Алан уотс путь дзен о чем кратко

Обновлено: 04.07.2024

Все мы живем в мире конвенций и именно по этой причине нам так трудно видеть вещи и понимать, чем они не являются. Не соглашусь с предыдущим отзывом, книга написана просто и ясно и то, о чем говорит Алан Уоттс очень свежо и многие вещи благодаря ему проясняются . Интересны мысли о связи Дзэн и Даосизма и о том, что Дзэн отражает китайский способ. Читать полностью

Давно искала эту книгу. Давний год издания. Лучшее, что написано про дзен: и для европейского мышления и а духе дзен.

Пока не обнаружил. Бумага и текст, конечно, немного выцвели, но это естественный процесс для букинистики

Обратите внимание, что есть другое издание (хотя и того же издательства София), с другим переводом и разделами до / после основного текста. Я приобрел оба, просто ради интереса и из уважения к Алану Уоттсу, так что эта информация проверена лично

Автору книги, надо не про дзен писать, а инструкции к объектно ориентированым языкам программирования. Книга наполнена такими терминами - Линейный путь жизни, конвециональное знание, абстракции и конвециональные знаки, вот цитата из книги, стр 31 "так общение с помощью конвециональных знаков представляет нам мир в абстрактном линейном. Читать полностью


Для кого эта книга?

Откройте для себя историю и принципы, лежащие в основе древней философии

Западному человеку часто сложно осознать абстрактные идеи, составляющие ядро философии дзэн, некоторые из которых могут показаться нам парадоксальными. К счастью, писатель и мыслитель Алан Уоттс снимает покров тайны с этого учения и расшифровывает его порой парадоксальные идеи. Его книга рассказывает, что такое философия дзэн и как она сформировалась под влиянием китайского даосизма, а также знакомит с некоторыми основными дзэн-принципами. Не пугайтесь: после прочтения этого обзора вы вполне можете обнаружить, что теперь видите мир немного иначе!

Также вы узнаете:

Основу дзэн-буддизма заложила китайская философия дао

Подумайте об этом в таком ключе: вы не можете заставить свой язык точнее определять вкус, вам просто следует довериться ему. Точно так же вы должны быть способны доверять своему разуму. Ясность ума и доверие к его природным способностям позже заняли центральное место в философии дзэн. Но прежде, чем мы к этому подойдем, давайте узнаем, как появился буддизм.

Буддизм был всеохватывающим учением, из которого выросла философия дзэн

Сидя под деревом, Будда внезапно достиг просветления и осознал, что пока человек стремится постичь, кем он является в жизни, он обречен на неудачу. Именно этот аспект буддизма – внезапное прозрение – в итоге стал основой философии дзэн.

Хотя Будда жил в Индии в период где-то между V и IV веками до н. э., первый буддийский текст, Палийский канон, был написан только спустя 400 лет. До этого буддизм существовал лишь в устной форме. Это осложняет понимание воззрений самого Будды, но мы все-таки можем выделить наиболее важные идеи.

Во всей индийской философии присутствует идея самопожертвования Бога, или атма-яджна. Считается, что порождая мир, Бог разрушился и раскололся на множество частей. Таким образом, в каждом существе есть частица Бога, и цель нашей жизни состоит в конечном воссоединении с Единым Целым. В буддизме познание себя означает познание своей изначальной сущности – Бога. Для этого вам нужно освободиться от всех форм отождествления. Вы – это не ваше тело, не ваши мысли и не ваши чувства, не ваша социальная роль матери или врача.

Буддизм Махаяны предложил решение психологических дилемм традиционного буддизма

Японский мастер дзэн Нан Ин, живший в эпоху Мэйдзи. как то принимал у себя профессора университета, который пришёл, что бы порасспросить его о дзэн. Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор какое- то время смотрел на чай, льющийся через край, наконец, не вытерпев, воскликнул:

  • -Чашка полная! Больше не входит!
  • - Вот как эта чашка - ответил Нан Ин - так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли показать вам дзэн, если вы не опорожнили свою чашку?
  • Писать о дзэн невероятно трудно и . (долго искал подходящее слово, и так и не нашел) неблагодарно, что- ли. Особенно таким как я , у которых есть полузнание, полу-чувство. Ибо " кто знает, тот не говорит; кто говорит, тот не знает."
  • Прежде чем начать писать, я посмотрел что на тему дзэн есть в сети , начиная с википедии и далее. Увы, ничего конструктивного, такого что действительно выражало бы дух дзэн. я не обнаружил. Везде попытки объяснить при помощи слов и логики, то что логикой и словами объяснить нельзя. Это вечное заблуждение запада, что если чему-то дать определение, как нибудь назвать, то это сразу все сделает понятным и объясненным. "Дао, которое можно выразить словами, это не есть вечное дао". Это первая строка, с которых начинается " Дао дэ цзин", создание которой приписывается Лао Дзы. Когда я заинтересовался данной проблемой, то обнаружил почти полное отсутствие литературы на эту тему. Во всяком случае русскоязычной. В этом писании я буду опираться и использовать следующие произведения:
  • Дао де цзин
  • Конфуций Суждения и беседы.
  • Сборник Плоть и Кости ДЗЭН
  • Алан Уотс Путь дзэн

Традиция говорит, что в 520 г. к императору У из династии Лян, пришел буддийский монах, которого звали Бодхидхарма. Но, хотя У и покровительствовал буддистам, все же взгляды пришлого монаха не пришлись У по душе и Бодхидхарма ушел в монастырь, другого царства - Вэй- где и провел несколько лет. Бодхидхарма считается основоположником дзэн (кит. чань), и первым патриархом. Трудно сказать, насколько эта легенда соответствует действительности, тем более что дзэн в большей степени имеет китайское лицо, нежели индийское.Но за неимением других данных, нам придется принять эту версию. Река дзэн результат слияния двух источников, двух разных взглядов на рождение и существование мира - буддизма Индии и даосизма Китая.

Индуистская картина окружающего мира представляется как театр, театр одного актера, в котором один божественный актер создает этот мир путем самопожертвования (атма - яджна) и играет одновременно все роли.

У Пуруши тысяча голов, тысяча глаз, тысяча ступней. Он охватывает всю землю и возвышается над ней на десять пальцев. Этот Пуруша все что было и будет

Смысл в том, что бог познает этот мир через каждую личность, каждая личность- это роль в которую погружен бог, в самозабвении он становиться всеми, но не перестает быть богом. Он разделен в игре, но остается неразделимым. И когда игра заканчивается, индивид пробуждается и ощущает свою божественность. Божественная игра охватывает все: время и пространство, наслаждение и боль, добро и зло. Более того проблемы зла, как таковой, в индуизме просто не существует, ибо невозможно постичь свет не зная тьмы, наслаждение без боли, так и добро без зла. Эта игра продолжается бесконечно повторяясь в течении многих кальп ( 4 320 000 000 лет) Время забыто, есть только мгновение. Такое состояние ума называется мокша . Что это такое? В индийской философии об этом не говорится почти ничего, но говорится много о том чем опыт мокши не является. Мокшу понимают так же как освобождение от майии . Мир фактов и событий - это майя , которая скрывает единую реальность Брахмана . Брахман не двойственен, он ничему не противоположен, его нельзя классифицировать. Ибо классификация - это и есть майя - мир событий и фактов это всего лишь измерение, оценка а не реальность. Рупа или форма, тоже майя, ибо форма не постоянна. Майя приравнивается к попытке ума поймать изменчивые формы природы в сети классификации. Доктрина майи говорит о том , что реальный, изменчивый мир нельзя заключить в сети слов и концепций. Именно сознание иллюзорности мира лежит в основе буддизма.

Гаутама Будда ( умер в около 545 г. до н.э.) в соответствии с индусской традицией стал риши, мудрецом оставившим привычную жизнь и даже отказавшись от своей касты. Согласно преданию Гаутама в течении семи лет при помощи аскезы и медитации пытался вырваться из порочного круга майи, но у него ничего не получалось. И вот как то вечером, в отчаянии, он оставил свой пост, поел чего-то, что не позволял себе в своей аскезе, и, вдруг, почувствовал в себе какое то изменение. Он сел под, знаменитое теперь, дерево и утром с первым лучом утренней звезды пришли ясность и понимание. Это было "непревзойденное, полное пробуждение", освобождение от майи и сансары. передать, то почувствовал в этот момент Будда при помощи слов не возможно, ибо даже такая попытка означает возврат в мир майи, и вы не сможете сказать ничего кроме того что выражено в приписываемых Будде словах :

Да Субхути, я не получил даже самого меньшего от непревзойденного, полного пробуждения, и именно поэтому оно называется непревзойденным, полным пробуждением.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

С Аланом Уотсом познакомился прочтя книгу Дао путь воды. В последствии решил продолжить изучение его трудов, и не пожалел. Я прочел достаточное колличество литературы на тему дзен буддизма, и могу сказать, что данная книга по праву может считаться одной из лучших.
Кого-то может смутить сложный стиль написания, но если привыкнуть к этому, то можно многое для себя почерпнуть.

Это самая интересная вещь, которую я читал. Это просто вселенная в маленькой книжке. Плавно и постепенно автор проводит читателя от истоков даосизма и буддизма к филоссофии дзен. Ты как будто проживаешь несколько тысяч лет развития философской мысли вместе с автором. При этом, такого ясного и глубокого описания учений Будды и Дао я не читал нигде, многое встало на свои места, многое покинуло их, взрывая мозг и прежние представления. Для того, кто интересуется буддизмом, даосизмом, дзеном - больше ничего не нужно. Пути Дзен Алана Уотса хватит на всех троих.

Книжка небольшого формата и небольшого объёма, что просто удивительно, учитывая её информативность! Как автор смог так кратко и в то же время глубоко освятить по сути 3 родственных учения - знает наверное только Дао. Точнее неЗнает)))

Издание приятное, твёрдая обложка, лёгкая. Из минусов - тонкие листы, местами текст просвечивает. Иллюстраций мало - в основном ближе к концу, где описывается проявление Дзен в культуре Китая и Японии. Заканчивается - китайскими иероглифами, ссылки на которые разбросаны по всему тексту - что как бы намекает на то, что эту книжку можно читать бесконечно, снова и снова открывая для себя новые грани бескрайнего Пути.


Философ, лектор, популяризатор восточных учений на Западе и обладатель хитрого прищура Алан Уотс за последние годы успел стать звездой YouTube, поговорить о Дао в песне рок-группы Millionaire, озвучить видеоигру Everything, и принять участие в презентации приставки Xbox Series X. В общем, Уотс будто живет насыщенной жизнью при том, что сорок с лишним лет как умер.

Алан Уотс — герой американской контркультуры и психоделических 60-х. Среди читателей значились Брюс Ли, Джек Керуак, позднее — Стив Джобс, и еще целая армия обкуренных хиппи. Истоки философии Уотса, однако, лежали не в психоактивных веществах, а в религиях: он описывал свое мировоззрение как буддийско-индуистское, с примесью даосизма и православного христианства (Уотсу была не по нраву католическая демонизация всего плотского). Рос Алан Уотс в пригороде Лондона, в католической традиции, но еще подростком примкнул к буддийскому сообществу и быстро снискал репутацию теологического вундеркинда. Закончив типичную английскую частную школу, он упустил возможность поступить в Оксфордский университет — его эссе там посчитали нахальным, — и занялся самообразованием

Вечеринка в плавучем доме Уотса в 1967 году. Слева направо: Тимоти Лири, Аллен Гинзберг, Алан Уотс, Гэри Снайдер.
Источник: Sonoma Index-Tribune

Впоследствии Уотс часто критикует иудео-христианское мировоззрение. Он считал, что христианские догматы и вера в бога-тирана провоцируют хроническое чувство вины и скорее вносят в жизнь человека тревогу, нежели гармонию с мирозданием. Но знание христианской мифологии стало важным инструментом в его лекционном методе. После ухода из церкви, в 1951 году Алан Уотс переехал в Сан-Франциско, где получил должность декана Американской академии исследований Азии. Помимо этого Уотс на добровольных началах вел передачу на радио, она сформировала круг фанатов из калифорнийских битников, и так опальный священник превратился в философа-бунтаря, внесистемного духовного наставника. Глубокий голос, британский акцент, драматичная гипнотическая подача, юмор и внешность архетипического бога-отца этой роли пошли на пользу.

Читайте также: