Аналитическая деятельность руководителя школы

Обновлено: 03.07.2024

Информационно-аналитическая деятельность руководителя общеобразовательной школы - это деятельность по организации сбора, фиксации управленческих параметров результативности работы образовательного учреждения, их анализа, выработки на их основе управленческих решений, структурно определяемая видами управленческой деятельности руководителя, системной взаимосвязью объектов и субъектов анализа;

Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя школы на основе информационных технологий представляет собой целостную систему действий, включающую группы взаимосвязанных этапов и определяется порядком проведения данного вида деятельности: построение на базе информационных технологий модели информационно-аналитической деятельности для обеспечения эффективного отслеживания результатов деятельности школы; создание совокупности аналитических таблиц для поддержки принятия управленческих решений;

22 -25 вопрос

Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.

Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.

Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.

Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.

Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.

Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.

Направления деятельности администрации школы:

информационно-аналитическая деятельность (создание банков данных, анализ организации образовательного процесса и др.);

организационная деятельность (обеспечение выполнения учебного плана; создание условий для индивидуальной работы с учащимися; организация обучения педагогического коллектива современным педагогическим технологиям; изучение и обобщение методики работы учителей-предметников);

мотивационно - целевая деятельность (проведение собеседования с учителями, допускающими снижение успеваемости и учебной мотивации учащихся; изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей, осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся; осуществление контроля за преподаванием отдельных учебных дисциплин, дающих перегрузку учащихся, выявление причин утомляемости);

регулятивно-коррекционная деятельность (осуществление контроля и коррекции учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения; изучение методики работы учителей по формированию у учащихся самостоятельных навыков и умений учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогическое сопровождения процесса обучения; создание ситуации успешного обучения и развития учащихся);

планово-прогностическая деятельность (определение и коррекция приоритетных направлений развития образовательного учреждения; отбор современных педагогических технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса в общеобразовательном учреждении и др.; определение перспектив взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими учебными заведениями и организациями с учетом запросов учащихся).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила зам. дир. по УВР МКОУ Шрамовская ООШ

Россошанского муниципального района Воронежской области

Д.Карнеги

Руководителю любой школы, в том числе, малокомплектной, приходится по роду своей деятельности решать множество задач разного характера.

Под анализом понимается деятельность руководителя, позво­ляющая проникнуть в суть разнообразных, часто противоречивых процессов и явлений имеющих место в школе, выявить в них предпосылки ускорения, улучшения и торможения процесса. Аналитическая деятельность неразрывно связана с творческим осмыслением сложившейся или будущей обстановки в школе, правильной ее оценкой.

Анализ является средством раскрытия наиболее действенных источников роста качества и повышения эффектив­ности работы школы в целом, отдельных ее составляющих. Анализ относится к одному из важных инструментов повышения качества управления организацией.

Взаимосвязь фактов и явлений педагогического про­цесса, взаимодействие ситуаций, звеньев обучения и воспитания требуют охвата анализом всей системы, что можно осуществить лишь при условии построения аналитической деятельности руководителя образовательных учреждений как целостной, гибкой системы.

Следовательно, для руководителя образовательной системы умение анализировать, обобщать, применять обобщение, конкретный подход к конкретным явле­ниям - это самая сущность руководства.

Любая аналитическая деятельность начинается с подготовительного этапа, и от качества работы на этом этапе зачастую зависит качество всей аналитической деятельности в целом. В ходе подготовительного этапа выстраивается модель аналитической деятельности. Построение модели процесса анализа состоит из следующих звеньев:

определение цели анализа,

конкретизация (выделение предмета),

разработка измерителей и определение инструментов, которые будут использоваться на этапе сбора и обработки данных,

определение последовательности шагов и построение плана работ,

изучение реальной ситуации,

- сравнение реальной ситуации с эталоном (установленными или предполагаемыми требованиями к предмету), оценка, обработка результатов (выводы).

Одним из самых важных составляющих аналитического процесса является умение ставить аналитическую задачу.

Это умение занимает одно из ведущих мест в процессе профессионального становления начинающего руководителя общеобразовательного учреждения. Руководитель, выполняющий аналитическую работу, решает ряд вопросов, непосредственно связаных с организацией работы коллектива. В первую очередь, это анализ деятельности всего персонала и организации в целом, составление описания обязанностей и ответственности, а также физических и интеллектуальных требований к работникам, сбор, анализ и обобщение данных, характеризующих профессии и квалификацию работников. Одним из сложнейших проблем, решаемых в ходе работы над аналитической задачей, является оценка работы персонала сегодняшний день в сфере образования это одни из сложнейших вопросов.

Анализ предусматривает разделение целого на части и установление связей между ними. Приступая к анализу ситуации, вопроса необходимо определить вид анализа, который позволит впоследствии осуществить настройку системы на оптимальный вариант достижения поставленных целей, на достижение соответствия установленным требованиям, обеспечение удовлетворенности всех участников педагогического процесса, получателей услуг и заказчиков.

Эффективное действие системы управления ОУ определяется ее способностью принимать решения, которые бы обеспечивали успешное решение поставленных задач. Именно поэтому важно максимально полно оценивать и учитывать параметры, характеризующие деятельность организации и определяющие ее функционирование и развитие. Для этого может использоваться факторный анализ , который нацелен на :

выявление значимых факторов,

описание их воздействия на систему (в том числе и управления),

ранжирование факторов по степени интенсивности влияния.

Для глубокого и детального исследования сложившейся в ОУ ситуации может использоваться метод анализа ситуаций. Ситуация рассматривается как совокупность взаимосвязанных факторов, явлений, характеризующих определенный этап, период или событие практики и требующая соответствующей оценки и действий.

Метод анализа ситуаций предполагает пошаговый разбор сложившейся ситуации в ОУ или практике управления. Упрощенная структура кейса (описания ситуации) может включать в себя:

рамочные условия (проблема, требующая разрешения; временной отрезок, т.е. как давно была выявлена проблема; ее актуальность и значимость для разных категорий);

описание действий субъектов по изменению ситуации (разрешению проблемы), т.е. кто, что, когда, каким образом; с какими трудностями столкнулись и, что предпринималось для их разрешения;

достигнутые результаты в разрешении проблемы (итоговые или промежуточные).

Ситуация подвергаются анализу, который может быть осуществлен по следующей схеме:

О чем эта ситуация?

Какие проблемы предстоит разрешить руководителю ОУ? Почему они возникли?

Что необходимо и почему сделать, чтобы разрешить выявленные проблемы?

Что может помешать?

Что будет способствовать?

Какими ресурсами располагает руководитель для разрешения проблемы?

Педагогический анализ как функция управления образовательным учреждением направлен на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результатов образовательного процесса и определение задач на предстоящий период. В школе, как правило, используется оперативный, тематический и итоговый виды педагогического анализа. Общими требованиями к педагогическому анализу являются конкретность, целенаправленность, объективность, системность, перспективность.

Среди видов педагогического анализа достаточно широко используется анализ результатов , который нацелен на получение значимой и полной информации для принятия управленческого решения по улучшению показателей, обеспечению соответствия результатов установленным требованиям, роста удовлетворенности со стороны потребителей образовательных услуг.

Данный вид анализа может быть осуществлен по схеме:

- Что получили и почему?

- Что делать дальше?

При осуществлении данного вида анализа можно воспользоваться следующими вопросами:

2. Что послужило основанием при определении данной цели?

3. В какой степени поставленная цель была достигнута?

4. Что позволяет Вам делать вывод о достижении конкретной цели на данный период?

5. Какие Ваши действия способствовали достижению этих результатов?

6. Какие силы извне Вами были задействованы для достижения этих результатов?

7. Чего не удалось достичь?

8. В чем причина не достижения планируемых результатов?

9. Что может быть рассмотрено как точки роста на предстоящий период? Почему именно эти?

10. Что необходимо сделать для обеспечения роста (улучшения показателей) по выделенным моментам?

11. Что является точками западания? Почему Вы так считаете?

Проблемно-ориентированный анализ

Проблемно-ориентированный анализ нацелен на получение общего представления о ситуации в ОУ путем выявления проблем (определения разрывов между требуемым, желаемым, ожидаемым и реальным, существующим) и установление причинно-следственных связей (определение причин, существующих проблем, выявление взаимосвязей между проблемами, причинами). В ходе проблемно-ориентированного анализа исполнители ищут ответ на следующие вопросы:

Какие реальные результаты образования не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и соответственно должны быть изменены?

Из-за каких недостатков (дефектов) образовательного процесса возникли эти проблемы (разрывы между требуемым и реальным)? Что нужно изменить?

Недостаток (дефицит) каких условий и ресурсов обусловил дефекты образовательного процесса?

Какими недостатками в управлении можно объяснить существующий дефицит в ресурсном обеспечении, дефекты образовательного процесса, а также проблемы?

При осуществлении данного анализа необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- конкретность и конструктивность формулировки проблемы;

- операциональность формулирования проблем (в формулировке должен быть виден масштаб проблемы, степень ее остроты);

- прогностичность (анализ должен проводиться в соответствии с желаемым будущим результатом, с которым необходимо сравнивать текущее положение дел);

- объяснение и понимание наличия проблемы, выстраивание причинной цепи (в выявленных проблемах, кроме констатации, должно быть обозначение причин, а также прогноз того, что случится в случае не решения обозначенной проблемы).

Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ ОУ

Какие важнейшие результаты деятельности ОУ можно рассматривать в качестве достижений?

Какие из этих результатов являются конкурентными преимуществами ОУ?

Благодаря каким ключевым свойствам образовательного процесса и образовательной среды ОУ удалось добиться этих положительных результатов?

Какие в системе управления заложены механизмы, обеспечивающие развитие ОУ?

Благодаря созданию каких условий (кадровых, материальных, информационных, финансовых и т.д.) удалось обеспечить такое построение образовательного процесса?

Таким образом, эффективность аналитической деятельности требует от руководителей образовательного учреждения глубоких знаний и закономерностей развития и функционирования объекта как управляемой системы.

Характер аналитической функции управления определяется тем, что всякое разум­ное управление должно обязательно носить целенаправ­ленный характер, при этом цель как спроектированный результат деятельности системы может сформироваться лишь в итоге анализа предшествующего состояния этой системы. Таким образом, цель анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить об­щую, целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции

Аналитическая деятельность руководителя образова­тельного учреждения обеспечивает определение и фор­мулирование цели управления, а также ее достижение. Общая цель управления образовательным учрежде­нием может быть осуществлена лишь при условии, если аналитическая деятельность руководителя приобретает целостный, системный, характер, так как сам характер аналитической деятельности таков, что он требует к себе системного подхода.

Афанасьев В. Г. Социальная информация и управле­ние обществом. - М.: Политиздат, 1975. – 408 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энцикло­педия, 1993 – Т. 1 – 608 с

Коул Д. Управление персоналом в современных организациях .- М.:Вершина,2004.-350 с.

5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М., 2000.

6. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий: Приложение № 3 к приказу МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.1995 .

7. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001.- 320с.

Ширяева В.А. Теория сильного мышления - учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные техноло­гии. - 2001. - № 3.- С. 66-83.

АНАЛИЗ - ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Аналитическая деятельность ОУ. Методические рекомендации

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

к.п.н.

Режим работы учреждения может быть режимом функционирования или режимом развития.

Режим развития предполагает, что каждый шаг в работе учреждения анализируется и по итогам этого анализа ведется дальнейшая работа, которая предполагает постоянное развитие.

Анализ деятельности – функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку образовательных результатов и выработку на его основе рекомендаций по упорядочению системы, ее оптимизации или переходу ее на более высокий качественный уровень.

В педагогическом коллективе образовательного учреждения, избравшего режим развития, идет постоянный анализ деятельности и на основе его результатов, на основе постоянного общения, получения новой информации, проводится диагностика текущего состояния дел.

Педагогический анализ решает не только технические задачи, но способствует развитию каждого учителя в отдельности. Правильно организованный педагогический анализ влияет на уровень преподавания, а следовательно, на качество образования. Педагогический анализ является одним из методов контроля, где в результате наблюдения оценива­ется деятельность всех участников образовательного процесса.

Эффективность педагогического анализа будет зависеть от целенаправленности, объективности, массовости, систематичности. Поддержание мониторинга педагогического анализа прямо повлияет на его результативность, даст коллективу знание о разных сторонах деятельности школы.

Содержание педагогического анализа:

-изучение хода и состояния наиболее важных сторон образовательного процесса;

-изучение итоговых показателей диагностических работ учащихся;

-изучение работы учителей;

-изучение работы методических объединений;

-изучение работы творческих групп учителей;

Предмет педагогического анализа:

-изучение деятельности учителей по разным направлениям их деятельности (повышению своего научного, профессионального, технологического, методического, культурного уровня);

-качество организации образовательного процесса;

-качество предметных, надпредметных, метапредметных знаний и умений чащихся;

По итогам анализа выдаются рекомендации, готовятся материалы для открытого годового отчета работы образовательного учреждения, материалы для работы с родителями и т.д.

Педагогический анализ может быть тематическим, текущим (оперативным) и итоговым.

Педагогический анализ проводится по схме:

- определение объекта анализа:

- определение его цели;

- формирование рабочей гипотезы, плана;

- организация сбора информации;

- выявление факторов, влияющих на объект анализа, установления причин вызванных этими факторами;

- обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений:

- Оформление результатов (в материалах аналитического отчета обязательно должны быть ответы на вопросы Кто, Что. Когда, Где, Как и Почему).

Итоговый анализ – оценка качества образовательного процесса четверть, триместр, год.

Цель - оценить деятельность школы и выработать а основе выводов рекомендации по совершенствованию дальнейшей работы.

- построение блока целей следующего учебного года.

Содержание: направлено на систематизацию оперативного и тематического видов анализа, оформление полученных данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе школьной документации,

Содержание итогового анализа:

· оценка качества преподавания;

· оценка качества обученности;

· оценка способностей, познавательных интересов учащихся;

· оценка уровня воспитанности;

· оценка эффективности взаимодействия учеников с социумом;

· оценка взаимодействия с родителями:

Текущий или оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии образовательного процесса (за день, за неделю, за месяц, по определенному предмету тоже за определенный промежуток времени). Такой анализ строится на посещении уроков, внеклассных мероприятий, проведения тестирования, интервью, бесед с учителями, родителями, учащимися.

Текущий контроль включает:

-оценку работы учащихся

-выявление отклонения от изучения стандарта;

-установление причин отклонения от государственного стандарта.

Результаты текущего контроля фиксируются в справках, докладных, служебных записках, в отдельных случаях в уведомлениях.

Предполагается, что результатом текущего контроля будет оперативная реакция администрации по качественному улучшению дел, вынесение организационных выводов.

Для тех, кто проводит педагогический анализ полезно в конце каждого этапа ответить на вопросы:

• Что было сделано нового?

• Как это новое можно применить в будущем?

• Какие обучающие моменты анализа можно выделить и применять в следующих работах?

• Что мне помогало, что мешало в этом процессе анализа?

• Какие явные недостатки в организации работы я вижу?

• Какой можно сделать для интенсификации педагогического анализа?

• Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

• Какие решения мне необходимо принять по этому поводу?

Кого я могу обучить приемам педагогического анализа?

Педагогический анализ – это системный подход к изучению образовательного процесса, контролю его качества, соблюдению государственных стандартов

Читайте также: