Алхимия и химия как связаны между собой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако оказывается, что эта наука о трансмутации металлов и растений не только была известна арабам, египтянам, китайцам и даже индейцам доколумбовой Америки, но по своей основной характеристике, заключающейся в создании символического видения природных мутаций, она восходит своими корнями к самому происхождению человека.

Все магические и религиозные традиции, идущие из глубин древности, доносят до нас постоянное стремление наших предков придать глубокий смысл природным мутациям, свидетелями или участниками которых они были.

Алхимия – это прежде всего наука и искусство транс-мутации.

Глубоко изменяя природу вещей, она не выходит при этом за естественные рамки. В этом смысле она является наукой о бытии.

Алхимия – это не обьективная наука.

Связь химии и алхимии

Алхимию часто рассматривали в качестве предшественницы химии. Однако такая концепция алхимии никоим образом не приведет нас к ее пониманию, так как химия предлагает совершенно иной подход к природным феноменам.

Безусловно, и в том, и в другом случае речь идет о естественных мутациях. Но если химия основана на наблюдении за феноменами и ее действие направлено от внешнего (наблюдатель) к внутреннему (элементы материи), то алхимия при изучении явлений идет от внутреннего к внешнем, то есть от сути к формальному проявлению.

Когда речь идет о химии, мы можем говорить о трансформации, изучать изменение внешнего вида объектов и устанавливать классификацию, основанную на принципе идентичности: А есть А и не может быть Б, если они отличаются по форме. Алхимия открывает нам тайну трансмутации, постигаемую при помощи принципа аналогии между наблюдателем и объектом в его становлении. Здесь имеются в виду два взаимодополняющих подхода к пониманию жизни; алхимия включает в себя химию, ибо она в конце концов имеет дело с трансформацией, или изменением, которая является одной из сторон любой трансмутации, или превращения.

В самом деле, понятно, что человек легко может измениться, если сменит грубую одежду на изящную и благородную, но ему гораздо труднее так изменить свою глубинную природу, чтобы благородство стало для него внутренне более естественно, чем грубость.

Вот такая заманчивая награда ждет того, кто желает изучить алхимию.

Что значит познать вещь изнутри?

Объективная наука предполагает использование точной техники, подобной интерфейсу между наблюдателем и объектом наблюдения. При этом в целях максимальной объективности никоим образом не принимается в расчет состояние души наблюдателя. Поэтому его может заменить даже компьютер.

Такая механизация сознания доступна всем без углубления в суть дела, и именно поэтому обучать этой науке относительно легко.

Овладев алхимическим языком, мы оказываемся перед совершенно иной формой педагогики, поскольку создается впечатление, что алхимия и объективная наука полностью противоположны.

Алхимический язык – это поэтика, обращенная главным образом к воображению:

Алхимические тексты не поддаются математической расшифровке, поскольку в них часто встречаются загадки, фантастические истории, героями которых являются создания, существующие лишь в воображении.

Это сбивает с толку и может стать препятствием для того, кто не будет заставлять работать свое воображение. Понимание изнутри ведет к тому, что собственный внутренний мир человека в достаточной степени обогащается символическими образами, готовыми войти в резонанс со смыслом текста. Невозможно понять что-либо, не видя основную мысль. Почему же именно эта мнимая преграда превращает алхимию в науку, отталкивающую столь многих?

Напомним: речь идет о том, чтобы познать живое существо, не препарируя его, то есть не заставляя его умереть.

Алхимия – это прежде всего искусство, а не техника.

Это Искусство Любви, Царское искусство, как говорили средневековые алхимики, и его герметический, сокровенный характер есть не что иное, как знак уважения к Живому: можно дотронутся до кого-либо путем простого физического прикосновения, но это даст лишь поверхностное, мимолетное и преходящее знание. Если же мы соприкоснемся с его сердцем, то нам откроется его истинное измерение, измерение существа, тело которого – не более чем оболочка, одежда.

Итак, говоря символическим языком, алхимическое знание основывается на умении заставить нашу внутреннюю струну вибрировать в гармонии с внутренней струной того существа, которое мы желаем познать, идет ли речь о человеке, животном, растении или даже о камне – почему бы и нет?

Для алхимика живым является все. Его задача – научиться вести диалог с тем, что живет в каждой вещи, то есть с тем, что может заставить ее измениться.

Теперь мы можем лучше понять основное кредо алхимика:

Такое двойное освобождение выражается через существование активной циркуляции между самыми плотными и самыми тонкими сферами бытия. Вот почему бессмысленно говорить о материальной или духовной алхимии.

Любое творение есть симбиоз Идеи и Субстанции. Алхимию интересует то, что их обьединяет, связь, которая не может не быть парадоксальной, если принять во внимание противоположность этих двух миров. Лишь идея циркуляции может устранить это противоречие.

Таким образом, любое существо, чем бы оно ни было – минералом, растением, животным или человеком, - может стать философским камнем.

Но все эти определения имели в виду только высшую алхимию, на поприще изыскания которой работало только два сорта лиц: алхимики-суфлеры, не имевшие понятия о теории и работавшие случайно. Они, правда, искали философский камень, но только попутно, при производстве продуктов промышленной химии, каковы: мыла, искусственные драгоценные камни, кислоты, краски и пр.; это были родоначальники химии; они-то и продавали за деньги тайну изготовления золота; шарлатаны и мошенники, они делали фальшивые монеты. Многие из них были повешаны на вызолоченных виселицах.

Напротив, герметические философы, гнушаясь подобными работами, предавались изысканию философского камня не из жадности, но из любви к науке. Они имели специальные теории, которые не позволяли им удаляться за известные пределы.

Так, в приготовлении философского камня они работали обыкновенно только над благородными металлами, между тем как суфлеры имели дело с различными произведениями царств растительного, животного и минерального. Философы придерживались доктрин, сохраняющихся в неприкосновенности целые века, тогда как суфлеры мало-помалу оставили дорогостоящие изыскания, к тому же крайне медленные, и занялись производством продуктов повседневного обихода, приносящие хороший доход; таким путем химия превратилась постепенно в особую науку и отделилась от алхимии.

Теперь мы рассмотрим проблемы алхимии. Главная состояла в приготовлении эликсира, магистерия, философского камня , имеющего способность превращать обыкновенные металлы в благородные. Различали два вида эликсира: один – белый, превращавший металлы в серебро; другой – красный, превращавший их в золото.

Греческие алхимики знали это различие двух эликсиров; первый белил металлы, второй их желтил. Вначале за философским камнем признавалось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как то: производить бриллианты и другие драгоценные камни, исцелять все болезни, продлевать человеческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает, знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т.д.

Алхимики искали также алкагест , или всеобщий растворитель. Эта жидкость должна была разлагать на составные части все погруженные в нее тела. Одни думали ее найти в едком калии, другие – в царской водке, Глаубер – в своей соли (сернокислом натрии). Они не сообразили только того, что если бы алкагест действительно все растворял, то уничтожил бы и содержащий его сосуд. Но как бы ошибочна ни была гипотеза, она помогает открытию истины; отыскивая алкагест, алхимики открыли много простых тел.

Проблема квинтэссенции была рациональнее. Надо было извлечь из каждого тела самые деятельные части, непосредственным результатом чего являлось совершенствование очистительных процессов.

Таким образом, у алхимиков не было недостатка в предметах для испытания терпения, но большинство оставляло без внимания второстепенные задачи для Великого Делания. Большая часть герметических сочинений говорит только о философском камне.

Алхимия - это попытка объединить развивавшую в средние века химию с философией, различной мистикой, нумерологией, астрономией и др.
Поросла различными мифами, т. к. понимали алхимию ограниченный круг людей, все записи шифровались. Самый известный - философский камень.
Но алхимики сделали весомый вклад в изучении химии. В частности - открытие новых элементов и сплавов металлов.

Ну как бэ нет, алхимия - лженаука, которая подразумевала что из смеси всяких разных ингридиентов можно получить нереальные соединения. Химия - наука, полностью научно обоснована, есть доказательства и реальные опыты ко всем процессам, тогда как в алхимии вы не найдёте реального объяснения тому или иному.

если по просту, то:
Алхимия - наука о трансформации физических объектов (металлы или целые живые организмы)
Химия - наука о трансформации вещества и его св-вах на атомарном и молекулярном уровне

т. е. Увидал алхимик рельсу ржавую.. . фигакс фигакс чтото там нашаманил и рельса превратилась ну скажем в самовар или шашлычницу.
А химик увидав эту рельсу утопит ее в ванне с серной кислотой и получит мешок соли и кучу пузырей )))

В Средние века колоссальный вклад в изучение элементов, веществ и вариантов их взаимодействия внесли алхимики.

Идеи о возможности трансмутации металлов, то есть о превращении одного в другой, были популярны ещё в эпоху Античности. Разумеется, речь шла о превращении свинца или олова в золото или серебро. Но никак не наоборот! Однако настоящий бум экспериментов с отчаянными попытками превратить неблагородные металлы в благородные начался в эпоху Средневековья.

Близость золота по своим качествам к свинцу и ртути была очевидна ещё в древности. Но как добиться превращения одного в другое?

1.jpg

К 10-му веку учение Джабира ибн Хайяна оказалось чрезвычайно популярным в Европе. Жажда быстрого обогащения, да ещё и власти над временем привела к тому, что в среде владетельных сеньоров и зажиточных горожан возник ажиотажный спрос на алхимиков. То есть на людей, владеющих необходимыми знаниями для поиска философского камня. Возникли сотни секретных лабораторий (чтобы сохранить сакральные знания в тайне), где ради заветной цели проводились бесконечные эксперименты со всевозможными веществами.

В средневековой Европе каждый уважающий себя монарх содержал собственную бригаду алхимиков и снабжал их всем необходимым. Некоторые шли ещё дальше. Так, император Священной Римской империи Рудольф II в своей резиденции организовал не просто тайный подвал для сомнительных опытов, а настоящий алхимический центр. При таком покровительстве и поддержке результаты не заставили себя долго ждать.

Философский камень, разумеется, никто не нашёл. Но зато знания людей о свойствах веществ невероятно обогатились. А заодно было совершено множество открытий, имевших далеко идущие последствия.

В 13-м веке английский монах-францисканец Роджер Бэкон, экспериментируя с селитрой, получил чёрный порох. На рубеже 13−14 веков испанский алхимик Арнольд из Виллановы создал труд, в котором подробно описал не только различные яды, но и противоядия, а также лечебные свойства растений. Это был огромный шаг вперёд для средневековой медицины. В 15-м веке немецкий монах-алхимик Василий Валентин (чьё существование, правда, оспаривается некоторыми исследователями) открыл серную кислоту, а также впервые подробно описал сурьму.

2.jpg

Огромный вклад в прогресс внёс живший в первой половине 16-го века швейцарский алхимик Парацельс. Именно он превратил алхимические эксперименты в серьёзную науку. А вскоре интерес к алхимии начал снижаться. Для образованных людей стала очевидной тщетность всех попыток научиться обращать ртуть или свинец в золото.

Большинство предметов, которые знакомы нам со школьной скамьи (во время практических работ на уроках химии), были придуманы и введены в обращение алхимиками. Или, по крайней мере, приспособлены для лабораторных опытов. Это, например, мензурки, колбы разных форм, всевозможные фильтры, капельницы или пипетки, змеевики, а также горелки с устройством для регулировки интенсивности пламени.

Любопытно, что в 19-м веке о работах алхимиков упоминали как о пустой трате времени. Считалось, что средневековые исследователи были шарлатанами и авантюристами, которые только спекулировали на невежестве общества. И никакого практического результата их труды не имели. Лишь в 20-м веке от подобной оценки отказались и признали важную роль алхимиков в создании современной химии.

Алхимия

Наука

Когда и где возникла алхимия — этого мы не знаем. Отдельные химические знания и приёмы восходят к предистории человечества. Это были наблюдения и знания, которые человек собирал, сталкиваясь с явлениями природы, использовал и применял в своей жизни.

Так было с покорением огня, который дал человеку возможность впервые сделать для себя менее ощутимой смену времён года и который в руках человека стал мощным средством производства. Огонь сделал для человека возможным обжиг глины и выплавку металлов. Человек приобрёл опыт в использовании для своих потребностей трав и других растений, установил ядовитый или лечебный характер их соков и заложил основы лечебного искусства. Опытным путём создавались приспособления, которые в виде очага или перегонных приборов позволяли проводить или облегчать переработку разных материалов.

Металлургия

Плавка металла, фреска, ок. 3000 до н.э., Древний Египет

Для правильного объяснения разных явлений природы в те времена ещё не существовало достаточных технических средств, знаний. Для этого не был приспособлен и характер мышления человека. А в тех случаях, когда человек пытался найти объяснение того, что он наблюдал, вместо естественнонаучных закономерностей в его сознание проникали боги и демоны.

Алхимия

С другой стороны, у многих народов химическими работами интересовалась каста жрецов, которые представляли собой прослойку более образованных людей из народа. Жрецы вносили в химию в значительной степени религиозные представления, которые мы встречаем в химии на протяжении всех средних веков. Своими знаниями они старались возвыситься над другими людьми и пользовались даваемыми этими знаниями возможностями для того, чтобы одурманивать людей, доказывать и укреплять своё превосходство над ними.

При выполнении химических работ уже рано выяснилось, что многие вещества превращаются в другие. При наличии в те времена весьма незначительных знаний вовсе не удивительным представлялось заключение о том, что задача превращения неблагородных металлов в золото является задачей действительно выполнимой.

К тому же эти стремления сильно подогревались одним учением, которое постоянно воодушевляло алхимиков в их попытках трансмутации элементов. Это учение основывалось на идеях греческих философов: Аристотеля, Платона и школы стоиков. В особенности учение Аристотеля воспринималось даже и в средние века без всякой проверки большинством алхимиков, потому что это учение шло навстречу их пожеланиям и служило оправданием их попыток, а также и потому, что это учение было принято господствовавшей в те времена католической церковью.

Аристотель, алхимия

Аристотель

Согласно учению Аристотеля, которое в этой области тесно примыкало к учению Платона, материя характеризуется четырьмя основными свойствами:

К этим четырём стихиям впоследствии ещё был присоединён мировой эфир. Существенное значение имеют не сами эти элементы, а их основные свойства. Огонь характеризуется двумя свойствами — теплом и сухостью, воздух — влажностью и теплотой, земля — сухостью и холодом, наконец, вода — холодом и влажностью.

Алхимия

Всё это идейное достояние древности было собрано в Александрии — столице науки и оттуда распространялось дальше по странам Востока. После крушения Римской империи алхимию стали культивировать и развивать арабы. После покорения Северной Африки и Испании арабские учёные появились и в Европе и занялись духовным покорением побеждённых стран. Они перенесли алхимическое учение и в Европу. Остатки алхимических взглядов сохранились также в Византии и в Италии и после падения Западного Римского государства. Путь для распространения алхимии в Европе был свободен.

Алхимия

Обыкновенно религиозные, астрологические и магические воззрения были перемешаны с алхимическими, и таким образом создавался язык, обогащённый аллегориями и туманными местами. Невольно вспоминаются строки Гёте, которые он вкладывает в уста Фауста:

Являлся красный лев — и был он женихом,

И в тёплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнём,

И из сосуда их в сосуд перемещали.

При этом красный лев обозначал красную окись ртути, которая с соляной кислотой (белой лилией) перегонялась из одной дистилляционной колбы в другую.

Алхимия

Алхимия

Алхимия

Карикатура на алхимиков (по картине Петра Брюгеля)

Ещё в XVIII веке было известно изречение:

Алхимия

Подобно тому как Иисус прошел, не будучи замечен, через ряды иудеев, так это было и с алхимиками, которые также скитались непонятые и неузнанные в массе народа. Нечего и говорить, что вся эта история была придумана лишь в позднейшее время.

Иначе обстояло дело в самом начале распространения алхимии в Европе. Впервые в Германии стало известно о появлении одного из алхимиков в 1063 году. Это был крещёный еврей по имени Павел. Он появился при дворе архиепископа Адальберта Бременского и объявил, что умеет делать золото. В это время при княжеских дворах ещё царили гораздо более рассудительные нравы, чем несколько столетий спустя. Поэтому заявление этого алхимика не было принято всерьёз, а самого его прогнали.

Алхимия. Альбертуса Магнус (1200-1280)

Альбертуса Магнус (1200-1280)

Алхимия. Рожер Бэкон (1214-1292)

Рожер Бэкон (1214-1292)

Равным образом и в лице искусного врача Арнольда Виллоновануса и Раймунда Лулла мы видим представителей таких алхимиков, которые на основании своих подлинных, а также на основании приписываемых им сочинений могут считаться исследователями, оказавшими в последующее время значительное влияние на развитие химии.

Эта выдержка из записи Гельмонта указывает на то, что, по всей вероятности всё так действительно и было, как он описывает, однако не подлежит сомнению, что он сам стал жертвой искусного мошенничества. На радостях, что ему удалась трансмутация, Гельмонт дал своему сыну имя Меркурий. Последний также сделался на всю свою жизнь усердным, но бесплодным алхимиком.

Алхимия

Известны некоторые уловки, которые часто практиковались алхимиками при их мошенничествах:

Герцог Фридрих Вюртембергский также был однажды одурачен одним алхимиком. В погребе в присутствии герцога тигель с наполнявшими его веществами был поставлен на огонь; при этом были произнесены необходимые слова заклинания и затем все, а также и сам алхимик должны были покинуть погреб, который и был наглухо заперт и запечатан печатями. Когда через некоторое время все снова вошли в погреб, таинство уже свершилось. В тигле было обнаружено чистое золото. Однако тайна была скоро разоблачена. Когда все вышли из погреба, мальчик, которого алхимик спрятал в погребе в ящик, вылез из этого ящика и бросил немного золота в тигель. Алхимик был наказан так, как в то время обыкновенно наказывали за подобные преступления. Он был усыпан золотыми блестками и повешен на позолоченной виселице.

В это время быть алхимиком было уже опасно. Тот, кто отваживался на мошенничество и при этом попадался, обыкновенно кончал по приказанию обманутого князя свою жизнь на виселице. Многих алхимиков заключали в темницу, наоборот, именно потому, что им удалось убедить окружающих в том, что они владеют своим искусством. В этом случае князья опасались, что они скроются, унося с собой свою тайну. В тех случаях, когда какому-нибудь князю надоедали безуспешные старания такого алхимика, последний иногда предавался пытке, ибо его молчание и безуспешные работы рассматривались как шантаж.

Для поощрения работ алхимиков в XVII веке и в более позднее время образовывались общества. Наиболее известными из них были общество Розенкрейцеров и Герметическое общество. Очень показательным и свидетельствующим о невежестве и об отсутствии критичности является тот факт, что оба эти общества обязаны своим возникновением шутке.

В связи со сказанным следует ещё упомянуть об открытии докторара Мите, который в 1913 году, будучи профессором Берлинской высшей школы, при своих работах с дуговыми ртутными лампами установил, что при длительной работе этих ламп в ртути удаётся обнаружить ничтожные количества золота. Мите никоим образом не являлся алхимиком. Возможности появления этих незначительных количеств золота в ртути не приходится, однако, отрицать. Из других частей света также поступили сведения, подтверждающие открытие Мите. Тщательные анализы ртути, до наполнения ею ламп всегда показывали отрицательный результат в отношении присутствия в ней золота, и обнаруженные впоследствии количества золота не могли поступить из самой ртути. Эти опыты были неоднократно повторены с соблюдением строжайших предохранительных мероприятий, чтобы избежать возможного проникновения золота в аппаратуру извне. Однако неизменно опыт давал положительный результат. Через два года загадка разъяснилась. При электрических разрядах это золото могло перейти из провода и из электродов в ртуть и в этой ртути накопляться.

Алхимия. Врач и философ Парацельс (1493-1541)

Один из основателей современной науки алхимик,врач и философ Парацельс (1493-1541)

Что же касается подлинных научных результатов алхимии, то они по сравнению с затраченным временем и трудом должны быть признаны крайне незначительными. Правда, было бы ошибкой признать всю эту эпоху совершенно бесполезной. И отрицательные результаты являются результатами, а при выполнении своих работ алхимики получили возможность познакомиться со многими веществами и усовершенствовать методы химической работы и химические приборы.

Алхимия. Фридриг Бёттгер (1682-1719), создатель европейского фарфора

Фридриг Бёттгер (1682-1719), алхимик, создатель европейского фарфора

Теперь мы знаем, что привело алхимию к крушению, но мы также знаем, что превращение одних элементов в другие вполне возможно, пусть совершенно иным путём и совершенно иными средствами. Однако мы всё же и в настоящее время не разделяем мнения, высказанного профессором Гитанером, который ещё в 1800 году утверждал:

З. Шпаусус. Путешествие в мир химии. М.: Государственное учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР, 1959

Читайте также: