Анализ 1 тома война и мир кратко

Обновлено: 05.07.2024


Краткое содержание 1 тома


Часть 1


Глава 5
На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна, до этого сидевшая с тетушкой фрейлины. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.
Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.


Глава 16
Пьер выслан за дебош из Петербурга – он с Курагиным и Долоховым, взяв медведя, поехали к актрисам, а когда появился квартальный, чтобы их успокоить, юноша участвовал в связывании квартального с медведем. Пьер несколько дней как живет в доме у отца, в Москве, до конца не понимая, зачем он там находится и насколько тяжело состояние Безухова. Все три княжны (племянницы Безухова) не рады приезду Пьера. Прибывший вскоре к графу князь Василий предупреждает Пьера, что если он будет себя вести здесь так же дурно, как и в Петербурге, то кончит очень плохо.
Собираясь передать приглашение от Ростовых на именины, Борис заходит к Пьеру и застает того за детским занятием: юноша со шпагой представляет себя Наполеоном. Пьер не сразу узнает Бориса, по ошибке принимая его за сына Ростовых. Во время разговора Борис уверяет его, что не претендует (хотя и является крестником старого Безухова) на богатство графа и даже готов отказаться от возможного наследства. Пьер считает Бориса удивительным человеком и надеется, что они познакомятся ближе.


Глава 17
Ростова, огорченная проблемами подруги, попросила у мужа 500 рублей и, когда Анна Михайловна вернулась, отдает ей деньги.


Главы 21-24
У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Начались приготовления к соборованию (одно из семи таинств, дарующее прощение грехов, если больной уже не в состоянии исповедаться).
Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.
Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.
В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.


Часть 2


Главы 2-7
Приходит известие о поражении австрийской армии (союзника Российской Империи) под предводительством генерала Мака. Узнав об этом, Болконский невольно рад, что самонадеянные австрийцы посрамлены и вскоре он сможет проявить себя в бою.
В Павлоградском полку служит Николай Ростов, юнкер гусарского полка, живя у немецкого крестьянина (милого мужчины, с которым они всегда радостно здороваются без особых на то причин) с эскадронным командиром Васькой Денисовым. В один из день у Денисова пропадают деньги. Ростов выясняет, что вором оказался поручик Телянин и разоблачает его при других офицерах. Это приводит к ссоре Николая с полковым командиром. Офицеры советуют Ростову извиниться, ведь иначе пострадает честь полка. Николай все понимает, однако, как мальчишка, не может, и Телянина исключают из полка.


Главы 14-16
Кутузов получает известие, что положение русской армии безвыходное и посылает Багратиона с четырехтысячным авангардом к Голлабрунну для удерживая французов между Веной и Цнаймом. Сам же направляет войско к Цнайму.
Французский маршал Мюрат предлагает Кутузову перемирие. Главнокомандующий соглашается, ведь это шанс спасти русскую армию, продвинув во время перемирия войска к Цнайму. Однако Наполеон раскрывает замыслы Кутузова и приказывает разорвать перемирие. Бонапарт отправляется к войску Багратиона, чтобы разбить его и всю русскую армию.
Настояв на своем переводе в отряд Багратиона, князь Андрей является к главнокомандующему. Осматривая войска, Болконский замечает, что чем дальше от границы с французами, тем более расслаблены солдаты. Князь делает зарисовку плана расположения русских и французских войск.


Главы 20-21
Российская пехота застигнута врасплох французами в лесу. Полковой командир бесполезно пытается остановить разбегающихся в разные стороны солдат. Внезапно французов оттесняет рота Тимохина, оказавшаяся незамеченной врагом.


Часть 3

Лев Толстой

Том 1

Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.

В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.

Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.

Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.

В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.

Том 2

После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.

Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.

В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.

Том 3

Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.

Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.

В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву. Он дает приказ об отступлении.

Во время сборов Наташа Ростова нашла раненого Андрея Болконского, который оказался среди других солдат. Она ухаживает за ним и прощается. Пьер остается в Москве и пытается убить Наполеона. Его планы проваливаются, и Пьера арестовывают.

Том 4

После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.

Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.

В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.

Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:

  1. Молодость декабристов.
  2. Восстание 1825 года.
  3. Возвращение героев домой после ссылки.

В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.

  1. Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека.
  2. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение.
  3. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
  4. Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска.
  • большой объем произведения;
  • масштаб отображаемых событий и проблематики.

При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:

  1. Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны.
  2. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе.
  3. Третий том описывает военные действия.
  4. Четвертый том — мир и возвращение героев домой.

В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.

Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:

  1. Андрей Болконский. Волевой и благородный князь, мечтающий о военной славе. Показан как человек с высокими моральными принципами, который чтит свой долг. После смерти жены он влюбляется в Наташу Ростову, но погибает на поле брани.
  2. Пьер Безухов. Внебрачный сын графа, он становится законным наследником. Доверчивый молодой человек женится на Элен Курагиной, но вскоре разочаровывается. Она помогает ему понять смысл жизни. Вернувшись домой, он женится на Наташе Ростовой.
  3. Наташа Ростова. Талантливая и богатая графиня, обладающая легким и беззаботным характером. Но ее надежды рушит война. После неудачной любви к Болконскому Наташа выходит за Пьера.
  4. Николай Ростов. Отважный и энергичный молодой человек, который ценит свою семью. Долг зовет его на военную службу, где он проявляет себя достойно. После окончания войны женится на Марии Болконской.
  5. Соня. Племянница графа Ростова, она обладает тихим и мягким характером. Героиня влюблена в Николая, но, узнав о его чувствах к Марии, отпускает его.
  6. Анатоль Курагин. Бесчестный, но столь же красивый Анатоль любит пить и кутить. Он пытается похитить Наташу и обвенчаться с ней. Во время военных действий лишается ноги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая часть романа. Две стихии: одна — воплощенная в Ростовых, Пьере и Андрее, другая — светский салон. Это — экспозиция.

Постоянный гость в салоне Анны Павловны — князь Василий.

─ Как же вырваться из этого круга пустой светской жиз­ни, где выход и есть ли он? — Какой пример перед князем Андреем? — Наполеон. Капитан республиканской армии, никому неизвестный молодой человек, случайно очутив­шийся в лагере под Тулоном, захваченном роялистскими мятежниками, возглавил штурм, и крепость пала; 24-лет­ний капитан стал бригадным генералом, он вырвался из безызвестности и покорил мир.

Мы прочитали восемь глав, и перед нами возник слож­ный мир, раздираемый внутренними противоречиями, мир, в котором бьются две живые жизни.

В X главе мы попадаем в другую обстановку.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Борьба за мозаиковый портфель

Последние главы первой части — Лысые Горы. Дом Болконских. Еще один способ вырваться из круга светской пошлости — размеренная, осмысленная жизнь старого кня­зя.

- Соглашались ли отец и сын в оценке политической ситуации?— Нет, их убеждения были совершенно различны.

- Почему княжне Марье живется тяжело в доме от­ца?— Потому что он не понимает ее.

Разве глаза эти ни о чем не могут ска­зать старику-отцу?— Рассуждения о правилах рациональ­ного воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа ее полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неуме­лый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить гео­метрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа. Это несовместимо.

Анализ романа Л. Н. Толстого

Том I Часть вторая

В романе появляются исторические фигуры.

— С каки­ми историческими деятелями мы знакомимся во второй части? — С Кутузовым, Багратионом, Мюратом, Маком и другими. Течение авторской мысли подходит к компози­ционному центру романа, к образу Кутузова. Мы должны понять, чем близок художнику этот образ, почему он занимает в романе центральное место.

— Каким видят его солдаты?

«— Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

А то нет! Вовсе кривой.

Не. брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки — все оглядел.

И почти сразу же после глав, где мы знакомимся с Ку­тузовым,— маленький эпизод, в котором начинает звучать один из главных мотивов эпопеи, возникает песнь единения человечества. Николай Ростов приветствует немца — хозяи­на дома, где он с Васькой разместился на постой.

-Но это ощущение принадлежности к общему миру, жи­вущее в душе любимых толстовских героев, часто задавле­но условиями мнимообщего мира. Так гаснет в Николае Ростове стремление до конца бороться за справедливость при упоминании о чести полка.

Толстой за каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненной проблемой видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. В нем живет жажда неба.

В VIVIII главах Толстой описывает пер­вые бои.

В Андрее Болконском вмещается большая часть мира, чем в Николае Ростове, чем в других офицерах армии.

— Зачем князь Андрей был послан в Брюнн, к авст­рийскому двору? — Чтобы сообщить о победе.

— Была ли это очень важная в стратегическом отношении победа? — Нет.

— О чем сказала князю Андрею эта улыбка и весь прием, оказанный ему при австрийском дворе? — Он понял, что здесь есть какие-то сугубо частные интересы, непонятные, чуждые и ему, князю Андрею, и русской армии.

Что же такое война? Что чувствует человек, когда он становится жертвой? Может ли полководец организовать побоище таким образом, чтобы обеспечить победу себе и поражение неприятелю? Что такое героизм и как выглядят герои? Из сцепления образов вырисовываются ответы на эти вопросы, волновавшие художника и мыслителя. Так давайте добудем ответы на постав­ленные нами вопросы из описания Шенграбенского сраже­ния.

В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи че­ловек.

— Что роднит Тимохина и Тушина в их отношении к начальству? — Невероятный страх перед ним.

Но вот начинается сражение.

— Как действует Тушин? Прежде всего — инициативно.

Толстой показал тот скромный, незамет­ный героизм простого человека, который и решал участь сражений.

Для князя Андрея Шенграбенский бой обозначил целую эпоху развития.

И второе разочарование. Князь Андрей составил себе ложное представление о полководце, вероятно, по пышным и многословным рассказам французских газет о Наполео­не. Полководец намечает гениальную диспозицию; затем по мановению его руки воинские части располагаются на поле брани таким образом, что поражение неприятеля ока­зывается предрешенным; во время битвы полководец рас­сылает адъютантов, которые осуществляют его волю на театре военных действий.

Но вот князь Андрей видит Багратиона при Шенграбене.

Князь Андрей не делает еще выводов — он пока только наблюдает, но эти сцены уже ведут читателя к важнейшему для Тол­стого выводу: полководец может руководить духом войска.

К людям, которые зависят от времени, от обстоятельств, относится Николай Ростов.

Что же происходит там, где нет крови, нет убийств, действительно ли там - мир?

Анализ романа Л. Н. Толстого

Том I Часть третья

Начальные главы третьей части - развитие первой части романа, темы светского общества. В первой части Толстой, по сущности, довольно полно выразил своё отношение к нему, но там свет выглядел безобидным. Правда, попытка похищения мозаикового портфеля уже показала, что люди света, вроде князя Василия, способны на все, в том числе и на преступление. Но ведь, как мы помним, князь Василий все-таки раскаялся, уже потерпев поражение. Однако оказывается.

Так победой сил зла заканчивается столкновение нравственного, но пассивного начала, заложенного в Пье­ре, с активным хищничеством семейства Курагиных.

Далее Толстой рисует Анатоля в восприятии всех присутствующих.

Но лучше всех знает Анатоля, конечно же, сам Тол­стой. И Толстой (что возмущало Тургенева) не боится давать прямые авторские оценки героев.

— А как же тот мир, о котором вспоминает с тоской раненый Николай Ростов? Этот мир, действительно, живет только им. Соня, прочитав письмо от Николая, счастлива, Петя горд за своего брата. Какими-то таинст­венными нитями привязаны члены этой семьи друг к другу. И никакие соображения, доводы рассудка не могут, по мысли Толстого, сравниться с этим интуитивным чув­ством кровного родства. Вот графиня Вера тоже слушает чтение письма от Николая.

Когда мы встречаемся с Бергом в заграничном походе, он отдельными чертами напоминает нам знакомого героя другого произведения, созданного как раз в эпоху дейст­вия романа.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Какие бы недостатки ни были у Ростова, человек в нем жив. В том-то и отличие Николая от светских трутней: пусть он довольно ограниченный, пусть в нем много гусар­ства, но у него все идет от души. Поэтому-то и не раздра­жает, нас новая любовь, возникшая у Николая в армии.

Но этот вопрос — почему?— ставит Толстой. Достоин ли Александр такого обожествления? Толстой не даёт прямого ответа на этот вопрос, однако это не значит, что он избегает выразить свое непосредственное отношение к царю. Он раскрывает это отношение постепенно, разобла­чая своего героя изнутри, отталкиваясь от внешнего обли­ка монарха, вызывающего как будто симпатию, и показы­вая пустоту и ничтожность внутреннего мира героя. Крас­ки на этот образ ложатся так, что у читателя появляется презрение, а не симпатия к герою. Это достигается подбо­ром деталей, подтекстом повествования.

Все ставится на свои места, все соответствует компози­ционной основе романа — четкой антитезе между народ­ным и антинародным, всегда внутренне близким императо­ру. И если по этому поводу могут остаться сомнения, то они развеиваются Толстым в тех главах, где он изобража­ет Аустерлицкое сражение.

— Какое настроение сразу возникло в ар­мии?— В армии еще до начала сражения распространи­лось убеждение, что оно будет проиграно.

Но ложные отношения приводят к тому, что мальчиш­ка-император учит умудренного опытом старика Кутузова. Не только деньги — мерило человеческой ценности, но и положение.— Какая стычка произошла между Кутузовым и Александром?

«— Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович?

. Поджидаю, ваше величество. Не все колонны еще собрались, ваше величество.

Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионо­вич, где не начинают парада, пока не придут все полки.

Так воспринимают события люди, облеченные властью. Мы выяснили, что делали, что чувствовали, как выгляде­ли, какое место в событиях занимали Александр и Куту­зов. Перед нами раскрылись ничтожество, лицемерие од­ного и старческая мудрость другого.

Так обнаруживается главнейшая мысль первого тома — мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счасть­ем, построенным на несчастье других. Эта нравственная, а точнее, глубоко безнравственная суть роднит Наполеона с Александром, с князем Василием и его чадами. Убежде­ние в этом разовьется в Толстом впоследствии до страст­ного отрицания права на жизнь всех эксплуататоров.

— Чувствует ли Андрей Болконский свой отрыв от людей? — Да, он чувствует, что то, что для него важно, другим безразлично. Он мечтает о славе и слышит в это время разговор кутузовского куче­ра с поваром:

Ну,— отвечал старик.

Тит, ступай молотить,— говорил шутник.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

И вот эта минута настала.

Эти мысли князя Андрея — вывод не только его само­го и не только из исканий его на первом этапе развития, но и вывод Толстого из всего первого тома.

Проблематика:

  • человек и его место в мире;
  • свобода воли и историческая необходимость;
  • проблема настоящей жизни (Андрей Болконский);
  • проблема счастья (Пьер Безухов);
  • проблема величия (Наполеон; Кутузов; Платон Каратаев);
  • проблема патриотизма — истинного и ложного (истинный патриотизм — народ;
  • ложный патриотизм — граф Растопчин);
  • народность войны (в деталях описания).

Смысл названия

В общем, можно сказать, что название этого романа — такое же многоплановое, как и его содержание.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман-эпопея.

Действующие лица

Андрей Болконский — князь, презирающий лицемерный свет, но вынужденный бывать там. Мечтал о славе, но во время Аустерлицкого сражения понял, как незначительна слава в масштабах всей жизни. Был влюблён в Наташу Ростову. Погиб в Бородинской битве.

Наташа Ростова — юная графиня, очаровательная и яркая, одарённая в музыкальном отношении. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит взросление героини. Была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела бежать с Анатолем Курагиным. Тяжело пережила смерть князя Андрея, искала себя в религии. Стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.

Пьер Безухов — граф, незаконный сын Кирилла Безухова, массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках. Женится на Элен Курагиной, впоследствии расстаётся с ней. Увлекается масонством (тайное общество со своей философией) и даже входит в масонскую ложу, но потом разочаровывается. Влюбляется в Наташу Ростову. Участвует в военных действиях (в частности — в Бородинском сражении). Некоторое время пребывает в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: Пьер обретает собственные взгляды на жизнь. Женится на Наташе Ростовой.

Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Любит жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых всё время в плачевном состоянии.

Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова, мать четверых детей. Очень любит свою семью. Тяжело переживает гибель сына Пети. Памятуя о сложном финансовом положении семьи Ростовых, препятствует женитьбе Николая на бесприданнице Соне.

Николай Ростов — граф, невысокий кудрявый мужчина, старший сын Ростовых, честный, доброжелательный и искренний. Сначала стремится к славе, поэтому хочет на войну, но после Шенграбенского сражения и Аустерлицкой битвы его мировоззрение меняется: Николай противится войне как таковой. Женится на Марье Болконской.

Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова. Верная, преданная, готовая пожертвовать собой. Влюблена в Николая Ростова, поэтому отказывает в чувствах Фёдору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марью Болконскую, Соня беспрекословно его отпускает.

Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (своей любви к детям стесняется и старается чувств не выказывать). В ходе действия романа умирает от удара.

Марья Болконская — княжна, некрасивая, но с удивительно прекрасными лучистыми глазами девушка. Образованна, религиозна, склонна к самопожертвованию. Ухаживает за отцом и племянником, впоследствии выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.

Элен Курагина — княжна, дочь князя Василия, блистательная красавица, любимица света, мечта множества мужчин. Не умная, но ловкая. Вышла замуж за Пьера Безухова. Умерла от болезни.

Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и аморальный. Устраивал попойки и дебоши. Увлёкся Наташей Ростовой и хотел украсть девушку и обвенчаться с ней, хотя уже был женат.

Фёдор Долохов — офицер, светлоглазый мужчина среднего роста. Циничен, жесток и склонен к авантюрам. Храбр, искренен, нежно любит мать. Состоял в любовной связи с Элен Безуховой, женой Пьера, из-за чего дрался с Пьером на дуэли. Хотел жениться на Соне Ростовой, но получил от неё отказ.

Краткое содержание

Часть 1

Петербург, раут в доме фрейлины Шерер.

Гости беседуют о Наполеоне. Часть присутствующих в ужасе от Наполеона и его политики, а часть (в их числе Андрей Болконский и Пьер Безухов) восхищаются им. Андрей Болконский хочет наполеоновской славы, поэтому намерен пойти на войну. Пьер Безухов ещё не определился с планами на жизнь и просто кутит с другими молодыми людьми. За их опасные проделки Долохов разжалован в солдаты, а Пьера вынуждают покинуть Петербург.

Москва, именины Натальи Ростовой-старшей и маленькой Наташи в доме Ростовых на Поварской.

Наташа, Соня и Петя веселятся, Николай размышляет, как бы ему повоевать с Наполеоном, Вера не участвует в празднике.

Москва, дом графа Безухова. Случилось горе — умер граф Кирилл Безухов. Есть завещание, по которому его состояние отходит Пьеру. Родственники (в том числе князь Василий Курагин) хотят это завещание уничтожить. Начинается настоящая охота, но деньги всё- таки переходят к Пьеру. Князь Василий своего добивается другим путём: Пьера женят на его дочке Элен.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Николай Болконский живёт по строгому расписанию, Марья Николаевна, его дочь, тоже старается следовать порядкам отца. К неудовольствию старшего Болконского, расписание придётся поменять — маленькая княгиня Лиза, беременная жена Андрея, поселяется в имении Болконских. Андрей Болконский отправляется на войну.

Местность под Аустерлицем.

Русская армия отступает, чтобы получить подкрепление от Австрии и Пруссии. Кутузов, главнокомандующий русской армией, старается избежать сражений, так как армия ещё не вошла в силу. Оттягивая время решающих действий, Кутузов выставляет против французов отряд Багратиона. Кроме того, заключено тактическое перемирие с французским маршалом.

Николай Ростов участвует в боевых действиях. Всё выходит плохо: лошадь под ним убита, сам Николай ранен и даже вынужден бежать. Но побега никто не видел: Николаю дают Георгиевский крест за храбрость, и он может козырять наградой перед друзьями.

Часть 2

Москва, дом Ростовых.

Николай приезжает домой в отпуск, с ним прибывает Василий Денисов, его друг. Все чествуют Николая. У него появляется новый друг — Фёдор Долохов, который просит Николая быть секундантом на его дуэли с Пьером Безуховым (Пьер вызвал Фёдора на дуэль, узнав о его романе со своей женой Элен). Соня влюблена в Николая, поэтому, когда Долохов предлагает ей руку и сердце, девушка отказывает ему. Местью Долохова станет его карточная игра с Николаем, во время которой Николай проиграет Фёдору крупную сумму. Николай вынужден сознаться отцу, что проиграл деньги. Вместе они как-то изыскивают необходимые средства, и Николай отдаёт долг. Ему уже надо возвращаться в армию. Денисов за время отпуска успел полюбить Наташу Ростову. Он делает девушке предложение, но получает отказ.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

К Болконским приезжает Василий Курагин с сыном Анатолем. Анатолю нужно поскорее жениться на богатой. Николаю Александровичу не хочется отпускать дочь, да и жених ему не по душе. Марья Николаевна поначалу воодушевлена предложением, но потом случайно видит, как Анатоль ласкает её компаньонку, и отвечает младшему Курагину отказом.

Николай Болконский получает письмо от Кутузова. В письме говорится, что князь Андрей пал смертью храбрых; тело его не найдено. Старый князь всё же надеется, что сын жив. И в ночь, когда княгиня Лиза рожает, Андрей Болконский возвращается домой. Но княгиня Лиза умирает в родах. Болконский чувствует свою вину перед женой.

Москва, дом Пьера Безухова.

Пьер несчастлив в браке. Он получает анонимку, в которой говорится о связи его жены и Фёдора Долохова. Безухов вызывает Долохова на дуэль, ранит, выясняет с женой отношения. Он хочет освободиться от всей этой грязи, поэтому отдаёт Элен в пользование почти всё своё богатство и уезжает в Петербург.

Петербург — имение Безухова под Киевом — деревня Лысые горы.

По пути Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Приехав в Петербург, Безухов вступает в масонскую ложу. Он переполнен желанием изменить жизнь — и собирается начать со своего имения под Киевом. Пьер привозит туда идеи реформ крестьянской жизни, но ничего хорошего не выходит: управляющий обманывает Безухова. Возвращаясь в Петербург, Пьер заезжает к Болконскому. Князь Андрей разочаровался в воинской службе и вообще во всём, кроме маленького сына. Пьер делится с Андреем своими новыми идеями о жизни, и это несколько поднимает дух Болконского. Князю Андрею тоже интересны реформы, которые пытался внедрить в крестьянской жизни Пьер, и, в отличие от друга, он успешно справляется с внедрением этих реформ.

Имение Ростовых в Отрадном.

Андрей Болконский приезжает по делам в Отрадное (имение Ростовых). Семья Ростовых готовится к балу, и это первый бал для повзрослевшей Наташи. Она танцует с Болконским, и после этого князь Андрей делает девушке предложение. Предложение принято, но старый князь Болконский ставит условие женитьбы сына: нужно подождать один год. Младший Болконский уезжает на этот год за границу.

Николай приезжает в отпуск в Отрадное. Он хочет жениться на Соне, но его родители против: Соня бесприданница.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Наташа приезжает знакомиться со своей будущей семьей, но ей не очень рады: Николай Андреевич огорчён молодостью будущей невестки, а княжна Марья во всём слушает отца. Посетив оперу, Наташа познакомилась с Анатолем Курагиным. Тот начинает слать ей любовные письма, говорить о любви и даже предлагать тайно пожениться. Наташа решается бежать с Анатолем, но Соня и княгиня Мария Дмитриевна Ахросимова предотвращают этот побег, а приехавший Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль женат.

Андрей Болконский возвращается из-за границы и не может простить Наташе историю с Курагиным. Пьер Безухов говорит тоскующей Наташе, что если бы имел возможность, то тут же просил бы её руки.

Часть 3

Москва, дом Ростовых.

Деревня Лысые Горы, имение Болконских.

Военные действия заставили почти всех Болконских перебраться в Москву. В имении остаётся только старый Николай Андреевич и княжна Марья. У князя случился удар, и его отвозят в село Богучарово. Он некоторое время лежит больной, потом умирает. Перед смертью Николай Андреевич просит у дочери прощения. Княжна Марья не может уехать из села — её не выпускают крестьяне. На помощь приходит Николай Ростов, который оказался там проездом.

Бородино.

Пьер Безухов приезжает в Бородино, чтобы увидеть сражение своими глазами. В Бородинском сражении князь Андрей Болконский смертельно ранен. Он видит того, кому хотел отомстить, Анатоля Курагина. Анатолю ампутируют ногу.

Во время Бородинской битвы Пьер пытается помочь солдатам. Но происходящее приводит его в такой ужас, что он уходит и просто идёт в сторону Можайска.

Русская армия отступает. Кутузов принимает решение оставить Москву французам, чтобы сохранить армию.

Москва.

Наполеон приезжает на Поклонную гору, чтобы получить ключи от Москвы, но выясняется, что Москва пуста и горит.

Ростовы уезжают из Москвы. Они отдают раненым часть своих подвод. Среди этих раненых — князь Андрей. Наташа ухаживает за ним.

Безухов остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона, но его арестовывают французы.

Часть 4

Петербург.

Москва занята французами, а в Петербурге жизнь идёт своим чередом: балы, танцы, веселье. Император Александр хочет возглавить войска. Кутузов противится заключению мира с Наполеоном. Император настаивает на необходимости Тарутинского сражения.

Приходит весть, что французы ушли из Москвы. Кутузов считает своей главной задачей воспрепятствовать нападению русских армий на отступающих французов. Как только французская армия покидает Россию, Кутузов снимает с себя полномочия главнокомандующего. Он получает орден Георгия I степени.

Воронеж.

Николай Ростов встречает Марью Болконскую. Он хочет жениться на ней, но его смущает обещание, данное Соне. В этот момент Николай получает письмо от Сони. На этом письме настояла Наталья Ростова-старшая. Соня пишет, что освобождает Николая от всех обещаний.

Ярославль.

В Ярославле находится семья Ростовых. Узнав, что именно там умирающий князь Андрей, в Ярославль приезжает княжна Марья. Болконский умирает, и княжна Марья горюет вместе с Наташей.

Смоленская дорога.

Пьера французы приговорили к смертной казни, но уже на месте исполнения приговора решили оставить в живых. В плену Пьер знакомится с Платоном Каратаевым, простым человеком, демонстрирующим, как естественна для народа теория непротивленчества. Пьер идёт по Смоленской дороге вместе с другими пленными. На французов нападают партизаны. Они отвоёвывают пленников. В этой битве погибает Петя Ростов.

Орёл.

Пьер узнаёт, что его жена умерла и что князь Андрей после ранения прожил ещё месяц, но тоже умер.

Москва.

Пьер приезжает к княжне Марье, чтобы выразить свои соболезнования. Там он встречается с Наташей. Её потрясает новость о смерти брата. Наташа много времени проводит с Пьером. Они полюбили друг друга.

Эпилог.

Наташа вышла за Пьера и стала многодетной матерью (четверо детей). Княжна Марья стала женой Николая Ростова. Илья Андреевич Ростов умер. Пьер вступает в некое тайное общество. Когда Пьер беседует с Николаем о судьбах России, этот разговор слушает Николенька Болконский, сын князя Андрея. Как и некогда отец, Николенька мечтает о славе.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?

Ответ. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.

Кто из героев романа исповедует теорию непротивленчества?

Ответ. Платон Каратаев. Этот герой является народным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, свидетельствовало, что философия непротивления злу насилием — в природе русского человека. На Пьера Безухова знакомство с Платоном Каратаевым производит огромное впечатление.

Как повлияло на князя Андрея сражение под Аустерлицем?

Ответ. Князь понял, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.

Читайте также: