Актуальность внеурочной деятельности в начальной школе по фгос

Обновлено: 30.06.2024

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования

Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.

Основная часть

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

  1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
  2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
  3. Формирование навыков коммуникативного общения.
  4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
  5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
  6. Обучение правилам и формам совместной работы.
  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Общекультурное направление.
  3. Социальное направление.
  4. Общеинтеллектуальное направление.
  5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах “Ритмика”, “Плавание”, “Динамическая пауза”.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами “Словесные забавы”, “Разговор о правильном питании”. Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “РТС”.

Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой “Азбука нравственности”

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Заключение

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещаются основные моменты "внеурочной деятельности". А именно: раскрывается понятие "внеурочной деятельности", дается актуальность и её преимущества.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать всесторонне развитую личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Особое внимание в ФГОС второго поколения уделяется внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Преимущества внеурочной деятельности.

Школа самостоятельно определяет, как построить внеурочную деятельность и состав ее организаторов. Можно привлекать как школьных работников, так и специалистов из учреждений дополнительного образования детей, а также спорта и культуры. Желательно вовлекать и семьи ребят.

Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития.

- Учитывает личностные особенности детей.

- Создает для школьников оптимальные условия для обучения.

- НЕ ограничивает развитие личности школьников.

Плюсы внеурочной деятельности:

организован досуг ребенка;

сплочение классного коллектива;

дополнительно приобретаемое для занятий оборудование универсально, его можно использовать и на уроках.

Внеурочная деятельность (внеклассная работа) -это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время, это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления ЗУН, развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нельзя забывать, что внеурочная деятельность позволяет ребенку развивать свой творческий потенциал, делает его более самостоятельным в выборе способа проведения досуга. С детства ребята начинают понимать, что свободное время намного лучше проводить с пользой, занимаясь интересным делом, расширяя кругозор, укрепляя здоровье, а, главное, – приобретая новые навыки, которые обязательно пригодятся в жизни.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Оценить 3667 0

Актуальность организации внеурочной деятельности

в условиях введения ФГОС основного общего образования

Меджидова Людмила Алексеевна

МОУ СОШ № 13 г .Серпухов

Учитель английского языка

Актуальность организации внеурочной деятельности

в условиях введения ФГОС основного общего образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО , следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, так как использование внеурочной деятельности необходимо для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой, обучающийся не только что-либо узнаёт, но и учиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в основной школе позволяет решить ряд очень важных задач:

-обеспечить преемственность на этапе начала обучения и в среднем звене школы;

-снизить учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы внеурочной деятельности в основной школе должны способствовать формированию:

-целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

-эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-способности использования математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

-значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

-уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-умений организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев. При освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений.

Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности образовательного учреждения , который разрабатывается по ступеням общего образования. Целью данной работы должно быть наиболее продуктивное осуществление воспитания ребенка в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Для этого необходимо решить основные задачи:

•выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

•создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

•формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

•развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

•создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;

•развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

•оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

•расширение рамок общения с социумом.

Выполнение данных задач позволит стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность .

Для реализации в школах доступны следующие виды внеурочной деятельности:

4.досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

7.трудовая (производственная) деятельность;

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно - деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества . Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009.

2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.

3.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

6.Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

3 Актуальность внеурочной деятельности в образовательном учреждении Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся, которая способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность продолжение того, что мы делаем на уроке, и даёт новый взгляд на образовательные результаты.

4 Целью внеурочной деятельности Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов учащихся 1 класса в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения, создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

6 Личностные характеристики выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

7 Основные функции в начальной школе: образовательная воспитательная креативная компенсационная рекреационная профориентационная интеграционная функция социализации функция самореализации

8 Принципами организации внеурочной деятельности опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности;

9 Моменты организации внеурочной деятельности приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; запросы родителей, законных представителей первоклассников; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

14 Основная цель : создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

15 План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности реализуют педагогические работники школы (учитель начальных классов, учителя- предметники, педагог-организатор, социальный педагог, педагог- психолог, учитель-логопед, школьный библиотекарь) и педагоги дополнительного образования

16 Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

18 Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность включается в вариативную часть учебного плана и на нее отводится от 2 до 10 часов в неделю. При этом аудиторные занятия не превышают более 50%. Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 35 минут 35 минут согласно требованиям СанПиН от 29 декабря 2010 года 189.

19 Режим занятий в 1 классе: учебная деятельность: отдых: (динамические паузы) внеурочная деятельность:

20 Уровни результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Предполагаемые результаты: внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой самореализации каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой.

30 Первый уровень Второй уровеньТретий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Уровни результатов внеурочной деятельности

35 РАСПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАССА ПО ФГОС

40 Оценка эффективности внеурочной деятельности школьников на каждом уровне достижения воспитательных результатов проводится, прежде всего, с помощью диагностики личностного роста школьников и методики изучения уровня развития детского коллектива

43 Ожидаемые результаты. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране; воспитание у детей толерантности; навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; осознанного отношения к профессиональному самоопределению; необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Результаты внеурочной деятельности будут зафиксированы в портфолио обучающихся.

44 Результаты внеурочной деятельности фиксируются в портфолио обучающихся.

Читайте также: