Анаэробное и аэробное дыхание план урока

Обновлено: 05.07.2024

(белки- до аминокислот, полисахариды- до моносахаридов, жиры до жирных кислот и глицерина).

  • выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде тепла.
  • не происходит запасание энергии в молекулах АТФ.

Бескислородный (анаэробный) этап:

Гликолиз- многоступенчатый процесс бескислородного расщепления молекулы глюкозы (С 6 Н 12 О 6 ) до двух молекул пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 )

  • протекает в гиалоплазме
  • 1 молекула глюкозы расщепляется до 2 молекул пировиноградной кислоты:

C 6 H 12 O 6 + 2АДФ +2H 3 PO 4 +2НАД + → 2 C 3 H 4 O 3 + 2НАД*Н+Н + + 2АТФ

  • часть энергии запасается в виде 2 макроэргических связей АТФ, а часть рассеивается в виде тепла.
  • Для некоторых живых организмов, которые живут в бескислородной среде (анаэробные бактерии и паразитические черви) этот этап является заключительным этапом энергетического обмена.
  • происходит в митохондриях
  • конечный продукт гликолиза С 3 Н 4 О 3 попадает во внутренний матрикс митохондрии, где расщепляется под действием ферментов до СО 2 и Н 0
  • СО 2 выходит из митохондрий
  • Н 0 подхватываются веществами-переносчиками (НАД и ФАД). и переносятся на внутреннюю мембрану к электрон- транспортной цепи
  • Н 0 распадается на Н + и ế (электрон) под действием ферментов

Н + переносятся в межмембранное пространство и образуют положительный потенциал

  • ế водорода накапливаются на внутренней стороне мембраны
  • здесь они взаимодействуют с поступившим в митохондрию О 2 : О 2 +2 ế = 2О 2-
  • О 2- и формируют отрицательный потенциал
  • постепенно разность потенциалов нарастает и достигает определенной величины (протонный потенциал)
  • при этом Н + силой электрического поля проходят через канал фермента АТФ-синтетазы

и попадают на внутреннюю сторону мембраны

  • Н + взаимодействуют с О 2- : 2Н + + О 2- = Н 2 О
  • проходя через АТФ-синтетазу Н + отдают энергию, которая используется для синтеза АТФ из АДФ и остатка фосфорной кислоты:

2C 3 H 4 O 3 + 6O 2 + 36АДФ + 36H 3 PO 4 → 36АТФ + 6CO 2 + 42H 2 O

  • При этом энергия запасается в 36 молекулах АТФ, часть рассеивается в виде тепла

Итоговое уравнение энергетического обмена:

C 6 H 12 O 6 + 6O 2 + 38АДФ + 38H 3 PO 4 +6Н 2 О → 6CO 2 + 12 H 2 O + 38АТФ

(При этом выделяется 2800 кДж энергии, сохраняется 1520 кДж в виде 38 макроэргических связей АТФ)

Домашнее задание : параграф 25 (3,6)

  1. Среди приведенных процессов выберите, которые относятся к пластическому обмену:дыхание, брожение, образование белка, образование крахмала, синтез гликогена.
  2. Многоступенчатый ферментативный процесс бескислородного расщепления глюкозы до пировиноградной кислоты —.
  3. Вставьте пропущенные компоненты реакции:

С 6 Н 12 О е + + 38АДФ + 38Н 3 Р0 4 = 6С0 2 + 6Н 2 0 +

Уравнение какого процесса здесь приведено?

  1. К каждому этапу энергообмена, приведенному в левой колонке, подберите соответствующие процессы из правой колонки:

А — расщепление макромолекул с помощью ферментов до мономеров; энергия рассеивается в виде тепла

Б — многоступенчатое расщепление глюкозы, происходящее в гиалоплазме без участия кислорода

В — происходит в митохондриях

Г — происходит в пищеварительном тракте

Д — конечные продукты: С0 2 и Н 2 0

Е — конечные продукты: ПВК, АТФ, НАДН + Н +

Ж — образуется 36 молекул АТФ

3 — исходное вещество: ПВК

  1. На основе закона Авогадро и знаний о молекулярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется организму человека для полного расщепления 250 г глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится. Сколько молей АТФ синтезируется?
  2. В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 2 моль глюкозы. Сколько молей АТФ при этом образовалось
  3. Определите, сколько граммов пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе
  4. Рассчитайте, сколько килограммов глюкозы синтезировано растениями в ходе фотосинтеза, если известно, что при этом выделилось 22 400 л кислорода.
  5. Рассчитайте, какое количество кислорода и фосфорной кислоты (в граммах) необходимо клеткам организма для образования АТФ, если в процессе дыхания полному окислению подвергается 90 г глюкозы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ.


Занятие фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий".


"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс.


Опорный конспект к уроку "Органы дыхания"
"Развитио опорно - двигательного аппарата и нормализации дыхания юного пианиста"

Цель:показать на практике упражнения с начинающими учениками по классу фортепиано, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, помогающие ученикам снять напряженность мышц спины, шейного от.

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание.

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные.

Свойства живого в конечном счёте неразрывно связаны с определёнными химическими превращениям

В.А. Энгельгардт.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

На прошлом занятии мы изучили удивительный процесс, появившийся в природе около 2 млрд. лет назад – фотосинтез. Мы ещё раз убедились, что энергия света не используется напрямую для синтеза органических веществ, а сначала трансформируется в АТФ и только потом энергия АТФ тратится на синтез органики (1 закон биоэнергетики). В курсе ботаники мы с восторгом говорили о космической роли зелёных растений, о необходимости их для сохранения жизни. Но этот крупнейший ароморфоз в своё время привёл к экологической катастрофе.

Каковы экологические последствия возникновения фотосинтеза? (накопление кислорода, биогенный синтез органического вещества, появление круговорота веществ, необратимые изменения условий существования, образование озонового слоя).

Каковы эволюционные последствия возникновения фотосинтеза?

Кислород – окислитель, следовательно, с накоплением его исчезла возможность абиогенного самозарождения органики. Свободный кислород – сильнейший яд для неприспособленных к нему организмов. Его накопление в атмосфере произвело колоссальную перемену. Многие анаэробные виды живых существ не перенесли этого революционного поворота в ходе развития биосферы. Кроме того, появление кислорода должно было привести к развитию живых форм более высокого уровня организации, которые могли бы его использовать. По мере увеличения концентрации кислорода в атмосфере живые организмы выработали эффективное средство извлечения энергии из органических веществ – аэробное дыхание. Аэробные организмы сейчас составляют подавляющее большинство. Но . . . во многих группах организмов – у растений, животных, грибов, бактерий, даже у человека – сохранился наряду с кислородным дыханием анаэробный процесс извлечения энергии.0

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Для ответа на эти вопросы мы не только должны рассмотреть проблему энергообеспечения клетки, но и сравнить способы получения энергии гетеротрофными организмами.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В 1931 г. академик В.А. Энгельгардт обнаружил связь между синтезом АТФ и клеточным дыханием, позднее он установил, что АТФ участвует в мышечном сокращении. В 1941 г. Липман сформулировал основной закон биоэнергетики, согласно которому энергия внешнего источника сначала запасается в форме химической энергии АТФ и лишь затем используется для совершения полезной работы. Для гетеротрофов таким внешним источником энергии являются органические вещества, поглощённые в виде пищи. Видимо, энергия этих веществ должна сначала преобразоваться в АТФ, а затем использоваться на совершение полезной работы. Давайте вспомним особенности этого химического вещества.

1. АТФ – универсальная “энергетическая валюта” – устный ответ.

Запасание энергии в форме АТФ и составляет сущность энергетического обмена или внутриклеточного дыхания. Источник энергии – окисление органических веществ, поэтому реакции синтеза АТФ из АДФ и фосфата Энгельгардт назвал окислительным фосфорилированием. Синтез АТФ может осуществляться как в ходе аэробного дыхания, так и анаэробного (презентация , слайды 2, 3, 4). Рассмотрим механизмы этих процессов и сравним их.

2. Анаэробное дыхание (гликолиз) – устный ответ (презентация, слайды 5, 6).

Дальнейшая судьба ПВК зависит от условий: если О2 нет – идёт анаэробный процесс, причём у дрожжей и растений происходит спиртовое брожение, у животных и некоторых бактерий – молочнокислое.

3. Брожение, типы брожения – устный ответ, обсуждение

А) Спиртовое брожение:

Б) Молочнокислое брожение:

Задание 2. (см рабочий лист семинара).

В ходе анаэробного дыхания образуется всего 2 АТФ.

Дальнейшее превращение ПВК в условиях О2 происходит в митохондриях. Кислородный этап состоит из 2 процессов: химических преобразований, получивших название цикл Кребса, и цепи переноса электронов. Рассмотрим механизм этих процессов.

4. Цикл Кребса (лимонной кислоты, трикарбоновых кислот) – устный ответ (презентация, слайды 7-9).

А) Дегидрирование и декарбоксилирование ПВК с образованием ацетилкофермента А:

Б) Ацетильная группа включается в цикл Кребса.

- Каков результат цикла?

На каждую окисленную молекулу ацетил КоА приходится 1 АТФ, 4 пары атомов Н, 2 молекулы СО2 (см схему).

Атомы водорода передаются на дыхательную цепь (цепь переноса электронов).

Цепь переноса электронов – устный ответ (презентация, слайд 10).

Демонстрация анимационной модели “Электроннотранспортная цепь”, обсуждение

Какую роль играют ферменты дыхательной цепи?

Какова роль кислорода?

Почему реакции синтеза АТФ получили название окислительного фосфорилирования?

Сколько АТФ синтезируется на этом этапе?

При каких условиях Н + проходят через мембрану?

Аэробный процесс включает 3 этапа: гликолиз, цикл Кребса и дыхательную цепь.

Давайте сравним аэробное и анаэробное дыхание, выявим их “+” и “-”.

Задание 3. (см. рабочий лист)

Сравнение анаэробного и аэробного дыхания

Признаки для сравнения Анаэробное дыхание Аэробное дыхание
1. Локализация в клетке.

3. Формы энергии.

4. Конечные продукты.

5. Количество АТФ.

очень быстро, в 2-3 раза

ПВК, молочная к-та, этиловый спирт и др.

Проверка выполнения (презентация, слайд 11).

Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные:

КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %. По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи.

6. Значение дыхания (презентация, слайды 12, 13).

А) В результате биологического окисления сохраняется равновесие между продукцией органики и её распадом.

Б) СО2, образующийся в результате дыхания используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах – известняках ( в 4 раза больше, чем утилизируется в ходе фотосинтеза).

В) В течение длительного времени остаётся постоянным соотношение между газами в атмосфере.

Г) Обеспечивается более полный круговорот веществ.

III. ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Давайте подведём итоги.

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

В курсе физики вы изучаете проявления законов термодинамики в неживой природе.

Итак, процессы фотосинтеза и дыхания тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в их совместном участии в круговороте веществ в биосфере, огромной эволюционной роли: и фотосинтез и аэробное дыхание явились крупнейшими ароморфозами, позволившими освоить новые среды обитания, интенсифицировать обмен веществ, ускорить процесс эволюции.

IV. Д \З. Подготовиться к семинару по теме “Пластический обмен в клетке”

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Директор КГУ «Средняя школа№35

______________________Ержан Б.Д.

ФИО учителя: Каракулова А.К.

Участвовали:

Отсутствовали:

Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.4.1 - сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания

Все учащиеся : называют этапы расщепления глюкозы и определяют место его протекания

Большинство учащихся : описывают процессы анаэробного и аэробного дыхания

Некоторые учащиеся : сравнивают процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя химическую реакцию процесса дыхания, и доказывают эффективность аэробного дыхания

Критерий оценки

Называет этапы энергетического обмена, определяет место протекания

Описывает процессы анаэробного и аэробного дыхания

Сравнивает процессы анаэробного и аэробного дыхания, доказывает эффективность аэробного дыхания

Языковые цели

Учащиеся могут: сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания

Предметная лексика и терминология: анаэробное дыхание, аэробное дыхание, гликолиз, АТФ

Серия полезных фраз для диалога и письма:

Выделяют два типа дыхания…

Гликолиз это…

Процесс дыхания выражается уравнением…

Аэробное дыхание это…

Анаэробное дыхание это…

Бескислородный этап протекает на…

Кислородный этап проходит в…

Сумммарное уравнение процесса дыхания…

Привитие ценностей

Н ациональное единство, мир и согласие в нашем обществе .

Межпредметная связь

Химия 8 класс - Количество вещества. Молярный объем газов. Физика 8 класс – закон Авогадро .

Предшествующие знания

7.1.4.1 - описывать значение дыхания для живых организмов

7.1.4.2 - различать анаэробное и аэробное типы дыхания

8.4.2.2 - сравнить строение клеток эукариот и прокариот

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Психологический настрой. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на три группы по стикерам, на обратной стороне которых написаны ключевые слова (глюкоза, митохондрия, АТФ)

Создание проблемной ситуации .

Эпиграф к нашему уроку:

В конце урока вы сможете объяснить это выражение.

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображены: клетка, дыхательная система и митохондрия.

Ребята рассмотрите эти рисунки. Что объединяет эти три картинки?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель ставит цель обучения и критерии успеха.

Введение в тему

Дыхание это процесс газообмена.

Организм обеспечивается энергией во время дыхания

Различают три типа дыхания

В дыхании принимает участие глюкоза.

Аэробы не способны жить в условиях отсутствия кислорода.

К анаэробам относятся все виды бактерий

Самооценивание по ключу. ^ ^ - ^ ^ -

Учитель : В процессе дыхания в клетке происходит извлечение энергии химических связей путем расщепления глюкозы. Это называется биологическим окислением, или клеточным дыханием .

В ходе просмотра видеоролика ответьте на вопросы данные в таблице

Каждая группа заполняет по одному этапу энергетического обмена. Суммарное уравнение дыхания следует записать всем

Где происходит расщепление?

До каких веществ расщепляются соединения клетки?

Сколько выделяется энергии?

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

Суммарное уравнение полного окисления глюкозы

Критерий: определяют этапы энергетического обмена

Дескрипторы:

1. Указывают где происходит расщепление веществ

2. Называют превращения органических веществ

3 Указывают количество выделенной энергии

4 Называют количество молекул АТФ

5. Записывают суммарное уравнение гликолиза

Дополните текст подходящими по смыслу словами, используя уравнения химической реакции процесса дыхания:

1. Аэробный и анаэробный этапы дыхания сопровождаются (……………) энергии.

2. Количество энергии на анаэробном этапе дыхания(………..) чем на аэробном этапе.

3. Вода в процессе дыхания будет (………………….) в виде водяных паров

4. Глюкоза на анаэробном этапе дыхания расщепляется до (………………) .

5. Аэробный тип дыхания проходит с участием (…………)

Критерий: Описывают типы дыхания, используя уравнения процесса дыхания

Дескрипторы:

1. Записывают изменение энергии

2. Сравнивают количество энергии на анаэробном и аэробном этапах дыхания

3. Называют процесс, происходящий с молекулами воды в процессе дыхания

4. Записывают изменение, происходящее с глюкозой на анаэробном этапе дыхания

5. Указывают условие аэробного типа дыхания

(И) Практическая часть. Решите задачу и докажите эффективность аэробного дыхания используя уравнения процесса дыхания.

Задача. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2. Определите:

Сколько моль молочной кислоты, и какой объем углекислого газа при этом образовалось?

Сколько моль АТФ при этом синтезировано, и какой объем кислорода затратили?

Сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ, и какой объем воды(г) испарился?

6 Н12 О6 → 5 ·2 С3 Н6 О3 + 5 ·2 АТФ

6 Н12 О6 + 2·6 О2 → 2·6 СО2+ 2·6 Н2 О + 2·38 АТФ

а) 10 моль С3 Н6 О3 и 12 моль- 268,8л СО2

б) 10 + 76 = 86 (моль АТФ) и 12 моль - 268,8л О2

в) 86 · 40 = 3440 (кДж энергии) и 12 моль - 268,8л Н2О

Критерий: Использует химическую реакцию процесса дыхания для решения задачи и доказывает эффективность аэробного дыхания

Дескрипторы для первой группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество молочной кислоты.

4. Подсчитывают объем углекислого газа.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для второй группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество АТФ.

4. Подсчитывают объем кислорода.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для третьей группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество энергии в кДж.

4. Подсчитывают объем газообразной воды.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Самооценивание по дескрипторам (отметить уровень заряда)

Презентация Сл. 5

Раздаточный материал: листы А4 с текстом

Рефлексия. Возвращение к целям урока.

Какова была цель нашего урока?

Как вы думаете, достигли мы цели?

Посчитайте количество баллов, которые вы набрали во время урока. Определите свое положение на лестнице успеха.

Я работал вполсилы: 11-17 баллов

Я мало потрудился, надо приложить усилия,

чтобы освоить материал: менее 11 баллов

Задание на дом: Прочитать текст §16.

1) Ответить на вопросы стр. 69-70.

2) Решить задачу 2 стр. 70

3) Определите количество энергии, и в какой форме они аккумулированы в молекулах АТФ, которые вы набрали за урок.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по целям обучения

Дифференциация по степени оказания поддержки через диалог

Дифференциация по формам взаимодействия. Более способные учащиеся могут оказать поддержку отстающему однокласснику при работе в паре и группе.

Дифференциация по конечному результату

самооценивание по ключу

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: п равила сидения за столом и сохранения осанки, профилактика близорукости

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 155 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2019 3984
  • DOCX 256.8 кбайт
  • 98 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каракулова Алия Каналевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка урока

Изучить необходимые термины и предметную лексику на русском, казахском и английском языках ( аэробное и анаэробное дыхание , высвобождение, энергия, вдох, выдох, углекислый газ, кислород, глюкоза, энергия, частота дыхания, мышцы)

Серия полезных фраз для диалога/письма

( Для того чтобы…., В связи с тем, что…. Здесь рассматривается проблема + Род. Падеж).

Дыхание высвобождает энергию .

· Моя частота дыхания увеличивается, когда я занимаюсь физическими упражнениями, потому что .

Мышцы нуждаются в большем количестве кислорода для .

Академическая честность, ответственность, взаимоуважение, навыки критического мышления.

Навыки использования ИКТ

использование ноутбуков для поиска информации.

Использование презентации, интерактивной доски

Способность различать аэробное и анаэробное дыхание, Фотосинтез

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Тема заранее не объявляется, т.к. учащиеся должны сформулировать ее сами.

Активизация имеющихся знаний

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

1. Как вы себя чувствуете? Что вы почувствовали, опишите свое состояние?

2. Как вы думаете, с чем это связано? (почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?)

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4 . А каким образом мы дышим?

( Да, в оздух всасывается через нос и движется внутрь организма, затем выталкивается из организма во время выдоха).

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Обратная связь: учитель – ученик.

Объявление темы и целей урока.

Беседа учителя об использовании кислорода живыми организмами для получения энергии .

Дыхание – Совокупность процессов, обеспечивающих поступление
в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ
и удаление углекислого газа

Существует два вида дыхания – аэробное и анаэробное.

При аэробном дыхании глюкоза и кислород вступают в реакцию, в результате чего образуется двуокись углерода , вода и энергия.

При анаэробном дыхании глюкоза участвует в реакции, в результате чего образуется молочная кислота и энергия.

Энергии больше выделяется при аэробном дыхании, чем при анаэробном дыхании.

Учитель предлагает учащимся записать словесное уравнение дыхания.

Аэробное дыхание

Глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + энергия

Анаэробное дыхание

Глюкоза = молочная кислота + энергия

Комментарий учителя

- Вы знаете, что все живые организмы дышат. Относятся ли растения к живым организмам?

Ответить на вопросы:

1 . Есть ли специальные органы дыхания у растений? Если да, то какие.

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?

Дыхание органов растений

Цели лабораторной работы:

- опытным путём убедиться, что все органы растения дышат;

- подтвердить выделение углекислого газа качественной реакцией на известковую воду.

Описание работы:

Необходимо взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них помещаются 30-40 набухших, прорастающих семян фасоли. Во вторую кладут корнеплоды моркови, выдержанные перед этим 2-3 дня в воде. В третью банку помещаются свежесрезанные стебли растений с листьями. В каждую банку помещается также стакан с известковой водой. Плотно закрывают банки пробками и ставят в темное теплое место. На следующий день проверяют, изменился ли состав воздуха в банках. В каждую из банок опускают зажженную свечу, прикрепленную к проволоке.


Предполагаемый ответ учащихся: зелёные растения выделяют углекислый газ,поглощая кислород.

Учащимся необходимо ответить на вопрос, какие органы растений задействованы в процессе дыхания?

Выполнение Виртуальной лабораторной работы:

Просмотр видео материала

Свечи гаснут, так как в процессе дыхания органы растений поглотили кислород из воздуха, находящегося в банках, и выделили большое количество углекислого газа. (Известковая вода помутнела при взаимодействии с углекислым газом).

Закрепление

Закончите предложения

1.Дыхание – это процесс…

2.В ходе дыхания выделяется воздух, насыщенный…

3.При дыхании все живые организмы вдыхают…

4.Дыхательные приспособления в листьях растений называются…

5.Дыхание в отличие от процесса фотосинтеза происходит…

6.Все органы растения способны к…

Вывод по уроку: таким образом, с учетом вышесказанного как бы мы уточнили тему нашего урока? (дыхание растений).

Читайте также: