адаптации 5 класса в школе классного руководителя

Обновлено: 06.07.2024

Создание благоприятного климата между классным руководителем, родителями, учащимися 5 класса.

-изучение коллектива учащихся;

- изучение семей учащихся;

-сотрудничество с родителями, как одним из участников воспитательного

5 класс. Для учащихся - это новая система обучения: новые учителя с разными требованиями по своему предмету, новые учебные дисциплины, новые термины, большой поток информации, разные кабинеты. Для классного руководителя - поиск индивидуального подхода к каждому ученику класса, взаимопонимания с родителями. Для родителей - адаптация к новым условиям и требованиям обучения ребёнка. У многих родителей уже есть определённое отношение к школе, основанное на собственном ученическом опыте и на опыте обучения их детей. Для всех – это период ожидания чего-то нового. Одной из важных задач классного руководителя на этом этапе найти точки соприкосновения с родителями класса, обретя с их стороны помощников в процессе воспитания и обучения детей.

Направления работы классного руководителя:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Адаптация учащихся 5 класса. Создание условий для сохранения преемственности в обучении и преодоления трудностей адаптационного периода обучающихся 5 классов.

Крылова Инна Олеговна, классный руководитель 5 класса, учитель истории и обществознания.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию учащихся 5 класса ? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;

нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

Сегодня необходимо подве сти первые итоги адаптации пятикласс ников. В ходе нашего педагогического совета мы должны решить следующие задачи:

выявить основные проблемы, появившиеся у пятиклассников в адаптационный период;

определить направления дальнейшей работы с учащимися 5-го класса.

М ожно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в сре днюю школу? Можно, но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:

сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

новообразования младшего школьного возраста:
произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
способность к саморегуляции;

качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;

ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;

основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

По итогам результатов успеваемости 4 класса и I четверти 5 класса представим сравнительный анализ

Поэтому перед педагогическим коллективом школы стоят следующие задачи по обеспечению благополучного, бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классе:

Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.

Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5 класса необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.

Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Существует известная исти на , что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного пути не находился учитель. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогического коллектива .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педсовета о результатах работы классного руководителя по адаптации пятиклассников.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.П. Гайдара

тема: «Адаптация учащихся 5 а класса

учитель иностранного языка

классный руководитель 5а класса

г. Кизляр, 2021 г.

Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни

Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

На начало учебного года в классе 32 учащихся.
Выбыл 1 ученик – Умалатов Ахмедхан
Итого: 15 мальчиков, 16 девочка
По итогам 1четверти, в классе 1 отличник- Багавов Исмаил,

7 хорошистов- Багадурова Рабият, Гасинов Гаджимагомед, Джумалиев Ренат, Иноземцева Мария, Менафова Сафия, Мякинин Роман, Трубицина Дарьяна.

Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.

Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Попова Дарья) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

Изучение классного коллектива.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Разговор с учителем начальных классов Юсуповой Саният Султановной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Саният Султановны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

Классные часы по ПДД

2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. В основном, это общешкольные и общегородские субботники.

5. Анкетирование учащихся

Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 28 человек.


Как известно, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения.

Как мы видим, пятиклассники достаточно оптимистично отнеслись к переходу из начальной школы в среднее звено, как переходу к новому этапу их школьной жизни. Об этом свидетельствует повышение успеваемости некоторых детей.

Таким образом, в классе 100% успеваемость. Качество знаний составляет 6,6%.
Хотелось бы обратить особое внимание учителей-предметников на учащихся с одной и двумя тройками. Постараться по мере возможности повысить их успеваемость.

В целом в коллективе царит дружелюбная атмосфера: учащиеся дружат, стараются поддерживать и помогать друг другу, особенно при уборке кабинета или если кто-то расстроен, кто-то плачет. Класс активный, дружный, творческий, собранный, с хорошей подготовкой из начальной школы. Домашние задания выполняются. На уроках рабочая атмосфера, дети активно включаются в работу. Одним словом, добродушные, приветливые и, можно сказать, ответственные дети. За это хотелось бы выразить благодарность классному руководителю начального звена, который, всегда помогает по любому вопросу, возникающему в классе.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

Работа с родителями по вопросу адаптации пятиклассников к новым школьным условиям, сложности этого периода.

Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

Проведение классных часов по изучению коллектива

Задачи, которые я ставлю перед собой:

Создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников.

Оказание психологической помощи и поддержки ребятам.

Формирование у обучающихся позитивного отношения к школе.

Считаю, что адаптация обучающихся к учёбе в среднем звене школы проходит успешно.

Классный руководитель: Колесник Е.А..
27.10.2020 г.


-75%

Читайте также: